Доклад на тему «Опыт внедрения ФГОС НОО средствами образовательной системы «Школа 2100»
статья на тему

Материал содержит текст доклада  и  презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_doklada.docx22.56 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Текст доклада на тему «Опыт внедрения ФГОС НОО средствами образовательной системы «Школа 2100»

Учитель начальных классов

МБОУ «Чернореченская СОШ №1»

Шкредова Евгения Геннадьевна

В рамках реализации президентской инициативы «Наша Новая школа» с 2011-2012 уч. года  1 классы перешли на ФГОС НОО второго поколения. Цель и основной результат образования согласно ФГОС – 2: развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий; на основе познания и освоения мира. ЗУНы - средства для достижения целей (Слайды 1, 2).

Полноценным итогом начального обучения должно стать появление желания и становление умения учиться, развитие учебного сотрудничества, а также формирование понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения.

Изменение требований к образовательному результату отражено в «портрете выпускника начальной школы».(Слайд 3)

Каким образом можно получить новый образовательный результат?  (Слайд 4)

Учителю необходимо подобрать средства организации образовательного процесса, направленного на достижение Требований стандарта к результатам образования. Мне ответить на этот вопрос помогла ОС «Школа 2100». (Слайд 5)

Новый стандарт нацелен на смену образовательной парадигмы: вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.

Целью Образовательной системы «Школа 2100» является формирование функционально грамотной личности, т.е. человека, который:

обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;

владеет обобщённым целостным представлением о мире (картиной мира);

привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;

усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации;

толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живёт и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать своё мнение и уважать мнение других;

эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;

способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.

Для выращивания функционально грамотной личности важнейшую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные результаты деятельности школьников.

В рамках Образовательной системы «Школа 2100» для достижения нового образовательного результата не только выстроена система общеучебных умений (личностных результатов, УУД), не только используются технологии, позволяющие эффективно их развивать, но и сформирован понятный алгоритм реализации заявленных целей. Его иллюстрацией может служить схематический рисунок «пирамиды успеха», позволяющей на основе системы продуктивных заданий в каждом из учебников достичь целей каждого предмета, а с их помощью обеспечить метапредметные результаты и, в конечном итоге, достичь цели образования – вырастить функционально грамотную личность.(Слайд 6)

Следующее существенное отличие нового стандарта – акцент на умения применять знания. Главное – не знания, а умение их добывать и ими пользоваться. Это прекрасно согласуется с идеей  Образовательной системы «Школа 2100»: выполнение учащимися продуктивных творческих заданий (правильный результат выполнения таких заданий нельзя найти в учебнике в готовом виде; но в текстах и иллюстрациях учебника есть подсказки, позволяющие выполнить задание). Продуктивное задание – переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения конкретной задачи – путь к формированию УУД. Репродуктивные задания позволяют усвоить предметное содержание. В жизни мы часто сталкиваемся со случаями, которые  не описаны в учебнике. Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилами и закономерностями. Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие.

 (Слайды 7,8)

Деятельностный подход – концептуальная основа нового стандарта.

Все предметные УМК Образовательной системы «Школа 2100» основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу в полном объеме реализовать деятельностный подход в работе с учащимися. Это:

● проблемно-диалогическая технология;

● технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);

● технология оценивания учебных успехов;

● проектная технология. (Слайд 9)

Проблемно-диалогическая технология (Слайд 10) даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая формирование умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных. (Слайд 11)

Технология оценивания (Слайд 12) образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.(Слайды 13-21)

Данная технология направлена (Слайд 22) прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) (Слайд 23) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. (Слайд 24)

Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста. 

В рамках Образовательной системы «Школа 2100» на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Таким образом, учитель, работающий по Образовательной системе «Школа 2100», имеет возможность достигать новых целей образования, действуя привычно - просто качественно проводя уроки с использованием принятых в этой системе технологий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель и основной результат образования согласно ФГОС НОО: Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий ; на основе познания и освоения мира .

Слайд 2

Понятие УУД УУД – умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта (в широком понимании) УУД – совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность (в узком понимании)

Слайд 3

Предметные результаты знания умения , опыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты способы деятельности , применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций, интересы , мотивации , толерант-ность ФГОС: изменение требований к ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения

Слайд 4

ФГОС: каким образом можно получить новый результат? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий ( КИМы : вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) способность к самоорганизации в решении учебных задач прогресс в личностном развитии

Слайд 6

Пирамида успеха

Слайд 7

Что такое продуктивное задание? Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки. Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные . 2. Найди у каждого предмета его Э кватор, П олюс, С еверное и Ю жное полушарие и подпиши их выделенными буквами.

Слайд 8

Что делает ученик, чтобы выполнить такое продуктивное задание? 1) Выделяет ключевые слова: экватор, полюс, Северное и Южное полушарие. 2) Находит в тексте объяснение этих понятий (§ 5. Глобус – модель Земли). 3) Делает умозаключение по аналогии , рассматривая игрушку в качестве модели нашей планеты и в соответствии с этим перенося свойства точек, линий и полушарий с глобуса на игрушку.

Слайд 9

9 Продуктивное чтение ( Н.Н.Светловская – Бунеевы ) Цель: глубокое понимание текста Средство: вычитывание содержания, подтекста и концептуальных смыслов в ходе трех этапов работы с любым текстом Проблемно-диалогическая ( Е.Л.Мельникова ) Цель - самостоятельное решение проблем Средство – постановка проблем и открытие знаний вместе с учениками Оценивание учебных успехов ( Д.Д.Данилов ) Цель: контрольно-оценочная самостоятельность школьников Средство: коренное изменение правил: переход от внешнего контроля к самооценке . Технология проектной деятельности Работа над проектами - способ формирования универсальных учебных действий

Слайд 10

10 Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Проблемно-диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения, 5. Применение знаний учениками Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми Учебники Подача материала

Слайд 11

11 Какие образовательные результаты обеспечивает проблемно-диалогическая технология? Регулятивные: умение решать проблемы. Коммуникативные: умение вести диалог. Познавательные: извлекать информацию, делать выводы и т.п. Личностные: в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.

Слайд 12

ЧТО? КТО? Оценка = отметка Учитель Традиции оценивания Новая технология: Отметка – за продуктивные решения Самооценка ученика + в диалоге с учителем ГДЕ? Журнал +Таблица требований КОГДА? «Всегда – накопляе- мость отметок» Текущие - по желанию, Тематические - обязательны КАК? 5. 4. 3. 2. Уровни успешности: Необходимый. Программный. Макс. мини макс Полный состав правил Технологии оценивания учебных успехов :

Слайд 13

Правило 1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? «Оцениваться может любое, особенно успешное действие (предметное, метапредметное , личностное), а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи)». Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика) Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности) Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ : общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.

Слайд 14

Правило 2. КТО ОЦЕНИВАЕТ? « На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель . Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценки), что она завышена или занижена .

Слайд 15

Правило 2. «САМООЦЕНКА» « Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку. » Алгоритм самооценки (вопросы к ученику) : 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Слайд 16

Правило 3. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? «За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка» ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы) ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий . Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок , которые если необходимо (выставить в журнал одну отметку) усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть понятно ученику

Слайд 17

Правило 4. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ? В таблицах результатов образования (предметных, метапредметных и личностных) и в портфеле достижений! Таблицы результатов образования – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик: предметных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных- неперсонифицированных . Портфель достижений - сборник работ и результатов, демонстрирующих усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях .

Слайд 18

ТАБЛИЦЫ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Определять цель (проблему) и план действий Действовать по плану, решая проблему Оценивать результат действий Ученики Определять цель обнаруживать и формулировать проблему: Н – учебной деятельности, урока П – тему проекта . Выдвигать версии , прогнозировать результат и определять средства решения проблемы: Н – выбирая из предложенных П – самостоятельно искать средства достижения цели. . Планировать с помощью учителя учебную деятельность: Н - решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера; П - осуществление проекта. Работать по плану (предложенному и самостоятельно составленному), используя Н - основные П - и дополнительные средства (справочники, сложные приборы, средства ИКТ) По ходу работы сверять свои действия с целью , находить и исправлять ошибки Н – с помощью учителя П - самостоятельно. Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев: Н – в привычной учебной ситуации на уроке П – при оценке проекта; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки. Осознавать причины своего успеха или неуспеха , находить выход из ситуации неуспеха Н – в диалоге с учителем П – самостоятельно. Н П Н П Н П Н П Н П Н П Н П 1. 2. Средний % по классу Регулятивные УУД . Н - необходимый уровень , П – повышенный уровень

Слайд 19

Результаты интегрированной проверочной работы учащихся 2 «А» класса за 2016-2017 учебный год Учебные предметы Чтение и работа с информацией Окружающий мир Колич. бал лов - %вы полнения Достигнутый уровень Познавательные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Умения 1, 2 вычитывать информацию, данную в явном виде составлять план текста 3, 4 вычитывать информацию, данную в неявном виде 5 умение фиксировать определенную информацию 6 умение искать информацию, пояснять (аргументировать) свое решение 7 , 8 извлекать информацию, из текста и использовать ее для формулирования своей позиции 9 знание природных зон и умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме 10 извлекать информацию из изображения (картины) 11 извлекать информацию из схематичного изображения 12 находить информацию в тексте и соотносить ее со схематичным изображением 13 оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей 14 планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей 15 определять наиболее эффективные способы достижения результата 16 ставить цель своей деятельности Байрамова Н. 1 0 1 1 1 0 0 1 0 0 0 2 0 0 1 1 8 - 44% Ниже базового Борисов М. 1 1 1 1 0 1 1 2 1 1 1 2 1 0 1 1 1 6 – 89 % Н. у. « хорошо » Воронин В. 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 0 1 1 2 1 2 15- 83% 4 -24% Н. у. « хорошо » Гуськова Д. 1 0 1 1 2 1 1 3 2 1 1 2 1 1 1 2 17 – 94% 9 – 53% П. у. « отл .»

Слайд 20

Правило 6: КАК? (по уровням успешности) Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи , подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем . Это «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи , где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - « отлично». Максимальный уровень (повышенный НЕобязательно проверяемый) - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. И сключительно. « Превосходно».

Слайд 21

21 Какие образовательные результаты обеспечивает технология оценивания? Регулятивные: умение определять, достигнут ли результат деятельности. Коммуникативные: умение аргументированно отстаивать свою точку зрения. Познавательные: умение логически обосновывать свои выводы. Личностные: толерантное отношение к иным решениям.

Слайд 22

3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста до чтения текста – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения Технология формирования типа правильной читательской деятельности Цель – самостоятельно понимать текст Алгоритм - три этапа работы с любым текстом:

Слайд 23

Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения? Коммуникативные: формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника. Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию. Личностные: в случае если анализ текста порождает оценочные суждения. Регулятивные: умение работать по плану (алгоритму).

Слайд 24

Познавательный проект « 70-летию Победы посвящается…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Внедрение технологии проблемного обучения в рамках образовательной системы «Школа 2100»

Начиная работать по УМК "Школа 2100" , учитель сталкивается  с необходимостью применять в своей деятельности технологию проблемного обучения, которая является основой данной программы. Изучив мет...

Урок математики в 4 классе по теме: «Задачи на движение. Движение вдогонку». Образовательная система «Школа 2100»

Урок открытия новых знаний. Цели урока: Формирование умения проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени при движении вдогонку, фиксировать результа...