Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика".
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Занимательная математика" 1 -4 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika.docx | 45.88 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Программа «Занимательная математика» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
Основные методы:
1.Словесный метод:
- Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
- словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
- Наглядные пособия и иллюстрации.
3.Практический метод:
- Тренировочные упражнения;
- практические работы.
4.Объяснительно-иллюстративный:
- Сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
- Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.
Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Работа кружка оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, труда и т.д.
В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7 – 10 лет в течение 4 лет обучения .Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково–исследовательской работы.
Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках, физиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Ценностными ориентирами содержания данного являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
Универсальные учебные действия:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры.
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. - Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
Календарно-тематическое планирование.
1-ый год обучения (1 класс)
№ | Темы | Кол-во часов | Дата |
Вводное занятие (2 ч) | |||
1 | Занимательные задачи на сложение | 1 | 8.09 |
2 | Упражнения на проверку знания нумерации | 1 | 15.09 |
Как предметы можно измерять на глаз (3 ч). | |||
3 | Как предметы можно измерять на глаз. | 1 | 22.09 |
4 | Задача-смекалка. Задача-шутка | 1 | 29.09 |
5 | Упражнения в измерении на глаз. Загадки. Задачи-смекалки. | 1 | 6.10 |
Сравнение фигур (3 ч). | |||
6 | Сравнение фигур. | 1 | 13.10 |
7 | Геометрические фигуры. Их виды. Животные из геометрических фигур. Что такое ребус? | 1 | 20.10 |
8 | Геометрические фигуры. Ребусы. | 1 | 27.10 |
Игра «Задумай число» (3 ч). | |||
9 | Игра «Задумай число». | 1 | 17.11 |
10 | Сравнение фигур. Задачи-смекалки. | 1 | 24.11 |
11 | Задача-смекалка. Загадки. Задачи со спичками. | 1 | 1.12 |
Математическая газета (2 ч) | |||
12-13 | Математическая газета. | 2 | 8.12,15.12 |
Загадочные слова (2 ч). | |||
14-15 | Ребусы. Задачи в стихах на сложение. Задача – шутка. | 2 | 22.12,29.12 |
Весёлые задачки (2 ч). | |||
16 | Весёлые задачки. | 1 | 12.01 |
17 | Задачи в стихах на сложение. | 1 | 19.01 |
Любимые фигуры (3 ч). | |||
18 | Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. | 1 | 26.01 |
19-20 | Как получить новую фигуру из разрезных частей. | 2 | 2.02,16.02 |
Экскурсия (3ч). | |||
21 | Экскурсия. | 1 | 2.03 |
22 | Занимательные задачки. | 1 | 16.03 |
23 | Упражнения на сравнение геометрических фигур. Загадки. Игра «Не собьюсь». | 1 | 30.03 |
Викторина (1 ч). | |||
24 | Викторина. Турнир «смекалистых». | 1 | 6.04 |
Равно, больше или меньше ? (4 ч) | |||
25-26 | Равно, больше или меньше? | 2 | 13.04,20.04 |
27-28 | Задачи в стихах. Логические упражнения | 2 | 27.04, 4.05 |
Весёлые числа ( 1ч). | |||
29 | Весёлые числа. Занимательные квадраты. | 1 | 11.05 |
Наши итоги (2 ч) | |||
30 | Загадки, ребусы, весёлые задачи. Проект. | 1 | 18.05 |
31 | Математический КВН | 1 | 25.05 |
III. Предполагаемые результаты реализации программы.
В результате реализации дополнительной образовательной программы дети должны:
- научиться легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;
- решать логические упражнения;
-участвовать в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах;
-Воспитанники должны уметь общаться с людьми;
- вести исследовательские записи,
-систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли,
-уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу.
Календарно-тематическое планирование.
2-ый год обучения (2 класс)
№ | Темы | Кол-во часов | Дата |
Вводное занятие (5 ч) | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | |
2 | Весёлая нумерация. Отгадывание ребусов. | 1 | |
3 | Отгадай–ка. Занимательные задачи на сложение. | 1 | |
4 | Викторина. Игра «Весёлый счёт». | 1 | |
5 | Геометрические фигуры. | 1 | |
Весёлая нумерация. (5 ч). | |||
6 | Упражнения на проверку знания нумерации | 1 | |
7 | Задачи смекалки. | 1 | |
8 | Задача – шутка. | 1 | |
9 | Загадки. | 1 | |
10 | Игра «Весёлый счёт» (в пределах 30). | 1 | |
Отгадай – ка. (5 ч). | |||
11 | Отгадывание ребусов. | 1 | |
12 | Задачи в стихах на сложение. | 1 | |
13 | Упражнения в анализе геометрической фигуры. Загадки. | 1 | |
14 | Задача - смекалка. Задача – шутка. | 1 | |
15 | Игра «Число дополняй, а сам не зевай!». | 1 | |
Викторина. (2 ч). | |||
16 | Викторина | 1 | |
17 | Турнир «смекалистых». | 1 | |
Геометрические фигуры. (6 ч) | |||
18 | Составление геометрических фигур из частей | 1 | |
19 | Составление геометрических фигур из частей | 1 | |
20 | Задачи в стихах. Загадки. | 1 | |
21 | Задача – смекалка на изменение разности. | 1 | |
22 | Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого). | 1 | |
23 | Проект «Придумай фигуру» | 1 | |
Математическая газета (3 ч) | |||
24-26 | Математическая газета. | 3 | |
Математический КВН. (3 ч). | |||
27-29 | Математический КВН. | 3 | |
Отгадывание ребусов. (5 ч). | |||
30 | Отгадывание ребусов. | 1 | |
31 | Занимательные задачи в стихах. | 1 | |
32 | Задачи – смекалки. Составление ребусов. | 1 | |
33 | Задача – шутка. Загадки. | 1 | |
34 | Игра «Таблицу знаю». | 1 | |
Числа великаны. (5 ч). | |||
35 | Экскурсия в парк. | 1 | |
36 | Занимательные задачи. | 1 | |
37 | Задача – смекалка | 1 | |
38 | Задача – шутка. Упражнения на сравнение чисел великанов. | 1 | |
39 | Загадки. Разучивание правил игры «Знай свой разряд». | 1 | |
Подведение итогов. Изготовление журналов. (3ч). | |||
40-42 | Изготовление журналов | 1 | |
Подведение итогов. Составление ребусов, математических загадок, задач. (2 ч). | |||
43-44 | Составление ребусов, математических загадок, задач. | 2 | |
Веселые задачки (5 ч) | |||
45 | Задача - шутка. Отгадывание ребусов. | 1 | |
46 | Задачи в стихах на сложение. Занимательные квадраты. | 1 | |
47 | Логические упражнения на сравнение фигур. | 1 | |
48 | Задача – смекалка. Задача – шутка. | 1 | |
49 | Загадки. Логическая игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке». | 1 | |
Таблица умножения на пальцах. ( 5ч). | |||
50 | Разучивание таблицы умножения на пальцах. Игра «Запомни таблицу» | 1 | |
51 | Разучивание таблицы умножения на пальцах. Игра «Веселый счет» | 1 | |
52 | Задачи в стихах. Задачи – смекалки. | 1 | |
53 | Задача – шутка. Загадки. | 1 | |
54 | Игра «Телефон». | 1 | |
Математическая газета (3 ч). | |||
55-57 | Математическая газета | 3 | |
Задачи, связанные с величинами (5 ч) | |||
58 | Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. | 1 | |
59 | Загадки на меры времени. Игра «Волшебный циферблат». | 1 | |
60 | Задачи повышенной трудности | 1 | |
61-62 | Задачи геометрического содержания | 2 | |
Наши итоги (6 ч) | |||
63 | Олимпиада | 1 | |
64 | Подведение итогов олимпиады. Работа над ошибками | 1 | |
65 | Практическая работа | 1 | |
66 | Практическая работа: коллективная работа по организации классной выставки (лучшие загадки, ребусы, , задачи составленные детьми взятые из жизни). | 1 | |
67 | Математический КВН | 1 | |
68 | Подведение итогов. Награждение. | 1 |
Календарно-тематическое планирование.
3 класс
№ | Тема занятия | Количество часов | |
Дата | |||
1 | Вводное занятие. Игра «Решай, смекай, отгадывай!» | 2 | |
2 | Историческая страничка. Весёлый счет. | 1 | |
3 | Развивающая геометрия | 3 | |
4 | Логическая игра «Так же, как». Занимательные рамки. | 2 | |
5 | Лабиринт. Задача в стихах. | 2 | |
6 | Математический кроссворд. Составь круговые примеры | 2 | |
7 | Развивающая геометрия | 2 | |
8 | Арифметические ребусы. Логическая игра «Меньше малого» | 2 | |
9 | Весёлый счет. Игра «Расшифруй слово» | 2 | |
10 | Практическая работа. «Математика и конструирование» | 2 | |
11 | Лабиринт. Составь круговые примеры. | 2 | |
12 | Развивающая геометрия | 2 | |
13 | Задачи в стихах. Логическая игра «Первая – одинаковая» | 2 | |
14 | Игра «Математический телефон». Весёлые цепочки | 2 | |
15 | Ребусы. Логическая игра «Старше – моложе» | 2 | |
16 | Лабиринт. Задача – шутка. | 2 | |
17 | Историческая страничка. Логические вопросы. | 2 | |
18 | Практическая работа. «Математика и конструирование» | 2 | |
19 | Инсценировка математического рассказа | 2 | |
20 | Весёлые цепочки примеров. Продолжи узор | 2 | |
21 | Лабиринт. Математическая викторина. | 2 | |
22 | Игра «Математический телефон». Занимательные рамки | 2 | |
23 | Развивающая геометрия | 2 | |
24 | Арифметические ребусы. Загадки. | 2 | |
25 | Круговые примеры. Игра «Молчанка» | 2 | |
26 | Задачи в стихах. Математический лабиринт | 2 | |
27 | Математический кроссворд. Сравни рисунки | 2 | |
28 | Практическая работа. «Математика и конструирование» | 3 | |
29 | Логические вопросы. Игра «Путешествие по городам» | 2 | |
30 | Математические эстафеты | 2 | |
31 | Инсценировка математических рассказов. | 2 | |
32 | Развивающая геометрия | 2 | |
33 | Лабиринт. Логические вопросы. | 2 | |
34 | Заключительное занятие. Математическая викторина. | 1 | |
ИТОГО | 68 |
Календарно-тематическое планирование.
4 класс
№ | Тема занятия | Количество часов | |
Дата | |||
1 | Вводная беседа. Историческая страничка. | 1 | |
2 | Инсценировка рассказа «Числа – великаны» | 1 | |
3 | Задача в стихах. Игра «У кого какая цифра» | 2 | |
4 | Развивающая геометрия | 4 | |
5 | Практическая работа. «Математика и конструирование» | 2 | |
6 | Весёлый счет. Игра «Удивительный квадрат» | 2 | |
7 | Отгадывание ребусов. Задача в стихах. | 2 | |
8 | Развивающая геометрия | 2 | |
9 | Игра «Решай, смекай, отгадывай» | 2 | |
10 | Историческая страничка. Задача – шутка. | 1 | |
11 | Практическая работа. «Математика и конструирование» | 2 | |
12 | Отгадывание ребусов. Игра «Весёлый счет» | 2 | |
13 | Математическая викторина | 2 | |
14 | Задача в стихах. Игра «Действие знаю» | 2 | |
15 | Проведение ранее изученных игр. | 2 | |
16 | Развивающая геометрия | 2 | |
17 | Весёлые цепочки. Игра «Задумай число» | 2 | |
18 | Историческая страничка. Задача в стихах. | 2 | |
19 | Математическая олимпиада | 2 | |
20 | Практическая работа. «Математика и конструирование» | 3 | |
21 | Игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке» | 1 | |
22 | Проведение ранее изученных игр | 2 | |
23 | Математическая викторина «Весёлые математики» | 2 | |
24 | Ребусы. Игра «Волшебный циферблат» | 2 | |
25 | Страничка из истории. Игра «Переставь местами две фигуры» | 1 | |
26 | Практическая работа. «Математика и конструирование» | 3 | |
27 | Игра «Определи маршрут корабля». | 2 | |
28 | Математический лабиринт. Игра «Не собьюсь» | 2 | |
29 | Развивающая геометрия | 2 | |
30 | Практическая работа. «Математика и конструирование» | 3 | |
31 | Проведение игр, изученных ранее | 1 | |
32 | Развивающая геометрия | 2 | |
33 | Выпуск математической газеты | 2 | |
34 | Заключительное занятие. Математический квн | 2 | |
ИТОГО | 68 |
Предполагаемые результаты реализации программы.
В результате реализации дополнительной образовательной программы дети должны:
- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
- открывает перед учащимися возможности для приобретения опыта самостоятельного социального действия,
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
- разучить с детьми таблицу умножения на пальцах, занимательные задачи в стихах, задачи – смекалки, задача – шутка. Загадки.
Литература
1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.
2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.
3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
4. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007.
5. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
6. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя.-«-е изд., перераб. и доп.- М.:Просвещение, 1983.
7. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл.школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Курс математика и конструирование включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расши...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Рабочая программа составлена для 2 класса на 68 часов (2 раза в неделю)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....
рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс
Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы» разработана на основе авторской программы Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Математика и конструирование»
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся...