проектно-исследовательская деятельность в начальных классах
статья на тему
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание в начальных классах
В нашем современном мире одной из важных задач в работе педагогов школы является формирование природоохранных навыков — как одна из сторон экологического воспитания. Важно не только научить детей знать и соблюдать правила в природе, важно научить детей любить природу. Сейчас необходимо донести до каждого ребенка, что если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя.
Экологическое воспитание вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Экологическое воспитание необходимо начинать с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Чтобы вызвать у младших школьников интерес к учебе я использую современные образовательные технологии: компьютерные презентации, диалоговые формы общения, проектную деятельность, исследовательские работы.
В своей работе с детьми я работаю над созданием индивидуальных проектов, что представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Так за последние несколько лет у нас появилась копилка проектно-исследовательских работ:
Проектно-исследовательская работа « Все о муравьях»
Цель проекта: узнать как можно больше о муравьях ( особенности строения муравья, питание, общение, строение муравья.)
Задачи:
-изучить особенности строения муравья;
-воспитывать бережное отношение к живому;
-развивать эмоциональную отзывчивость;
- знать о пользе и вреде , которую приносят насекомые.
В ходе работы мы пришли к выводу:
1. Муравейники составляют неотъемлемую часть лесного сообщества.
2. Муравейники- это семья, община, сообщество (это безусловно, подобие устройства жизни человека).
3. Муравьи, живущие в муравейниках- вечные строители, отважные воины, Это насекомые, которые активно перестраивают окружающий мир.
4. Значение муравьёв и муравейников в природе велико и многообразно.
5. Хищничество муравьев – положительно влияет на лес, так как муравьи, поедая различных насекомых, защищают лес от возможных вредителей.
Результат:
- Оформили рукописную книгу « Путешествие муравья»
- Связали большого муравья и передали в детский сад.
Проектно-исследовательская работа « Лебединый мир»
Цель проекта: привлечение внимания учащихся школы и жителей хутора к проблеме сохранения редкого вида птиц - лебедей.
Задачи:
- изучение особенностей жизни лебедя- шипуна, среды его обитания
Результат: Создали видеофильм « Лебединый мир»; провели устный журнал
« Красота вокруг нас» для учащихся школы, который способствовал воспитанию доброты к « братьям нашим меньшим»
Проектно-исследовательская работа «Удивительный мир пруда»
Цель проекта: расширить знания об обитателях пруда и привлечь внимания учащихся школы и жителей хутора к проблеме сохранения животного мира
Задачи:
1. Изучение особенностей жизни животных ( бобры, ужи, лягушки, лебеди)
2. Создание видеофильма « Удивительный мир пруда»
3. Проведение устного журнала « Красота вокруг нас» для учащихся школы .
Результат: В процессе исследования ребята узнали много нового об обитателях пруда; их повадках, образе жизни. Создали видеофильм, который показал, что нужно видеть прекрасное, а главное беречь. Проведенный устный журнал для учащихся школы способствовал воспитанию доброты ко многим обитателям пруда .
После создания таких проектно-исследовательских работ ребята проявляют интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни растений, животных;
- с желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности;
- эмоционально реагируют при встрече с прекрасным;
- стараются выполнять правила поведения на улице, во время прогулок в сад, лес;
- проявляют готовность оказать помощь нуждающимся;
- пытаются контролировать своё поведение, поступки.
Работа с учащимися построена таким образом, чтобы не только приобретать новые знания, но и принимать деятельное участие в преобразовании окружающей среды, иметь активную жизненную позицию, чувствовать себя сопричастным к международному экологическому движению, развивать навыки исследовательской деятельности, что отражено в ФГОС второго поколения. Человек познает мир на протяжении всей жизни. Конечно, самый важный период этого понимания - учеба в школе. От этого в дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях внеклассной работы
В данном материале представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности учеников начальной школы....
Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах.
Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности вс учащимися начальных классов....
Выступление на заседании МО учителей начальных классов на тему: "Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах"
Выступление на заседании МО учителей начальных классов...
Организация проектно – исследовательской деятельности в начальных классах
Дети приходят в школу маленькими почемучками. Этот огонёк любознательности мы должны не только сохранить , но и правильно использовать. Чтобы на протяжении всего обучения, каждый день...
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, методы и приемы работы с учащимися....
Проектно-исследовательская технология во внеурочной деятельности в начальных классах
в данной статье представлен опыт работы с обучающимися в начальных классах по использованию проектно-исследовательской технологии...
Проектно-исследовательский метод работы в начальных классах
Всякий урок должен быть ответом,Который тем легче усвоится учеником,Чем самостоятельнее он формулировалВопросы, вызвавшие этот ответ.Э.КлапаредНа данный момент важно научить учащихся разрешать проблем...