Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика".
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Яковлева Марина Витальевна

Рабочая программа  внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Занимательная математика" 1 -4 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.docx45.88 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

                Программа «Занимательная математика» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры  умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала,  более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между  понятиями,  предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • развитие краткости речи;
  • умелое использование символики;
  • правильное применение математической терминологии;
  • умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
  • умение делать доступные выводы и обобщения;
  • обосновывать свои мысли.

          Основные методы:

1.Словесный метод:

  • Рассказ    (специфика  деятельности учёных математиков, физиков),  беседа,    обсуждение    (информационных  источников, готовых сборников);
  • словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

 2.Метод наглядности:

  • Наглядные пособия и иллюстрации.

3.Практический метод:

  • Тренировочные упражнения;
  • практические работы.

4.Объяснительно-иллюстративный:

  • Сообщение готовой информации.

5.Частично-поисковый метод:

  • Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.

          Преобладающие  формы занятий – групповая и индивидуальная.

            Формы  занятий младших школьников     очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,   экскурсии по сбору числового материала,  задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.  Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.

          Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие.   В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.

Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается  в организации и проведении экскурсий, в организации  и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Работа кружка оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса.

При  реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира,  труда и т.д.

В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7 – 10 лет в течение 4 лет обучения .Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной  мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково–исследовательской работы.

 Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках, физиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Ценностными ориентирами содержания данного   являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

 – освоение эвристических приемов рассуждений;

 –  формирование  интеллектуальных  умений, связанных  с  выбором  стратегии  решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

–  формирование   способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить  простейшие   закономерности,   использовать   догадку,   строить   и   проверять  простейшие гипотезы;

 –  формирование   пространственных   представлений   и   пространственного  воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на  занятиях.

Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты   изучения   курса «Занимательная математика».

Личностными   результатами  изучения  данного   факультативного   курса  являются:

  • развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  •  развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

 Метапредметные

Универсальные учебные действия: 

  • Сравнивать  разные   приемы   действий,  выбирать  удобные   способы   для  выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.  
  • Применять  изученные способы учебной работы и приёмы вычислений   для  работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать  правила   игры.  
  • Действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами.
  • Включаться  в   групповую   работу.  
  • Участвовать  в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.
  • Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять  полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным  условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • Умения выполнять устно  строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).

Календарно-тематическое планирование.

1-ый год обучения (1 класс)

Темы

Кол-во часов

Дата

Вводное занятие (2 ч)

1

Занимательные задачи на сложение

1

8.09

2

Упражнения на проверку знания нумерации

1

15.09

Как предметы можно измерять на глаз (3 ч).

3

Как предметы можно измерять на глаз.  

1

22.09

4

Задача-смекалка. Задача-шутка

1

29.09

5

Упражнения в измерении на глаз. Загадки. Задачи-смекалки.

1

6.10

Сравнение фигур (3 ч).

6

Сравнение фигур.  

1

13.10

7

Геометрические фигуры. Их виды. Животные из геометрических фигур. Что такое ребус?

1

20.10

8

Геометрические фигуры. Ребусы.

1

27.10

Игра «Задумай число» (3 ч).

9

Игра «Задумай число».  

1

17.11

10

Сравнение фигур. Задачи-смекалки.

1

24.11

11

 Задача-смекалка. Загадки. Задачи со спичками.

1

1.12

Математическая газета (2 ч)

12-13

Математическая газета.  

2

8.12,15.12

Загадочные слова (2 ч).

14-15

Ребусы. Задачи в стихах на сложение. Задача – шутка.

2

22.12,29.12

Весёлые задачки (2 ч).

16

Весёлые задачки.  

1

12.01

17

Задачи в стихах на сложение.

1

19.01

Любимые фигуры (3 ч).

18

Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали.

1

26.01

19-20

Как получить новую фигуру из разрезных частей.

2

2.02,16.02

Экскурсия (3ч).

21

Экскурсия.  

1

2.03

22

Занимательные задачки.

1

16.03

23

Упражнения на сравнение геометрических фигур. Загадки. Игра «Не собьюсь».

1

30.03

Викторина (1 ч).

24

Викторина.  

Турнир «смекалистых».

1

6.04

Равно, больше или меньше ? (4 ч)

25-26

Равно, больше или меньше?

2

13.04,20.04

27-28

Задачи в стихах. Логические упражнения

2

27.04, 4.05

Весёлые числа ( 1ч).

29

Весёлые числа.  Занимательные квадраты.

1

11.05

Наши итоги (2 ч)

30

Загадки, ребусы, весёлые задачи.

Проект.

1

18.05

31

Математический КВН

1

25.05

III. Предполагаемые  результаты реализации программы.

В результате реализации дополнительной образовательной программы  дети должны:

-  научиться легко решать  занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;

- решать логические упражнения;

-участвовать  в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах;

-Воспитанники должны уметь общаться с людьми;

- вести исследовательские записи,

-систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли,

-уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу.

Календарно-тематическое планирование.

2-ый год обучения (2 класс)

Темы

Кол-во часов

Дата

Вводное занятие (5 ч)

1

Вводное занятие.  

1

2

Весёлая нумерация. Отгадывание ребусов.

1

3

Отгадай–ка. Занимательные задачи на сложение.

1

4

Викторина. Игра «Весёлый счёт».

1

5

Геометрические фигуры.

1

Весёлая нумерация.   (5 ч).

6

Упражнения на проверку знания  нумерации

1

7

Задачи смекалки.

1

8

Задача – шутка.

1

9

Загадки.

1

10

Игра «Весёлый счёт» (в пределах 30).

1

Отгадай – ка.  (5 ч).

11

Отгадывание ребусов.

1

12

Задачи в стихах на сложение.

1

13

Упражнения в анализе геометрической фигуры. Загадки.

1

14

Задача - смекалка. Задача – шутка.

1

15

Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».

1

Викторина.  (2 ч).

16

Викторина

1

17

Турнир «смекалистых».

1

Геометрические фигуры. (6 ч)

18

Составление геометрических фигур из частей

1

19

Составление геометрических фигур из частей

1

20

Задачи в стихах. Загадки.

1

21

Задача – смекалка на изменение разности.

1

22

Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).

1

23

Проект «Придумай фигуру»

1

Математическая газета (3 ч)

24-26

Математическая газета.  

3

Математический КВН. (3 ч).

27-29

Математический КВН.

3

Отгадывание ребусов.   (5 ч).

30

Отгадывание ребусов.         

1

31

Занимательные задачи в стихах.

1

32

Задачи – смекалки. Составление ребусов.

1

33

Задача – шутка. Загадки.

1

34

Игра «Таблицу знаю».

1

Числа великаны.   (5 ч).

35

Экскурсия в парк.

1

36

Занимательные задачи.

1

37

Задача – смекалка

1

38

Задача – шутка. Упражнения на сравнение чисел великанов.

1

39

Загадки. Разучивание правил игры «Знай свой разряд».

1

Подведение итогов. Изготовление журналов. (3ч).

40-42

Изготовление журналов

1

Подведение итогов. Составление ребусов, математических загадок, задач. (2 ч).

43-44

Составление ребусов, математических загадок, задач.

2

Веселые задачки (5 ч)

45

Задача - шутка. Отгадывание ребусов.

1

46

Задачи в стихах на сложение. Занимательные квадраты.

1

47

Логические упражнения на сравнение фигур.

1

48

Задача – смекалка. Задача – шутка.

1

49

Загадки. Логическая игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке».

1

Таблица умножения на пальцах.   ( 5ч).

50

Разучивание таблицы умножения на пальцах. Игра «Запомни таблицу»

1

51

Разучивание таблицы умножения на пальцах. Игра «Веселый счет»

1

52

Задачи в стихах. Задачи – смекалки.

1

53

Задача – шутка. Загадки.

1

54

Игра «Телефон».

1

Математическая газета (3 ч).

55-57

Математическая газета

3

Задачи, связанные с величинами (5 ч)

58

Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка.

1

59

Загадки на меры времени. Игра «Волшебный циферблат».

1

60

Задачи повышенной трудности

1

61-62

Задачи геометрического содержания

2

Наши итоги (6 ч)

63

Олимпиада

1

64

Подведение итогов олимпиады. Работа над ошибками

1

65

Практическая работа

1

66

Практическая работа: коллективная работа по организации классной выставки (лучшие загадки, ребусы, , задачи составленные детьми взятые из жизни).

1

67

Математический КВН

1

68

Подведение итогов. Награждение.

1

Календарно-тематическое планирование.

                                        3 класс

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Вводное занятие. Игра «Решай, смекай, отгадывай!»

2

2

Историческая страничка. Весёлый счет.

1

3

Развивающая геометрия

3

4

Логическая игра «Так же, как». Занимательные рамки.

2

5

Лабиринт. Задача в стихах.

2

6

Математический кроссворд. Составь круговые примеры

2

7

Развивающая геометрия

2

8

Арифметические ребусы. Логическая игра «Меньше малого»

2

9

Весёлый счет. Игра «Расшифруй слово»

2

10

Практическая работа. «Математика и конструирование»

2

11

Лабиринт. Составь круговые примеры.

2

12

Развивающая геометрия

2

13

Задачи в стихах. Логическая игра «Первая – одинаковая»

2

14

Игра «Математический телефон». Весёлые цепочки

2

15

Ребусы. Логическая игра «Старше – моложе»

2

16

Лабиринт. Задача – шутка.

2

17

Историческая страничка. Логические вопросы.

2

18

Практическая работа. «Математика и конструирование»

2

19

Инсценировка математического рассказа

2

20

Весёлые цепочки примеров. Продолжи узор

2

21

Лабиринт. Математическая викторина.

2

22

Игра «Математический телефон». Занимательные рамки

2

23

Развивающая геометрия

2

24

Арифметические ребусы. Загадки.

2

25

Круговые примеры. Игра «Молчанка»

2

26

Задачи в стихах. Математический лабиринт

2

27

Математический кроссворд. Сравни рисунки

2

28

Практическая работа. «Математика и конструирование»

3

29

Логические вопросы. Игра «Путешествие по городам»

2

30

Математические эстафеты

2

31

Инсценировка математических рассказов.

2

32

Развивающая геометрия

2

33

Лабиринт. Логические вопросы.

2

34

Заключительное занятие. Математическая викторина.

1

ИТОГО

68

 Календарно-тематическое планирование.

                                        4 класс

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Вводная беседа. Историческая страничка.

1

2

Инсценировка рассказа «Числа – великаны»

1

3

Задача в стихах. Игра «У кого какая цифра»

2

4

Развивающая геометрия

4

5

Практическая работа. «Математика и конструирование»

2

6

Весёлый счет. Игра «Удивительный квадрат»

2

7

Отгадывание ребусов. Задача в стихах.

2

8

Развивающая геометрия

2

9

Игра «Решай, смекай, отгадывай»

2

10

Историческая страничка. Задача – шутка.

1

11

Практическая работа. «Математика и конструирование»

2

12

Отгадывание ребусов. Игра «Весёлый счет»

2

13

Математическая викторина

2

14

Задача в стихах. Игра «Действие знаю»

2

15

Проведение ранее изученных игр.

2

16

Развивающая геометрия

2

17

Весёлые цепочки. Игра «Задумай число»

2

18

Историческая страничка. Задача в стихах.

2

19

Математическая олимпиада

2

20

Практическая работа. «Математика и конструирование»

3

21

Игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке»

1

22

Проведение ранее изученных игр

2

23

Математическая викторина «Весёлые математики»

2

24

Ребусы. Игра «Волшебный циферблат»

2

25

Страничка из истории. Игра «Переставь местами две фигуры»

1

26

Практическая работа. «Математика и конструирование»

3

27

Игра «Определи маршрут корабля».

2

28

Математический лабиринт. Игра «Не собьюсь»

2

29

Развивающая геометрия

2

30

Практическая работа. «Математика и конструирование»

3

31

Проведение игр, изученных ранее

1

32

Развивающая геометрия

2

33

Выпуск математической газеты

2

34

Заключительное занятие. Математический квн

2

ИТОГО

68

 Предполагаемые  результаты реализации программы.

В результате реализации дополнительной образовательной программы  дети должны:

- приобретение  школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

- формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

- открывает перед учащимися возможности для приобретения опыта самостоятельного социального действия,

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

- разучить с детьми таблицу умножения на пальцах, занимательные задачи в стихах, задачи – смекалки, задача – шутка. Загадки.

     

Литература

1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.

2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.

3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.

4. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007.

5. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

6. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя.-«-е изд., перераб. и доп.- М.:Просвещение, 1983.

7. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл.школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Курс математика и  конструирование включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расши...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа составлена для 2 класса на 68 часов (2 раза в неделю)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....

рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс

Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы»  разработана на основе авторской программы  Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Математика и конструирование»

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся...