Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников
статья (2 класс)

Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО.  Результаты адаптации первоклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №4 ИМ. А. И.ХУАДЕ» а.  ГАТЛУКАЙ   г. АДЫГЕЙСКА

385271  аул Гатлукай, ул. Ц.Теучежа, 2  

Тел.  9-81- 39

«Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО.  Результаты адаптации первоклассников».

        

 

                                                          Работа

                                                                                   учителя  начальных классов

МБОУ «СОШ № 4» а. Гатлукай

Ханахок Малайчет Теучежевны

Говоря словами педагога-психолога: «Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»                  Венгер Л. А.

От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его успехи и психологическое самочувствие. С наступлением осени, родители дошколят начинают озадачиваться вопросами:

Когда начинать готовить к школе?

Кто должен это делать?

Чему учить ребенка до школы?

Вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе.

Самое главное - не впадать в крайности.

Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению.

Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада

Чтобы ответить на ваши вопросы, мы предлагаем вам пройти небольшой тест «Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?»

Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

Проведение теста.

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.

Результаты тестирования:

  • до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
  • 5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
  • 10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

  • 1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
  • 2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
  • 3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
  • 4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
  • 5 – ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.

Итак, что же представляет из себя понятие, готовность ребенка к обучению в школе. Образно, портфель ребенка, в который, как мы с вами видим на экране входит несколько понятий:

Готовность к школе включает в себя несколько компонентов:

Психологическая готовность

Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная

Физическая готовность

Здоровье, моторика рук, движения, возраст

Специальная готовность

Чтение, счет, учебные умения

Психологическая готовность ребенка к школе, комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность ребенка в школе, прохождение адаптации к школе.

Три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе:

- желание учиться

- способность управлять своим поведением

- способность управлять интеллектуальными процессами, т. е. своими знаниями, полученными в дошкольный период

Другими словами, составляющие психологической готовности

  • личностно-социальная готовность
  • интеллектуальная готовность
  • мотивационная готовность
  • эмоционально-волевая

Интеллектуальная готовность включает в себя:

  • Ориентировка во времени, пространстве и своем ближайшем окружении
  • Умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
  • Желание узнавать новое, любознательность.
  • Сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения
  • Развитие внимания, памяти.

Мотивационная готовность:

  • Желание ребенка принять новую социальную роль школьника.
  • Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности.
  • Желание решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания; любознательность
  • Активность в общении, задает много вопросов. Что? Зачем? Почему?

Необходимо давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе:

  • Потребность в общении.
  • Умение подчиняться правилам и интересам группы.
  • Способность устанавливать отношения с другими детьми.
  • Способность действовать совместно с другими детьми.

Волевая готовность, умение сдерживать и контролировать поведение

  • Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.
  • Умение ориентироваться на заданную систему требований.
  • Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.

Эмоционально-волевая готовность, понимается как:

  • Способность управлять своими эмоциями и поведением.
  • Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.
  • Стремление преодолевать трудности.
  • Стремление к достижению результата своей деятельности.

Коммуникативная готовность, умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми:

  • играть и общаться с другими ребятами;
  • быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
  • общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;
  • доброжелательность и отсутствие агрессивности.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими.

Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Физическая готовность:

  • Состояние здоровья, общее физическое развитие.
  • Развитие анализаторных систем.
  • Развитие мелких групп мышц.
  • Координация движений в соответствии с возрастной нормой
  • Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.

Как можно помочь ребенку:

1. Выбор школы.

Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - Возможно, ему полезно ещё один год посидеть дома или походить на подготовительные занятия. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору школы: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.

2. Самостоятельность.

Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.

3. Коллектив.

Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам и к большому коллективу ему будет очень тяжело.

Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:

  • беременность и роды протекали с осложнениями;
  • ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;
  • ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, подвержен частым простудам;
  • ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;
  • вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.
  • если у ребенка есть логопедические проблемы

Еще всем родителям нелишне знать, что мы все грешны высокими амбициями и ожиданиями по отношению к своим детям. И бывает очень сложно детям дотянуться до той планки, которую мы ставим.

Бесспорно, проще стучать кулаком по столу и требовать: «Учись хорошо, слушай учительницу!». Гораздо сложнее помогать ребенку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи.

Результаты  

адаптации учащихся 1 – го  класса

 МБОУ «СОШ № 4» а. Гатлукай на 2016- 2017 учебный год

( конец  111 четверти)

Адаптационный период первоклассников   в нашей школе происходит в 3 этапа.

1 этап начинается с 1 июня – Занятия проводятся с целью сокращения адаптационного периода.

Знакомство детей со школой и ее территорией. Знакомство с учителями.

Индивидуальные и групповые занятия  с психологом. Индивидуальное собеседование позволяет  определить уровень социально – психологической и интеллектуальной готовности первоклассников к школьным занятиям.   Групповые занятия позволяют определить готовность ребенка принимать нормы и правила школьной жизни.

2 этап – адаптация в школе. С 1сентября по 29 октября.

Данный период делится на три этапа:

  1. Ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится он первые 2 – 3 недели.
  2.  Неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На этом этапе бурные реакции начинают затихать.
  3. Этот период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты раегирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

На данном этапе определяются группы детей легкой с легкой адаптацией, средней тяжести и тяжелой.

Этот период длится до конца учебного года.

Перейдем непосредственно к результатам:

С начала первого этапа адаптации  мы проводили мониторинг адаптации первоклассников по опроснику Ковалевой и мониторинг универсальных учебных действий, диагностика самооценки первоклассников: методика «Лесенка», методика «Солнце, тучка, дождик», диагностическая методика «Фотография», методика Н. Лускановой «Что мне нравится в школе?», изучение тревожности учащихся с помощью картинок. Так же из наблюдений за учащимися во время уроков и перемен и бесед  с самими учащимися учитывались такие компоненты адаптации, как усвоение школьного режима, отношение к учебе, к учителю и одноклассникам. С помощью «Карты настроения» учитывался уровень эмоциональной адаптации учащихся. За физиологической адаптацией учащихся следила медсестра Абреч Марина Юрьевна. В ходе исследований выявлены результаты:

Все учащиеся в большей или меньшей степени адаптируются.

Благоприятное течение адаптации –  - 8 учащихся. При таком течении адаптации поведение ребенка полностью соответствует обстановке, ситуации и эмоциональному состоянию.

Условно благоприятное  -2 ученика. При таком варианте ребенок привыкает к новым условиям, но на данный момент, у него есть трудности в некоторых сферах, возможно несколько снижено настроение, повышена тревожность, раздражительность.

Недостаточная адаптация (дети, испытывающие различные трудности) – 1 ученика. В основном в эту группу входят учащиеся, не подготовленные к обучению в школе в силу заболеваний и неблагоприятной ситуации в семье. В течение всего периода проходят индивидуальные консультации родителей по вопросам адаптации.  

Составлена карта школьной адаптации первоклассников

Карта школьной адаптации

Ф.И.О.

учащих

ся

Учеб-

ная актив-ность

Усвоение програм-мных материа-лов

Поведе

ние на уроке

Поведе-

ние на переме

не

Взаимо-отношение с одноклас-

сниками

Отноше-

ние

к учителю

Эмо

ции

1Алиев Теймур

5

5

5

5

5

5

5

2.Женетль Жанна

4

4

4

5

5

5

5

3.Женетль Эмир

3

2

3

4

4

3

3

4.Зекох Динара

4

3

3

5

5

3

4

5.Тлехас Альбина

5

5

5

5

5

5

5

6.Тлехас Рамир

4

3

4

5

3

4

4

7.Тхатль Рузана

4

4

4

5

5

5

3

8. Хуаде Расул

4

4

4

4

1

4

4

9. Хут Ильдар

4

5

4

5

4

5

4

10 Чубит Рузана

3

3

3

4

3

4

4

11 Шала-

май Михайло

4

4

4

5

4

5

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

собрание с родителями будущих первокласснико "Личносто-психологическая готовность детей к обучению в школе"

Собрание с родителями будущих первоклассников проведено на базе ДОУ, с привлечением школьного психолога, воспитателя подготовительной группы и руководителя по физической подготовке. Цель собрания: обо...

Общешкольное собрание для родителей будущих первоклассников «Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе в условиях введения ФГОС».

В условиях реализации ФГОС в начальной школе, в рамках  психологического сопровождения перед школьным психологом стоят задачи по предупреждению возникновения явлений дезадаптации обучающихся, раз...

"Готовность ребёнка к обучению в школе"- материал выступления на собрании родителей будущих первоклассников.

Среди разных профессий естьНа земле самая главная:Поднимать и растить детей, Быть людьми настоящими самыми. Быть родителем – это труд, И трудней в мире нет работы, Чем добром...

«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников».

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волне...

«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников»

Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов: физиологическая готовность, интеллектуальная подготовка, эмоционально-волевая зрелость, социально-личност...

«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников».

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волне...