Эссе "Роль учителя в реализации ФГОС НОО"
статья на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Масальская средняя общеобразовательная школа»
Эссе
«Роль учителя в реализации
ФГОС НОО»
слушателя курсов
«Методические аспекты
реализации ФГОС
начального общего образования»
учителя начальных классов
Касаевой Людмилы Яковлевны
п. Масальский
2018год
Эссе «Роль учителя в реализации ФГОС НОО»
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н.Толстой
Прошло много лет с тех пор, как жил классик, но слова его актуальны и в наши дни. По моему мнению, они, как нельзя лучше указывают нам на цель введения ФГОС в образовании. С 1 сентября 2011г. все образовательные учреждения России перешли на новый ФГОС НОО. Изучив стандарты второго поколения, я поняла, что нам надо перестраиваться, работать по - новому так, как требуют Стандарты:
Требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Требования к структуре основных образовательных программ
Требования к условиям реализации основных образовательных программ
В современной начальной школе сегодня ребёнка уже недостаточно обучить только чтению, счёту и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями, которые позволят ему жить, творить, развиваться. Мы, учителя, начавшие работать в условиях введения ФГОС, оказались в трудном времени. Но трудное время – это время величайших перемен и возможностей!
Системно-деятельностный метод – основной инструмент моей педагогической деятельности. Моя цель: пробудить у учащихся интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у них навыки самообразования. Теперь подготовка к каждому уроку по ФГОС у меня занимает довольно много времени. Планируя урок, я стараюсь тщательно продумать цель, место и способ использования данной технологии. Всё это позволяет мне перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Нужно продумать наиболее эффективные формы работы, использовать инновационные приёмы. Даже мне как педагогу с достаточно большим стажем (42года) приходится часто на уроке сдерживать себя, чтобы не начать самой объяснять, показывать, составлять самой кластеры и т.д.
При подготовке к уроку и внеурочному занятию учитываю следующие принципы системно-деятельностного подхода: 1) Принцип деятельности. Стараюсь, чтобы ученики, получали знания не в готовом виде, а добывали их сами. 2) Принцип непрерывности. Обучение осуществляю преемственно, с учётом возрастных психологических особенностей развития детей. 3)Принцип целостности. У детей формируется обобщенное системное представление о мире. 4) Принцип психологической комфортности. Создаю доброжелательную атмосферу, ориентированную на реализацию идей педагогики сотрудничества, а также делаю акцент на развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности. У учащихся формируются способности к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 6) Принцип творчества. Этот принцип присутствует наиболее чаще в моей деятельности. Использование мною принципов системно-деятельностного подхода в обучении, позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка. А это для меня главное.
Я понимаю, что многое на уроке зависит от меня. В прошлом году прошла курсы переподготовки по изучению АМО. Использую их в проведении уроков. Они активизируют деятельность школьников на уроке.
Обучающиеся 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного яркого иллюстративного материала. На своих уроках я использую презентации. Ребята представляют и защищают свои проекты по разным темам. Проекты, которые защищают дети, помогают развивать у них самостоятельность, умение собирать, обрабатывать и анализировать информацию, развивать познавательную деятельность.
На своих уроках и занятиях успешно внедряю разноуровневое, дифференцированное обучение, работу в парах, групповую форму работы. Работа с одарёнными детьми осуществляется в различных формах урочной и внеурочной деятельности.
Мои дети участвуют в конкурсах и олимпиадах международного, всероссийского, городского, районного и школьного уровней. Большое внимание уделяю индивидуальной работе со слабыми учащимися, с ними же провожу дополнительные занятия по предметам.
Кроме того, веду работу по здоровьесберегающим технологиям, так как здоровье детей ухудшается из года в год и моя задача сохранить его на том уровне, на котором оно было, когда ребенок пришёл в школу. Использую технологию игровых методов обучения, проблемное обучение, исследовательские методы обучения, обучение в сотрудничестве, метод проектов. Одним словом, очень стараюсь «идти в ногу со временем» в период внедрения ФГОС начального общего образования второго поколения. Хочу, чтобы моим детям было со мной интересно!
В этом году у меня 1класс. За время работы введения ФГОС я постаралась выполнить основные требования новых стандартов:
- разработала учебные программы по всем учебным предметам в соответствии с основной структурой образовательной программы начального общего образования;
- обучающиеся оснащены учебниками и тетрадями УМК «Гармония» в соответствии с требованиями ФГОС; Со следующего года он не входит в Федеральный перечень учебников.
- уроки и внеурочную деятельность старалась организовывать в соответствии с новыми стандартами, используя системно-деятельностный подход, направленный на достижение планируемого результата и формирование УУД;
- в рамках самообразования начала работу над новой методической темой «Проектная деятельность в рамках ФГОС НОО»;
- применяю оценочные методики сформированности УУД;
- в этом учебном году, совместно с Домом культуры удалось достаточно разнообразно и насыщено организовать внеурочную деятельность (спортивная секция, танцевальный кружок)
-В школе работает психолог, который помогает осуществлять учебный процесс, выполнять основные требования Стандартов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная компетентность учителя при реализации ФГОС
Профессиональная компетентность учителя при реализации ФГОС...
Новые государственные стандарты: возможности для учащихся и учителей. Анализ реализации ФГОС НОО.
Выступление на городском методическом объединении города-курорта Кисловодска(26 августа 2013 года)...
Роль учителя в реализации ФГОС
Выступление на педагогическом совете...
Выступление учителя начальных классов МБОУ “Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова» Аксубаевского муниципального района РТ Гафиятовой Рушании Гумеровны по теме: «Приоритетные направления в деятельности учителя в рамках реализации ФГОС второго поколе
Введение ФГОС - это новый этап модернизации российского образования. Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится.В школу должен пр...
Инновационные аспекты деятельности учителей начальной школы в свете реализации требований ФГОС НОО. Роль учителя в реализации требований ФГОС на уроках русского языка.
В современной начальной школе сегодня ребенка уже недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо ...
Особенности работы учителя при реализации ФГОС НОО
Выступление "Особенности работы учителя при реализации ФГОС НОО"....
Роль учителя в реализации ФГОС НОО
Статья о роли учителя в реализации ФГОС на основе личного опыта....