Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников
статья (2 класс)
Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 ИМ. А. И.ХУАДЕ» а. ГАТЛУКАЙ г. АДЫГЕЙСКА
385271 аул Гатлукай, ул. Ц.Теучежа, 2
Тел. 9-81- 39
«Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников».
Работа
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ № 4» а. Гатлукай
Ханахок Малайчет Теучежевны
Говоря словами педагога-психолога: «Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А.
От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его успехи и психологическое самочувствие. С наступлением осени, родители дошколят начинают озадачиваться вопросами:
Когда начинать готовить к школе?
Кто должен это делать?
Чему учить ребенка до школы?
Вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе.
Самое главное - не впадать в крайности.
Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению.
Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада
Чтобы ответить на ваши вопросы, мы предлагаем вам пройти небольшой тест «Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?»
Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
Проведение теста.
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.
Результаты тестирования:
- до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
- 5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
- 10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
- 1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
- 2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
- 3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
- 4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
- 5 – ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.
Итак, что же представляет из себя понятие, готовность ребенка к обучению в школе. Образно, портфель ребенка, в который, как мы с вами видим на экране входит несколько понятий:
Готовность к школе включает в себя несколько компонентов:
Психологическая готовность
Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная
Физическая готовность
Здоровье, моторика рук, движения, возраст
Специальная готовность
Чтение, счет, учебные умения
Психологическая готовность ребенка к школе, комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность ребенка в школе, прохождение адаптации к школе.
Три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе:
- желание учиться
- способность управлять своим поведением
- способность управлять интеллектуальными процессами, т. е. своими знаниями, полученными в дошкольный период
Другими словами, составляющие психологической готовности
- личностно-социальная готовность
- интеллектуальная готовность
- мотивационная готовность
- эмоционально-волевая
Интеллектуальная готовность включает в себя:
- Ориентировка во времени, пространстве и своем ближайшем окружении
- Умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
- Желание узнавать новое, любознательность.
- Сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения
- Развитие внимания, памяти.
Мотивационная готовность:
- Желание ребенка принять новую социальную роль школьника.
- Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности.
- Желание решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания; любознательность
- Активность в общении, задает много вопросов. Что? Зачем? Почему?
Необходимо давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Личностная и социально-психологическая готовность к школе:
- Потребность в общении.
- Умение подчиняться правилам и интересам группы.
- Способность устанавливать отношения с другими детьми.
- Способность действовать совместно с другими детьми.
Волевая готовность, умение сдерживать и контролировать поведение
- Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.
- Умение ориентироваться на заданную систему требований.
- Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.
Эмоционально-волевая готовность, понимается как:
- Способность управлять своими эмоциями и поведением.
- Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.
- Стремление преодолевать трудности.
- Стремление к достижению результата своей деятельности.
Коммуникативная готовность, умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми:
- играть и общаться с другими ребятами;
- быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
- общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;
- доброжелательность и отсутствие агрессивности.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими.
Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Физическая готовность:
- Состояние здоровья, общее физическое развитие.
- Развитие анализаторных систем.
- Развитие мелких групп мышц.
- Координация движений в соответствии с возрастной нормой
- Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.
Как можно помочь ребенку:
1. Выбор школы.
Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - Возможно, ему полезно ещё один год посидеть дома или походить на подготовительные занятия. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору школы: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.
2. Самостоятельность.
Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.
3. Коллектив.
Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам и к большому коллективу ему будет очень тяжело.
Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:
- беременность и роды протекали с осложнениями;
- ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;
- ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, подвержен частым простудам;
- ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;
- вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.
- если у ребенка есть логопедические проблемы
Еще всем родителям нелишне знать, что мы все грешны высокими амбициями и ожиданиями по отношению к своим детям. И бывает очень сложно детям дотянуться до той планки, которую мы ставим.
Бесспорно, проще стучать кулаком по столу и требовать: «Учись хорошо, слушай учительницу!». Гораздо сложнее помогать ребенку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи.
Результаты
адаптации учащихся 1 – го класса
МБОУ «СОШ № 4» а. Гатлукай на 2016- 2017 учебный год
( конец 111 четверти)
Адаптационный период первоклассников в нашей школе происходит в 3 этапа.
1 этап начинается с 1 июня – Занятия проводятся с целью сокращения адаптационного периода.
Знакомство детей со школой и ее территорией. Знакомство с учителями.
Индивидуальные и групповые занятия с психологом. Индивидуальное собеседование позволяет определить уровень социально – психологической и интеллектуальной готовности первоклассников к школьным занятиям. Групповые занятия позволяют определить готовность ребенка принимать нормы и правила школьной жизни.
2 этап – адаптация в школе. С 1сентября по 29 октября.
Данный период делится на три этапа:
- Ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится он первые 2 – 3 недели.
- Неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На этом этапе бурные реакции начинают затихать.
- Этот период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты раегирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
На данном этапе определяются группы детей легкой с легкой адаптацией, средней тяжести и тяжелой.
Этот период длится до конца учебного года.
Перейдем непосредственно к результатам:
С начала первого этапа адаптации мы проводили мониторинг адаптации первоклассников по опроснику Ковалевой и мониторинг универсальных учебных действий, диагностика самооценки первоклассников: методика «Лесенка», методика «Солнце, тучка, дождик», диагностическая методика «Фотография», методика Н. Лускановой «Что мне нравится в школе?», изучение тревожности учащихся с помощью картинок. Так же из наблюдений за учащимися во время уроков и перемен и бесед с самими учащимися учитывались такие компоненты адаптации, как усвоение школьного режима, отношение к учебе, к учителю и одноклассникам. С помощью «Карты настроения» учитывался уровень эмоциональной адаптации учащихся. За физиологической адаптацией учащихся следила медсестра Абреч Марина Юрьевна. В ходе исследований выявлены результаты:
Все учащиеся в большей или меньшей степени адаптируются.
Благоприятное течение адаптации – - 8 учащихся. При таком течении адаптации поведение ребенка полностью соответствует обстановке, ситуации и эмоциональному состоянию.
Условно благоприятное -2 ученика. При таком варианте ребенок привыкает к новым условиям, но на данный момент, у него есть трудности в некоторых сферах, возможно несколько снижено настроение, повышена тревожность, раздражительность.
Недостаточная адаптация (дети, испытывающие различные трудности) – 1 ученика. В основном в эту группу входят учащиеся, не подготовленные к обучению в школе в силу заболеваний и неблагоприятной ситуации в семье. В течение всего периода проходят индивидуальные консультации родителей по вопросам адаптации.
Составлена карта школьной адаптации первоклассников
Карта школьной адаптации
Ф.И.О. учащих ся | Учеб- ная актив-ность | Усвоение програм-мных материа-лов | Поведе ние на уроке | Поведе- ние на переме не | Взаимо-отношение с одноклас- сниками | Отноше- ние к учителю | Эмо ции |
1Алиев Теймур | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
2.Женетль Жанна | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 |
3.Женетль Эмир | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 |
4.Зекох Динара | 4 | 3 | 3 | 5 | 5 | 3 | 4 |
5.Тлехас Альбина | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
6.Тлехас Рамир | 4 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 |
7.Тхатль Рузана | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 3 |
8. Хуаде Расул | 4 | 4 | 4 | 4 | 1 | 4 | 4 |
9. Хут Ильдар | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 |
10 Чубит Рузана | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 |
11 Шала- май Михайло | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
собрание с родителями будущих первокласснико "Личносто-психологическая готовность детей к обучению в школе"
Собрание с родителями будущих первоклассников проведено на базе ДОУ, с привлечением школьного психолога, воспитателя подготовительной группы и руководителя по физической подготовке. Цель собрания: обо...
Общешкольное собрание для родителей будущих первоклассников «Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе в условиях введения ФГОС».
В условиях реализации ФГОС в начальной школе, в рамках психологического сопровождения перед школьным психологом стоят задачи по предупреждению возникновения явлений дезадаптации обучающихся, раз...
"Готовность ребёнка к обучению в школе"- материал выступления на собрании родителей будущих первоклассников.
Среди разных профессий естьНа земле самая главная:Поднимать и растить детей, Быть людьми настоящими самыми. Быть родителем – это труд, И трудней в мире нет работы, Чем добром...
«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников».
Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волне...
«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников»
Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов: физиологическая готовность, интеллектуальная подготовка, эмоционально-волевая зрелость, социально-личност...
«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников».
Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волне...
.Выступление учителей 1-го класса по освоению нового ФГОС НОО и ФГОС ООО: «Психологическая готовность к обучению в школе в условиях ФГОС НОО и ФГОС ООО». Результаты адаптации.
Психологическая готовность к обучению в школе в условиях ФГОС и ФГОС ООО...