«Древние игрушки в современном мире. Матрёшка».
план-конспект урока (4 класс) на тему

Волкова Ксения Сергеевна

Тема занятия: «Древние игрушки в современном мире. Матрёшка».

Форма проведения: кружковое занятие.

Цели занятия:

Воспитывающие:

¾    Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

¾    Дать возможность детям почувствовать себя народными умельцами.

Образовательные:

¾    Углубить знания о русской народной деревянной игрушке.

Развивающие:

¾    Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус в процессе создания эскиза к авторской росписи по дереву.

Учебные  Универсальные  действия:

Личностные:

¾    воспитывать уважение к Родине, народному искусству, творчеству русских мастеров;

Регулятивные:

¾    уметь организовать место занятий,  уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, овладевать  различными художественными материалами для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

Познавательные:

¾    научиться с помощью красок и карандашей создавать эскиз авторской матрешки;

Коммуникативные:

¾    оказывать взаимопомощь и сотрудничество в процессе творческой деятельности.

Оборудование:

¾    Для учителя: презентация по теме урока, репродукции с изображением  матрёшек, изображения ярмарочного прилавка, основа для выполнения росписи.

¾    Для ученика: простые карандаши, ластик, тряпочки, гуашь, кисти, баночки для воды.

Ход занятия:

Этап занятия с указанием минут

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

— Здравствуйте ребята, сегодня мы проведём у вас внеурочное занятие.

— У вас на столах должны быть: основа для выполнения росписи, простые карандаши, ластик, тряпочки, гуашь, кисти, баночки для воды.

Организация рабочего места.

2. Сообщение темы и целей занятия

— Тема нашего занятия: «Древние игрушки в современном мире. Матрёшка».

— На занятии мы углубим свои знания о русской народной игрушке, познакомимся с  особенностями росписи матрёшек, узнаем где и когда впервые появилась эта игрушка. А главное, вы сами будете расписывать на занятии матрёшку, используя фантазию и умения, почувствуете себя народными умельцами.

 

3. Объяснение нового материала

— Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрёшка?

— Привезла однажды помещица Мамонтова из Японии игрушку. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Это были божества счастья и долголетия — Фукуруму. А было это в конце 19 века.

— Первую матрёшку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин. Художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок.

— Как вы думаете, что символизирует матрёшка?

— Самым распространенным на Руси именем была Матрёна,  означающее "мать", если ласково — то Матрёшка. Так игрушка получила свое название.

— Скажите, из чего делают матрёшку?

— Правильно. Чаще всего заготовки  для матрёшки делали из липы. Дерево как следует сушат, затем обрабатывают снаружи. Бочонок распиливают на две неравные части: из большей части  получается туловище, из меньшей — голова. А затем токарь резцом выбивает середину. Матрёшка попадает к художницам и они делают чудеса.

— Существует более 20 видов матрёшек. Сегодня мы рассмотрим 3 из них.

— Первый вид — Сергиев-Посадская матрёшка. Эта игрушка одета в рубаху и сарафан, на голове — платок с узорами. Она расписана  чистыми яркими цветами. Черный линии  подчеркивают детали одежды и черты ее лица.

— Второй вид — Полхов-Майданские матрёшки. Их можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре  и характерному малиновому цвету. Мастера  украшают свою матрёшку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрёшки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.

— Третий вид — это матрёшки из Семенова: на фартуках у них яркие букеты. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме.

— Мы узнали историю и росписи отдельных видов матрёшек, их значение для народного творчества.

— Помимо перечисленных вами матрёшек, существуют еще и авторские матрёшки. Это матрёшки, которые расписаны художниками- любителями, эта роспись не повторяется дважды. В такую, роспись авторы вкладывают свою фантазию и художественный вкус. Они различаются по типу росписи фартука: на них могут быть памятники архитектуры, пейзажи России, сюжеты из русских народных сказок. В виде матрёшек изображают животных.

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Матрёшка — это символ материнства.

 

 

 

 

Из дерева.

4. Практическая работа

— Представьте, что вы народные умельцы. Мы с вами сегодня на занятии создадим свою матрёшку, не похожую на другие, это будут ваши авторские работы.

— Ребята, у вас на столе есть листы с готовым контуром матрёшки. Включив свое воображение, фантазию, создайте свою матрёшку, которая будет одна, в единственном экземпляре. Для этого у вас есть краски и кисти. В ходе работы,  если возникнут вопросы или потребуется помощь, мы вам поможем.

 

5. Анализ работ

 Обыгрывание. Проведение ярмарки мастеров.

 

6. Подведение итогов

— Молодцы! Красивые и нарядные получились у нас куклы. У каждой свой характер. Есть у нас яркие, нарядные, праздничные, приветливые и добрые матрёшки.

— Сегодня на уроке  мы с вами расширили знания о русской красавице — матрешке, о её появлении в России, о её «нарядах»  и попытались создать авторскую матрёшку. Спасибо всем за работу! До встречи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_matryoshka.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Древние игрушки в современном мире. Матрёшка».

Форма проведения: кружковое занятие.

Цели занятия:

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.
  • Дать возможность детям почувствовать себя народными умельцами.

Образовательные:

  • Углубить знания о русской народной деревянной игрушке.

Развивающие:

  • Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус в процессе создания эскиза к авторской росписи по дереву.

Учебные  Универсальные  действия:

Личностные:

  • воспитывать уважение к Родине, народному искусству, творчеству русских мастеров;

Регулятивные:

  • уметь организовать место занятий,  уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, овладевать  различными художественными материалами для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

Познавательные:

  • научиться с помощью красок и карандашей создавать эскиз авторской матрешки;

Коммуникативные:

  • оказывать взаимопомощь и сотрудничество в процессе творческой деятельности.

Оборудование: 

  • Для учителя: презентация по теме урока, репродукции с изображением  матрёшек, изображения ярмарочного прилавка, основа для выполнения росписи.
  • Для ученика: простые карандаши, ластик, тряпочки, гуашь, кисти, баночки для воды.

Ход занятия:

Этап занятия с указанием минут

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

— Здравствуйте ребята, сегодня мы проведём у вас внеурочное занятие.

— У вас на столах должны быть: основа для выполнения росписи, простые карандаши, ластик, тряпочки, гуашь, кисти, баночки для воды.

Организация рабочего места.

2. Сообщение темы и целей занятия

— Тема нашего занятия: «Древние игрушки в современном мире. Матрёшка».

— На занятии мы углубим свои знания о русской народной игрушке, познакомимся с  особенностями росписи матрёшек, узнаем где и когда впервые появилась эта игрушка. А главное, вы сами будете расписывать на занятии матрёшку, используя фантазию и умения, почувствуете себя народными умельцами.

3. Объяснение нового материала

— Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрёшка?

— Привезла однажды помещица Мамонтова из Японии игрушку. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Это были божества счастья и долголетия — Фукуруму. А было это в конце 19 века.

— Первую матрёшку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин. Художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок.

— Как вы думаете, что символизирует матрёшка?

— Самым распространенным на Руси именем была Матрёна,  означающее "мать", если ласково — то Матрёшка. Так игрушка получила свое название.

— Скажите, из чего делают матрёшку?

— Правильно. Чаще всего заготовки  для матрёшки делали из липы. Дерево как следует сушат, затем обрабатывают снаружи. Бочонок распиливают на две неравные части: из большей части  получается туловище, из меньшей — голова. А затем токарь резцом выбивает середину. Матрёшка попадает к художницам и они делают чудеса.

— Существует более 20 видов матрёшек. Сегодня мы рассмотрим 3 из них.

— Первый вид — Сергиев-Посадская матрёшка. Эта игрушка одета в рубаху и сарафан, на голове — платок с узорами. Она расписана  чистыми яркими цветами. Черный линии  подчеркивают детали одежды и черты ее лица.

— Второй вид — Полхов-Майданские матрёшки. Их можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре  и характерному малиновому цвету. Мастера  украшают свою матрёшку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрёшки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.

— Третий вид — это матрёшки из Семенова: на фартуках у них яркие букеты. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме.

— Мы узнали историю и росписи отдельных видов матрёшек, их значение для народного творчества.

— Помимо перечисленных вами матрёшек, существуют еще и авторские матрёшки. Это матрёшки, которые расписаны художниками- любителями, эта роспись не повторяется дважды. В такую, роспись авторы вкладывают свою фантазию и художественный вкус. Они различаются по типу росписи фартука: на них могут быть памятники архитектуры, пейзажи России, сюжеты из русских народных сказок. В виде матрёшек изображают животных.

Ответы учащихся.

Матрёшка — это символ материнства.

Из дерева.

4. Практическая работа

— Представьте, что вы народные умельцы. Мы с вами сегодня на занятии создадим свою матрёшку, не похожую на другие, это будут ваши авторские работы.

— Ребята, у вас на столе есть листы с готовым контуром матрёшки. Включив свое воображение, фантазию, создайте свою матрёшку, которая будет одна, в единственном экземпляре. Для этого у вас есть краски и кисти. В ходе работы,  если возникнут вопросы или потребуется помощь, мы вам поможем.

5. Анализ работ

 Обыгрывание. Проведение ярмарки мастеров.

6. Подведение итогов

— Молодцы! Красивые и нарядные получились у нас куклы. У каждой свой характер. Есть у нас яркие, нарядные, праздничные, приветливые и добрые матрёшки.

— Сегодня на уроке  мы с вами расширили знания о русской красавице — матрешке, о её появлении в России, о её «нарядах»  и попытались создать авторскую матрёшку. Спасибо всем за работу! До встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья в современном мире

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ отмечал, что во все времена семья, благословенный Богом союз мужчины и женщины, играла важную общественную роль, служила основой развития и благополучия государ...

Презентация "Олимпиада. С древних времен к современности. Зарождение олимпийских символов и традиций"

Презентация содержит познавательный материал для учащихся начальной школы по теме "Олимпийские игры"...

Древние образы в современных народных игрушках

Презентация к уроку изобразительного искусства 5 класс....

Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Дымковская игрушка

Древние образы в современных народных глиняных игрушках.Дымковская  игрушка...

Технологическая карта урока ИЗО, 5 класс, Древние образы в современных народных игрушках.

Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе по теме "Древние образы в современных народных игрушках". Урок ведется  по программе Б.М.Неменского.На уроке используется метод техн...

«Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» на тему: Интернет в современном социокультурном пространстве.

На современном этапе развития российского социума все более характерным является внедрение в жизнедеятельность широких слоев населения научно-технических достижений информационных ресурсов глобальных ...

Как появилась школа: от Древней Руси до современности. Первые школы на Руси

Российская школа в своем развитии прошла  длительный путь. Ее история началась во времена древней Руси. С  тех пор произошло немало изменений....