Текст доклада к презентации о работе с учебником.
учебно-методический материал на тему

Осуховская Светлана Александровна

Текст доклада к презентации о работе с учебником.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование умения работать с учебником.

Слайд №1.

Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Однако очень часто можно встретить ребёнка, а порой и даже взрослого, не умеющего работать с книгой, понимать прочитанное, не желающего искать дополнительную информацию. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а следовательно, и формирование информационной грамотности должны начинаться в период начального обучения.

Необходимость формирования умения работать с информацией отмечается в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, где говориться, что надо уметь искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения различных проблем, а так же говориться, что любой современный человек должен уметь самообразовываться, т.е. готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентно способность.

Слайд №2.

А учебник является одним из источников информации, поэтому воспитание настоящих читателей становится одной из основных обязанностей учителя.

Что же такое учебник? Это сценарий процесса обучения. В нём зафиксированы знания, которые должен усвоить ученик, способы деятельности, которыми эти и другие знания можно добыть самостоятельно, намечены пути творческого применения знаний и умений, указаны некоторые средства воспитания. Учебник в руках учителя выполняет много функций. Он служит основным средством обучения предмету. Каждый учитель знает и довольно успешно реализует эту функцию. Одновременно учебник является средством обучения работе с книгой. Обе функции важны и характерны для всех классов.

Учебник — основное средство обучения любому предмету. Поэтому умение работать с учебником — профессиональное умение учителя. Многие

учителя слепо следуют за учебником, когда необходимо внести какие-то коррективы, изменения в методику обучения. Задача каждого учителя -научить детей работать самостоятельно с учебником, уметь пользоваться всеми заданиями учебника.

Слайд №3.

Работа с учебником способствует развитию у школьников самостоятельности в познавательной деятельности. Это тем более важно, что для большинства ребят после окончания школы основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет книга, и к работе с книгой ребят надо готовить со школьной скамьи, причем, готовить преимущественно в классе под руководством учителя.

В настоящее время роль учебника возрастает. Только он, в сочетании с разнообразными методами и приемами обучения, может дать систему знаний. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней.

Слайд №4.

Опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению.  Учащиеся не видят в учебнике самоучителя,  основного источника знаний. А многие вообще не открывают учебники.

Одна из причин в том, что школьники не хотят самостоятельно работать с учебником. А не хотят потому, что не умеют, не владеют приемами работы с ним.  Сам учебник, пусть даже самый удачный, тоже не научит ребенка учиться. Это только учитель на профессиональном уровне прививает желание и умение учиться, формирует учебные навыки, в том числе и приемы работы с учебником.

  • Свою работу с учебником я  начинаю с мобилизации внимания, активизации восприятия его содержания. Перед изучением новой главы или раздела сначала задаём вопросы: Как вы думаете , о чём пойдёт речь?

В первом классе и втором  дети работают по плану.

План работы с главой или темой урока.

  • Чтение главы или темы урока.
  • Находим знакомые слова (термины)
  • Строим предположения (гипотезы)
  • Проверяем правильность наших предположений.

Рассмотрим типичное задание при работе с заголовком.

-Ребята, прочитайте название главы.

Дети читают: «Страна Фантазия»

-Объясните значение каждого слова.

Дети: Страна – это государство, место, территория.

Фантазия – это выдумка.

-Так что мы будем изучать на следующих уроках?

Дети: Мы познакомимся с произведениями тех писателей в которых есть выдумка.

Затем ученики знакомятся с произведениями главы и после всего возвращаются к названию главы и делают выводы правильно ли они спрогнозировали о чём будет идти речь в этой главе. Дети аргументируют ответы на примере изученных произведений.

Типичное задание при работе с темой урока.

-Ребята, прочитайте название темы урока.

Дети: нахождение площади прямоугольника.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

Дети: Нам знакомы два слова: площадь и прямоугольник.

Мы знаем, что площадь геометрических фигур можно измерять на глаз, наложением одной фигуры на другую и палеткой. Единицей измерения является квадратный сантиметр.

А прямоугольник – это геометрическая фигура у которой противоположные стороны равны и углы прямые.

Поэтому я думаю, что мы будем находить площадь прямоугольника с помощью палетки и используя квадратные сантиметры.

После изучения темы обязательно возвращаемся к теме урока и проверяем правильность наших предположений. Так дети учаться прогнозировать учебный материал.

Слайд №5.

На втором этапе мы работаем с текстом учебника.

Методы и приёмы работы с текстом.

  • Чтение текста с выделением главных мыслей;
  • Чтение текста и составление плана прочитанного;
  • Составление ответа по составленному плану;
  • Чтение текста учащимися и разбиение его на составные части;
  • Комментированное чтение текста (вопросы при этом могут быть следующими. Что из прочитанного вам уже известно? Что нового вы узнали? Как выделены в тексте новые понятия? Ответы на эти вопросы помогают научить учеников ориентироваться в тексте);
  • Устные и письменные ответы на вопросы к тексту;
  • Выделение терминов и их определение;
  • Запись терминологического текста;
  • Заполнение таблиц;
  • Составление схем;
  • Составление вопросов к тексту;
  • Составление рассказ о герое, событии;
  • Иллюстрирование.

При работе с текстом можно давать дифференцированные задания:

  • Детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование;
  • «Музыкантам» –подобрать музыкальный ряд;

Детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное

Слайд №6

Умение работать с учебником помогает работать с другими источниками информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией "Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО"

Использование электронных учебников и пособий на уроке в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО...

Доклад «Формирование умения работать с учебником в начальной школе — залог успешного обучения в дальнейшем»

Мы живем в такое время, когда многое необычно, когда от учителя требуется переосмысление того, что происходит вокруг, как меняется наша жизнь, наука, школа, дети, учительский труд, как меняемся мы.Сег...

Конспект урока "Как работать с учебником. Я и мои друзья" 1 класс, Школа России + презентация

Урок по технологии«Как работать с учебником. Я и мои друзья. Материалы и инструменты. Организация рабочего места» 1 классРаботу выполнила  учитель  начальных классов: Коршунова В.В....

Презентация. Формирование умения работы с учебником.

Презентация к докладу "Приемы и методы работы с учебником на уроках гуманитарного цикла"....

Доклад для педагогического совета «Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО»

Электронная форма учебников как ресурс эффективного сотрудничества педагога и обучающегося в условиях введения ФГОС Модернизация образования сегодня тесно связана с электронным обучением. На сегодняшн...

3 класс - работа с текстом "GUY" к книге для чтения к учебнику И. Н. Верещагиной, Т. А. Притыкиной

Данный материал представляет собой комплекс упражнений к тексту "Guy" из книги для чтения к учебнику И. Н. Верещагиной, Т. А. Притыкиной. В материале представлены различные упражнения: ...

Доклад Смысловое чтение и работа с текстом

Доклад Смысловое чтение и работа с текстом...