Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” 1–4 классы подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Данная программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
1.1. Введение.
Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основныхнаправлений внеурочной деятельности выделено спортивно – оздоровительное направление.
В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
А.Алехин писал: “Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни”.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят “упоение в борьбе”, но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.
Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.
Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся являются:
- Закон Российской Федерации “Об образовании”;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 “Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса” (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”,
1.2. Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья учащихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Цель конкретизирована следующими задачами:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.
1.3. Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” предназначена для обучающихся 1–4 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность занятий: 1 класс – 25 минут, 2 класс – 25 минут, 3 класс – 35 минут, 4 класс – 35 минут. Занятия проводятся в 1 классе 1 раз в неделю (33 учебные недели), во 2-4 классах 1 раз в неделю (34 уч. недели)
Группы укомплектованы учащимися в количестве не более 10 человек, режим работы не превышает 1 часа в неделю. Реализация программы “Шахматы в школе” осуществляется на базе лицея №15 и школы №1, в специально отведенном кабинете для занятий шахматами.
Основные формы и средства обучения:
- Практическая игра.
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
- Участие в турнирах и соревнованиях.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик.
1.4. Содержание программы и методические рекомендации.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
- принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести
ответственность за них.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Этот курс может без труда освоить каждый учитель начальной школы, даже если он совсем не знаком с шахматной игрой.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учится выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению “доматового” периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Программой “Шахматы, первый год” предусматривается 33 занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает шесть тем: “Шахматная доска”, “Шахматные фигуры”, “Начальная расстановка фигур”, “Ходы и взятие фигур”, “Цель шахматной партии”, “Игра всеми фигурами из начального положения”. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Учебник для первого класса четырехлетней и трехлетней начальной школы “Шахматы, первый год” или “Там клетки черно-белые чудес и тайн полны” подобно другим учебникам для первоклассников содержит минимум слов и максимум иллюстративного материала. Самый элементарный шахматный материал в нем закрепляется благодаря большому количеству дидактических игр и заданий. Для изучения силы и слабости каждой шахматной фигуры приводится большое количество заданий. В учебнике или на демонстрационной доске дети сами решают задания, а поучительные положения разыгрывают друг с другом или с учителем. Много страниц учебника занимают задачи на мат в один ход. Приводятся примеры разыгрывания начала шахматной партии, показывается, как наказывают за грубые ошибки одну из сторон.
“Шахматы, первый год”.
I. Шахматная доска.
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.
II. Шахматные фигуры.
Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).
III. Начальная расстановка фигур.
Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило“Каждый ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
IV. Ходы и взятие фигур. (Основная тема учебного курса.)
Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра “на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.
V. Цель шахматной партии.
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.
VI. Игра всеми фигурами из начального положения.
Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.
К концу первого года обучения дети должны знать:
- Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
- правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
- различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах, мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
“Шахматы, второй год”.
“Шахматы, второй год” – логическое продолжение начатой работы. Учебно-методический комплект состоит из программы “Шахматы, второй год”, учебника для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”, пособия для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”, книга “Шахматный задачник, второй год обучения”.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи.
Программа “Шахматы, второй год” предусматривает 34 учебных занятий, по одному занятию в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ.
Важной вехой в овладении шахматными основами становится умение учащихся ставить мат.
Учебный курс включает пять тем: “Краткая история шахмат”, “Шахматная нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого короля”, “Достижение мата без жертвы материала”.
I. Краткая история шахмат.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
II. Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.
III. Ценность шахматных фигур.
Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и
защита. Способы защиты (5 способов).
IV. Техника матования одинокого короля.
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
V. Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.
К концу второго года обучения дети должны знать:
- шахматные правила FIDE;
- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
- правильно вести себя за доской;
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
“Шахматы, третий год”.
I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.
Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Двух– и трехходовые партии.
II. Основы дебюта.
Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Принципы игры в дебюте:
- Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”.
- Борьба за центр.
- Безопасная позиция короля. Значение рокировки.
- Гармоничное пешечное расположение. Разумная игра пешками.
Классификация дебютов.
III. Основы миттельшпиля.
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.
Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса.
IV. Основы эндшпиля.
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
- принципы игры в дебюте;
- основные тактические приемы;
- термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- находить несложные тактические приемы;
- точно разыгрывать простейшие окончания.
“Шахматы, четвертый год”.
“Шахматы, четвертый год” – используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся предлагаются задачи для самостоятельного решения: “Ферзь против пешки”, “Ферзь против короля” и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Занятия посвящены в основном совершенствованию игры в миттельшпиле, поскольку главная борьба происходит в середине партии. Основные темы курса “Анализ и оценка позиции”, “Шахматные комбинации”, “План в шахматах”.
Учащиеся учатся элементарно анализировать позицию и на основе анализа составлять простейший план дальнейшей игры. Дети знакомятся с темами комбинаций, учатся находить несложные тактические приемы и проводить комбинации.
Учащиеся принимают участие в соревнованиях.
I. Шахматная партия.
О трех стадиях шахматной партии. Виды преимущества в шахматах: материальное преимущество, преимущество в пространстве (территориальное преимущество), преимущество во времени. Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.
II. Анализ и оценка позиции.
Основные правила игры в миттельшпиле (В.Стейниц). Анализ и оценка позиции. Элементы позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).
III. Шахматная комбинация.
Пути поиска комбинации.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.
Матовые комбинации на мат в три хода.
Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др..
Комбинации, ведущие к ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации).
К концу четвертого года обучения дети должны знать:
- некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
- правила игры в миттельшпиле;
- основные элементы позиции.
К концу четвертого года обучения дети должны уметь:
- правильно разыгрывать дебют;
- грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
- проводить элементарно анализ позиции;
- составлять простейший план игры;
- находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания;
- пользоваться шахматными часами.
2. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
3. Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Виды контроля:
- текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
- промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.
Оценивание результатов:
По итогам тестирования каждому учащемуся выставляется отметка (в форме значка):
треугольник– удовлетворительно,
цветочек– хорошо,
звездочка – отлично.
Итоговая оценка выводится как средний балл из суммы оценок.
4.Материально-техническое обеспечение.
На занятиях используются:
- магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;
- шахматные часы – 2 штуки;
- словарь шахматных терминов;
- комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук.
5. Список литературы
- Авербах Ю. “Что нужно знать об эндшпиле”. / М.: ФиС, 1979.
- Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.
- Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.
- Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.
- Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.
- Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.
- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.
- Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.
- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.
- Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.
- Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.
- Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.
- Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
- Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.
- Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.
- Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.
- Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.
- Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.
- Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.
- Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.
- Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
- Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.
- Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.
- Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.
- Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999.
- Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.
- Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981.
- Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 1979.
- Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986.
- Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.
- Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 1976.
Календарно-тематическое планирование
1 класс (33 часа;1 час в неделю)
№ урока | Тема занятия | Содержание | Виды деятельности. | Дата проведения |
1. Шахматная доска | Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. | Чтение и инсценирование дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами. | ||
1. | Знакомство с шахматной доской | |||
2. | Шахматная доска | Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята – хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ». | ||
2. Шахматные фигуры. | Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. | Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая». | ||
3. | Знакомство с шахматными фигурами | |||
4 | Знакомство с шахматными фигурами | |||
3. Начальная расстановка фигур. | Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. | Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч». | ||
5. | Начальное положение | |||
4. Ходы и взятие фигур. | (Основная тема учебного курса.) Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. | Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | ||
6. | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. | |||
7. | Ладья в игре. | Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности». | ||
8. | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольнын слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | ||
9. | Слон в игре. | Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности». | ||
10. | Ладья против слона. | Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности». | ||
11. | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. | Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | ||
12. | Ферзь в игре. | Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». | ||
13. | Ферзь против ладьи и слона. | Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности». | ||
14. | Знакомство с шахматной фигурой. Конь. | Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | ||
15. | Конь в игре. | Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности». | ||
16. | Конь против ферзя, ладьи слона. | Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности». | ||
17. | Знакомство с пешкой. | Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Один в поле воин». | ||
18. | Пешка в игре. | Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности». | ||
19. | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности». | ||
20. | Знакомство с шахматной фигурой. Король. | Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король против короля). | ||
21. | Король против других фигур. | Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности». | ||
5. Цель шахматной партии. | Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. | |||
22. | Шах. | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах». | ||
23 | Шах. | |||
24. | Мат. | Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход». | ||
25 | Мат | |||
26. | Ставим мат. | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». | ||
27 | Ставим мат. | |||
28. | Ничья, пат. | Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат». | ||
29. | Рокировка. | Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка». | ||
30 | Рокировка. | |||
6. Игра всеми фигурами из начального положения. | Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. | |||
31. | Шахматная партия. | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода». | ||
32. | Шахматная партия. | Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. | ||
33. | Повторение программного материала. | Повторение программного материала – викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения. |
2 класс (34 часа;1 час в неделю)
№ урока | Тема занятия | Содержание | Виды деятельности | Дата проведения |
Повторение изученного материала. | Повторение программного материала, изученного за год обучения | Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мире шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). | ||
1. | Повторение изученного материала. | |||
2. | Повторение изученного материала. | Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика. | ||
1. Краткая история шахмат. | Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. | Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика. | ||
3. | Краткая история шахмат. | |||
2. Шахматная нотация. | Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические игры и задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля на какое идет. Например: «Король с е1 – на е2». | ||
4. | Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | |||
5. | Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. | Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). | ||
3. Ценность шахматных фигур. | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические игры и задания» Кто сильнее», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика. | ||
6. | Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | |||
7. | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания» Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика. | ||
8. | Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика. | ||
9. | Ценность шахматных фигур. Защита. | Защита. Дидактические игры и задания «Защита» (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика. | ||
4. Техника матования одинокого короля. | Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. | Две ладьи против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | ||
10. | Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. | |||
11. | Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. | Ферзь и ладья против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | ||
12. | Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. | Ферзь и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | ||
13. | Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. | Ладья и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | ||
5. Достижение мата без жертвы материала | Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. | Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика. | ||
14. | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | |||
15. | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика. | ||
16. | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика. | ||
6. Шахматная комбинация. | Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.). | Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика. | ||
17. | Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. | |||
18. | Матовые комбинации. Тема завлечения. | Матовые комбинации. Тема завлечения. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика. | ||
19. | Матовые комбинации. Тема блокировки. | Матовые комбинации. Тема блокировки. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика. | ||
20. | Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. | Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика. | ||
21. | Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». | Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика. | ||
22. | Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. | Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика. | ||
23. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика. | ||
24. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика. | ||
25. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика. | ||
26. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. Дидактические игры и задания «Проведи пешку в ферзи». Игровая практика. | ||
27. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика. | ||
28. | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика. | ||
29. | Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. | Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика. | ||
30. | Типичные комбинации в дебюте. | Типичные комбинации в дебюте. Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая практика. | ||
31. | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая практика. | ||
Повторение программного материала | Повторение программного материала, изученного за первый и второй год обучения | |||
32. | Повторение программного материала | Дидактические игры и задания. Игровая практика. | ||
33. | Повторение программного материала | Дидактические игры и задания. Игровая практика. | ||
34. | Повторение программного материала | Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
3 класс (34 часа;1 час в неделю)
№ урока | Тема занятия | Содержание | Виды деятельности | Дата проведения |
Повторение изученного материала | Повторение программного материала, изученного за 2 год обучения | |||
1 | Повторение изученного материала. | Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. | ||
2 | Игровая практика | |||
3 | Повторение изученного материала. | Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала (из учебника второго года обучения). | ||
4 | Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). | Игровая практика с записью шахматной партии | ||
1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА | Игровая практика | |||
5 | Двух- и трехходовые партии. | Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на втором либо третьем ходу партии). | ||
6 | Решение задания “Мат в 1 ход” | |||
7 | Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. | Дидактические задания “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. | ||
8 | Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. | Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Защитись от мата | ||
9 | Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. | |||
10 | Решение заданий. | |||
11 | Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. | Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”. | ||
12 | Решение заданий | |||
13 | “Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. | Дидактические задания “Поставь мат в 1 ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у “повторюшки”. | ||
14 | Решение заданий | |||
15 | Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. | Дидактическое задание “Выведи фигуру”. | ||
16 | Решение задания “Выведи фигуру”.. | |||
17 | Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). | Дидактические задания “Мат в два хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”. | ||
18 | Решение заданий. | |||
19 | Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. | Дидактические задания “Захвати центр”, “Выиграй фигуру”. | ||
20 | Решение заданий. | |||
21 | Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. | Дидактические задания “Можно ли сделать рокировку?”, “В какую сторону можно рокировать?”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь мат в 2 хода нерокированному королю”, “Не получат ли белые мат в 1 ход, если рокируют?”. | ||
22 | Решение заданий. | |||
23 | Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. | Дидактические задания “Чем бить черную фигуру?”, “Сдвой противнику пешки”. | ||
24 | Решение заданий. | |||
25 | Связка в дебюте. Полная и неполная связка. | Дидактические задания “Выиграй фигуру”, “Сдвой противнику пешки”, “Успешное развязывание”. | ||
26 | Решение заданий. | |||
27 | Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. | |||
28 | Решение заданий. | |||
29 | Типичные комбинации в дебюте. | Повторение программного материала, изученного за второй и третий год обучения | Дидактические игры и задания. Игровая практика. | |
30 | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | |||
31 | Повторение программного материала | |||
32 | Повторение программного материала | |||
33 | Повторение программного материала | |||
34 | Повторение программного материала |
4 класс (34 часа;1 час в неделю)
№ урока | Тема занятия | Содержание | Виды деятельности | Дата проведения |
Повторение изученного материала. | Повторение программного материала, изученного за год обучения | Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. | ||
1 | Повторение изученного материала. | |||
2 | Игровая практика | |||
3 | Повторение изученного материала. | |||
1. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ | ||||
4 | Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. | Игровая практика | ||
5 | Игровая практика | Дидактическое задание “Выигрыш материала | ||
6 | Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. | |||
7 | Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. | Дидактическое задание “Выигрыш материала”. | ||
8 | Решение задания “Выигрыш материала”. | Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. | ||
9 | Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. | |||
10 | Решение заданий. | |||
11 | Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты. | Игровая практика | Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. | |
12 | Решение заданий. | |||
Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. | ||||
13 | Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы связки, “рентгена”, перекрытия. | |||
14 | Решение заданий. | Игровая практика | ||
15 | .Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. | Игровая практика | Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. | |
16 | Решение заданий. | |||
17 | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. | Дидактическое задание “Сделай ничью”. | ||
18 | Решение заданий. “Сделай ничью”. | |||
19 | Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия. | |||
20 | Решение заданий | |||
2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ | ||||
21 | Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). | Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”. | ||
22 | Решение заданий | |||
23 | Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). | Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”. | ||
24 | Решение заданий | |||
25 | Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). | Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”. | ||
26 | Решение заданий | Игровая практика | ||
27 | Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. | Дидактическое задание “Квадрат”. | ||
28 | Решение заданий | Игровая практика | ||
28 | Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция. | Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”. | ||
30 | Решение заданий | Игровая практика | ||
31 | Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. | Дидактические задания “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”. | ||
32 | Решение заданий | Игровая практика | ||
33 | Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля. | Дидактические задания “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”. | ||
34 | Повторение программного материала. Решение заданий | Игровая практика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...