Программа работы объединения дополнительного образования "Цветы в доме"
рабочая программа на тему
Рабочая программа и тематическое планирование .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждена приказом директора МБОУ «Ржаксинская СОШ № 2 им. Г.А.Пономарёва» от _________г. № ___ | Рассмотрена и рекомендована к утверждению МС протокол от ________ г. №_ |
Дополнительная образовательная программа
«Цветы в доме»
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 7-10 лет
Составитель: Власова В.М.
2016 год
Пояснительная записка.
Данная программа имеет эколого-эстетическую направленность.
Новизна программы в том, что через работу с комнатными растениями дети узнают о проблемах, вставших перед людьми, о проблемах охраны природы, как необходимого условия здоровья людей.
Актуальность: работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность и способствует эстетическому воспитанию учащихся, расширяет кругозор ребенка, помогает ему глубже узнавать тот мир, который он знает только по книгам. Комнатные растения – благотворный материал для познания живой природы в любое время года.
Цель:
- овладение системой знаний, умений и навыков по выращиванию и уходу за комнатными растениями.
Задачи 1 года обучения:
- расширить знания детей о комнатных растениях;
- воспитывать трудовые навыки, бережное отношение к природе;
- развивать познавательный интерес у учащихся.
Задачи 2 года обучения:
- показать многообразие комнатных растений, формировать навыки по выращиванию и уходу за ними;
- развивать познавательный интерес у учащихся;
- воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.
Отличительные особенности:
на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой.
Формы, методы, приёмы обучения:
наблюдение, сравнение, наглядность, беседа, игра, практическая работа.
Ожидаемые результаты.
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- знать названия имеющихся растений;
- уметь правильно поливать, рыхлить и удобрять почву; с помощью педагога пересаживать растения, сажать новые.
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- знать названия имеющихся растений;
- знать особенности имеющихся растений;
- уметь применять навыки по уходу за растениями;
- уметь самостоятельно пересаживать и сажать новые растения.
Формы проверки результатов.
1 год обучения: обобщение полученных знаний, умений и навыков, конкурс рисунков, выставка цветов.
2 год обучения: обобщение полученных знаний, умений и навыков, выставка композиций из комнатных растений.
Срок реализации программы – 2 года.
Программа рассчитана на 136 часов (68 часов в год, 2 часа в неделю).
Режим занятий:
1год обучения – 2 раза в неделю по 1 часу;
2 год обучения – 2 раза в неделю по 1 часу.
Программа предназначена для детей младшего школьного возраста.
Учебно-тематическое планирование 1 года обучения.
НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ТЕОРЕТИЧ. ЗАНЯТИЯ | ПРАТИЧ. ЗАНЯТИЯ | |
1 | Введение. Темы занятий: - Беседа о правилах безопасности - Что мы знаем о комнатных растениях - Первые навыки по уходу за растениями | 8 1 2 5 | 3 1 1 1 | 5 1 4 |
2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 | Уход за растениями осенью. - Температура - Освещение - Полив - Дыхание растений - Влажность воздуха - Период покоя - Водные процедуры - Уход за растениями | 12 1 1 1 1 1 1 1 5 | 7 1 1 1 1 1 1 1 | 5 1 1 5 |
3 | Болезни комнатных растений | 2 | 1 | 1 |
4 4.1 4.2 4.3 | Содержание растений зимой. - Уход за растениями - «Будим спящие растения» - Подкормка растений | 10 6 2 2 | 2 1 1 | 8 6 1 1 |
5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 6 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 7 7.1 7.2 | Размножение растений. - Составные части почвогрунта - Пересадка растений - Размножение растений делением - Размножение растений черенкованием - Размножение растений семенами - Размножение растений луковицей Это интересно. - Загадки о комнатных растениях - Знакомство с бонсаи - «Одежда для цветка» - Знакомство с гидропоникой - «Айболит» на подоконнике - Знакомство с новыми видами растений Обобщение - Конкурс рисунков «Зелёный друг» - Выставка цветов -Повторение полученных знаний, умений -Задание на лето ВСЕГО: | 18 2 4 3 3 3 3 14 1 2 4 2 2 3 4 1 1 1 1 68 | 5 1 1 1 1 1 7 1 2 2 1 1 1 1 26 | 13 1 4 2 2 2 2 7 4 1 2 3 1 1 1 42 |
Содержание дополнительной образовательной программы.
1 год обучения.
№ | Краткое описание темы | Теоретические виды занятий. Количество часов | Практические виды занятий. Количество часов |
1 | Введение. Создание у детей интереса к комнатным растениям, обучение первоначальным действиям по уходу за ними; знакомство с правилами безопасности.
| Беседы о комнатных растениях, о правилах безопасности. 3 ч | Уход за комнатными растениями. 5 ч. |
2 | Уход за растениями осенью. Формирование навыков по уходу за растениями. Изучение особенностей ухода за растениями осенью. | Беседы об уходе за растениями. Показ способа действия. 7 ч. | Полив, рыхление, обмывание листьев. 5 ч. |
3 | Болезни комнатных растений. Знакомство с некоторыми видами болезней и вредителей и методами борьбы с ними. | Беседа «Болезни и вредители». 1 ч | Работа с иллюстрациями, растениями. 1 ч. |
4 | Содержание растений зимой. Закрепление навыков по уходу за растениями. Особенности ухода за растениями зимой. «Пробуждение» растений, находящихся в состоянии покоя. Знакомство с простейшими приёмами подкормки растений. | Беседы об особенностях ухода за растениями зимой. 2 ч. | Уход за растениями, подкормка растений. 8 ч. |
5 | Размножение растений. Обучение составлению смеси почвогрунта, размножению растений делением, семенами, черенкованием, луковицей. Отрабатывание навыков по уходу за растениями. | Беседы о составе почвогрунта, о размножении растений. 5 ч. | Составление Смеси почво- Грунта, Размножение Растений. 13 ч. |
6 | Это интересно. Выявление имеющихся знаний о растениях при помощи игры. Знакомство с бонсаи, с гидропоникой. Формирование знаний о лекарственных комнатных растениях. Знакомство с новыми видами растений. Формирование умения красиво оформлять кашпо. | Загадки о расте- ниях. Рассказы о Бонсаи и Гидропонике. Беседа: «Айболит на Подоконнике». 7 ч. | Работа с иллюстрациями; оформление кашпо; посадка новых растений. 7 ч. |
7 | Обобщение. Конкурс рисунков «Мой зелёный друг». Выставка растений. Повторение полученных знаний, умений. Задание на лето. | Задание на лето. 1ч. | Выставка цветов конкурс рисунков демонстрация знаний и умений в практической работе. 3 ч. |
Методическое обеспечение программы. 1 год обучения.
Темы занятий | Формы занятий | Методы и приёмы | Дидактический материал, ТСО | Материал | Формы подведения итогов |
Введение | Беседа, практическая работа | Словесные, наглядные | Иллюстрации, | растения | Опрос, самостоятельная работа |
Уход за растениями осенью | Беседа, практическая работа | Словесные, наглядные | Специальная литература | растения | Самостоятельная работа |
Болезни комнатных растений | Беседа | Словесные, наглядные | Иллюстрации | Опрос | |
Содержание растений зимой | Беседа, практическая работа | Словесные, наглядные | Специальная литература | Растения | Самостоятельная работа |
Размноже- ние растений | Беседа, практическая работа | Словесные, наглядные | Растения | Самостоятельная работа | |
Это интересно | Беседа, рассказ, игра, творческая работа | Словесные, наглядные, игровые, | Иллюстрации, рисунки | Клей, бумага, нитки | Самостоятельная работа |
Обобщение | Беседа, практическая работа, творческая работа | Словесные, наглядные | Иллюстрации, рисунки, специальная литература | Нитки, клей, бумага, растения | Выставка, самостоятельная работа |
Учебно-тематическое планирование. 2 год обучения.
№ | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ | Количест-во часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 | Повторение. - Правила безопасности. - значение комнатных растений в жизни человека. -Пересадка растений. - Факторы, влияющие на внешний вид растений. - Вода – основа жизни растений. - Уход за растениями. | 19 1 2 6 2 2 6 | 5 1 1 1 1 1 | 14 1 5 1 1 6 |
2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 | Тропические и субтропические культуры. - Общая характеристика. - Условия выращивания. - Диффенбахия. - Фикус Бенджамина. - Аглаонема. - Маранта. - Нефролепис - Уход за растениями. | 14 1 2 1 1 1 1 1 6 | 4 1 1 2 | 10 1 1 1 1 1 1 4 |
3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 | Красивоцветущие комнатные культуры. - Общая характеристика. - Условия выращивания. - Уход за цветущими растениями. - Антуриум. - Бегония. - Сенполия. - Цикламен. - Уход за растениями. | 15 1 2 2 1 1 1 1 6 | 4 1 1 1 1 | 11 1 1 1 1 1 1 5 |
4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 | Суккуленты. - Общая характеристика. - Способы выращивания. - Кактусы. - Сансевьерия. Уход за растениями. | 12 1 2 2 1 6 | 4 1 1 1 1 | 8 1 1 1 5 |
5 5.1 5.25.35.4 5.5 5.6 | Обобщение. - «Лето круглый год». - Сад на подоконнике. - Уход за растениями. - Выставка растений. - Подведение итогов. - Задание на лето. ВСЕГО: | 8 1 1 3 1 1 1 68 | 2 1 1 19 | 6 1 3 1 1 49 |
Содержание дополнительной образовательной программы.
2 год обучения.
№ | Краткое описание темы | Теоретические виды занятий. Количество часов | Практические виды занятий. Количество часов |
1 | Повторение. Повторение правил безопасности. Роль комнатных растений в жизни людей. Повторение навыков по уходу за растениями. Значение воды в жизни растений. | Беседы о правилах безопасности, о роли растений в жизни людей, о значении воды для растений. 5 ч | Уход за растениями. 14 ч. |
2 | Тропические и субтропические культуры. Общая характеристика культур. Знакомство с условиями выращивания на примере следующих растений: фикус Бенджамина, нефролепис, диффенбахия, аглаонема, маранта. Уход за растениями. | Рассказ об условиях выращивания растений. 4 ч. | Работа с иллюстрациями, уход за растениями. 10 ч. |
3 | Красивоцветущие культуры. Общая характеристика культур. Знакомство с условиями выращивания на примере следующих растений: бегония, антуриум, сенполия, цикламен. Знакомство с особенностями ухода за цветущими растениями. Формирование умения видеть и создавать красоту вокруг себя. | Беседа о красивоцветущих растениях. Рассказ об условиях их выращивания. 4 ч. | Работа с иллюстрациями, уход за растениями. 11ч. |
4 | Суккуленты. Общая характеристика. Знакомство со способами выращивания на примере кактусов и сансевьерии. Закрепление навыков по уходу за растениями. | Беседа о суккулентах, рассказ о способах их выращивания. 4 ч. | Работа с иллюстрациями, уход за растениями. 8 ч. |
5 | Обобщение. Викторина о комнатных растениях. Создание композиции из комнатных растений. Выставка растений. Обобщение знаний, умений и навыков по уходу за растениями. Задание на лето. | Викторина о комнатных растениях. Задание на лето. 2 ч. | Создание композиции из растений. Выставка растений. Демонстрация ЗУН в самостоятельной работе. 6 ч. |
Методическое обеспечение программы. 2 год обучения.
Темы занятий | Формы занятий | Приёмы и методы | Дидактический материал, ТСО | Материал | Формы подведения итогов |
Повторение | Беседа, практическая работа | Словесные, наглядные | Иллюстрации | растения | Самостоятельная работа |
Тропические и субтропи- ческие культуры | Беседа, рассказ, практическая работа | Словесные, наглядные | Иллюстрации, специальная Литература | растения | Самостоятельная работа |
Красивоцве- тущие культуры | Беседа, рассказ, практическая работа | Словесные, наглядные | Иллюстрации, специальная литература | растения | Самостоятельная работа |
Суккуленты | Беседа, рассказ, практическая работа | Словесные, наглядные | Иллюстрации, специальная литература | Растения | Самостоятельная работа |
Обобщение | Игра, беседа, творческая работа, практическая работа | Игровые, наглядные, словесные | Специальная литература | растения | Опрос, самостоятельная работа |
Методическая литература для учителя.
1.Баранчикова Л.А. Уход за комнатными растениями. // Начальная школа.- 2006.- №1.
2.Исаева Е.В. Познание окружающего мира через изучение комнатных растений.// Начальная школа. – 1998. - №6.
3.Коваль А.А., Потапова С.П., Черных Т.Г., ЧувиковаА.А. Практикум по цветоводству, М: Колос, 1984 год.
4. Наглядный словарь. Растения. Изд. Дорлинг КИНОЕРСЛИ,
Лондон – Нью-Йорк – Штутгарт – Москва.
Методическая литература для детей.
- Владимиров А., Дмитриев Ю., Пожарская Н., Порудоминский В. Книга природы, М. «Детская литература», 1990год.
- Калашников В. Удивительный мир растений. Энциклопедия тайн и загадок. Изд. «Белый город», М. 2005 год.
- Комнатные растения: мини-энциклопедия: перевод с итал. – М.: Астрель-Аст, 2007.
Утверждено приказом директора МБОУ Ржаксинской СОШ № 2 им. Г.А.Пономарёва от ___________г. № | Согласовано зам. директора по УВР | Рассмотрено на заседании МО протокол от _________ г. №____ |
Календарно-тематическое планирование
занятий объединения дополнительного образования
«Цветы в доме»
Руководитель: В.М.Власова
Количество часов: 68
в неделю - 2
Календарно-тематическое планирование составила Власова Валентина Михайловна
Дата ________ _________ В.М.Власова
2016 год
Тематическое планирование занятий кружка
«Цветы в доме». 1 год обучения.
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | Кол-во часов | Дата проведения | Фактическая дата проведения | |
Введение | |||||
1 | Беседа о правилах безопасности | 1 | |||
2 | Что мы знаем о комнатных растениях | 1 | |||
3 | Что мы знаем о комнатных растениях | 1 | |||
4 | Первые навыки по уходу за растениями | 1 | |||
5 | Первые навыки по уходу за растениями | 1 | |||
6 | Первые навыки по уходу за растениями | 1 | |||
7 | Первые навыки по уходу за растениями | 1 | |||
8 | Первые навыки по уходу за растениями | 1 | |||
Уход за растениями осенью | |||||
9 | Температура | 1 | |||
10 | Освещение | 1 | |||
11 | Полив | 1 | |||
12 | Дыхание растений | 1 | |||
13 | Влажность воздуха | 1 | |||
14 | Период покоя | 1 | |||
15 | Водные процедуры | 1 | |||
16
| Уход за растениями | 1 | |||
17 | Уход за растениями | 1 | |||
18 | Уход за растениями | 1 | |||
19 | Уход за растениями | 1 | |||
20 | Уход за растениями | 1 | |||
Болезни комнатных растений | |||||
21 | Болезни комнатных растений | 1 | |||
22 | Болезни комнатных растений | 1 | |||
Содержание растений зимой | |||||
23 | Уход за растениями | 1 | |||
24 | Уход за растениями | 1 | |||
25 | Уход за растениями | 1 | |||
26 | Уход за растениями | 1 | |||
27 | Уход за растениями | 1 | |||
28 | Уход за растениями | 1 | |||
29 | «Будим спящие растения» | 1 | |||
30 | «Будим спящие растения» | 1 | |||
31 | Подкормка растений | 1 | |||
32 | Подкормка растений | 1 | |||
Размножение растений | |||||
33 | Составные части почвогрунта | 1 | |||
34 | Составные части почвогрунта | 1 | |||
35 | Пересадка растений | 1 | |||
36 | Пересадка растений | 1 | |||
37 | Пересадка растений | 1 | |||
38 | Пересадка растений | 1 | |||
39 | Размножение растений делением | 1 | |||
40 | Размножение растений делением | 1 | |||
41 | Размножение растений делением | 1 | |||
42 | Размножение растений черенкованием | 1 | |||
43 | Размножение растений черенкованием | 1 | |||
44 | Размножение растений черенкованием | 1 | |||
45 | Размножение растений семенами | 1 | |||
46 | Размножение растений семенами | 1 | |||
47 | Размножение растений семенами | 1 | |||
48 | Размножение растений луковицей | 1 | |||
49 | Размножение растений луковицей | 1 | |||
50 | Размножение растений луковицей | 1 | |||
Это интересно | |||||
51 | Загадки о комнатных растениях | 1 | |||
52 | Знакомство с бонсаи | 1 | |||
53 | Знакомство с бонсаи | 1 | |||
54 | «Одежда для цветка» | 1 | |||
55 | «Одежда для цветка» | 1 | |||
56 | «Одежда для цветка» | 1 | |||
57 | Знакомство с гидропоникой | 1 | |||
58 | Знакомство с гидропоникой | 1 | |||
59 | «Айболит» на подоконнике | 1 | |||
60 | Айболит» на подоконнике | 1 | |||
61 | Знакомство с новыми видами Растений | 1 | |||
62 | Знакомство с новыми видами Растений | 1 | |||
63 | Знакомство с новыми видами Растений | 1 | |||
Обобщение | |||||
64 | Конкурс рисунков «Зеленый друг» | 1 | |||
65 | Выставка цветов | 1 | |||
66 | Повторение полученных знаний, умений | 1 | |||
67 | Повторение полученных знаний, умений | 1 | |||
68 | Задание на лето | 1 |
2 год обучения.
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | Кол-во часов | Дата проведения | Фактическая дата проведения |
Повторение | ||||
1 | Правила безопасности | 1 | ||
2 | Значение комнатных растений в жизни человека. | 1 | ||
3 | Значение комнатных растений в жизни человека. | 1 | ||
4 | Пересадка растений | 1 | ||
5 | Пересадка растений | 1 | ||
6 | Пересадка растений | 1 | ||
7 | Пересадка растений | 1 | ||
8 | Пересадка растений | 1 | ||
9 | Пересадка растений | 1 | ||
10 | Факторы, влияющие на внешний вид растений | 1 | ||
11 | Факторы, влияющие на внешний вид растений | 1 | ||
12 | Вода – основа жизни растений | 1 | ||
13 | Вода – основа жизни растений | 1 | ||
14 | Уход за растениями | 1 | ||
15 | Уход за растениями | 1 | ||
16 | Уход за растениями | 1 | ||
17 | Уход за растениями | 1 | ||
18 | Уход за растениями | 1 | ||
19 | Уход за растениями | 1 | ||
Тропические и субтропические культуры | ||||
20 | Общая характеристика | 1 | ||
21 | Условия выращивания | 1 | ||
22 | Условия выращивания | 1 | ||
23 | Диффенбахия | 1 | ||
24 | Фикус Бенджамина | 1 | ||
25 | Аглаонема | 1 | ||
26 | Маранта | 1 | ||
27 | Нефролепис | 1 | ||
28 | Уход за растениями | 1 | ||
29 | Уход за растениями | 1 | ||
30 | Уход за растениями | 1 | ||
31 | Уход за растениями | 1 | ||
32 | Уход за растениями | 1 | ||
33 | Уход за растениями | 1 | ||
Красивоцветущие комнатные культуры | ||||
34 | Общая характеристика | 1 | ||
35 | Условия выращивания | 1 | ||
36 | Условия выращивания | 1 | ||
37 | Уход за цветущими растениями | 1 | ||
38 | Уход за цветущими растениями | 1 | ||
39 | Антуриум | 1 | ||
40 | Бегония | 1 | ||
41 | Сенполия | 1 | ||
42 | Цикламен | 1 | ||
43-48 | Уход за растениями | 1 | . | |
44 | Уход за растениями | 1 | ||
45 | Уход за растениями | 1 | ||
46 | Уход за растениями | 1 | ||
47 | Уход за растениями | 1 | ||
48 | Уход за растениями | 1 | ||
Суккуленты | ||||
49 | Общая характеристика | 1 | ||
50 | Способы выращивания | 1 | ||
51 | Способы выращивания | 1 | ||
52 | Кактусы | 1 | ||
53 | Кактусы | 1 | ||
54 | Сансевьерия | 1 | ||
55 | Уход за растениями | 1 | ||
56 | Уход за растениями | 1 | ||
57 | Уход за растениями | 1 | ||
58 | Уход за растениями | 1 | ||
59 | Уход за растениями | 1 | ||
60 | Уход за растениями | 1 | ||
Обобщение | ||||
61 | «Лето круглый год». Викторина. | 1 | ||
62 | Сад на подоконнике | 1 | ||
63 | Уход за растениями | 1 | ||
64 | Уход за растениями | 1 | ||
65 | Уход за растениями | 1 | ||
66 | Выставка растений | 1 | ||
67 | Подведение итогов | 1 | ||
68 | Задание на лето | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.В. "Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования"
Из опыта работы педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального ...

Программа детского объединения дополнительного образования "Лидер"
Направленность данной программы социально-педагогическая.Цель программы:способствовать развитию у учащихся лидерских качеств....

Методические рекомендации по заполнению журнала учёта работы педагога дополнительного образования в объединении ( секции, кружке, клубе)
Данные методические рекомендации призваны помочь руководителям коллективов в заполнении разделов журнала, а также в составлении плана и отчета объединения.Журнал учёта работы объединения является осно...
Из опыта работы педагога дополнительного образования объединения по изучению иностранного языка
Вот уже около 29 лет я провожу обучение иностранному языку обучающихся начальной школы. Предложение о проведении такого объединения ребят было встречено с большим интересом и детьми, и родителями. Шко...
Педагогическая диагностика – как основа работы педагога дополнительного образования по формированию способностей младшего школьника и развитию детского объединения.
Зачем нужна диагностика? Основные функции и принципы педагогической диагностики. Критерии диагностики....

План воспитательной работы объединения дополнительного образования
В 2019 - 2020 учебном году в условиях ФГОС приоритетными направлениями в воспитательной работе являются:Общекультурное направление: (гражданско-патриотическое воспитан...

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья через объединения дополнительного образования
Современное понимание проблем воспитания и обучения приобретает все более выраженную гуманистическую направленность. "Общие" подходы, глобальные программы уступают место личностно-ориентиров...