Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах.
статья по теме
Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности вс учащимися начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах.
Важным элементом инновационной деятельности является создание проектов. Тему проекта выбирать из содержания учебного материала. В младшем школьном возрасте «выходить» на тему с помощью взрослых. (учителя, родителей, педагогов дополнительного образования, руководителей кружков и т.д.)
Педагогическая деятельность позволяет вовлекать всех учащихся «достучаться» до каждого ученика, а не только до тех, кто всегда активен в силу особенностей своего характера или заслуживает внимание по информации классного журнала, и помогает каждому ученику определить свой возможный максимум, расширяет образовательные пространство.
Цели по овладению приемами проектирования ─ это воспитательные, развивающие, познавательные.
Длительное выполнение проекта определяется заранее (неделя, месяц, летний проект).
Проблема проекта и исследований должна находиться в области познавательных интересов ребенка, а значит, и в зоне их ближайшего развития. Именно это условие обеспечивает мотивацию, включая учащихся в самостоятельную исследовательскую работу.
Задача учителя на каждом этапе работы над проектом: помочь детям увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, учить быть успешным в деятельности. Учитель выступает в роли организатора, координатора, консультанта, направляющего, а ребенок ─ субъект поисковой исследовательской деятельности, партнёр, активный с точки зрения ─ новая, передовая педагогическая технология, с новой системой оценивая учебных достижений. Она формирует сознательное отношение к учебе, а за счет этого увеличивается и ускоряется рост интеллектуальных способностей.
Проектная деятельность помогает правильно организовать учебную среду. Она обеспечивает психологическую безопасность ребенка, а отсутствие внешнего оценивания побуждает познавательную активность и детское творчество, которое является результатом потребности ребенка открыть свой внутренний мир. А проектная технология целенаправленно прививает ученикам идеологию желательности и ценности творческой деятельности, нестандартных решений, неожиданных идей, самостоятельного поиска и исследования, переноса прошлого опыта и знания в новую незнакомую ситуацию. Проектная деятельность позволяет создать специальные ситуации для развития творчества, сделать жизнь классного коллектива насыщенной, интересной. Родители ─ активно заинтересованы ли запланированная цель:
- по интересу детей и их желанию выполнять проект: по ответам при подведении итогов презентаций; по вопросам, возникшим в ходе защиты проекта, подготовке к проекту; очень важно при оценивании отметить индивидуальный максимум.
Ценится: - собственное достижение ребенка, - сотрудничество с учителем.
Проектная деятельность ─ наиболее эффективное средство для формирования жизненно значимых умений; позволяет обучать с учетом темпа деятельности школьников, уровни их обученности, сформированности умений и навыков, а значит, учитывает здоровьесберегающий принцип, обеспечивает перенос акцента с усвоения знаний на их самостоятельное получение, саморазвитие, самосовершенствование, вовлекает в учебную деятельность. Таким образом, создает условия для развития творческих способностей детей, их интеллекта, мотивации. Кроме того, помогает осознать ценность общения с другими людьми, формирует ответственность за порученное дело, укрепляет здоровье детей (нравственное, физическое, психическое). Учит уважительно относиться к позиции другого, поможет в дальнейшем найти свое место в жизни.
В жизни все области знаний связаны друг с другом. При проектной деятельности межпредметные связи становятся еще теснее. Каждый ученик имеет возможность брать нагрузку по силам. Повышается познавательная активность и интерес к применению знаний из других областей (Историей, физикой, географией и биологией дети начинают интересоваться за долго до их изучения). Сравнивают новые факты с ранее изученными.
Заметила, что большинство тем, предложенных в учебнике, мои ученики изучают на год, а то и на 2 раньше, чем они предлагаются в школьных программах.
Это говорит о том, что данный метод позволяет вооружить современного ученика востребованными знаниями, расширяет поле деятельности, обеспечивает прочность усвоения и не расходится с принципами современного образования, а наоборот является прогрессивным, востребованным. Приводит к более полному развитию.
Систематическое использование метода проекта способствует успешному усвоению программного материала, т.к. активизирует познавательную деятельность учащихся, побуждает к самостоятельному познанию нового, позволяет фиксировать достижения ребёнка по каждому учебному предмету по трем уровням: необходимом, программном, максимальном. Готовит учащихся к переходу в среднюю школу, где учебный процесс построен иначе.
Дети приучаются активно и грамотно участвовать в собственном развитии: учатся находить свой место в жизни, приспосабливаться к условиям, определять цель деятельности, открывать новые знания, не боятся экспериментировать, выбирать пути решения; нести ответственность за свою деятельность, положительно влиять друг на друга.
В ходе проектной деятельности развиваются умения:
- исследовательские (выбирают лучшие идеи)
- социального взаимодействия (распределять роли, выбирать роль, договариваться)
- оценочные (свой результат и результат других сопоставляет)
- информационные (поиск нужной информации в различных источниках, представить выполненную работу)
- презентационные (выступать перед различными аудиториями)
- рефлексивные (в ходе выбора домашнего задания, и на каждом этапе работы над проектом)
- менеджерские (ресурсы, время)
- коммуникативные (владеть речью, умение держаться, выражать свое мнение, свободно общаться).
Проектная деятельность утверждает главные принципы современной педагогики - личностно ориентированный характер заданий, инициирование, развитие и саморазвитие, эффективное педагогическое самоуправление, сотрудничество в коллективном творческом деле.
Внедрение современных средств (Интернет)
Индивидуальный характер (каждый ребенок добивается определенного успеха).
Проектная деятельность организует учащихся, помогает быть успешными на уроке, отслеживать свои достижения, т.к. дети постоянно сталкиваются с разрешением проблем, формирует адекватную самооценку в ходе рефлексии:
Чему я научился? Чему мне необходимо научиться? Выбирают роль в коллективном деле, собирают идеи, отбирают лучшие, выступают перед аудиторией. Отвечают на вопросы, учатся использовать наглядность, распределяют обязанности при выполнении коллективного дела. Самостоятельно ведут поиск нужной информации, выявляют, какой информации не достает, определяют, каких умений не хватает. Следят за ходом совместной работы, направляют её в нужное русло, сотрудничают, оказывают и принимают помощь товарищей. Демонстрируют артистические возможности, оценивают ход работы, свой результат и результат других. Планируют деятельность, то есть учатся умело использовать время и ресурсы.
Современного успешного ученика характеризуют следующие уровни компетентности: деятельностный, информационный, коммуникативный, которые проявляются и совершенствуются в проектной деятельности.
Информационная компетентность помогает человеку быть успешным в современном обществе, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.
Коммуникативная компетентность способствует достижению поставленных целей общения; получать необходимую информацию от других людей и организаций, убеждать, влиять на принятие решений и т.п. с учетом взглядов и интересов других людей.
Деятельностная компетентность позволяет детям принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.
Все уровни компетентности являются неотъемлемой частью метода проекта.
Проектная деятельность помогает правильно организовать обучающую среду, то есть создает благоприятные условия для развития психологической безопасности обучающихся, а это способствует развитию творческих способностей.
Литература:
- Ф.Султанова. Проектная деятельность в педагогической практике. Наука и школа, №4, 2005 г.
- Г.Х.Сәмигуллин, И.Баһавиев. Укучыларның проект эше белән идарә итү. Фән һәм мәктәп, №12, 2004 г.
- Шестерикова Н.Н. Проектная деятельность как один из способов реализации творческих способностей учащихся начальных классов. СОШ №25.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях внеклассной работы
В данном материале представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности учеников начальной школы....
Выступление на заседании МО учителей начальных классов на тему: "Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах"
Выступление на заседании МО учителей начальных классов...
Организация проектно – исследовательской деятельности в начальных классах
Дети приходят в школу маленькими почемучками. Этот огонёк любознательности мы должны не только сохранить , но и правильно использовать. Чтобы на протяжении всего обучения, каждый день...
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, методы и приемы работы с учащимися....
Проектно-исследовательская технология во внеурочной деятельности в начальных классах
в данной статье представлен опыт работы с обучающимися в начальных классах по использованию проектно-исследовательской технологии...
Проектно-исследовательский метод работы в начальных классах
Всякий урок должен быть ответом,Который тем легче усвоится учеником,Чем самостоятельнее он формулировалВопросы, вызвавшие этот ответ.Э.КлапаредНа данный момент важно научить учащихся разрешать проблем...
Методическая разработка «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»
Жизнь сегодня рассматривается в виде проекта. Именно поэтому ценится то, как человек ставит цели и определяет перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы д...