«Древние игрушки в современном мире. Матрёшка».
план-конспект урока (4 класс) на тему
Тема занятия: «Древние игрушки в современном мире. Матрёшка».
Форма проведения: кружковое занятие.
Цели занятия:
Воспитывающие:
¾ Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.
¾ Дать возможность детям почувствовать себя народными умельцами.
Образовательные:
¾ Углубить знания о русской народной деревянной игрушке.
Развивающие:
¾ Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус в процессе создания эскиза к авторской росписи по дереву.
Учебные Универсальные действия:
Личностные:
¾ воспитывать уважение к Родине, народному искусству, творчеству русских мастеров;
Регулятивные:
¾ уметь организовать место занятий, уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, овладевать различными художественными материалами для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
Познавательные:
¾ научиться с помощью красок и карандашей создавать эскиз авторской матрешки;
Коммуникативные:
¾ оказывать взаимопомощь и сотрудничество в процессе творческой деятельности.
Оборудование:
¾ Для учителя: презентация по теме урока, репродукции с изображением матрёшек, изображения ярмарочного прилавка, основа для выполнения росписи.
¾ Для ученика: простые карандаши, ластик, тряпочки, гуашь, кисти, баночки для воды.
Ход занятия:
Этап занятия с указанием минут | Содержание учебного материала, деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | — Здравствуйте ребята, сегодня мы проведём у вас внеурочное занятие. — У вас на столах должны быть: основа для выполнения росписи, простые карандаши, ластик, тряпочки, гуашь, кисти, баночки для воды. | Организация рабочего места. |
2. Сообщение темы и целей занятия | — Тема нашего занятия: «Древние игрушки в современном мире. Матрёшка». — На занятии мы углубим свои знания о русской народной игрушке, познакомимся с особенностями росписи матрёшек, узнаем где и когда впервые появилась эта игрушка. А главное, вы сами будете расписывать на занятии матрёшку, используя фантазию и умения, почувствуете себя народными умельцами. |
|
3. Объяснение нового материала | — Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрёшка? — Привезла однажды помещица Мамонтова из Японии игрушку. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Это были божества счастья и долголетия — Фукуруму. А было это в конце 19 века. — Первую матрёшку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин. Художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. — Как вы думаете, что символизирует матрёшка? — Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, означающее "мать", если ласково — то Матрёшка. Так игрушка получила свое название. — Скажите, из чего делают матрёшку? — Правильно. Чаще всего заготовки для матрёшки делали из липы. Дерево как следует сушат, затем обрабатывают снаружи. Бочонок распиливают на две неравные части: из большей части получается туловище, из меньшей — голова. А затем токарь резцом выбивает середину. Матрёшка попадает к художницам и они делают чудеса. — Существует более 20 видов матрёшек. Сегодня мы рассмотрим 3 из них. — Первый вид — Сергиев-Посадская матрёшка. Эта игрушка одета в рубаху и сарафан, на голове — платок с узорами. Она расписана чистыми яркими цветами. Черный линии подчеркивают детали одежды и черты ее лица. — Второй вид — Полхов-Майданские матрёшки. Их можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Мастера украшают свою матрёшку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрёшки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками. — Третий вид — это матрёшки из Семенова: на фартуках у них яркие букеты. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме. — Мы узнали историю и росписи отдельных видов матрёшек, их значение для народного творчества. — Помимо перечисленных вами матрёшек, существуют еще и авторские матрёшки. Это матрёшки, которые расписаны художниками- любителями, эта роспись не повторяется дважды. В такую, роспись авторы вкладывают свою фантазию и художественный вкус. Они различаются по типу росписи фартука: на них могут быть памятники архитектуры, пейзажи России, сюжеты из русских народных сказок. В виде матрёшек изображают животных. | Ответы учащихся.
Матрёшка — это символ материнства.
Из дерева. |
4. Практическая работа | — Представьте, что вы народные умельцы. Мы с вами сегодня на занятии создадим свою матрёшку, не похожую на другие, это будут ваши авторские работы. — Ребята, у вас на столе есть листы с готовым контуром матрёшки. Включив свое воображение, фантазию, создайте свою матрёшку, которая будет одна, в единственном экземпляре. Для этого у вас есть краски и кисти. В ходе работы, если возникнут вопросы или потребуется помощь, мы вам поможем. |
|
5. Анализ работ | Обыгрывание. Проведение ярмарки мастеров. |
|
6. Подведение итогов | — Молодцы! Красивые и нарядные получились у нас куклы. У каждой свой характер. Есть у нас яркие, нарядные, праздничные, приветливые и добрые матрёшки. — Сегодня на уроке мы с вами расширили знания о русской красавице — матрешке, о её появлении в России, о её «нарядах» и попытались создать авторскую матрёшку. Спасибо всем за работу! До встречи. |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_matryoshka.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Древние игрушки в современном мире. Матрёшка».
Форма проведения: кружковое занятие.
Цели занятия:
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.
- Дать возможность детям почувствовать себя народными умельцами.
Образовательные:
- Углубить знания о русской народной деревянной игрушке.
Развивающие:
- Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус в процессе создания эскиза к авторской росписи по дереву.
Учебные Универсальные действия:
Личностные:
- воспитывать уважение к Родине, народному искусству, творчеству русских мастеров;
Регулятивные:
- уметь организовать место занятий, уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, овладевать различными художественными материалами для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
Познавательные:
- научиться с помощью красок и карандашей создавать эскиз авторской матрешки;
Коммуникативные:
- оказывать взаимопомощь и сотрудничество в процессе творческой деятельности.
Оборудование:
- Для учителя: презентация по теме урока, репродукции с изображением матрёшек, изображения ярмарочного прилавка, основа для выполнения росписи.
- Для ученика: простые карандаши, ластик, тряпочки, гуашь, кисти, баночки для воды.
Ход занятия:
Этап занятия с указанием минут | Содержание учебного материала, деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | — Здравствуйте ребята, сегодня мы проведём у вас внеурочное занятие. — У вас на столах должны быть: основа для выполнения росписи, простые карандаши, ластик, тряпочки, гуашь, кисти, баночки для воды. | Организация рабочего места. |
2. Сообщение темы и целей занятия | — Тема нашего занятия: «Древние игрушки в современном мире. Матрёшка». — На занятии мы углубим свои знания о русской народной игрушке, познакомимся с особенностями росписи матрёшек, узнаем где и когда впервые появилась эта игрушка. А главное, вы сами будете расписывать на занятии матрёшку, используя фантазию и умения, почувствуете себя народными умельцами. | |
3. Объяснение нового материала | — Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрёшка? — Привезла однажды помещица Мамонтова из Японии игрушку. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Это были божества счастья и долголетия — Фукуруму. А было это в конце 19 века. — Первую матрёшку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин. Художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. — Как вы думаете, что символизирует матрёшка? — Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, означающее "мать", если ласково — то Матрёшка. Так игрушка получила свое название. — Скажите, из чего делают матрёшку? — Правильно. Чаще всего заготовки для матрёшки делали из липы. Дерево как следует сушат, затем обрабатывают снаружи. Бочонок распиливают на две неравные части: из большей части получается туловище, из меньшей — голова. А затем токарь резцом выбивает середину. Матрёшка попадает к художницам и они делают чудеса. — Существует более 20 видов матрёшек. Сегодня мы рассмотрим 3 из них. — Первый вид — Сергиев-Посадская матрёшка. Эта игрушка одета в рубаху и сарафан, на голове — платок с узорами. Она расписана чистыми яркими цветами. Черный линии подчеркивают детали одежды и черты ее лица. — Второй вид — Полхов-Майданские матрёшки. Их можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Мастера украшают свою матрёшку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрёшки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками. — Третий вид — это матрёшки из Семенова: на фартуках у них яркие букеты. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме. — Мы узнали историю и росписи отдельных видов матрёшек, их значение для народного творчества. — Помимо перечисленных вами матрёшек, существуют еще и авторские матрёшки. Это матрёшки, которые расписаны художниками- любителями, эта роспись не повторяется дважды. В такую, роспись авторы вкладывают свою фантазию и художественный вкус. Они различаются по типу росписи фартука: на них могут быть памятники архитектуры, пейзажи России, сюжеты из русских народных сказок. В виде матрёшек изображают животных. | Ответы учащихся. Матрёшка — это символ материнства. Из дерева. |
4. Практическая работа | — Представьте, что вы народные умельцы. Мы с вами сегодня на занятии создадим свою матрёшку, не похожую на другие, это будут ваши авторские работы. — Ребята, у вас на столе есть листы с готовым контуром матрёшки. Включив свое воображение, фантазию, создайте свою матрёшку, которая будет одна, в единственном экземпляре. Для этого у вас есть краски и кисти. В ходе работы, если возникнут вопросы или потребуется помощь, мы вам поможем. | |
5. Анализ работ | Обыгрывание. Проведение ярмарки мастеров. | |
6. Подведение итогов | — Молодцы! Красивые и нарядные получились у нас куклы. У каждой свой характер. Есть у нас яркие, нарядные, праздничные, приветливые и добрые матрёшки. — Сегодня на уроке мы с вами расширили знания о русской красавице — матрешке, о её появлении в России, о её «нарядах» и попытались создать авторскую матрёшку. Спасибо всем за работу! До встречи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья в современном мире
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ отмечал, что во все времена семья, благословенный Богом союз мужчины и женщины, играла важную общественную роль, служила основой развития и благополучия государ...
Презентация "Олимпиада. С древних времен к современности. Зарождение олимпийских символов и традиций"
Презентация содержит познавательный материал для учащихся начальной школы по теме "Олимпийские игры"...
Древние образы в современных народных игрушках
Презентация к уроку изобразительного искусства 5 класс....
Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Дымковская игрушка
Древние образы в современных народных глиняных игрушках.Дымковская игрушка...
Технологическая карта урока ИЗО, 5 класс, Древние образы в современных народных игрушках.
Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе по теме "Древние образы в современных народных игрушках". Урок ведется по программе Б.М.Неменского.На уроке используется метод техн...
«Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» на тему: Интернет в современном социокультурном пространстве.
На современном этапе развития российского социума все более характерным является внедрение в жизнедеятельность широких слоев населения научно-технических достижений информационных ресурсов глобальных ...
Как появилась школа: от Древней Руси до современности. Первые школы на Руси
Российская школа в своем развитии прошла длительный путь. Ее история началась во времена древней Руси. С тех пор произошло немало изменений....