Обучение орфографии в начальной школе
статья на тему

Статья о трудностях и путях преодоления в обучении орфогрфии в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfogramma.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение орфографии в начальной школе: трудности и пути их преодоления

Орфографическая грамотность обучающихся –  одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития.

Почему обучающиеся знают правила, приводят примеры, вставляют в слова пропущенные буквы, но при свободной записи мыслей допускаю ошибки?

«Орфографическая слепота» школьников – одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок. У детей отсутствует «орфографическая зоркость».

Главное средство воспитания орфографической зоркости – правильное и своевременное формирование понятий об орфограмме. Что же понимать под орфограммой? Очень важно, какой смысл вкладывает в этот термин учитель. Прав тот, кто понимает, что орфограмма – это место в слове, где для обозначения определенного звука нужно выбрать букву.

Если обучающийся поймет, что при письме на месте одного и того же безударного гласного звука или парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова бывают разные буквы, но для определенного слова правильна только одна и нужно ее выбрать, а потом зафиксировать в их сознании названные опознавательные признаки таких «опасных» мест, то орфографическая зоркость у младших школьников будет развита в полном объеме.

Учитель должен постоянно заботиться о становлении у обучающихся осознанного орфографического действия. Ребята должны научиться выполнять каждое из  четырех компонентов этого действия:

ставить орфографические задачи;

устанавливать тип орфограмм и соотносить ее с определенным правилом;

применять правило;

проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.

Очень важно научить младших школьников решать орфографические задачи, то есть делать «опасное место» безопасным. Если ученик не знает, каким должно быть проверочное слово и как нужно действовать, чтобы его найти, вероятность появления ошибки в его тетради очень велика.

В большинстве случаев школьники «блуждают в потемках», пытаясь отыскать проверки для реальных и несуществующих орфограмм.

Привычное нам: «Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное» (то же и для парных по глухости-звонкости согласных) предполагает слишком широкую область поиска, лишенный конкретности способ действий. И поэтому, отлично зная формулировку правила, ученик все же затрудняется в подборе проверочного слова. От учителей нередко можно услышать, что причина сложностей состоит в скудости словарного запаса младших школьников, в их неумении извлечь из памяти нужное слово, которое отвечало бы необходимым для успешной проверки требованиям. Думается, причина в другом. Во-первых, дети не умеют свободно пользоваться словарным запасом, а во-вторых, среди различных вариантов они часто просто не узнают проверочное слово.

Допустим, ученик обнаружил орфограммы в слове ст.ро.ка приступает к решению поставленных орфографических задач. Для безударного гласного он без труда подбирает проверку: сторож. А как быть с парным по глухости-звонкости согласным? Изменять форму слова он привык по образцу: один - много, много - один, то есть сторожка-сторожки. Но этот способ в данном случае не работает. Сумеет ли ученик без специальной подготовки так изменить слово, чтобы «опасное место» стало безопасным, узнает ли в словоформе дорожек проверку?

Если же учесть, что в традиционной практике школьники в большинстве случаев имеют дело с именами существительными, то можно представить, как нелегко им узнать в различных формах глагола проверочные слова и увидеть в них один и тот же корень, например: скажет и сказанный для ск.зать, развертывать и развернутый для р.зв.рнула т.п.

Как же снять возможные затруднения в поиске проверок для безударных гласных и парных по глухости - звонкости согласных, как вооружить младших школьников, еще не владеющих многими грамматическими понятиями и умениями, гибким и универсальным способом действий?

 Как повысить эффективность формирования умения решать орфографические задачи в корне?

1.        Правила о безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных нужно рассматривать не отдельно, а вместе.

2.        Учащимся не только дается установка на подбор проверочного слова и ее традиционная расшифровка, но и показываются конкретные способы поиска нужных проверок для слов разных частей речи.

3.        Из способов подбора проверочных слов в учебнике особо выделен один - объясни значение слова с помощью однокоренного.

Размышления над тем, почему тому или иному предмету дано его название, наблюдение за ударным гласным в словах-объяснениях приведут учеников к выводу о том, что толкование значения слова с помощью однокоренного - это интересный способ подбора проверочных слов. Внедряя этот способ, важно понимать, что его систематическое применение значимо не только для грамотности школьников, но и для повышения их общей культуры пользования словом.

В своей речевой практике обучающиеся активно пользуются словами и других частей речи, в корнях которых не менее часто встречаются и безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные. Чтобы эти орфографические задачи успешно решать, ребята учатся искать проверочные слова сначала для названий действий, затем - для названий признаков.

Какой из способов проверки орфограмм в корнях глаголов будет освоен первым? Способ «объясни значение слова с помощью однокоренного». Дети видят, что слова-подсказки отвечают на вопроc что? (кто?). Затем, после упражнений в образовании однокоренных слов от названий действий, ученики поднимаются на новый уровень обобщения: делают вывод, что подбор однокоренного слова, отвечающего на вопрос что?, - это еще один способ узнать букву в корнях названий действий.

Далее вводится способ подбора проверочного слова путем изменения глаголов «по команде вопроса» что делает? или что сделает? Если встречается задание, предполагающее выполнение «команды вопроса» что (с)делает?, школьники произносят два вопроса с союзом или между ними. Например, выбирая букву для корня слова св.рил, ученик рассуждает: «Изменю слово по команде вопросов что сделает? или что делает?. Что сделает? - сварит или что делает! -варит. Значит, в корне слова сварил напишу букву а».

Затем дети учатся изменять глаголы «по командам» других вопросов: что (с)делал?что (с)делаю?(последний для букв согласных): еле. - влезу.

Очень важно учитывать, что при записи проверочных слов часто возникают новые орфографические проблемы в суффиксах и окончаниях (например, л.вил-лов.т, св.рил-вар.т, свар.т и т.п.). В связи с этим необходимо приучать ребят использовать «окошки» в проверочных словах. Надо подобрать языковой  материал так, чтобы ребятам снова «открылся» способ, требующий объяснения значения слов: м.рская прогулка - это прогулка по морю, кл.новый л.сток - это лист клёна и т.п.

Далее в качестве проверочных используются однокоренные (так называемые «ласковые») слова. Они же помогают поставить проблему, решение которой приведет к третьему способу - изменению «по команде» вопроса каков? Как это происходит?

Без труда проверяя корни в словах у.кая, ле.кий, кре.кая с помощью прилагательных узенький, легонький, крепенький, обучающиеся продолжают действовать по инерции и для слова ги. кая в качестве проверочного подбирают гибенький. Но в русском языке такого слова нет, поэтому данный способ для прилагательного гибкий неприменим. Созданная ситуация и обеспечивает мотивированный переход к освоению названного выше способа - изменению по команде вопроса каков? Заметим, что упражнения в таком изменении формы прилагательных подготовят ребят к выявлению в недалеком будущем непроизносимых согласных: ужасный - (каков?) ужасен; радостный - (каков?) радостен.

И вот ребята в той или иной мере научились, выбирая букву на месте «главных опасностей» письма, правильно действовать со словами разных частей речи. Следующий шаг - включение освоенных ими умений в общую структуру орфографического действия. Этой цели подчинены уроки обобщающего характера. Логика первого из них определяется поиском ответа на вопрос: «Как действовать, чтобы найти проверочные слова для корня?» Он будет полным и четким, если все знания обобщить и упорядочить.

Главное средство воспитания орфографической зоркости – правильное и своевременное формирование понятий об орфограмме.

При соблюдении совокупности методических и психолого-педагогических условий эффективности формирования орфографической зоркости у младших школьников будет проходить более успешно и уровень орфографической грамотности повысится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.

      Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это одежда мысли, по кото...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

Информация будет полезна учителям, работающим по любому УМК....

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах

На дистанционных курсах Педагогического университета " Первое сентября" выполняла контрольные работы по курсу обучения орфографии в начальной школе. Многие вопросы заинтересовали....

«Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе»

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической  грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступ...

Обучение орфографии в начальных классах

Одним из главных вопросов преподавания русского языка в школе был и остаётся вопрос об орфографической грамотности учащихся. Перед нами, учителями начальных классов, возникает необходимость искать наи...

Методика обучения орфографии в начальной школе.

Орфографическая грамотность - составная часть языковой культуры. Основы ее закладываются в начальной школе. На этой ступени обучения есть своя специфика, которая вызвана возрастом детей и отсутствием ...