Проектно-исследовательская деятельность в рамках внеурочной деятельности
проект на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 71.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Проектно-исследовательская деятельность
в рамках внеурочной деятельности»
КАЗАНЬ
2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Обоснование выбора темы.................................................................................................3
2. Актуальность темы..............................................................................................................4
3. Цель и задачи учителя.........................................................................................................4
4. Внеурочная деятельность школьников.............................................................................5
5. Общекультурное направление внеурочной деятельности..............................................8
6. Актуальность проектной деятельности.............................................................................9
7. Актуальность программы «Калейдоскоп проектно-исследовательской деятельности младших школьников»...........................................................................................................9
8. Задачи программы. .............................................................................................................9
9. Преимущества метода проектно-исследовательской деятельности ............................10
10. Вывод................................................................................................................................11
11.. Тематическое планирование по программе «Калейдоскоп проектно-исследовательской деятельности младших школьников»…………………....................12
12. Список литературы ………………………………………….. ……………………….20
«Проектно-исследовательская деятельность в рамках внеурочной деятельности»
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»
В.А. Сухомлинский
Обоснование выбора темы.
Изменения, происходящие в современном обществе с внедрением ФГОС второго поколения в начальную школу, требуют развития новых способов образования и новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем, а так же для самоопределения. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Каким образом этого можно достичь?
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать что либо. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Как сделать процесс обучения и воспитания ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность? Это возможно через проектно-исследовательскую деятельность.
Актуальность темы.
С одной стороны, школа должна создать условия для успешной реализации каждого обучающегося, с другой стороны, невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Проектно-исследовательская деятельность позволяет обрести ощущение успешности, не зависящее от успеваемости. В урочной деятельности ребёнок не имеет возможности отработать модели поведения в ситуации общего дела. Внеурочная деятельность в виде работы над проектами – это адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. В процессе проектно-исследовательской деятельности меняется позиция ученика: от объекта получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий. Предполагается высокая степень самостоятельности обучающихся в выполнении проекта. Знания, полученные по предмету на обычных уроках, наблюдения на экскурсиях закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом.
Цель учителя: развить у учащихся познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Задачи учителя:
- приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, способах поиска необходимой для исследования информации и обработки результатов и их презентации;
- выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
- разработка системы проектно-исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;
- разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
- создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
- создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:
- включение учащихся в разностороннюю деятельность;
- оптимизации учебной нагрузки учащихся;
- формирование способностей к успешной социализации в обществе,
- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности, оказание помощи в поисках «себя»;
- создание условий для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- развитие у обучающихся опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- создание условий для расширения рамок общения обучающихся с социумом
- обеспечение взаимосвязи, преемственности и интеграции основного и дополнительного образования
- применение активных и творческих форм работы с обучающимися, направленных на присвоение детьми определенных духовно-нравственных ценностей
- обеспечение совместной деятельности взрослых и детей.
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Направление | Целевые установки | |
1 | спортивно-оздоровительное | Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, воспитание ценностного отношения к здоровью; формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, в том числе через занятия спортом |
2 | духовно-нравственное | Воспитание нравственных чувств и этического сознания; гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции и правового самосознания младших школьников, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества |
3 | общеинтеллектуальное | Воспитание творческого и ценностного отношения к учению, труду ; развитие интеллектуально-творческого потенциала |
4 | общекультурное | Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, воспитание нравственных чувств, формирование основ культуры общения и поведения; коммуникативной и общекультурной компетенций |
5 | социальное | Воспитание ценностного отношения к окружающей среде, людям; формирование социально-трудовой компетенции и компетенций социального взаимодействия |
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся.
Принципами организации внеурочной деятельности являются:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности и они тесно связаны с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданных в школах.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов.
Хотелось бы остановиться на одном из направлений внеурочной деятельности – общеинтеллектуальном.
- Общеинтеллектуальное направление (базируется на организации научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся) - является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея взять в этом направлении внеурочной деятельности занятия по созданию проектов.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
В данном направлении мы предлагаем программу «Калейдоскоп проектно- исследовательской деятельности младших школьников». Которая рассчитана для учащихся 1-4 классов. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи деятельностного подхода в образовании, методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Данное направление представлено курсами «Мои первые открытия» (1 класс), «Я и мой проект» (2 класс), «Я- исследователь» (3 класс), «Умники и Умницы» (4 класс).
Задачи программы:
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе;
обучение умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества средствами ИКТ;
формирование умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повтора образца до воплощения собственного замысла;
формирование умения планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
формирование навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в коллективных творческих делах.
приобретение школьниками нового ценностно окрашенного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.
формирование мотивов достижения и социального признания;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов;
развитие мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса;
воспитание внимания, аккуратности , целеустремленности;
развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения;
формирование интереса и любви к труду.
Преимущества метода проектно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности :
-Ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность.
-Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.
-Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта, коллективных творческих дел учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?
-При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.
Внеурочная деятельность помогает:
Улучшить отношение в коллективе;
Разнообразить общение детей;
Скомпенсировать самооценку младших школьников;
Учит их лучше понимать друг друга и самих себя;
Удовольствие и радость от совместной работы положительно сказывается на развитии всех психических функций, что повышает учебный потенциал, способствует личностному росту каждого ребенка.
Поэтому школа может создать условия для того, что бы дети заняли достойное место в жизни. В школе ребёнок познаёт себя и других, воспитывает себя, учится дружить, а это позволяет нам надеяться на то, что выпускник начальной школы научится заботиться о своей земле, о своей малой родине, любить и уважать её, гордиться ее историей, культурой, традициями, получит возможность определиться в предпрофильной подготовке на 2 ступени, развить в себе качества, требуемые временем: мобильность, гибкость, толерантность, творческие способности.
Вывод:
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность способствует:
- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
- развитию творческих способностей и активности учащихся;
- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвышает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
- расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным.
Программа «Калейдоскоп проектно-исследовательской
деятельности младших школьников»
Направление: общеинтеллектуальное.
Тематическое планирование для 1 класса «Мои первые открытия»
Тематическое планирование для 2 класса «Я и мой проект»
№ Занятия | Тема | Кол. часов | |
1 | Вводное занятие. Вспоминаем и закрепляем пройденное в 1 классе. | 1 | |
2 | Что такое проект? Я – проектант. | 1 | |
3 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями. | 1 | |
4 | Знакомство с этапами работы над проектом. | 1 | |
5 | Твое знакомство с понятием «актуальность». Актуальность темы проекта. | 1 | |
6 | Сбор информации для проекта. Знакомство с узорами на посуде. | 1 | |
7 | Работа в группах. Подготовка к проекту «Узоры на посуде». | 1 | |
8 | Презентация проекта. Коллективная деятельность офомление проекта. | 1 | |
9 | Сбор и обработка информации. Работа в группах. Отбор значимой информации для проекта «Красная книга или возьмём под свою защиту» | 1 | |
10 | Создание продукта проекта. Красная книга 2-б класса. | 1 | |
11 | Презентация проекта по группам. | 1 | |
12 | Работа в парах. Сбор информации на тему: «Рифма». | 1 | |
13 | Обработка материала и оформление своей странички для семиминутного выступления. | 1 | |
14 | Защита проекта «Рифма». | 1 | |
16-17 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | 2 | |
18 | Знакомство с программой для составления презентаций. Microsoft Power Point. Учимся создавать слайды. | 1 | |
19 | Учимся вставлять фотографии на слайды для проекта «Мой любимый детский журнал». Работа в группах. | 1 | |
20 | Учимся добавлять текст на слайды для проекта «Мой любимый детский журнал». Работа в группах. | 1 | |
21 | Совмещение текста выступления с показом презентации для проекта «Мой любимый детский журнал». Работа в группах. | 1 | |
22 | Работа в парах. Сбор и обработка информации на тему: «Оригами». | 1 | |
23 | Обработка материала и оформление своей странички для семиминутного выступления. Представление своих работ. | 1 | |
24 | Учимся составлять и задавать вопросы для интервью. Проект «Профессии». Работа в группах. | 1 | |
25 | Занятие – практикум. Учимся брать интервью о различных профессиях. | 1 | |
26 | Работа в парах. Защищаем проект « Профессии». | 1 | |
27 | Работа в группах. Сбор, обработка информации на тему: « В словари за частями речи». | 1 | |
28 | Обработка материала и оформление своей странички для семиминутного выступления по теме проекта: «В словари за частями речи». | 1 | |
29 | Работа в группах. Сбор, обработка информации на тему: « Города России». | 1 | |
30 | Обработка материала и оформление своей странички для семиминутного выступления по теме проекта: «Города России». | 1 | |
31 | Работа в группах. Сбор, обработка информации на тему: « Мой любимый писатель сказочник». | 1 | |
32 | Обработка материала и оформление своей странички для семиминутного выступления по теме проекта: «Мой любимый писатель сказочник». Для создания книжки. | 1 | |
33 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией защита проекта: «Мой любимый писатель сказочник». Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. | 1 |
Тематическое планирование для 3 класса «Я- исследователь»
Тематическое планирование для 4 класса «Умники и Умницы»
Ожидаемый результат:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. опыт публичного выступления | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
- Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем,
проектируем, создаем. Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса
(Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2011г.).
6. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] /
А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.
- Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа классного руководителя в рамках внеурочной деятельности
Работа классного руководителя 1 класса Байловского филиала МОУ Пичаевской СОШ Живорыкиной М.В. в рамках внеурочной деятельности 2011-2012 учебный год Напра вление...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"
Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...
Проектно - исследовательская работа по программе внеурочной деятельности "Край, в котором ты живёшь"
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности, знающей свои корни. В современном мире изменяется роль семьи, ее статус. Хо...
Исследовательская деятельность младших школьников на занятиях и в рамках внеурочной деятельности
Исследовательская деятельность младших школьников...
Занятие в рамках внеурочной деятельности в рамках курса «Я гражданин» во 2 классе Тема: Символика России
Занятие в рамках внеурочной деятельности в рамках курса «Я гражданин» во 2 классе Название кружка (секции, студии и др.): кружок Я- гражданинТема: Символика РоссииЦель: формиров...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...