Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний в условиях адаптации первоклассников
материал по технологии на тему
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, который каждый первоклассник переживает по своему. Особенно сложно переживают этот период с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Обычно адаптационный период составляет от 1 до 2 месяцев. Дети, в моем 1 классе имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д.
В физиологическом плане надо отметить, что в 6-7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).
Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными, не свойственными для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Титульный лист филиала ОГКОУШ №397
Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний в условиях адаптации первоклассников
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, который каждый первоклассник переживает по своему. Особенно сложно переживают этот период с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Обычно адаптационный период составляет от 1 до 2 месяцев. Дети, в моем 1 классе имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д.
В физиологическом плане надо отметить, что в 6-7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).
Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными, не свойственными для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость детей.
В 1 класс пришли 3 детей с различными диагнозами.
Долгова Кристина
По рекомендации ПМПК протокол № 1165/93 от 22.06.2017г. с диагнозом F-72,
Органическое поражение ЦНС. Тяжелая умственная отсталость. ДЦП, спастический тетрапарез, Задержка физического развития. Гипотрафия.
Рекомендации: групповые и индивидуальные коррекционные занятия с логопедом, психологом, дефектологом.
Наблюдение неврологом и психиатром.
Образовательная программа:
АООП обучающихся с тяжелой умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями).тяжелыми и множественными нарушениями развития. СИПР./адаптированная образовательная программа обучающихся с тяжелой умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями),тяжелыми и множественными нарушениями развития.( СИПР)
Рекомендации: Групповые и индивидуальные коррекционные занятия :
С учителем дефектологом по овладению навыками ППД;
С педагогом- психологом с целью развития зрительного , слухового, тактильного, кинестетического восприятия;
учителем-логопедом с целью коррекции речевых расстройств, обогащению и развитию словаря .
Наблюдение неврологом и психиатром.
Общее физическое развитие Кристины незначительно отстает от возрастной нормы. Ходит самостоятельно уверенно. Ведущая рука правая. Мелкая моторика пальцев слабо развита.
Общая осведомленность ограничена непосредственно окружающим.
Знания отрывочны и бессистемны.
Интерес к продуктивной деятельности на низком уровне, слабо выраженный; внимание не продолжительно, не устойчивое. Рассеянное.
Эмоциональный фон не устойчивый. Часто наблюдается перемены настроения.
Представление об окружающем неконкретны, кругозор ограничен, знания бессистемны .Интерес к познавательной и целенаправленной деятельности очень слабый. Наблюдается безразличие и отстраненность. Игровая деятельность отсутствует. Игрушками не интересуется. Наблюдается однотипные манипуляции книжными изданиями ( перелистывает, рвет).
Работоспособность низкая, быстро отвлекается, теряет интерес к происходящему. Внимание слабо сконцентрированное, сосредоточение слабое.
Речь отсутствует, иногда использует неосмысленные звукокомплексы. У девочки ярко выражено двигательное беспокойство, неусидчивость. Проявляется избыточность движений. Контакт с детьми и взрослыми затруднен, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда адекватны.
Знания об окружающем ограничены. Игровая деятельность на стадии простейшего манипулирования, элементарных подражательных стереотипов.
Навыки повседневной деятельности ( умывание, одевание самостоятельное отправление физиологических функций) отсутствуют. Принимает пищу самостоятельно.
Лоскутова Анастасия
По рекомендации ПМПК протокол № 1166/93 от 22.06.2017г. с диагнозом F-71,
Резидуальная энцефалапатия. Умеренная умственная отсталость. Задержка физического развития.
Рекомендации: групповые и индивидуальные коррекционные занятия с логопедом, психологом, дефектологом.
Наблюдение неврологом и психиатром.
Образовательная программа:
АООП обучающихся с тяжелой умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями).тяжелыми и множественными нарушениями развития. СИПР./адаптированная образовательная программа обучающихся с тяжелой умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями),тяжелыми и множественными нарушениями развития.( СИПР)
Рекомендации: Групповые и индивидуальные коррекционные занятия :
С учителем дефектологом по овладению навыками ППД;
С педагогом- психологом с целью развития зрительного , слухового, тактильного, кинестетического восприятия;
учителем-логопедом с целью коррекции речевых расстройств, обогащению и развитию словаря .
Наблюдение неврологом и психиатром.
Общее физическое развитие Насти незначительно отстает от возрастной нормы. Ходит самостоятельно уверенно. Ведущая рука правая.
Общая осведомленность ограничена непосредственно окружающим.
Знания отрывочны и бессистемны.
Интерес к продуктивной деятельности на низком уровне, слабо выраженный; внимание не продолжительно, не устойчивое.
Эмоциональный фон не устойчивый. Часто наблюдается перемены настроения.
Представление об окружающем неконкретны, кругозор ограничен, знания бессистемны. Интерес к познавательной и целенаправленной деятельности очень слабый. Наблюдается безразличие и отстраненность. Игровая деятельность отсутствует.
Работоспособность низкая, быстро отвлекается, теряет интерес к происходящему. Внимание слабо сконцентрированное, сосредоточение слабое.
Речь отсутствует, иногда использует неосмысленные звукокомплексы. У девочки ярко выражено двигательное беспокойство, неусидчивость. Проявляется избыточность движений. Контакт с детьми и взрослыми затруднен, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда адекватны.
Знания об окружающем ограничены. Игровая деятельность на стадии простейшего манипулирования, элементарных подражательных стереотипов.
Навыки повседневной деятельности ( умывание, одевание самостоятельное отправление физиологических функций) отсутствуют. Принимает пищу самостоятельно.
Толстошеева Анастасия
По рекомендации ПМПК протокол № 1172/93 от 22.06.2017г. с диагнозом F-72,
Резидуальная энцефалопатия, Тяжелая умственная отсталость. Абсансная эпилепсия.
Рекомендации: групповые и индивидуальные коррекционные занятия с логопедом, психологом, дефектологом.
Наблюдение неврологом и психиатром.
Образовательная программа:
АООП обучающихся с тяжелой умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями).тяжелыми и множественными нарушениями развития. СИПР./адаптированная образовательная программа обучающихся с тяжелой умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями),тяжелыми и множественными нарушениями развития.( СИПР)
Рекомендации: Групповые и индивидуальные коррекционные занятия :
С учителем дефектологом по овладению навыками ППД;
С педагогом- психологом с целью развития зрительного , слухового, тактильного, кинестетического восприятия;
учителем-логопедом с целью коррекции речевых расстройств, обогащению и развитию словаря .
Наблюдение неврологом и психиатром.
Общее физическое развитие Насти незначительно отстает от возрастной нормы .Наблюдается недостаточная четкость основных движений . неловкая походка. Слабая регуляция мышечных усилий. Трудности зрительно- двигательной координации.
Знания об окружающем ограничены. Игровая деятельность на стадии простейшего манипулирования, элементарных подражательных стереотипов.
Навыки повседневной деятельности ( умывание, одевание самостоятельное отправление физиологических функций) отсутствуют. Принимает пищу самостоятельно.
Моторика слабо координирована. Наблюдается порывистость, расторможенность в движениях.
Собственная речь отсутствует , иногда при стимуляции взрослого возможна собственная речевая активность в виде отдельных звуков.
Для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе требований Стандарта и АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разрабатывала специальную индивидуальную программу развития (далее ― СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся.
Большинство детей в основном не готовы к школе, в силу недостаточного уровня интеллектуального развития, плохой памяти, низкого уровня саморегуляции, развития произвольного внимания, воли и др. качеств, необходимых при обучении. У них нет осознания важности статуса « ученик!". Сложность состоит еще и в том, что начало обучения меняет основной вид деятельности, а у многих первоклассников ведущей остаётся игра, и новый вид деятельности – учебная деятельность – возникает не сразу. Трудности также связаны со слабым развитием у них устной речи и отсутствием коммуникативных навыков (или полным отсутствием разговорной речи, понимание ограничено, пассивный словарь в пределах обиходно-бытовой тематики). Для формирования положительного отношения к учению важно создавать доброжелательную атмосферу на уроке. Для развития познавательных интересов стоит активно включать в учебный процесс дидактические игры, пособия и др. В течение всего адаптационного периода и первого класса психологи советуют исключить систему бального (отметочного) оценивания, а также недопустимо использовать любые символы и знаки, заменяющие отметки. Допустима только словесная объяснительная оценка. Причем она не должна нести негативный отрицательный характер. Учитель может сказать первокласснику «молодец», «подумай», «ты так считаешь?», «давай спросим у других» и т.д. Нельзя оценивать личные качества ученика, темп его работы.
Показатели благоприятной адаптации первоклассника: - сохранение физического (не болеет)
Адаптация происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Для повышения эффективности и качества коррекционно – развивающего обучения я ставила перед собой следующие задачи:
1) создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь;
2) создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей с ОВЗ уверенности в себе;
3) помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
4) создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом;
5) создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах. Зачем сидеть смирно весь урок? Из-за чего нельзя кричать и ходить по классу во время занятия. Школьная жизнь кажется неинтересной и нудной. Соответствие всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания. Теперь самым важным становится результат: старательно учиться и слушаться учителя.
Дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) – это дети, которые имеют временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания. Дети, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы физического и психического здоровья, в первую очередь, нуждаются в помощи по социализации и адаптации к окружающему миру. Один из методов, способствующий успешной адаптации, развитию, коррекции, а так же личностному росту детей с ОВЗ в социуме, я считаю сказкотерапия. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».
Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни, она помогает ребёнку не только адаптироваться, но и способствует его развитию.
Признак настоящей психотерапевтической сказки – хороший конец. Это даёт ребёнку чувство защищённости. Чтобы ни происходило в сказке, всё заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребёнок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
Обсуждения сказок помогут ребёнку учиться думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов и событий. Так же ребёнок имеет возможность высказаться и быть услышанным, научиться выстраивать свою линию поведения в группе, аргументировано отстаивать свое мнение и без ущерба для себя принимать мнение других. В первую очередь, это имеет большое значение для успешной социализации детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Однако взрослому необходимо быть терпеливым, так как эффект от воздействия сказки может проявиться не сразу, а через некоторое время. Чаще всего, смысл сказки понятен ребёнку сразу, однако ребёнок с ОВЗ может осознать связь истории, описанной в сказке, и своего поведения или ситуации через какой-то срок, в этом случае происходит «отсроченный эффект». Важно четко знать, что воздействие с помощью сказки является глубинным и удивительно стойким, так как оно затрагивает поведенческие пласты психики и ее ценностную структуру.
Благодаря своей образности сказки легко запоминаются детьми с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
и после окончания психологического воздействия продолжают «жить» в повседневной жизни ребёнка, помогая ему разбираться в ситуациях, принимать решения и успешно социализироваться в окружающем мире
Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
Поэтому, эффективность педагогических контактов с такими детьми во многом определяется присутствием чуткости, искренности у учителей, умения вызывать у детей доверие, чувство привязанности. Очень важно уметь быть снисходительным к ошибкам
ребенка, уметь окружить его вниманием и заботой, и именно таким образом расположить к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности учебной мотивации в разных возрастах.
Особенности учебной мотивации в разных возрастах....
Мультимедийная презентация "Особенности учебной мотивации младших школьников и способы ее исследования"
Мультимедийная презентация "Особенности учебной мотивации младших школьников и способы ее исследования"...
Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников в условиях адаптации ко второй ступени обучения.
Переход из начальной школы в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов шк...
Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников в условиях адаптации
Данная статья раскрывает проблему влияния особенностей развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста на процесс адаптации к условиям образовательного учреждения.Влияние эмоциональны...
«Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников в условиях адаптации».
Выступление...
"Возрастные особенности учебной мотивации первоклассников с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями".
Данные тезисы и презентация могут быть полезны педагогам коррекционных школ при решении проблем, связанных с периодом адаптации первоклассников с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями...