Литературный вечер в рамках внеурочной деятельности
статья на тему

Бажуткина Екатерина Евгеньевна

Внеурочная работа по литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Литературный вечер – одна из наиболее действенных форм внеклассной работы в школе. В современном информационном обществе такая форма внеурочной деятельности набирает актуальность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Внеурочная работа по литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Литературный вечер – одна из наиболее действенных форм внеклассной работы в школе. В современном информационном обществе такая форма внеурочной деятельности набирает актуальность.

В современном  мире информационных технологий и Интернета книги перестают быть актуальной потребностью современного ребенка. Поэтому специально была организована разработка и реализация ряда правительственных программ, направленных на развитие чтения («Национальная программа поддержки и развития чтения», «Год русского языка», «Год литературы»).

Внеурочная работа по литературе является важной  частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.

Основная цель организации и проведения внеурочной работы – развитие у школьников интереса к родному языку и литературе и воспитание потребности изучать их.

Виды и формы внеурочной работы по литературе разнообразны: викторина, лингвистические и литературные конкурсы, библиотечный урок, проект, читательская конференция, конкурс лингвистических и литературных газет, КВН; Дни, Недели и Декады русского языка и литературы

В своем разнообразии не уступают и нетрадиционные формы работы: посещение  театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр спектаклей; использование игр и  упражнений  из театральной педагогики, тренингов и импровизаций, сюжетно-ролевых игр, работа с подручными материалами и изготовление макетов, декораций, бутафории.

Литературный вечер – одна из наиболее действенных форм внеклассной работы в школе. Он требует особой и длительной подготовки. Начиная с выбора литературной персоны вечера и темы. Готовятся все классы, учителя литературы, ИЗО, музыки, классные руководители. Также полезно привлекать и родителей к подготовке.

Программа литературного вечера включает:

  • слово о писателе, подготовленное группой учащихся, совместно с учителем;
  • концертную часть (декламация, сольное и хоровое пение, хореографические номера, сценки из произведений писателя, музыкальные номера);
  • заключительную часть, обозначающую дальнейшую картину развития событий и работы в определенном направлении.

Программа вечера представляет собой единое целое, комментируемое, сопровождаемое словом специально подготовленных ведущих. В основе её - центральная идея, раскрывающаяся последовательно.

Оборудование вечера включает наиболее известные портреты писателя разных лет, плакаты с цитатами из его произведений, иллюстрациями к ним. Школьники под руководством учителя готовят книжную выставку.

Однообразное  перечисление фактов биографии литературной персоны мало кому понравится. Разрабатывая сценарий вечера, необходимо продумать активное участие слушателей.

Советы по проведению вечера:

  • Беседа в форме «вопрос-ответ».
  • Учащиеся могут быть переодеты в духе героев произведения. Родителям можно заранее дать задание по подготовке костюмов, либо привлечь к этому родительский комитет.
  • Участники не только зачитывают стихотворения, но и разыгрывают сценки из произведений  т.д.
  • Игры, конкурсы или викторины.
  • Фанты. В любой красивый плотный мешок складывают записки с заданиями согласно теме. Каждый по очереди вытаскивает записку и выполняет задачу. (Привлекаются как дети, так и гости вечера)
  • Детям будет интересно нарисовать собственные впечатления, чтобы затем из рисунков сделать выставку. Вместо рисунков можно сделать копилку впечатлений - красивую коробку, куда будут складываться записки с впечатлениями и мнением о том, как повлияло творчество того или иного писателя на жизнь общества. (Подготовительная работа: записки должны быть  единого формата, одинакового размера, цвета или стиля.)

Примерные темы литературных вечеров в начальной школе:

  • «Дяде Степе — 68, Михалкову — 90!»
  • «Музыкально-поэтический вечер. посвященный Сергею Есенину»
  • «Сказки А.С. Пушкина»
  • «В стране литературных героев»
  • «Остров сокровищ»
  • «М. Ю. Лермонтов «Люби ты моря шум, молчанье синей степи - и мрачных гор зубчатых хребты...».
  • «Художник и сказка»
  • «Говори да говори (С. Есенин)»

Ученик должен иметь интерес к литературе, идти на уроки с желанием. Без этого невозможно получение знаний. Задача учителей - искать (и находить) новые эффективные приемы и средства обучения с тем, чтобы успешно решать образовательные и воспитательные задачи. В этом помогает, конечно же, внеурочная работа, которая является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы. Литературный вечер является методом, всесторонне охватывающим как ученика, так и учителя.

Литература.

1. http://www.studfiles.ru/preview/3544518/ - Внеклассная работа по литературе

2.http://yunc.org/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80_%D0%B2_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5 - Литературный вечер в школе

3. http://festival.1september.ru/articles/563904/ - Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы (Качелина Мария Анатольевна)

4. http://www.kakprosto.ru/kak-901637-kak-organizovat-literaturnyy-vecher - Как организовать литературный вечер.

5.http://korporativus.com/school_events/rus/kak_organizovat_prazdnichniy_vecher.html - Как организовать праздничный вечер в школе

6. http://www.teatrbaby.ru/scenarnaya/liter_vecher.htm - Сценарий литературного вечера

7. http://kladraz.ru/blogs/ala-aleksevna-kondrateva/muzykalno-poyeticheskii-vecher-sergei-esenin-bolshe-chem-poyet.html - Музыкально-поэтический вечер в начальной школе. Сергей Есенин

8. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/04/07/literaturnyy-vecher - М. Ю. Лермонтова «Люби ты моря шум, молчанье синей степи - и мрачных гор зубчатых хребты...».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Я расскажу вам о своей работе по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ,  Литературного чтения и во внеурочной деятельности.Замечательно, что такой курс, как ОРКСЭ поя...

Проектно-исследовательская деятельность в рамках внеурочной деятельности

Изменения, происходящие в современном обществе с внедрением ФГОС второго поколения в начальную школу, требуют развития новых способов образования и новых педагогических технологий, нацеленных на инди...

Занятие в рамках внеурочной деятельности в рамках курса «Я гражданин» во 2 классе Тема: Символика России

Занятие в рамках внеурочной деятельности в рамках курса «Я гражданин» во 2 классе  Название кружка (секции, студии и др.): кружок Я- гражданинТема: Символика РоссииЦель: формиров...