Условия адаптации первоклассников
статья на тему
Материалы из опыта работы по успешной адаптации первоклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pervoklassnikov.docx | 35.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия адаптации первоклассников
В жизни ребёнка немало сложных этапов и трудных задач. Одним из таких является первые шаги в школьный мир. Именно в первые месяцы обучения в школе организм ребёнка испытывает нагрузку, схожую по интенсивности и напряжённости с экстремальными ситуациями для хорошо тренированного взрослого человека.
Социально-психологическая адаптация ребёнка к новым условиям обучения и воспитания у каждого проходит по-разному и может занимать по продолжительности от 1 месяца до года. Многие факторы участвуют в этом сложном для ребёнка процессе:
- психологическая готовность ребенка к школе
- здоровье ребёнка
- личностные особенности (характер и темперамент)
- особенности семейного воспитания и т.д.
Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.
Поэтому задача учителя начальных классов грамотно определить для себя основные этапы и задачи адаптации ребенка в школе и своевременно оказать помощь детям и их родителям.
Система работы по адаптации первоклассников, которую я применяю на практике, включает следующие направления педагогической деятельности:
- диагностическую;
- аналитическую;
- развивающую;
- консультативную.
Реализация системы состоит из нескольких этапов.
Первый этап - знакомство с будущими первоклассниками путем реализации программы «Школа будущего первоклассника». Занятия проводятся в игровой форме в летний период. Подбор содержания занятий осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, на основании практической направленности, занимательности, наглядности и пр.
Второй этап системы – работа с родителями. Этот этап проходит одновременно с первым и заключается в знакомстве родителей с особенностями развития ребенка 6-7 лет, советами психологов. Для этого я раздаю Памятки родителям первоклассников, рекомендую ознакомиться со специальной литературой (Ю.Соколова «Тесты на готовность к школе ребенка 6 -7 лет», Ю.Соколова «Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет»).
Проводимая работа позволяет составить таблицу результатов психолого-педагогических исследований готовности к школе детей еще до начала обучения и наметить дальнейшую работу по адаптационному периоду. Так реализуется третий этап системы – диагностический.
Анкетирование родителей (четвертый этап) провожу в первых числах сентября. Той информации, которую уже получила относительно детей, недостаточно, поэтому я прошу родителей письменно ответить на некоторые вопросы. Причем сделать это они должны дома, хорошо обдумав свои ответы. Это помогает мне лучше узнать ребенка, постараться предугадать, где ученик может «споткнуться». Я не просто раздаю анкеты, а объясняю важность своей просьбы. Чтобы убедить родителей в необходимости этого, я заранее объясняю родителям, что все вопросы задаю не из любопытства, а исключительно в интересах ребенка, и обязательно уверяю их, что вся информация, которую они мне сообщат, будет строго конфиденциальна.
Родители в ответ на такое доверительное обращение, как правило, делают шаг навстречу и помогают лучше узнать детей: их привычки, интересы, друзей, заболевания, проблемы, которые могут возникнуть в учебно-воспитательном процессе. Проведя анкетирование в этом учебном году, я сделала следующие выводы:
- все родители добросовестно выполнили задание и составили подробные характеристики своих детей.
- родители хорошо знают характер, интересы своего ребенка.
- особо выделили вопрос о здоровье детей и указали, на что следует
обратить внимание учителя как классного руководителя.
- родители заинтересованы в дальнейшем развитии умственных и творческих способностей обучающихся – значит, взрослые и дети находят общий язык, в семьях царит доброжелательная атмосфера, большинство родителей не испытывают трудностей в воспитании своих детей.
Пятый этап (консультативный) – это проведение первого родительского собрания. Свое выступление я начинаю словами: «Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего. Так давайте остановимся на некоторых важных аспектах воспитания. Ваш малыш теперь школьник. Как помочь ему преодолеть страх и быстрее привыкнуть к новой обстановке?»
Шестой этап (развивающий) является наиболее важным, т. к. он включает в себя работу с обучающимися.
В первые два месяца обучения я старалась применять игровые технологии на любых этапах урока, использовать как можно больше занимательного материала, проводила экскурсий и т.д. Вот некоторые темы, используемые мной:
- Экскурсии по школьному двору и на спортивную площадку.
- Игры «Как найти свой класс?», «Кто первый?».
- Заочное путешествие «Дорога из дома в школу и из школы домой».
- Прогулка на пришкольный участок «Золотые краски осени».
- Экскурсия на пришкольный участок «Что растет на клумбе?» и т.д.
Седьмой этап работы (диагностический) включает в себя диагностику по оценке уровня адаптации обучающихся и выявление неадаптированных детей. Можно сказать, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются:
- формирование адекватного поведения,
- установление контактов с учащимися, учителем,
- овладение навыками учебной деятельности.
Именно эти направления были изучены в результате тестирования детей «Хорошо ли ребенку в школе?» (Приложение 1).
Анализ ответов первоклассников показал следующие результаты:
Удовлетворены школьной жизнью и учатся с желанием - 12 обучающихся (100%)
Адаптировались среди одноклассников и считают отношения с ними дружескими – 10 обучающихся (83%)
Тревожность, связанная с учебным процессом, выявлена у 2 обучающихся (17%)
Низкая самооценка и степень уверенности в своих силах у 2 обучающихся (17%)
Усталость и плохое самочувствие выявлены у 2 обучающихся (17%)
Следовательно, 84% первоклассников адаптировались к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Они, практически, полностью освоились и с новым статусом: “я уже ученик”, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
16% – это дети с низким уровнем адаптации, у которых социально – психологическая адаптация связана со значительными трудностями: нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.
Восьмым этапом системы является изучение самочувствия и эмоционального состояния первоклассников с точки зрения родителей. Опрос родителей «Адаптация первоклассника к обучению в школе» (Приложение 2) выявил 3 (25 %) детей с низким уровнем адаптации, но у этих детей возможная дезадаптации преобладает над дезодаптацией, т.е. они находятся в «группе риска». Поэтому нельзя сказать, что эти детей не адаптировались, просто процесс адаптации требует более длительного времени и помощи со стороны педагогов и родителей.
Девятый этап (развивающий) - совместная работа учителя, детей и родителей. Я стараюсь включить в работу всех первоклассников без исключения и их родителей. Примером такой работы являются совместные проекты по озеленению кабинета «Красота. Уют. Гармония» и проект «Тайна моего имени». Подготовка и проведение праздников - часть данного этапа, которая позволяет сдружить детский коллектив, поселить в душах детей радость, а заодно и сплотить родительский коллектив.
Немаловажный десятый этап - индивидуальные беседы с родителями. Это консультативная педагогическая деятельность, которая ведется в течение всего учебного года. Родители первоклассников должны стать моими единомышленниками, поэтому помимо родительских собраний я ежедневно встречаюсь с родителями, которые утром приводят детей в школу, и по мере необходимости провожу индивидуальные беседы. Я убедилась в том, что родители в такой беседе (один на один) более раскованы, более разговорчивы – ведь мы говорим только об их ребенке, о его удачах и неудачах, помогаем друг другу в преодолении трудностей.
Реализация этой системы и анализ фактов позволяют с твердой уверенностью говорить о том, что уровень тревожности первоклассников – невысок, адаптационный период у них протекал более ровно и занял короткий промежуток времени, они успешно и безболезненно освоились в школе. Мне же, как учителю, надо сделать так, чтобы каждый день приносил им радость. Чтобы они приобретали знания, умения на уроках в обстановке доверия и уверенности в успехе.
Список литературы.
1. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная шк. плюс до и после. - 2007. - N 12. - С. 59-62.
2. Бадьина Н. П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов // Вопр. психологии. – 2007. - N 1. - С. 53-61, 122-124
3. Гольцова Л. Н. Особенности познавательного развития "домашних" детей и детей, посещающих детский сад: дайджест // Там же. – 2006. - N 12. - С. 68-70.
4. Горбунов Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. – 2003. - N 8. - С. 9-13.
5. Григорьева М. В. Метасистемный анализ школьной адаптации // Изв. Саратовского ун-та. - 2008. - С. 76-81.
6. Григорьева М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная шк. - 2009. - N 1. - С. 8-9.
8. Интернет-ресурсы: материалы Социальной сети работников образования nsportal.ru
Приложение 1
Анкета
«Хорошо ли ребёнку в школе?»
1. В школе я чувствую себя совершенно свободно.
2. Ребята в нашем классе радуются, когда другие получают плохие отметки.
- Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.
- Я думаю, что на уроках смогу выполнять больше заданий, если потребуется.
- Очень хочется отдохнуть.
- Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки.
- Ребята в классе раздражительны и обидчивы, ссорятся и дерутся.
- Я всегда боюсь отвечать у доски.
- Мои одноклассники с уважением относятся ко мне,
- Часто па уроках я чувствую, что устал,
- Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.
- В классе ребята любят посмеяться над недостатками других,
- Когда учитель собирается дать задание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.
- Я точно знаю, что мои родители любят меня.
- Мне часто кажется, что я болен.
- Почти все свободное время я трачу на выполнение домашнего задания.
- Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, что самые плохие учатся в нашем классе.
- Когда я вечером ложусь в постель, с тревогой думаю о том:, что ждет меня завтра в школе.
- Мне кажется, что учитель постоянно недоволен мной.
- Я думаю, что плохо вижу.
- Мне интересно в школе.
- Мне очень нравятся ребята в моем классе.
- Я стараюсь как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня ничего не получается.
- Я сильно переживаю, когда сравниваю себя, с другими.
- Обычно я спокоен и полон сил.
Приложение 2
Анкета для родителей первоклассников
Класс | Ф.И. ребёнка |
Просим вас ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.
- Охотно ли идёт ребёнок в школу?
-неохотно (ДА)
-без особой охоты (ВДА)
-охотно, с радостью (А)
-затрудняюсь ответить
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?
-пока нет (ДА)
-не совсем (ВДА)
-в основном, да (А)
-затрудняюсь ответить
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
-скорее нет, чем да (ДА)
-не вполне (ВДА)
-в основном да (А)
-затрудняюсь ответить
4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?
-иногда (ВДА)
-довольно часто (А)
-затрудняюсь ответить
5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
-в основном отрицательные впечатления (ДА)
-положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)
-в основном положительные впечатления (А)
6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру)
7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
-довольно часто (ДА)
-иногда (ВДА)
-не нуждается в помощи (А)
- затрудняюсь ответить
8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?
-перед трудностями сразу пасует (ДА)
-обращается за помощью (ВДА)
-старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА)
-настойчив в преодолении трудностей (А)
-затрудняюсь ответить
9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
-сам этого сделать не может (ДА)
-иногда может (ВДА)
-может, если его побудить к этому (А)
-как правило, может (А)
-затрудняюсь ответить
10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
-довольно часто (ДА)
-бывает, но редко (ВДА)
-такого практически не бывает (А)
-затрудняюсь ответить
11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
-нет (ДА)
-скорее нет, чем да (ВДА)
-скорее да, чем нет (А)
-затрудняюсь ответить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Использование нетрадиционных форм ведения урока, как одного из благоприятных условий адаптации первоклассников».
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения являются усиление их ориентации на результаты образования и деятельностный подход к учебно-воспитательному процессу.Стандарты второ...
Проект "Использование нетрадиционных форм ведения урока, как одного из благоприятных условий адаптации первоклассников"
Проект реализуемый в период адаптации первоклассников....
Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»
В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников и их родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...
Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников
Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников...
Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний в условиях адаптации первоклассников
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деят...
«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников».
Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волне...
Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...