Одарённые дети.
статья по теме
Одарённость у разных людей и в разном возрасте проявляется по-разному, её проявления характеризуются большой индивидуальностью. Эти дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других детей, тем богаче перспективы их профессионального и личностного роста. Заниматься одарёнными детьми нужно, но чётко осознавая, что проблема выявления, обучения и развития их – сложная, лежащая на пересечении ряда других проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odaryonnye_deti.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.В.Емельянова,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №4 им. А.С.Пушкина»
Одарённые дети.
По данным статистики последних лет примерно пятая часть детей в школьном возрасте, т.е. 20%, может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одарённые.
В условиях массовой школы заниматься одарёнными детьми совершенно необходимо. И прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом, т.к. качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой и резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Выявление явно или потенциально одарённых детей подразумевает создание:
1) методов диагностики одарённости;
2) специализированных обучающих и развивающих программ.
В педагогической литературе рассматриваются различные подходы к проблеме одарённости. По А.М.Матюшкину основными структурными компонентами одарённости являются:
- доминирующая роль познавательной мотивации;
- исследовательская творческая активность (обнаружение нового, постановка и решение проблем);
- возможность достижения оригинальных, нестандартных решений;
- возможность прогнозирования и предвосхищения;
- способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
С.Марлэнд предложил следующие категории одарённости:
- общая интеллектуальная одарённость;
- специфическая одарённость;
- предпочтение ребёнка заниматься каким-то определённым видом деятельности;
- творческость или продуктивность мышления;
- способность к визуальным и исполнительским видам деятельности;
- психомоторные способности.
Внешние проявления одарённости многообразны. Они выражаются, прежде всего, как более быстрое развитие речи и мышления, быстрота и точность выполнения умственных операций, ранняя увлечённость музыкой, рисованием, чтением, счётом, стремление к творчеству, любознательность ребёнка, его высокая познавательная, исследовательская активность обнаружения нового в обычном, самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому. Непременная отличительная черта одарённого ребёнка- оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения тех или иных задач.
В основе программ для одарённых детей, прежде всего, лежит принцип ускоренности.
Ускоренное прохождение учебных программ рассматривается как главный фактор развития способностей и всей индивидуальности, потому что позволяет оптимально загрузить умственные способности ребёнка, обеспечив тем самым ему возможность безостановочного движения вперёд.
Развитие творческого потенциала одарённых детей предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. В программу развития входит не только обучение, но и развитие творчества, умение общаться, формирование лидерских и других качеств, способствующих в будущем реализации творческой личности.
В гимназии № 4 им. А.С.Пушкина, как и во многих других, для повышения качества образования используется дифференцированное обучение. Кроме того в классах организовываются специальные факультативы, состоящие из инициативных групп.
В школе работает программа «Умники и умницы». Программа занятий с одарёнными детьми предусматривает развитие детей в соответствии с их возрастными особенностями. Дети изучают дополнительный материал по русскому языку, математике и информатике, окружающему миру и чтению, занимаются проектной деятельностью (овладение компьютерной грамотностью и проведение исследовательских работ). Такая работа необходима, так как современная жизнь требует от школьника широкого кругозора, владения основами наук, развитого интеллекта, т.е. всесторонне развитой личности. Задача школы - развивать личность школьника, умело активизировать, стимулировать к учебной деятельности. Занятия по вышеназванной программе способствуют развитию таких качеств, как способность рассуждать, мыслить символами, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений. В настоящее время этот процесс невозможен без применения информационно-коммуникационных технологий. Они позволяют в ходе занятий создать условия для самостоятельного разрешения ребенком ситуаций проблемного характера. Педагог не просто сообщает информацию, а создаёт условия для наблюдения и размышления учеников.
Известно, что ребёнок уже с раннего детства лучше воспринимает информацию визуально. Использование ИКТ помогает учителю повысить интерес к предметам, активизировать деятельность учащихся, направить детей использовать современную технику в сторону образования. Именно поэтому учитель обязан активнее внедрять в образовательно-воспитательный процесс информационно-коммуникационные технологии, использовать элементы занимательности.
Подготавливаясь к занятиям, учителю необходимо помнить особенности одарённых детей: если обучение будет лёгким, пусть даже информационно интересным, ученик, как ни странно, быстро устанет. А вот от трудной деятельности, тем более лежащей в сфере жизнеопределяющих интересов, такой ребёнок никогда не устаёт. Ребёнок должен быть в постоянной работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе – обязательные составные части успешных занятий.
Все одарённые дети обладают невероятной способностью «поглощать» знания. Учитель – временный попутчик в этом процессе, который преподает не «предмет», а вводит в науку. Основной упор при обучении таких детей следует делать на самообучение. Но для того, чтобы ребёнок стал учиться самостоятельно, необходимо умелое руководство учителя и помощь родителя.
Одарённость у разных людей и в разном возрасте проявляется по-разному, её проявления характеризуются большой индивидуальностью. Эти дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других детей, тем богаче перспективы их профессионального и личностного роста. Заниматься одарёнными детьми нужно, но чётко осознавая, что проблема выявления, обучения и развития их – сложная, лежащая на пересечении ряда других проблем.
Литература:
- Матюшкин А.М. Загадки одарённости. – М.: Школа-Пресс 1993
- Бернс Р. Развитие «Я - концепции» и воспитание. М., 1986
- Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети.- М., 1991
- Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы. М., 1884
- Одарённые дети. Перевод с англ. – М.: Прогресс,1991
- Куревина О.А. Мультимедийные программы - учителям./ Начальная школа: плюс-минус. – 1999.-№9
- Танцоров, С.Т. Групповая работа в развивающем обучении / С.Т.Танцоров. - Рига, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Одарённые дети".
По работе с одарёнными и талантливыми детьми накоплен большой опыт. Буду рада если пригодится мой материал.Программа "Одарённые дети"Диагностика. (Диагностика личностных особенностей детей в возрасте ...
Программа "Одарённые дети"
Программа предназначена для работы с уч-ся 1 класса...
Методические модели сопровождения одарённых детей
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут от...
Педагогическое сопровождение одарённых детей (приложение)
презентация к выступлению на секции классных руководителей...
Мастер - класс для родителей одарённых учащихся на тему: "Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей".
14 октября 2015 года на базе ГБОУ школа 879 педагогом - психологом был проведён мастер класс на тему:«Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей». Участники: Ведущий мастер –...
Программа внеурочной деятельности педагога, направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера».
Программа внеурочной деятельности педагога,направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗмладшего школьного возраста.Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера»....
Статья "Умственная одарённость,её психологические проявления. Воспитание и обучение одарённых детей.
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у реб...