Программа по краеведению "Морянка"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по курс краеведения «Морянка» составлена с целью исполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с распоряжением Министерства образования, науки и культуры Архангельской области № 645 от 11.06.2010.
При проектировании рабочей программы учитывались методические рекомендации АО ИППК РО по организации образовательного процесса по ФГОС на ступени начального общего образования, рекомендации Министерства образования, науки и культуры Архангельской области по реализации регионального содержания
Рабочая программа ориентирована на работу по УМК «Перспектива».
Цель курса: содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющейся частью национальной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_moryanka.docx | 37.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В целях исполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с распоряжением Министерства образования, науки и культуры Архангельской области № 645 от 11.06.2010 в учебный план образовательных учреждений Архангельской области с 2010-2011 учебного года на ступени начального общего образования введен курс краеведения «Морянка».
Курс является составной частью школьного образования, обладает самоценностью и самозначимостью. Он закладывает основы формирования у каждого обучающегося системы знаний о своеобразии своего региона, способствует формированию личности, которая могла бы ставить целью своей деятельности развитие и процветание своего края.
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Морянка» направлена на то, чтобы в процессе обучения младшие школьники проявляли максимум самостоятельности в процессе накопления информации, осваивали способы деятельности и познания мира, испытывали интерес к культуре и истории родного края.
Цель курса: содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющейся частью национальной культуры.
Задачи:
-формирование бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края, основанном на первичном опыте и деятельностном подходе;
-формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.
Основные содержательные линии
1. «Вот она какая, дорогая родина моя» – знакомство с символами Архангельской области, географическим положением и древними городами.
2.«Славные поморы» – изучение периода жизни Михаила Васильевича Ломоносова, связанного с годами его обучения в различных учебных заведениях.
3. «Вырастешь большой, будешь хороший и баской» – знакомство с особенностями культуры и быта поморской семьи, профессиями, характерными для северного края.
4. «Мой Север, скупой чародей!» – закрепление знаний о природе родного края, формирование эстетических чувств, связанных с её созерцанием.
5. «И всему народному – раздолье! И всему душевному – простор!» - знакомство с творчеством северных народов.
Реализация регионального содержания призвана обеспечить достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В 1 классе, чтобы исключить вероятность перегрузки учащихся, целесообразно реализовывать региональное содержание через внеурочную деятельность и не включать данное содержание в учебные предметы математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка. Во 2-4 классах необходимо реализовывать изучение регионального содержания в соответствии с рекомендациями учебно-методического комплекта «Морянка».
Курс краеведения «Морянка» является обязательным и рассчитан на три года обучения по 17 часов в год – всего 51 час.
При пятидневной учебной неделе содержание курса краеведения «Морянка» интегрируется с предметным содержанием дисциплин, определенных базисным учебным планом.
Описание принципов содержания учебного предмета
Принцип ориентации на идеал - воспитание всегда ориентировано на национальный идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности.
Аксиологический принцип - ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор происходит в соответствии с национальным воспитательным идеалом.
Принцип следования нравственному примеру - пример позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации) - в младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы – яркие, эмоционально привлекательные образы людей.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания - воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно-полезной деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Морянка» является формирование следующих умений:
- осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свой край и свою Родину;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- положительное отношение и интерес к изучению жизни и деятельности М. В. Ломоносова;
- осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
- умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- способность к самооценке.
Метапредметными результатами изучения курса «Морянка» является формирование следующих умений:
Регулятивные УДД:
- способность принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные УДД:
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
- выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.
Коммуникативные УДД:
– отрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельност
Предметными результатами изучения курса «Морянка» является формирование следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- распознавать символы Архангельской области;
- показывать на карте места, связанные с жизнью М. В. Ломоносова;
- видеть особенности культуры и быта поморской семьи, профессий, характерных для северного края
Оценивание обучающихся
Знания и умения обучающихся, изучающих курс краеведения «Морянка», проверяются, что дает возможность отслеживать эффективность работы и вносить коррективы в образовательный процесс. Диагностирование проводится в устной или письменной форме на основе готовых диагностических материалов, представленных в методических пособиях и материалах.(«Региональный компонент в начальном школьном образовании (родной язык):монография /Э.И.Николаева, Е.В. Михайленко, И.Ф. Полякова, И.Н. Панфилова, Г.В. Михеева; Поморский государственный ун-т им. М.В.Лмоносова._ Архангельск: Поморский университет, 2006г. С. 128- 147.») Выставление отметок учащимся за степень освоенности регионального содержания в течение всего периода изучения курса краеведения считаем нецелесообразным. Однако в случае интеграции регионального содержания в предметы учебного плана образовательного учреждения, обучающиеся оцениваются в соответствии с общепринятыми нормами.
IV. Распределение учебного материала по классам
УМК «Перспектива»
2 класс
№п/п | Тема | Предмет, № урока |
1. | Всякому мила своя сторона | Окружающий мир № 5 |
2. | Наш северный край | Окружающий мир № 36 |
3. | Людям на потешение, всему свету на удивление (козули, росписи) | Изо 13 |
4. | Людям на потешение, всему свету на удивление (кукла) | Технология № 23 |
5. | Времена года на Севере (осень) | Литературное чтение № 12 |
6. | Мальчик из Холмогор | Литературное чтение № 31 |
7. | Мальчик из Холмогор | Литературное чтение № 49 |
8. | Времена года на Севере (зима) | Литературное чтение № 64 |
9. | Животные нашего края | Литературное чтение № 120 |
10. | Растения нашего края | Литературное чтение № 108 |
11. | Времена года на Севере (весна) | Литературное чтение № 97 |
12. | Времена года на Севере (весна) | Литературное чтение № 130 |
13. | Родной очаг ( семья) | Окружающий мир № 16 |
14. | Всякому дню забота своя (поморский календарь) | Математика № 134 |
15. | Путь – дорога | Математика № 36 |
16. | Если хочешь быть здоров | Окружающий мир № 34 |
17. | Времена года на Севере. (лето) | Литературное чтение № 136 |
Морянка 3 класс
Тема занятия | Предмет | |
1. | Север синий на краю России.(символы и карта Арх. обл.) | Окружающий мир № 4 |
2. | Древние города и сёла Севера. | Окружающий мир № 11 |
3. | Древние города и сёла Севера. | Окружающий мир №10 |
4. | М. В. Ломоносов – путь в науку. | Русский язык № 7 |
5. | М. В. Ломоносов – путь в науку. | Литературное чтение 37 |
6. | Как рукодельница семью одевала. | Изо №14 |
7. | Архангельская земля богата талантами. Писахов – сказочник и художник | Литературное чтение 36 |
8. | Архангельская земля богата талантами. (Колокольный звон, Северный народный хор | Музыка |
9. | Архангельская земля богата талантами. (Художник А. Борисов,) | ИЗО 27 |
10. | Архангельская земля богата талантами. (Шергин) | Литературное чтение № 100 |
11. | Архангельская земля богата талантами. Абрамов и Рубцов) | Литературное чтение № 125, |
12. | Водоёмы нашего края. | Окружающий мир № 31 |
13. | Болота и луга как сообщества нашего края. | Окружающий мир № 29 |
14. | Лесные богатства нашего края. | Окружающий мир № 23 |
15. | Природа в опасности! | Окружающий мир № 32 |
16. | А профессий на Севере не мало… | Технология № 32 |
17. | Здоровью цены нет | Окружающий мир № 51 |
4 класс
1 | Архангельская область –часть мира. | Окружающий мир № 8 |
1 | Архангельская область –часть мира. | Окружающий мир № 8 |
2 | Архангельская область – ворота в Арктику | Окружающий мир № 19 |
3 | В глубь веков. Первые поселения | Окружающий мир № 40 |
4 | В глубь веков. Первый морской порт России | Окружающий мир №45 |
5 | В глубь веков. Петр I в Архангельске | Окружающий мир №47 |
6 | В глубь веков. Новодвинская крепость | Окружающий мир №48 |
7 | Искусство Архангельской области как часть мировой культуры | ИЗО № |
8 | Искусство Архангельской области как часть мировой культуры. Проект: «Северная сказка наяву» | ИЗО № |
9 | Здоровье- богатство на все времена | Окружающий мир № 63 |
10 | Гений русской земли. М.В. Ломоносов-великий ученый. | Литературное чтение №125 |
11 | Гений русской земли. М.В. Ломоносов-человек и гражданин. | Литературное чтение № 36 |
12 | Северяне-Победе | Окружающий мир.№ 55 |
13 | Северяне-Победе | Окружающий мир №56 |
14 | Гордость твоя ,Поморье | Литературное чтение №30. |
15 | Имен прекрасное созвездие.Проект «Знаменитые люди родного города» | Русский. яз № 38 |
16 | Кладовая Севера | Окружающий мир №16 |
17 | Мы - северяне | Окружающий мир №67 |
Вариант комплексного календарно-тематического плана
по УМК «Перспективная начальная школа»
2 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Предмет |
1 | Имя моего города | Окружающий мир № 61 | |
2 | Город наш северный. Экскурсия | Окружающий.мир № 62 | |
3 | Детские и юношеские годы М.В. Ломоносова | Окружающий.мир № 64 | |
4 | Сезонные изменения в Архангельской области | Окружающий.мир № 2 | |
5 | Растения и животные нашего края | Окружающий мир № 22,43 | |
6 | Общий дедушка. Составление родословной своей семьи | Окружающий.мир № 65 | |
7 | Что умеет человек. Дороги моего края | Окружающий. мир № 51 | |
8 | Народные промыслы Архангельской области | ИЗО, № 20 | |
9 | Иллюстрация к рассказу о М.В.Ломоносове | ИЗО, № 25 | |
10 | Технология изготовления куклы-закрутки | Технология, № 25 | |
11 | Составление родословной семьи. Проектная задача | Технология, № 31 | |
12 | Писатели, поэты о растениях и животных нашего края | Литературное чтение № 74 | |
13 | Зима в произведениях писателей, поэтов, художников Севера | Литературное чтение № 110 | |
14 | Осень в произведениях писателей, поэтов, художников Севера | Литературное чтение, урок № 117 | |
15 | Времена года на Севере | Литературное чтение, урок № 110 | |
16 | Календарь. Поморский календарь | Математика, урок № 129 | |
17 | Подвижные народные игры Русского Севера | Физкультура |
3 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Предмет |
1 | Север синий на краю России | Окружающий. мир № 5 | |
2 | Север синий на краю России. Города Архангельской области. Экскурсия по городу | Окружающий мир№ 11 | |
3 | Путешествие по старинным городам Архангельской области | Окружающий.мир № 68 | |
4 | М.В.Ломоносов – путь в науку | Окружающий. мир, № 17 | |
5 | Водоемы нашего края | Окружающий. мир № 23 | |
6 | Лесные богатства нашего края | Окружающий. мир № 53 | |
7 | Болота и луга как сообщества нашего края | Окружающий.мир № 51 | |
8 | Природа в опасности | Окружающий.мир, № 60 | |
9 | Здоровью цены нет | Окружающий.мир № 61 | |
10 | Как рукодельница семью одевала. Куклы для пальчикового театра | Технология, № 17 | |
11 | А профессий на Севере немало! | Технология, № 42 | |
12 | Колокольный звон. Северный русский народный хор | Музыка, № 26 | |
13 | Архангельская земля богата талантами. Творчество А. Борисова | ИЗО, № 18 | |
14 | Иллюстрации к произведениям Б.Шергина, С. Писахова | ИЗО, № 24 | |
15 | Творчество Ф.Абрамова и Н.Рубцова | Литературное чтение, № 50 | |
16 | Б.Шергин «Плотник думает топором», С. Писахов «Как поп работницу нанимал» | Литературное чтение, № 70 | |
17 | М.В.Ломоносов. Путь в науку | Литературное чтение, № 88 |
4 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Предмет |
1 | В глубь веков. (Новодвинская крепость) | Литературное чтение, № 37 | |
2 | Северяне-победе! (Вклад Архангельской области в победу в Вов) | Литературное чтение, № 59 | |
3 | Петр I в Архангельске | Литературное чтение, № 65 | |
4 | Гений земли русской (М.В.Ломоносов – великий ученый, человек и гражданин) | Литературное чтение, № 67 | |
5 | Мы - северяне | Литературное чтение № 68 | |
6 | В глубь веков (первые поселения) | Окружающий.мир, № 2 | |
7 | Архангельская область – ворота в Арктику | Окружающий.мир, № 15 | |
8 | Архангельская область – часть мира | Окружающий. мир, № 28 | |
9 | В глубь веков (первый морской порт России) | Окружающий.мир № 31 | |
10 | Гордость твоя, Поморье! | Окружающий мир, № 32 | |
11 | Кладовая Севера | Окружающий.мир № 34 | |
12 | Здоровье – богатство на все времена | Окружающий.мир, № 39 | |
13 | Северяне – победе! | Окружающий мир,урок № 63 | |
14 | Гений земли русской | Окружающий мир, № 67 | |
15 | Имен прекрасное созвездие | Окружающий мир, № 68 | |
16 | Искусство Архангельской области как часть мировой культуры (Соловецкий монастырь, Малые Карелы) | ИЗО, урок № 34 | |
17 | Искусство Архангельской области как часть мировой культуры (каменное и деревянное зодчество) | Технология, урок № 58 |
В результате изучения программы «Морянка» ученики 2-4 классов будут знать и уметь:
Раздел | Знать | Уметь |
«Вот она какая, дорогая родина моя» | - символы Архангельской области; - географическое положение; - древние города; | - рассказывать о природе, истории родного края, используя прочитанные литературные произведения; -находить символы Архангельской области среди подобных |
«Родом из Поморской славной стороны » | – название малой родины М. В. Ломоносова; – основные занятия членов семьи; – как относился к учению; - названия стран, в которых проходило обучение; – 2-3 художественных произведения, написанных М. В. Ломоносовым; – основные этапы жизни великого ученого, человека, гражданина; – науки, в которых он сделал открытия; – явления природы, исследованные им; – некоторые термины, которые ввел ученый; – причины проявления интереса народов мира к жизни и деятельности М. В. Ломоносова; – нравственные качества, свойственные М. В. Ломоносову – человеку, ученому, гражданину России; . | – находить на карте России край, где родился М. В. Ломоносов; – выразительно читать стихи (отрывки из стихотворных произведений) М. В. Ломоносова и о нем; -рассказывать о жизни и деятельности земляков (по материалам прочитанного); - записывать место и год рождения М. В. Ломоносова; – читать и пересказывать эпизоды из прочитанных произведений о детстве и юности М. В. Ломоносова; – записывать названия стран и отдельных городов, в которых учился М. В. Ломоносов; |
«Славные поморы» | - имена знаменитых людей Архангельской области | -рассказывать о знаменитых людях Архангельской области |
«Мой Север, скупой чародей» | -природные и погодные условия Архангельской области; - слова краеведческой тематики; - поэтов, писателей и художников Севера; -2-3 художественных произведения о Севере | - понимать и использовать в речи слова краеведческой тематики; - находить в тексте характерные для Севера слова и выражения, при необходимости употреблять их при пересказе текста - выразительно читать стихи о Севере |
«Вырастишь большой, будешь хороший и баской» | -традиции и праздники северян, -особенности Поморского календаря; - подвижные народные игры русского Севера; - профессии основных отраслей хозяйства; -особенности здорового питания и здорового образа жизни северян | -рассказывать о семейных традициях и праздниках; -отличать Поморский календарь; -играть в подвижные народные игры русского Севера; -рассказывать о профессиях основных отраслей хозяйства; -соблюдать нормы здорового образа жизни |
VII. Материально-техническое обеспечение
1) Николаева Э. Н., Полякова И. Ф и др. «Морянка», книга для чтения в начальных классах: Архангельск, 2010
2) Николаева Э. Н., Полякова И. Ф и др. «Морянка», словарь-справочник: Архангельск, 2010
3) Морянка: Рабочая тетрадь/ Под общей редакцией И. Ф. Поляковой
Приложение
Знания и умения обучающихся, изучающих курс краеведения «Морянка», проверяются с использованием диагностик, что дает возможность отслеживать эффективность работы и вносить коррективы в образовательный процесс.
Задания в тестовой форме для учащихся 2-4 классов.
1. Сколькими иностранными языками свободно владел М. В.Ломоносов?
1)10 2)5 3)12 4)15 5)8
2. Сколько детей было в семье М. В.Ломоносова?
1)3 2)4 3)5 4)1 5)2
3. В каком году родился М. В.Ломоносов?
1)1721 2)1701 3)1711 4)1712 5)1710
4. Какими из северных ремесел владел М. В.Ломоносов?
1)плетение из бересты 2)резьба по кости 3)вязание 4) резьба по дереву
5. М. В.Ломоносов родился в семье
1)крестьянина 2)помещика 3)дворянина 4) священника
6. Назовите самое популярное учебное пособие 18 века, написанное М. В.Ломоносовым.
1)арифметика 2)философия 3)химия 4)Российская грамматика 5)физика
7. На каком острове раскинулась родная деревня М. В.Ломоносова?
1)Мосеев 2)Колгуев 3)Вайгач 4)Хабарка 5)Куростров
8. Как звали в народе Московскую академию, в которой учился М. В.Ломоносов?
1) Успенскими школами 2) Арбатскими школами
3) Спасскими школами 4) Словенскими школами
9. Кто называл М. В.Ломоносова «первым нашим университетом»?
1) Н. А.Некрасов 2) А. С.Пушкин 3)М. Ю.Лермонтов 4)И. А.Крылов
10. Какое древнее изобразительное искусство возродил М. В.Ломоносов?
1)мозаика 2)живопись 3)скульптура 4)графика
11. Сколько опытов провел М. В.Ломоносов при разработки технологии изготовления цветных
стекол?
1)3000 2)200 3)3000 4)более 4000 5)4000
12. Как называется самая большая мозаичная картина, выполненная М. В.Ломоносовым?
1) Полтавская баталия 2)Куликовская битва
3)Ледовое побоище 4) Бородинское сражение
13. Как называются цветные стекла, которые изготовлял М. В.Ломоносов?
1)смальцы 2)сланцы 3)смальты 4)слепки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...