Информационная карта инновационного опыта
|
- Общие сведения
|
ФИО автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта | Должность с указанием преподаваемого предмета | Стаж работы в должности |
Имярекова Ирина Ивановна | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей» Ельниковского муниципального района | Учитель начальных классов | 23 лет |
- Сущностные характеристики опыта
|
Тема инновационного педагогического опыта | Развитие творческих способностей школьников в условиях реализации ФГОС
|
1.Актуальность и перспективность опыта | Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности. Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству. |
2.Условия формирования опыта | Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать. |
3.Наличие теоретической базы опыта | Для формирования творческой личности ребенка, развития его активности использую идею сотрудничества. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого воспитания, идея творческого производительного труда. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг: «Учение без принуждения». Изучением проблемы творческих способностей и творческой активности занимались и занимаются многие педагоги, психологи: Л.С.Выготский, А.М.Матюшкин, Г.И.Щукина, Ф.Я.Байков, М.И.Бойцов, А.И.Денисов, Н.А.Ковина, Л.С.Беляева, Х.Х.Габраль, Л.Л.Литвиненко, В.В.Мерцалова, А.Н.Леонтьев, М.Н.Скаткин, Я.И.Пономарев, Т.И.Шамова и другие В исследованиях ряда ученых (М.Н.Скаткин, Я.И.Пономарев, Т.И.Шамова) понятие творческих способностей синонимично понятию «творчество». В научной литературе творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, и выступающая в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической - там, где что-то создаётся, открывается, изобретается. Раскрывая воспитательную сущность творчества, исследователь Н.Кузанский отмечал, что у творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кроме самого» человека, поскольку он не выходит за свои пределы, когда творит, но «развертывает свою силу и постигает самого себя». Исследуя механизм творчества как психологического процесса, С.Л.Рубинштейн называл его одним из видов деятельности, в ходе которого создается что-то новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства. |
4.Технология опыта | Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Необходимость решать эту проблему развития творческих личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Целью моей деятельности является создание условий для развития активной творческой личности школьников. Задачи: а) формировать творческий потенциала личности разнообразными методами во внеурочной деятельности в рамках ФГОС; б) уделить внимание изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития. в) приобщать учащихся к творческой работе; г) прививать интерес к творчеству, поиску необычного, нового; д) развивать навыки созидания, самореализации; е) поддержать и развивать творчество учащихся в разнообразных его проявлениях; В своей работе по организации проектной деятельности я всегда стараюсь подходить творчески, активно использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии. Считаю, что продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю. |
5.Анализ результативности опыта | Повышение качества усвоения знаний школьников - одна из важнейших задач школы. Её осуществление многие педагоги добиваются не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а за счёт совершенствования форм и методов обучения. В решении этого вопроса важное значение педагоги и методисты отводят развитию интереса школьников к учению за счет формирования творческих способностей в процессе работы. Наши достижения: № п/п | Ф.И. учащегося | Год | класс | Название исследовательской работы | Результат | Уровень | 1. | Борискина Екатерина | 2019 | 5 | «Профессия, несущая добро в жизни моей семьи.» | Призер | Муниципальный | 2. | Киршева Ирина | 2020 | 6 | «История храма села Каньгуши» | Призер | Муниципальный | 3. | Борискина Екатерина | 2021 | 7 | «История моего села» | Призер | Муниципальный |
|
6.Трудоемкость опыта. | Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он стремится делать всё лучше и лучше, он может посмотреть на свою работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество. А, зная о практическом применении своих поделок, дети работают с увлечением. Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с радостью выполняет поставленную задачу. Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили». Основной двигатель изучения предмета – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Через общение дети знакомятся с новыми понятиями, учатся употреблять их. Развитие способностей учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний. |
7. Адресность опыта | «В мире довольно людей, которым никто не помог пробудиться. Пробудить в человеке истинно человеческие начала, любовь ко всему прекрасному, помочь увидеть красоту земли призван, прежде всего, учитель». (Антуан де Сент-Экзюпери) Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые: -готовы к осуществлению творческого подхода в обучении и воспитании, -готовы выйти за рамки программного материала, -способны к саморазвитию, изучая инновационные компьютерные технологии.
|