Условия адаптации первоклассников
статья на тему

Зимина Наталья Николаевна

Материалы из опыта работы по успешной адаптации первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pervoklassnikov.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:

Условия  адаптации первоклассников

В жизни ребёнка немало сложных этапов и трудных задач. Одним из таких является первые шаги в школьный мир. Именно в первые месяцы обучения в школе организм ребёнка испытывает нагрузку, схожую по интенсивности и напряжённости с экстремальными ситуациями для хорошо тренированного взрослого человека.
        Социально-психологическая адаптация ребёнка к новым условиям обучения и воспитания у каждого проходит по-разному и может занимать по продолжительности от 1 месяца до года. Многие факторы участвуют в этом сложном для ребёнка процессе:

 - психологическая готовность ребенка к школе 

 - здоровье ребёнка

 - личностные особенности (характер и темперамент)

 - особенности семейного воспитания и т.д.

          Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.

          Поэтому задача учителя начальных классов  грамотно определить для себя основные этапы и задачи адаптации ребенка в школе и  своевременно оказать помощь детям  и их родителям. 

        Система работы  по адаптации первоклассников, которую я применяю на практике, включает следующие направления педагогической деятельности:

- диагностическую;

- аналитическую;

- развивающую;

- консультативную.

        Реализация системы состоит из нескольких этапов. 

Первый этап  - знакомство с будущими первоклассниками путем реализации программы «Школа будущего первоклассника». Занятия проводятся в игровой форме в летний период. Подбор содержания занятий осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, на основании практической направленности, занимательности, наглядности и пр.

Второй этап системы – работа с родителями. Этот этап проходит одновременно с первым и заключается  в знакомстве родителей с особенностями развития ребенка 6-7 лет, советами психологов. Для этого я   раздаю Памятки родителям первоклассников, рекомендую ознакомиться со специальной литературой (Ю.Соколова «Тесты на готовность к школе ребенка 6 -7 лет», Ю.Соколова «Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет»).

Проводимая работа позволяет составить таблицу результатов психолого-педагогических исследований готовности к школе детей еще до начала обучения  и наметить дальнейшую работу по адаптационному периоду. Так реализуется третий этап системы – диагностический.

Анкетирование родителей (четвертый  этап) провожу  в первых числах сентября. Той информации, которую уже получила относительно детей, недостаточно, поэтому я прошу родителей письменно ответить на некоторые вопросы. Причем сделать это они должны дома, хорошо обдумав свои ответы. Это помогает  мне лучше узнать ребенка, постараться предугадать, где ученик может «споткнуться». Я не просто раздаю анкеты, а объясняю важность своей просьбы. Чтобы убедить родителей в необходимости этого, я  заранее  объясняю родителям, что все вопросы задаю не из любопытства, а исключительно в интересах ребенка, и обязательно уверяю их, что вся информация, которую они мне сообщат, будет строго конфиденциальна.

Родители в ответ на такое доверительное обращение, как правило,  делают шаг навстречу и помогают лучше узнать детей: их привычки, интересы, друзей, заболевания, проблемы, которые могут возникнуть в учебно-воспитательном процессе. Проведя анкетирование в этом учебном году,  я сделала следующие выводы:

- все родители добросовестно выполнили задание и составили подробные характеристики своих детей. 

- родители хорошо знают характер, интересы своего ребенка.

- особо выделили вопрос о здоровье детей и указали, на что следует

обратить внимание учителя как классного руководителя.

- родители заинтересованы в  дальнейшем  развитии умственных и творческих способностей обучающихся – значит, взрослые и дети находят общий язык, в семьях царит доброжелательная атмосфера, большинство родителей не испытывают трудностей в воспитании своих детей.

Пятый этап (консультативный) – это  проведение первого родительского собрания.  Свое выступление я начинаю словами: «Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего. Так давайте остановимся на некоторых важных  аспектах воспитания. Ваш малыш теперь школьник. Как помочь ему преодолеть страх и быстрее привыкнуть к новой обстановке?»

Шестой этап (развивающий)  является наиболее важным, т. к. он включает в себя работу с обучающимися.

В первые два месяца обучения я старалась применять игровые технологии на любых этапах урока, использовать как можно больше занимательного материала, проводила экскурсий и т.д. Вот некоторые темы, используемые мной:

 - Экскурсии по школьному двору и на спортивную площадку.

-  Игры «Как найти свой класс?», «Кто первый?».

 - Заочное путешествие «Дорога из дома в школу и из школы домой».

-  Прогулка на пришкольный участок «Золотые краски осени».

-  Экскурсия  на пришкольный участок «Что растет на клумбе?» и т.д.

     Седьмой этап работы (диагностический) включает в себя диагностику по оценке уровня адаптации обучающихся и выявление неадаптированных детей. Можно сказать, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются:

  • формирование адекватного поведения,
  • установление контактов с учащимися, учителем,
  • овладение навыками учебной деятельности.

Именно эти направления были изучены  в результате тестирования детей «Хорошо ли ребенку в школе?» (Приложение 1).

Анализ ответов  первоклассников показал следующие результаты:

Удовлетворены школьной жизнью и учатся с желанием -  12 обучающихся (100%)

Адаптировались среди одноклассников и считают отношения с ними дружескими  – 10 обучающихся (83%)

Тревожность, связанная с учебным процессом, выявлена у  2 обучающихся (17%)

Низкая самооценка и степень уверенности  в своих силах у 2 обучающихся  (17%)

Усталость и плохое самочувствие выявлены у 2 обучающихся  (17%)

Следовательно, 84% первоклассников   адаптировались к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети  положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Они, практически,  полностью освоились и с новым статусом: “я уже ученик”, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

16%  –  это дети с низким уровнем адаптации, у которых социально – психологическая адаптация связана со значительными трудностями: нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.

Восьмым этапом системы является  изучение самочувствия и эмоционального состояния первоклассников с точки зрения  родителей. Опрос родителей «Адаптация первоклассника к обучению в школе» (Приложение 2) выявил  3 (25 %) детей с низким уровнем адаптации, но у этих детей возможная дезадаптации преобладает над дезодаптацией, т.е. они находятся в «группе риска». Поэтому нельзя сказать, что эти детей не адаптировались, просто процесс адаптации требует более длительного времени и помощи со стороны педагогов и родителей.  

Девятый этап (развивающий) -  совместная работа учителя, детей и родителей.  Я  стараюсь включить в работу всех первоклассников без исключения и их родителей. Примером такой работы являются совместные проекты по озеленению кабинета «Красота. Уют. Гармония» и проект «Тайна моего имени».  Подготовка и проведение праздников -  часть данного этапа, которая  позволяет  сдружить  детский коллектив, поселить в душах детей радость, а заодно и сплотить родительский коллектив.  

Немаловажный десятый этап - индивидуальные беседы с родителями. Это консультативная педагогическая деятельность, которая ведется в течение  всего учебного года. Родители первоклассников должны стать моими единомышленниками, поэтому помимо родительских собраний я ежедневно встречаюсь с родителями, которые утром приводят детей в школу, и по мере необходимости  провожу  индивидуальные беседы. Я убедилась в том, что родители в такой беседе  (один на один) более раскованы, более разговорчивы – ведь мы говорим только об их ребенке, о его удачах и неудачах, помогаем друг другу в преодолении трудностей.

         Реализация этой системы и анализ фактов позволяют с твердой уверенностью говорить о том, что уровень тревожности первоклассников – невысок, адаптационный период у них протекал более ровно и занял короткий промежуток времени, они успешно и безболезненно освоились в школе. Мне же, как учителю,   надо сделать так, чтобы каждый день приносил им радость. Чтобы они приобретали знания,  умения на уроках в  обстановке доверия и  уверенности в успехе.

Список литературы.

1. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная шк. плюс до и после. - 2007. - N 12. - С. 59-62.

2. Бадьина Н. П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов // Вопр. психологии. – 2007. - N 1. - С. 53-61, 122-124

3. Гольцова Л. Н. Особенности познавательного развития "домашних" детей и детей, посещающих детский сад: дайджест // Там же. – 2006. - N 12. - С. 68-70.

4. Горбунов Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. – 2003. - N 8. - С. 9-13.

5. Григорьева М. В. Метасистемный анализ школьной адаптации // Изв. Саратовского ун-та. - 2008. - С. 76-81.

6. Григорьева М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная шк. - 2009. - N 1. - С. 8-9.

8. Интернет-ресурсы: материалы Социальной сети работников образования nsportal.ru

Приложение 1

Анкета                        

                                                    «Хорошо ли ребёнку в школе?»

1. В школе я чувствую себя совершенно свободно.

2. Ребята в нашем классе радуются, когда другие получают плохие отметки.

  1. Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.
  2. Я думаю, что на уроках смогу выполнять больше заданий, если потребуется.
  3. Очень хочется отдохнуть.
  4. Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки.
  5. Ребята в классе раздражительны и обидчивы, ссорятся и дерутся.
  6. Я всегда боюсь отвечать у доски.
  7. Мои одноклассники с уважением относятся ко мне,
  1. Часто па уроках я чувствую, что устал,
  2. Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.
  3. В классе ребята любят посмеяться над недостатками других,
  4. Когда учитель собирается дать задание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.
  5. Я точно знаю, что мои родители любят меня.
  6. Мне часто кажется, что я болен.
  7. Почти все свободное время я трачу на выполнение домашнего задания.
  8. Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, что самые плохие учатся в нашем классе.
  9. Когда я вечером ложусь в постель, с тревогой думаю о том:, что ждет меня завтра в школе.
  10. Мне кажется, что учитель постоянно недоволен мной.
  11. Я думаю, что плохо вижу.
  12. Мне интересно в школе.
  13. Мне очень нравятся ребята в моем классе.
  14. Я стараюсь как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня ничего не получается.
  15. Я сильно переживаю, когда сравниваю себя, с другими.
  16. Обычно я спокоен и полон сил.

Приложение 2

Анкета для родителей первоклассников

Класс

Ф.И. ребёнка

Просим вас ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.

  1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?

    -неохотно (ДА)

     -без особой охоты (ВДА)

     -охотно, с радостью (А)

     -затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?

-пока нет (ДА)

-не совсем (ВДА)

-в основном, да (А)

-затрудняюсь ответить

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

      -скорее нет, чем да (ДА)

       -не вполне (ВДА)

       -в основном да (А)

       -затрудняюсь ответить

4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?

     -иногда (ВДА)

      -довольно часто (А)

      -затрудняюсь ответить

5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

       -в основном отрицательные впечатления (ДА)

      -положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

      -в основном положительные впечатления (А)

6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру)

7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

       -довольно часто (ДА)

       -иногда (ВДА)

       -не нуждается в помощи (А)

      - затрудняюсь ответить

8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?

       -перед трудностями сразу пасует (ДА)

      -обращается за помощью (ВДА)

       -старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА)

       -настойчив в преодолении трудностей (А)

        -затрудняюсь ответить

9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

       -сам этого сделать не может (ДА)

      -иногда может (ВДА)

      -может, если его побудить к этому (А)

      -как правило, может (А)

       -затрудняюсь ответить

10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

         -довольно часто (ДА)

        -бывает, но редко (ВДА)

       -такого практически не бывает (А)

       -затрудняюсь ответить

11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

       -нет (ДА)

       -скорее нет, чем да (ВДА)

        -скорее да, чем нет (А)

        -затрудняюсь ответить

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Использование нетрадиционных форм ведения урока, как одного из благоприятных условий адаптации первоклассников».

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения являются усиление их ориентации на результаты образования и деятельностный подход к учебно-воспитательному процессу.Стандарты второ...

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников

Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО.  Результаты адаптации первоклассников...

Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний в условиях адаптации первоклассников

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деят...

«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников».

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волне...

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...