Текст доклада к презентации о работе с учебником.
учебно-методический материал на тему
Текст доклада к презентации о работе с учебником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст доклада о формировании умения работать с учебником. | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование умения работать с учебником.
Слайд №1.
Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Однако очень часто можно встретить ребёнка, а порой и даже взрослого, не умеющего работать с книгой, понимать прочитанное, не желающего искать дополнительную информацию. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а следовательно, и формирование информационной грамотности должны начинаться в период начального обучения.
Необходимость формирования умения работать с информацией отмечается в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, где говориться, что надо уметь искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения различных проблем, а так же говориться, что любой современный человек должен уметь самообразовываться, т.е. готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентно способность.
Слайд №2.
А учебник является одним из источников информации, поэтому воспитание настоящих читателей становится одной из основных обязанностей учителя.
Что же такое учебник? Это сценарий процесса обучения. В нём зафиксированы знания, которые должен усвоить ученик, способы деятельности, которыми эти и другие знания можно добыть самостоятельно, намечены пути творческого применения знаний и умений, указаны некоторые средства воспитания. Учебник в руках учителя выполняет много функций. Он служит основным средством обучения предмету. Каждый учитель знает и довольно успешно реализует эту функцию. Одновременно учебник является средством обучения работе с книгой. Обе функции важны и характерны для всех классов.
Учебник — основное средство обучения любому предмету. Поэтому умение работать с учебником — профессиональное умение учителя. Многие
учителя слепо следуют за учебником, когда необходимо внести какие-то коррективы, изменения в методику обучения. Задача каждого учителя -научить детей работать самостоятельно с учебником, уметь пользоваться всеми заданиями учебника.
Слайд №3.
Работа с учебником способствует развитию у школьников самостоятельности в познавательной деятельности. Это тем более важно, что для большинства ребят после окончания школы основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет книга, и к работе с книгой ребят надо готовить со школьной скамьи, причем, готовить преимущественно в классе под руководством учителя.
В настоящее время роль учебника возрастает. Только он, в сочетании с разнообразными методами и приемами обучения, может дать систему знаний. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней.
Слайд №4.
Опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению. Учащиеся не видят в учебнике самоучителя, основного источника знаний. А многие вообще не открывают учебники.
Одна из причин в том, что школьники не хотят самостоятельно работать с учебником. А не хотят потому, что не умеют, не владеют приемами работы с ним. Сам учебник, пусть даже самый удачный, тоже не научит ребенка учиться. Это только учитель на профессиональном уровне прививает желание и умение учиться, формирует учебные навыки, в том числе и приемы работы с учебником.
- Свою работу с учебником я начинаю с мобилизации внимания, активизации восприятия его содержания. Перед изучением новой главы или раздела сначала задаём вопросы: Как вы думаете , о чём пойдёт речь?
В первом классе и втором дети работают по плану.
План работы с главой или темой урока.
- Чтение главы или темы урока.
- Находим знакомые слова (термины)
- Строим предположения (гипотезы)
- Проверяем правильность наших предположений.
Рассмотрим типичное задание при работе с заголовком.
-Ребята, прочитайте название главы.
Дети читают: «Страна Фантазия»
-Объясните значение каждого слова.
Дети: Страна – это государство, место, территория.
Фантазия – это выдумка.
-Так что мы будем изучать на следующих уроках?
Дети: Мы познакомимся с произведениями тех писателей в которых есть выдумка.
Затем ученики знакомятся с произведениями главы и после всего возвращаются к названию главы и делают выводы правильно ли они спрогнозировали о чём будет идти речь в этой главе. Дети аргументируют ответы на примере изученных произведений.
Типичное задание при работе с темой урока.
-Ребята, прочитайте название темы урока.
Дети: нахождение площади прямоугольника.
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
Дети: Нам знакомы два слова: площадь и прямоугольник.
Мы знаем, что площадь геометрических фигур можно измерять на глаз, наложением одной фигуры на другую и палеткой. Единицей измерения является квадратный сантиметр.
А прямоугольник – это геометрическая фигура у которой противоположные стороны равны и углы прямые.
Поэтому я думаю, что мы будем находить площадь прямоугольника с помощью палетки и используя квадратные сантиметры.
После изучения темы обязательно возвращаемся к теме урока и проверяем правильность наших предположений. Так дети учаться прогнозировать учебный материал.
Слайд №5.
На втором этапе мы работаем с текстом учебника.
Методы и приёмы работы с текстом.
- Чтение текста с выделением главных мыслей;
- Чтение текста и составление плана прочитанного;
- Составление ответа по составленному плану;
- Чтение текста учащимися и разбиение его на составные части;
- Комментированное чтение текста (вопросы при этом могут быть следующими. Что из прочитанного вам уже известно? Что нового вы узнали? Как выделены в тексте новые понятия? Ответы на эти вопросы помогают научить учеников ориентироваться в тексте);
- Устные и письменные ответы на вопросы к тексту;
- Выделение терминов и их определение;
- Запись терминологического текста;
- Заполнение таблиц;
- Составление схем;
- Составление вопросов к тексту;
- Составление рассказ о герое, событии;
- Иллюстрирование.
При работе с текстом можно давать дифференцированные задания:
- Детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование;
- «Музыкантам» –подобрать музыкальный ряд;
Детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное
Слайд №6
Умение работать с учебником помогает работать с другими источниками информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад с презентацией "Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО"
Использование электронных учебников и пособий на уроке в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО...
Доклад «Формирование умения работать с учебником в начальной школе — залог успешного обучения в дальнейшем»
Мы живем в такое время, когда многое необычно, когда от учителя требуется переосмысление того, что происходит вокруг, как меняется наша жизнь, наука, школа, дети, учительский труд, как меняемся мы.Сег...
Конспект урока "Как работать с учебником. Я и мои друзья" 1 класс, Школа России + презентация
Урок по технологии«Как работать с учебником. Я и мои друзья. Материалы и инструменты. Организация рабочего места» 1 классРаботу выполнила учитель начальных классов: Коршунова В.В....
Презентация. Формирование умения работы с учебником.
Презентация к докладу "Приемы и методы работы с учебником на уроках гуманитарного цикла"....
Доклад для педагогического совета «Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО»
Электронная форма учебников как ресурс эффективного сотрудничества педагога и обучающегося в условиях введения ФГОС Модернизация образования сегодня тесно связана с электронным обучением. На сегодняшн...
3 класс - работа с текстом "GUY" к книге для чтения к учебнику И. Н. Верещагиной, Т. А. Притыкиной
Данный материал представляет собой комплекс упражнений к тексту "Guy" из книги для чтения к учебнику И. Н. Верещагиной, Т. А. Притыкиной. В материале представлены различные упражнения: ...
Доклад Смысловое чтение и работа с текстом
Доклад Смысловое чтение и работа с текстом...