Программа внеурочной деятельности "Всезнайка"
рабочая программа (4 класс) на тему

Перевертова Светлана Викторовна

Программа внеурочной деятельности ""Всезнайка" для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vseznayka_4_klass_perevertova_s_v.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии с основной образовательной  программой  МБОУ СОШ №15,  примерной программой по курсу «Речь» в начальной школе, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и  авторской программы Т.Н. Соколовой.

Внеурочные занятия «Всезнайка» играют важную роль в реализации основных целевых установок  начального образования:  становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание занятий  направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

                        Место курса в учебном плане

   Программа  рассчитана на  1 ч в неделю по 40 минут,  итого 34 часа в год.

                                                      Цели и задачи курса:

В системе предметов общеобразовательной школы курс «развитие речи» реализует познавательную и социокультурную цели:

  • Познавательная цель: предполагает ознакомление  с основными положениями

науки о языке и формирование на этой основе звуково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • Социокультурная цель:  включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

      Цель занятий, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Для достижения поставленных целей в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение обучающимися умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и тексты – повествования небольшого объема;
  • воспитание у учеников позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

     

 Содержание внеурочных занятий (34 часа):

Речь. Техника речи – 1 ч.

   Вводный урок.  Знания и умения всегда найдут применение.

Слово – 8 ч.

Видит око далёко, а ум ещё дальше. Многозначные слова.

Премудрость одна, а хитростей много. Фразеологизмы.

По нитке дойдёшь и до клубка. Фразеологизмы.

Крепкий орешек сразу не раскусишь. Диалектизмы. Хорошая речь слаще мёда.

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

Видит око далёко, а ум ещё дальше. Метафора.

Учись доброму – худое на ум не пойдёт. Пословицы и поговорки.

Знания и умения всегда найдут применение. Афоризмы.

Развитие речи – 9 ч.

Сочинение по пословице. Составляем план.

Дело толком красно. Сочинение по пословице.

Не всякое слово в строку пишется. Творческая работа.

По нитке дойдёшь и до клубка. Художественный стиль.

Общее понятие. Не пером пишут, а умом.  Сочинение – пейзажная зарисовка.

Знания и умения всегда найдут применение. Анализ написанных сочинений.

              Терпение и труд - дивные всходы дают. Рифма.

              Юные поэты. Написание стихотворных произведений. Сочинение-миниатюра в художественном стиле.

              Какое слово скажешь, такое и в ответ получишь. Диалог и монолог.

              Развитие логики – 3 ч.

              Олимпиадные задания.

              Соревнование эрудитов.

              Дело мастера боится. Творческая работа. Работа над кроссвордом.

             Композиция. Основные элементы композиции.

              Композиция. Работа с деформированным текстом.  Творческая работа.

             

             Текст – 10 ч.

              Не всякое слово в строку пишется. Публицистический стиль.

             По уму и дано будет. Газетно-публицистический стиль.

             Деловая игра «Вёрстка газеты». Официально-деловой стиль.

             Всё умею, всё могу. Тезисы. Конспект.

             Творческая работа. Аннотация.

             Я пишу письмо.  Приглашение.

             Где не было начала, не будет и конца. Личный дневник.

             Сочини сценарий для мультфильма.

             Аз да буки, а потом науки. Драматические импровизации.

             Не пером пишут, а умом. Драматические импровизации.

                                        Планируемые результаты   4 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к развитию речи и кругозора, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;
  • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
  • этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • чувство прекрасного и эстетических чувства на основе материалов курса русского языка;
  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие предметные результаты освоения программы

  • Первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
  • владение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
  • работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
  • оформлять результаты исследовательской работы;
  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

   Распределение часов по разделам.

4класс.

Название раздела

Количество часов

Речь. Техника речи. .

                              1 час

Слово.

8 часов

Развитие речи.

9 часов

Развитие логики.

                              3 часа

Работа с текстом.

                              3 часа

Текст.

10 часов

Итого

                              34  часа

         

5. Календарно – тематическое  планирование    

Тема

Дата

план

Дата

факт

Количество часов

Вид

деятельности,

формы

организации

теория

практика

                                                             Речь. Техника речи( 1 час)                                                                                            

1

   Вводный урок.

Знания и умения всегда найдут применение

1

беседа, деловая игра: «Что? Где? Когда?»

                                                                       Слово  ( 8 часов)

2

Видит око далёко, а ум ещё дальше. Каламбуры.

1

(индивидуальная)

тренинг, игра

3.

Премудрость одна, а хитростей много. Фразеологизмы.

1

(групповая)

викторина, игра «Шифровальщик»

4.

По нитке дойдёшь и до клубка. Фразеологизмы.

1

(работа в паре)

Викторина, игра «Кто быстрее?»

5.

Крепкий орешек сразу не раскусишь. Диалектизмы.

1

(групповая)

игра «Кто быстрее?»

6.

Хорошая речь слаще мёда.

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

1

(групповая)

практикум,

игра «Бином фантазии»

7.

Видит око далёко, а ум ещё дальше. Метафора.

1

(работа в паре)

 Игра  «Знаешь ли ты?»

8.

Учись доброму – худое на ум не пойдёт. Пословицы и поговорки.

1

конкурс пословиц, игра «Где они живут?»

9.

Знания и умения всегда найдут применение. Афоризмы.

1

практикум «Закончи пословицы»

                                                                       Развитие речи ( 9 часов)                                                                  

 

10

Сочинение по пословице. Составляем план.

1

(работа в паре)

игра «Доскажи словечко»

11

Дело толком красно. Сочинение по пословице.

1

(групповая)

Кроссворд - шарада

12

Не всякое слово в строку пишется. Творческая работа.

1

(индивидуальная

презентация)

творческая работа

13

По нитке дойдёшь и до клубка. Художественный стиль. Общее понятие.

1

Тренинг – игра «Пословицы играют в прятки»

14

Не пером пишут, а умом.

Сочинение – пейзажная зарисовка.

1

(групповая),

 игра «Найди ошибку», «Угадай слово»

15

Знания и умения всегда найдут применение. Анализ написанных сочинений.

1

(индивидуальная

презентация)

творческая работа

«Краски осеннего леса»

16

Терпение и труд - дивные всходы дают. Рифма.

1

Практикум, игра «Кто больше?»

17

Юные поэты. Написание стихотворных произведений.

Сочинение-миниатюра в художественном стиле.

1

(индивидуальная

презентация)

конкурс

18

Какое слово скажешь, такое и в ответ получишь. Диалог и монолог.

1

Деловая игра

                                                            Развитие логики ( 3 часа)

19

Олимпиадные задания.

1

(индивидуальная)

конкурс

20

Соревнование эрудитов.

1

(индивидуальная)

Конкурс «Пойми меня»

21

Дело мастера боится. Творческая работа. Работа над кроссвордом

1

Творческая работа по группам, игра «Словесная цепочка»

                                                               Работа с текстом ( 3 часа)

22

Композиция текста. Основные элементы композиции.

1

(групповая, работа в паре) игра  - ассоциация «Назови словечко»

23

Композиция. Работа с деформированным текстом.

Творческая работа.

1

(индивидуальная)

творческая работа

24

Лингвистический турнир.

Сочинение «Мои любимые стихи».

1

(индивидуальная)

творческая работа

                                                                  Текст  (10 часов)

25

Не всякое слово в строку пишется. Публицистический стиль.

1

(коллективная)

игра «Образуй словечко»

26

По уму и дано будет.

Газетно-публицистический стиль.

1

(групповая, в паре), игра –соревнование «Кто ты?»

27

Деловая игра «Вёрстка газеты».

Официально-деловой стиль.

1

(коллективная)

Деловая игра

28

Всё умею, всё могу. Тезисы. Конспект.

1

(индивидуальная)

тренинг «Найди слово»

29

Творческая работа. Аннотация.

1

творческая работа

«Не ошибись»

30

Я пишу письмо.

Приглашение.

1

(работа в паре) игра «Замени слово»

31

Где не было начала, не будет и конца. Личный дневник.

1

(индивидуальная)

творческая работа

32

Сочини сценарий для мультфильма.

1

( в паре)

33

Конкурс на лучшее название конфет.

1

(индивидуальная)

конкурс

34

Лингвистический турнир.

1

(индивидуальная)

турнир

Контроль и учёт компетентностей будет осуществляться в форме:

  •  смотра творческих работ
  •  презентаций творческих работ
  •  олимпиадных заданий
  •  конкурсов
  •  лингвистических турниров
  •  интернет – марафона «ЭМУ»

                                         РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

     

       Класс  

   

               День недели

          Время занятия

4 г

пятница

13-10-14-00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...