Программа внеурочной деятельности "Всезнайка"
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности ""Всезнайка" для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vseznayka_4_klass_perevertova_s_v.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ СОШ №15, примерной программой по курсу «Речь» в начальной школе, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Т.Н. Соколовой.
Внеурочные занятия «Всезнайка» играют важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание занятий направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 ч в неделю по 40 минут, итого 34 часа в год.
Цели и задачи курса:
В системе предметов общеобразовательной школы курс «развитие речи» реализует познавательную и социокультурную цели:
- Познавательная цель: предполагает ознакомление с основными положениями
науки о языке и формирование на этой основе звуково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- Социокультурная цель: включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Цель занятий, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Для достижения поставленных целей в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и тексты – повествования небольшого объема;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Содержание внеурочных занятий (34 часа):
Речь. Техника речи – 1 ч.
Вводный урок. Знания и умения всегда найдут применение.
Слово – 8 ч.
Видит око далёко, а ум ещё дальше. Многозначные слова.
Премудрость одна, а хитростей много. Фразеологизмы.
По нитке дойдёшь и до клубка. Фразеологизмы.
Крепкий орешек сразу не раскусишь. Диалектизмы. Хорошая речь слаще мёда.
Сравнение, эпитеты, олицетворение.
Видит око далёко, а ум ещё дальше. Метафора.
Учись доброму – худое на ум не пойдёт. Пословицы и поговорки.
Знания и умения всегда найдут применение. Афоризмы.
Развитие речи – 9 ч.
Сочинение по пословице. Составляем план.
Дело толком красно. Сочинение по пословице.
Не всякое слово в строку пишется. Творческая работа.
По нитке дойдёшь и до клубка. Художественный стиль.
Общее понятие. Не пером пишут, а умом. Сочинение – пейзажная зарисовка.
Знания и умения всегда найдут применение. Анализ написанных сочинений.
Терпение и труд - дивные всходы дают. Рифма.
Юные поэты. Написание стихотворных произведений. Сочинение-миниатюра в художественном стиле.
Какое слово скажешь, такое и в ответ получишь. Диалог и монолог.
Развитие логики – 3 ч.
Олимпиадные задания.
Соревнование эрудитов.
Дело мастера боится. Творческая работа. Работа над кроссвордом.
Композиция. Основные элементы композиции.
Композиция. Работа с деформированным текстом. Творческая работа.
Текст – 10 ч.
Не всякое слово в строку пишется. Публицистический стиль.
По уму и дано будет. Газетно-публицистический стиль.
Деловая игра «Вёрстка газеты». Официально-деловой стиль.
Всё умею, всё могу. Тезисы. Конспект.
Творческая работа. Аннотация.
Я пишу письмо. Приглашение.
Где не было начала, не будет и конца. Личный дневник.
Сочини сценарий для мультфильма.
Аз да буки, а потом науки. Драматические импровизации.
Не пером пишут, а умом. Драматические импровизации.
Планируемые результаты 4 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к развитию речи и кругозора, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
- осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
- восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;
- основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
- этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- чувство прекрасного и эстетических чувства на основе материалов курса русского языка;
- навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
- установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Ученик научится:
- принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
- использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
- владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
- слушать и слышать собеседника, вести диалог;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предметные результаты освоения программы
- Первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
- овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
- освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
- владение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
- выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
- работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
- составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
- письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
- подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
- различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
- создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
- анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
- оформлять результаты исследовательской работы;
- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Распределение часов по разделам.
4класс.
Название раздела | Количество часов |
Речь. Техника речи. . | 1 час |
Слово. | 8 часов |
Развитие речи. | 9 часов |
Развитие логики. | 3 часа |
Работа с текстом. | 3 часа |
Текст. | 10 часов |
Итого | 34 часа |
5. Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Дата план | Дата факт | Количество часов | Вид деятельности, формы организации | |
теория | практика | |||||
Речь. Техника речи( 1 час) | ||||||
1 | Вводный урок. Знания и умения всегда найдут применение | 1 | беседа, деловая игра: «Что? Где? Когда?» | |||
Слово ( 8 часов) | ||||||
2 | Видит око далёко, а ум ещё дальше. Каламбуры. | 1 | (индивидуальная) тренинг, игра | |||
3. | Премудрость одна, а хитростей много. Фразеологизмы. | 1 | (групповая) викторина, игра «Шифровальщик» | |||
4. | По нитке дойдёшь и до клубка. Фразеологизмы. | 1 | (работа в паре) Викторина, игра «Кто быстрее?» | |||
5. | Крепкий орешек сразу не раскусишь. Диалектизмы. | 1 | (групповая) игра «Кто быстрее?» | |||
6. | Хорошая речь слаще мёда. Сравнение, эпитеты, олицетворение. | 1 | (групповая) практикум, игра «Бином фантазии» | |||
7. | Видит око далёко, а ум ещё дальше. Метафора. | 1 | (работа в паре) Игра «Знаешь ли ты?» | |||
8. | Учись доброму – худое на ум не пойдёт. Пословицы и поговорки. | 1 | конкурс пословиц, игра «Где они живут?» | |||
9. | Знания и умения всегда найдут применение. Афоризмы. | 1 | практикум «Закончи пословицы» | |||
Развитие речи ( 9 часов)
| ||||||
10 | Сочинение по пословице. Составляем план. | 1 | (работа в паре) игра «Доскажи словечко» | |||
11 | Дело толком красно. Сочинение по пословице. | 1 | (групповая) Кроссворд - шарада | |||
12 | Не всякое слово в строку пишется. Творческая работа. | 1 | (индивидуальная презентация) творческая работа | |||
13 | По нитке дойдёшь и до клубка. Художественный стиль. Общее понятие. | 1 | Тренинг – игра «Пословицы играют в прятки» | |||
14 | Не пером пишут, а умом. Сочинение – пейзажная зарисовка. | 1 | (групповая), игра «Найди ошибку», «Угадай слово» | |||
15 | Знания и умения всегда найдут применение. Анализ написанных сочинений. | 1 | (индивидуальная презентация) творческая работа «Краски осеннего леса» | |||
16 | Терпение и труд - дивные всходы дают. Рифма. | 1 | Практикум, игра «Кто больше?» | |||
17 | Юные поэты. Написание стихотворных произведений. Сочинение-миниатюра в художественном стиле. | 1 | (индивидуальная презентация) конкурс | |||
18 | Какое слово скажешь, такое и в ответ получишь. Диалог и монолог. | 1 | Деловая игра | |||
Развитие логики ( 3 часа) | ||||||
19 | Олимпиадные задания. | 1 | (индивидуальная) конкурс | |||
20 | Соревнование эрудитов. | 1 | (индивидуальная) Конкурс «Пойми меня» | |||
21 | Дело мастера боится. Творческая работа. Работа над кроссвордом | 1 | Творческая работа по группам, игра «Словесная цепочка» | |||
Работа с текстом ( 3 часа) | ||||||
22 | Композиция текста. Основные элементы композиции. | 1 | (групповая, работа в паре) игра - ассоциация «Назови словечко» | |||
23 | Композиция. Работа с деформированным текстом. Творческая работа. | 1 | (индивидуальная) творческая работа | |||
24 | Лингвистический турнир. Сочинение «Мои любимые стихи». | 1 | (индивидуальная) творческая работа | |||
Текст (10 часов) | ||||||
25 | Не всякое слово в строку пишется. Публицистический стиль. | 1 | (коллективная) игра «Образуй словечко» | |||
26 | По уму и дано будет. Газетно-публицистический стиль. | 1 | (групповая, в паре), игра –соревнование «Кто ты?» | |||
27 | Деловая игра «Вёрстка газеты». Официально-деловой стиль. | 1 | (коллективная) Деловая игра | |||
28 | Всё умею, всё могу. Тезисы. Конспект. | 1 | (индивидуальная) тренинг «Найди слово» | |||
29 | Творческая работа. Аннотация. | 1 | творческая работа «Не ошибись» | |||
30 | Я пишу письмо. Приглашение. | 1 | (работа в паре) игра «Замени слово» | |||
31 | Где не было начала, не будет и конца. Личный дневник. | 1 | (индивидуальная) творческая работа | |||
32 | Сочини сценарий для мультфильма. | 1 | ( в паре) | |||
33 | Конкурс на лучшее название конфет. | 1 | (индивидуальная) конкурс | |||
34 | Лингвистический турнир. | 1 | (индивидуальная) турнир |
Контроль и учёт компетентностей будет осуществляться в форме:
- смотра творческих работ
- презентаций творческих работ
- олимпиадных заданий
- конкурсов
- лингвистических турниров
- интернет – марафона «ЭМУ»
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Класс |
День недели | Время занятия |
4 г | пятница | 13-10-14-00 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...