Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧ
статья на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Павлова Е. К.,
учитель начальных классов
ГБОУ №11 Василеостровского района
Санкт-Петербурга
Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП.
Быстрое и качественное овладение науками – на сегодняшний день стало одной из главных целей в сфере образования. Все больше новых техник, методик, технологий и методов; идет непрерывное изучение, проводятся эксперименты, ведутся наблюдения - и все это в поисках универсальных технологий, которые будут отвечать современным запросам образовательного процесса.
На сегодняшний день, коллективный способ обучения, как форма организации учебного занятия, позволяет увеличить и улучшить качество обучения.
Психологи утверждают, что взаимообучение является одним из наиболее эффективных способов усвоения знаний. Активно развивается критическое мышление, которое включает в себя так же развитие коммуникативных навыков, умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
Работа в коллективе повышает учебную и познавательную мотивацию; снижается уровень тревожности; улучшается психологический климат в классе, учащиеся свободны в выяснении причины затруднений и пути их решений; развивается толерантность; развивается умение правильно оценивать работу одноклассников, анализировать процесс работы и себя.
Чтобы понять, почему в данном случае нужно акцентировать внимание на развитии критического мышления, обратимся, прежде всего, к понятию – что такое критическое мышление: критическое мышление, вкратце, это самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее и самокорректирующее мышление. Это предполагает соглашение со строгими стандартами, что влечет за собой эффективную коммуникацию и способность решать проблемы. Технология «Критического мышления» сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающее психологическое напряжение. Вот почему данная технология и методы группового обучения так хорошо друг друга дополняют. Метод коллективного обучения решает ряд задач, которые стоят перед развитием критического мышления учеников.
Что можно сказать об этих методах? Прежде всего - педагогу следует учитывать некоторые организационные моменты, впервые решив провести коллективную работу в классе, учесть возраст и опыт детей. В первый раз выбирается для работы в парах простейший материал, возможно, даже из уже пройденного и хорошо усвоенного. Продолжительность работы в парах планируется на 10-15 минут, не более. Для начальной школы можно даже 5 минут.
Сначала используются пары постоянного состава, - те, в которых ученики обычно сидят на уроках. Когда ученики немного привыкнут к работе в парах, можете ввести пары ограниченной сменности, - один ученик меняет партнёра под руководством учителя (и по выбору учителя). Только после того, как ученики хорошо освоятся с работой в парах, можно вводить пары сменного состава со свободным выбором партнёров.
Примеры простых видов работы в парах: сочинить сказку, задачу, эксперимент; взаимный диктант или тренер-ученик (английский язык).
Источники эффективности работы в парах:
- внутренняя мотивация (когда человек делает выбор и совершает действие по своему выбору, тогда возникает подлинно внутренняя мотивация)
- комфорт (общение с партнером комфортнее, чем с учителем, как и возможность выбора подходящего партнера; самостоятельное регулирование скорости работы; регулирование объема домашнего задания)
- социализация (работа в коллективе объединяет), работа с подходящим партнером (комфорт и качество работы)
Итак, у ученика при парном обучении есть несколько свобод: свобода по времени, свобода в установке скорости действий, свобода по теме занятия, свобода по выбору партнера в паре и свобода по выбору места для занятий.
Специалисты утверждают, что даже одной из этих свобод, которыми обладает ученик в парном процессе обучения, вполне достаточно для высокой мотивации ученика к учебе.
Еще одна форма обучения – групповая. Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:
- класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;
- каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;
- внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);
- процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
- выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
Групповое обучение, так же, привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.
Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:
- по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;
- содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций.
Одно из важных условий эффективной организации групповой работы - правильное, продуманное комплектование групп. Важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх». В том случае, когда перед учителем стоит задача научить сотрудничать, можно применить способ «случайной группы».
Что касается количественного состава группы, то по результатам наблюдения, группа из четырех человек в большей мере склонна к обсуждению, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четырех учащихся более продуктивна, чем работа пары. Кроме того, целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Таким образом, группа из пяти человек является самой оптимальной.
Организация групповой работы меняет и функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему:
- объяснение цели предстоящей работы;
- комплектование групп;
- комментарий к заданиям для групп;
- контроль за ходом групповой работы;
- попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
- после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.
Итак, еще раз вернемся к пониманию сути «критического мышления». Цель теории критического мышления – развитие мыслительных навыков у детей, которые будут необходимы не только в учебной деятельности, но и в жизни, которые помогут принять взвешенное и единственное решение.
Таким образом, коллективное обучение, как способ достижения поставленной, глобальной цели ТРКМ, в полной мере можно назвать подходящим, отвечающим практически всем запросам и требованиям технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация образовательной деятельности обучающихся в группах сменного состава на уроках английского языка в рамках ФГОС
Представлена система индивидуализированного обучения английискому языку в группаз сменного состава...
Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧ.
Быстрое и качественное овладение науками – на сегодняшний день стало одной из главных целей в сфере образования. Все больше новых техник, методик, технологий и методов; идет непре...
Обучение в парах,группах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП.
Эта статья поможет учителям в работе с детьми....
«Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП» ( из опыта работы)
Педагогические технологии – способ взаимодействия педагога и учащихся для достижения образовательных целей....
Работа в парах постоянного и сменного состава, работа в группах.
Этапы знакомства детей младшего школьного возраста с групповыми формами работы на уроке....
Обучение в группах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП
Статья на тему : "Обучение в группах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП" ...
Статья «Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП» ( из опыта работы учителя начальных классов)
Статья «Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП»( из опыта работы учителя начальных классов)...