Презентация "Урок рефлексии в рамках ФГОС"
презентация к уроку на тему

Чирьева Евгения Константиновна

В презентации рассматривается построение урока рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_refleksii.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок рефлексии в рамках ФГОС

Слайд 2

Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это "разговор с самим собой".

Слайд 3

О тличие урока-рефлексии по ФГОС от традиционных уроков-обобщений и повторений Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.

Слайд 4

Цели для урока-рефлексии : Содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала Деятельностная : формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).

Слайд 5

Примерный план проведения урока-рефлексии I. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельность (1-2 мин.) На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик "включился" в работу. И не просто потому, что ему "надо", а потому что он "хочет"! Приемов масса: можно начать урок с добрых пожеланий, привести высказывания великих о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную разминку, привести интересный факт в духе: "А знаете ли вы, что…!"

Слайд 6

Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку. А. Навои Единственная настоящая ошибка не исправлять своих прошлых ошибок. Конфуций Совершить ошибку и осознать её – в этом заключается мудрость. Осознать ошибку и рассказать её – это и есть честность. Цзи Юнь Умение мужественно преодолевать самого себя – вот что всегда является одним из величайших достижений человека. П. Бомарше Высказывания философов

Слайд 7

II . Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (5-8 мин.) Этот этап предполагает повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены. То есть, учитель готовит учащихся к самостоятельному выполнению определенного задания. Заданий не должно быть много — 5-6. Но все задания должны подбираться с таким учетом, чтобы можно было применить все новые изученные правила и способы работы.

Слайд 8

Примеры заданий для урока-рефлексии для начальной школы: Сорбонка является одним из технологических приемов. Она представляет собой карточку, где с одной стороны записывается вопрос, а с другой — ответ. Таким образом, ученик отвечает на вопрос и тут же проверяет себя. Использование сорбонки позволяет заучивать определения, понятия, падежи, формулы, теоремы, даты, значения иностранных слов, и т.д. Вставь пропущенные буквы. Щенок Идёт сил__ ный дожд __. Бол__ной мален __кий Бул __ка леж __т под крыл__ цом . Ол __га завязала щенку бол__ ную лапу. Игор __ и Куз __ ма принесли хлеба и м__л__ка . 2. Во втором предложении подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. .

Слайд 9

Кластер. Многие используют этот прием на этапе рефлексии. В начале урока составление кластера поможет быстро обобщить и структурировать теоретический материал. Имя существительное В предложении является подлежащим Изменяется по родам Обозначает название предмета Вопросы: Кто? Что? Часть речи Изменяется по числам

Слайд 10

Текст с пропусками Методика знакома всем. Причем этот прием можно использовать не только на уроках по гуманитарным предметам . Спишите текст вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания . Пробуждение природы Со.. нце стало пр .. гревать . В полях та..т снег а в лесу л..жит на земле на ветках д.. ревьев . Д.. ревья ст .. ят в снежном плену. Тонкие ствол.. ки пр..гнулись к земле пр..мерзли и ждут часа осв ..б.. ждения . Вот пр..шёл этот час. Сне п.таивает а в полной тишине вдруг сама собой закача .. тся еловая ветка.

Слайд 11

• РАФТ . Ученик выбирает роль и рассказывает о себе. Например, на уроке русского языка: "Представь, что ты — глагол. Расскажи о себе". На уроках математики: "Ты — уравнение. Расскажи о себе" и т.д. • Да/нет . Учитель зачитывает суждения, определение терминов, понятий. Учащиеся либо соглашаются, либо опровергают. • Корзина идей. Каждый ученик в течение двух минут записывает все, что ему известно по теме. Далее начинается групповой этап: учащиеся (в группах, по парам) делятся знаниями, обмениваются информацией. На третьем этапе (коллективном) каждый называет одно сведение, факт по теме (без повторов!). Все сведения записываются на доске (в корзину) без комментирования. Cразу видно, кто активно "наполняет корзину", а кому требуется помощь .

Слайд 12

III . Локализация индивидуальных затруднений Цель данного этапа — научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения. Удобнее всего работать по вопросам: • Какое задание я выполнял? • Какое знание я использовал / каким способом решал задачу? • Что делал сначала? Потом? • Где возникло затруднение? • Почему? Чего мне хватает для правильного решения?

Слайд 13

IV . Построение проекта коррекции выявленных затруднений На данном этапе составляется индивидуальный (или групповой) проект решения проблемы.

Слайд 14

V. Реализация построенного проекта Проще говоря — самостоятельная работа по составленному плану. Учитель при необходимости направляет ученика, задает наводящие вопросы. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, переходят к выполнению творческих заданий или выступают в роли консультантов и помогают другим.

Слайд 15

VI . Обобщение затруднений во внешней речи (4-5 мин.) Учащиеся фронтально, а затем в парах (группах) выполняют задания по тем правилам, применение которых вызвало наибольшее затруднение. При этом обязательно проговаривается порядок действий .

Слайд 16

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.) Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по новому, усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило.

Слайд 17

VIII . Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.) На данном этапе учащиеся получают задания, которые связывают новое знание / умение с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы. Лучше всего подходят задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы, викторины.

Слайд 18

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке Проводится один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания материала, которые помогут учащимся оценить свою активность, вновь приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе оценку.

Слайд 19

Примеры рефлексии : анкеты, синквейн , инсерт , светофор, графики и пр.

Слайд 20

В синквейне 5 строк: Понятие (одно слово) Прилагательное (два слова) Глаголы (три слова) Предложение (из четырёх слов) Существительное (одно слово) Правила написания синквейнов

Слайд 21

В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения. Как использовать прием " Инсерт " на уроках 1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками: V — я это знаю; + — это новая информация для меня; - — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Слайд 22

Урок прошел удачно. Я доволен собой Мне было трудно, но я справлялся с заданиями. Я вполне доволен собой. Мне было очень трудно. Мне нужна помощь!

Слайд 23

1 . На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7 . Домашнее задание мне кажется доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным

Слайд 24

Уроки рефлексии , несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС"

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС" для ознакомления с основной образовательной программой начальн...

«Рефлексия, как этап современного урока в рамках ФГОС»

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед »    Евгений Доманский...

Уроки рефлексии в рамках ФГОС.

Уроки рефлексии в рамках ФГОС. Данный материал был представлен на семинаре....

Рефлексия- обязательное требование ФГОС

Рефлексия в конце урока помогает учителю определить эффективность своей работы и степень усвоения материала классом....

тема самообразования Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС. Этапы, виды деятельности, приёмы работы на уроках русского языка.

тема самообразования Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС. Этапы, виды деятельности, приёмы работы на уроках русского языка....