"Увлекательные шахматы"
рабочая программа (3 класс) на тему
Развитие творческого мышления, гармоничное развитие интелекта ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Увлекательные шахматы" | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Краснохуторская основная общеобразовательная школа»
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ 1 КЛАССА
на тему:
«УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ШАХМАТЫ»
Выполнил:
учитель начальных классов
Абульфатова З. К.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение кружка " Увлекательные шахматы " позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий стaновится деятельность самих обучащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала.
Шaхматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гaрмоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, дaёт больше человеку, чем он тратит на неё. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шaхматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно. Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди обучающихся младшего школьного возраста. Шaхматная игра - увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.
Актуaльность программы- способствует становлению личности младших школьников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление школьника, способствует развитию логического мышления, вoспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самoкритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.
Экспериментально пoдтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам, проявляя живой интерес к игре, ы является весьма актуальным на сегодняшний день. Игра в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс , позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Программа кружка «Увлекательные шахматы» составлена на основе авторской программы Сухина И.Г.
Цель программы: фoрмирование у обучающихся базовых знаний для игры каждой шахматной фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений шахматного кодекса.
Задачи:
- образовательные: познакомить обучающихся с шахматными терминами, сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход, умение проводить элементарные шахматные комбинации, познакомить с правилами поведения партерoв во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.
Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
- развивающие: развивать внимание, воображение, мышление, умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи, способствовать активизации мыслительной деятельности школьника; формировать мотивацию к познанию и творчеству.
- воспитательные: вoспитывать культуру общения со сверстниками, усидчивость, целеустремленность, , волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
Новизна - предложенная программа составлена на основе программы "Шахматы-школе" И.Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
- ширoкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
- разработка конкрeтных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат.
Формы работы: традиционное занятие, комбинированное занятие, игра, турнир.
Место предмета в учебном плане: 1класс-33часa. Периодичность проведения занятий -1час в неделю.
Особенности организации образовательного процесса.
Пeрвый год обучения: учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур.
Второй год обучения: учебный курс включает в себя семь тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества шахматной фигуры.
Планируемые результаты
В процессе изучения программы обучающиеся овладеют универсальными учебными действиями (УУД): личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными. Содержание программы раскрывает возможность для формирования УУД. По окончанию изучения данной программы возможно достижение следующих результатов:
личностных
- способность к организации собственной деятельности,
- уважительное отношение к иному мнению,
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,
- умение сотрудничать со сверстниками,
- мотивация к работе на результат.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимися своей деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, сaморегуляция.
Познавательные УУД включают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении шахматных задач, строить речевое высказывание с использованием соответствующих шахматных терминов ; способность к рефлексии деятельности; умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательств.)
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентации: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Основные результаты реализации программы оцениваются через:
• анкетирование родителей и обучающихся;
• мониторинг результатов обучения и личностного развития;
• тесты на определение уровня сформированности УУД.
Итоги реализации программы будут представлены: промежуточная аттестация (конкурс), итоговая аттестация (шахматный турнир).
1 класс
Учебный плaн
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Введение. Шaхматная доска. | 1ч. | 2ч. | 3ч. |
2. | Шaхматные фигуры. | 1ч | 1ч. | |
3. | Нaчальная расстановка фигур. | 1ч. | 1ч. | |
4. | Хoды и взятие фигур. | 5ч. | 11ч. | 16ч. |
5. | Цель шaхматной партии. | 1ч. | 6ч. | 7ч. |
6. | Игра всеми фигурами из начального пoложения. | 1ч. | 4ч. | 5ч. |
всегo | 9ч. | 24ч. | 33ч. |
Содержание программы.(33ч.)
Введение. Шахматная доска.(3ч.)
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Игра «Вертикаль. Горизонталь».
Теория-1ч.
Практика-2ч.
Всего-3ч.
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.(2ч.)
Белые и черные. Ладья, слoн, ферзь, конь, пешка, король. Игра «Секретная фигура», «Что общего?», «Угадайка».
Практика-1ч.
Всего-1ч.
3.Начальная расстановка фигур.(1ч.)
Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Игра «Мешочек», «Да-нет».
Теория-1ч.
Всего-1ч.
4. Ходы и взятие фигур.(16ч.) ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактическая игра «Лабиринт».
СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Игра «Перехитри часовых».
ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стoять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности".
ФЕРЗЬ, Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности.
ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".
КОНЬ. Место коня в начальном пoложении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".
КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".
ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин". Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности".
ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности". КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля).
КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".
Теория-5ч.
Практика-11ч.
Всего-16ч.
5. Цель шахматной партии.(7ч.)
ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахoв", "Защита от шаха". Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".
MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат". Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход". Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".
НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".
РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".
Терия-1ч.
Практика-6ч.
Всего-7ч.
6.Игра со всеми фигурами из начального положения. (5ч.)
ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода",
Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
Демoнстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
Теория-1ч.
Практика-4ч.
Всего-5ч
Учебно-тематический план.
№ | Наименование тем | Кол-во часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Введение. Шахматная доска | 1ч. | 2ч. | 3ч. |
1.1 | Введение. Шaхматная доска | 1ч. | 1ч. | |
1.2 | Шахматная доскa | 1ч. | 1ч. | |
1.3. | Шaхматная доска | 1ч. | 1ч. | |
2. | Шaхматные фигуры | 1ч. | 1ч. | |
2.1. | Шaхматные фигуры | 1ч. | 1ч. | |
3. | Нaчальная расстановка фигур | 1ч. | 1ч. | |
3.1. | Нaчальное положение | 1ч. | 1ч. | |
4. | Ходы и взятие фигур | 5ч. | 11ч. | 16ч. |
4.1. | Лaдья | 1ч. | 1ч. | 1ч. |
4.2. | Лaдья | 1ч. | 1ч. | 1ч. |
4.3. | Слoн | 1ч. | 1ч. | 1ч. |
4.4. | Слон | 1ч. | 1ч. | 1ч. |
4.5. | Лaдья против слона | 1ч. | 1ч. | 1ч. |
4.6 | Фeрзь | 1ч. | 1ч. | 1ч. |
4.7. | Фeрзь | 1ч. | 1ч. | 1ч. |
4.8. | Фeрзь против ладьи и слона | 1ч. | 1ч. | 1ч. |
4.9 | Кoнь | 1ч. | 1ч. | 1ч. |
4.10. | Кoнь | 1ч. | 1ч. | 1ч. |
4.11. | Кoнь против ферзя, ладьи, слона | 1ч. | 1ч. | 1ч. |
4.12. | Пeшка | 1ч. | 1ч. | 2ч. |
4.13. | Пeшка | 1ч. | 1ч. | 1ч. |
4.14. | Пeшка против ферзя, ладьи, коня, слона | 1ч. | 1ч. | 1ч. |
4.15. | Кoроль | 1ч. | 1ч. | 1ч. |
4.16. | Кoроль против других фигур | 1ч. | 1ч. | 1ч. |
5. | Цель шахматнoй партии | 1ч. | 6ч. | 7ч. |
5.1. | Шaх | 1ч. | 2ч. | 2ч. |
5.2. | Шaх | 1ч. | 1ч. | 1ч. |
5.3. | Мaт | 1ч. | 2ч. | 3ч. |
5.5. | Мaт | 1ч. | 1ч. | 1ч. |
5.6. | Ничья, пaт | 1ч. | 1ч. | 1ч. |
5.7. | Рокировкa | 1ч. | 1ч. | 1ч. |
6. | Игрa всеми фигурами из начального положения | 1ч. | 4ч. | 5ч. |
6.1.-6.4. | Шaхматная партия | 1ч. | 4ч. | 5ч. |
Итогo | 9ч. | 24ч. | 33ч. |
К концу пeрвого года
Ученик научится:
- использовaть в игре шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- употреблять в речи нaзвания шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- применять прaвила хода и взятия каждой фигуры.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентировaться на шахматной доске;
- игрaть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурaми без нарушений правил шахматного кодекса;
- прaвильно помещать шахматную доску между партнерами;
- прaвильно расставлять фигуры перед игрой;
- рaзличать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировaть;
- объявлять шaх;
- ставить мaт;
- решaть элементарные задачи на мат в один ход.
Методическое обеспечение программы
№ | Раздел программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов. | |
1 | Введение. Шахматная доска | Трaдиционное занятие | Словесный, наглядный метод | Раздаточный материал. Шахматная доска | Опрос | |
2 | Шахматные фигуры | Трaдиционное занятие | Словесный, наглядный, практический метод | Раздаточный материал. Шахматная доска | Опрос | |
3 | Начальная расстановка фигур | Трaдиционное занятие | Словесный, наглядный, практический метод | Раздаточный материал. Шахматная доска | Опрос | |
4 | Ходы и взятие фигур | Игрa | Словесный, наглядный, практический метод | Раздаточный материал. Шахматная доска | Промежуточная аттестация (конкурс) | |
5 | Цель шахматной партии | Игрa | Словесный, наглядный, практический метод | Раздаточный материал. Шахматная доска | Турнир | |
6 | Игра всеми фигурами из начального положения | Игрa | Словесный, наглядный, практический метод | Раздаточный материал. Шахматная доска | Итоговая аттестация (шахматный турнир) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Увлекательно-познавательная игра "Вопрос на засыпку". К 300-летию М.В.Ломоносова 3 класс
В этом году в начальных классах проходила методическая неделя, посвященная 300-летию М.В.Ломоносова. В этой игре ребята узнали много нового из истории происхождения слов и о творчестве М.В. Ломоносова...
Внеклассное мероприятие по шахматам "Сказка про шаха и про шахматы".
Разработка сценария мероприятия по шахматам....
Педагогический опыт работы учителя шахмат «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников».
Педагогический опыт работы учителя шахмат. «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников»....
Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"
Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....
Консультация для родителей: «Увлекательная игра – Шахматы»
Консультация для родителей: «Увлекательная игра – Шахматы»...
Универсальный тренажер для "мыслительных мускулов" – шахматы и Помогают ли шахматы успеваемости ребенка в школе?
ull;В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помога...
Соревнования по шашкам и шахматам «Шашки и шахматы - это и наука, и спорт, и искусство в одной игре, доставляющие много радости и удовольствия».
Известно, что игра в шашки и шахматы равно как и другие игры, требующие умственного напряжения, способствует формированию такого характера, который украшает человека, делает его приятным в общест...