Марафон
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Кицаева Марина Викторовна

Марафон

 

Цели: обобщить знания учащихся по разным предметам; развивать интерес к интеллектуальному труду; способствовать развитию интеллектуальных способностей; воспитывать познавательные интересы; формировать положительную мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование для игры: конверты с заданиями для команд, рисунок древа знаний на доске с названиями предметов, плакат « Звёздный след» для подведения итогов, презентация, задания для конкурсов, фишки с улыбками и ладошки из цветной бумаги с именами детей, разноцветные листья клена из бумаги.

За каждый правильный ответ команда получает фишку с улыбкой.

Структура проведения интеллектуального марафона

I.        Вводная часть

          ·            Разминка

II.        Основная часть

          ·            Математический конкурс

          ·            Литературный конкурс

III.        Подведение итогов

Ход интеллектуального марафона

I. Вводная часть

(Слайд 1-3)

Дети входят в празднично оформленный класс и садятся по командам («Эрудиты», «Умники»).

(Звучит песня «Чему учат в школе», на экране фотографии участников)

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. На ней необычное дерево – древо познания.

Что висит на нём? Верно, это названия предметов, которые мы изучаем. Они помогут нам ответить на вопросы интеллектуального марафона.

1 ученик:

Что, когда, откуда взялось,
Что исчезло, что пропало,
Где кончается Земля,
Начинаются моря?

2 ученик:

Кто завёл врагов в болото?
Где ночуют бегемоты?
Кто висит ногами вверх?
Кто бежит быстрее всех?

3 ученик:

Нам ответ откроет он –
Интеллектуальный марафон.

1. Разминка (Слайд 4)

Команды готовы? Эрудиты? Умники?

Эрудиты (Блицтурнир)

1.     Что наступает после весны? (Лето)

2.     Кто жених Мухи – цокотухи? (Комар)

3.     Сколько букв в русском алфавите? (33)

4.     Большая часть суши, окружённая водой. (Материк)

5.     Самый большой материк. (Евразия)

6.     Самое большое однозначное число. (9)

7.     Кто автор басни «Стрекоза и Муравей»? (И.А. Крылов)

8.     Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? (4 октября 1957 года).

Умники (Блиц-турнир)

1.     Сколько звуков в слове мышь? (3)

2.     Когда деревья сбрасывают листья? (Осенью)

3.     Самое маленькое двузначное число? (10)

4.     Самый маленький материк на земле. ( Австралия )

5.     Часть суток с утра до вечера. (День)

6.     Когда Ю. А. Гагарин совершил первый полёт человека в космос? (12 апреля 1961 года)

7.     Девочка, появившаяся в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)

8.     Что ест зимой медведь? (Он спит зимой)

 

II. Основная часть

Математический конкурс (Слайд 5)

Математика – царица наук

1 ученик:

Математика повсюду –
Глазом только поведёшь,
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдёшь.

1. Задачки из конверта (Слайд 6)

(Каждая команда получает конверт с задачами и выполняет их письменно)

Обведи правильный ответ:

1.     Незнайка прожил в Цветочном городе 1 неделю и 3 дня. Сколько всего дней прожил Незнайка в Цветочном городе?
10; 9; 4

2.     5 одинаковых мячиков и 3 одинаковых куклы стоят столько же, сколько 4 таких же мячика и 4 такие же куклы. Что дороже: мячик или кукла?
Поровну; мячик; кукла

3.     Брату 8 лет, а сестре 13 лет. Сколько лет будет сестре, когда брату будет 10 лет?
13; 15; 11

4.     12 муравьёв решили полетать на стрекозах. На каждую стрекозу село по 3 муравья. Сколько было стрекоз?
3; 4; 12

5.     Пятачок отдал Вини Пуху половину своих конфет и ещё 1 конфету. После этого у него осталось 3 конфеты. Сколько конфет было у Пятачка?
6; 4; 8

6.     Две обезьяны нашли 8 кокосовых орехов. По пути они поссорились с крокодилом и бросили в него по ореху. Затем они помирились и несколько орехов съели. Сколько орехов съели обезьяны, если домой они принесли половину того, что у них было?
1; 2; 3

(Правильные ответы – 10, поровну, 15, 4, 8, 2.)

2. Сообразилка (Слайд 7-9)

Умники

 

На красной коробочке написано: «Здесь лежит золотой ключик», на синей – «Зелёная коробочка пуста», а на зелёной – «Здесь сидит змея». Тортилла сказала:

«Действительно, в одной коробочке лежит золотой ключик, в другой – змея, а третья – пуста, но все надписи неверны»

Где лежит золотой ключик?

(В зелёной коробочке)

Эрудиты

 

Аня, Боря, Вера и Гена всего поймали 10 рыбок, причём каждый из детей поймал разное количество рыбок. Аня поймала больше всех, а Вера – меньше всех. Кто поймал больше рыбок, мальчики или девочки?

(Поровну)

3. Гонка за лидером (Слайд 10)

Эрудиты

1.     У Вали 3 яблока. Она съела все, кроме 2. Сколько яблок у неё осталось?

2.     Если петух закукарекает, то человек проснётся. Сколько петухов должны прокукарекать, чтобы проснулись 5 человек? (1)

3.     На что похожа половина яблока? (На другую половину)

4.     Аня старше брата на три года. На сколько лет Аня будет старше брата через 5 лет? (На 3 года)

5.     В каком слове семь букв «я»? (Семья)

Умники

1.     3 человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 ч.)

2.     У семерых братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (8)

3.     Летели семь страусов. 1 страус присел отдохнуть. Сколько страусов полетело дальше? (Страусы не летают)

4.     В каком слове 100 букв «л»? (Стол)

5.     В теремке мышка живёт выше лягушки, но ниже зайчика. Кто живёт выше всех? (Зайчик)

4. Найди закономерность

(Слайд 11-12)

.    

 

Литературный конкурс (Слайд 13)

Чтение – вот лучшее учение

1 ученик:

Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём

1. Разминка (Слайд 14)

1.     Прибаутка перед сказкой. (Присказка)

2.     Героя какой сказки все хотели съесть? (Колобка)

3.     В каком городе жил Незнайка? ( В Цветочном)

4.     Кто написал басню «Муравей и голубка»? (Л.Н. Толстой)

5.     Какое лекарство предпочитал Карлсон? (Варенье)

6.     Какое слово складывал Кай во дворце у Снежной королевы? (Вечность)

7.     Поклонник и воздыхатель Мальвины? (Пьеро)

8.     Девочка, растаявшая весной. (Снегурочка)

9.     На ней Емеля ездил к царю. (На печке)

10.  Где спрятался седьмой козлёнок? (в печке)

11.  Кто написал рассказ «Живая шляпа»? (Н.Н. Носов)

12.  Что посоветовал Муравей Стрекозе в басне И.А. Крылова? (Поплясать)

13.  От кого убежала посуда? (От Федоры)

14.  Кто придумал кота Матроскина и Чебурашку? (Э.Н. Успенский)

15.  Лучший в мире крокодил. (Гена)

16.  Сказочная скатерть. (Самобранка)

2. Угадай имя (Слайд 15)

(

На экране портреты писателей под номерами 1, 2, 3, 4)

1.     Александр Сергеевич Пушкин;

2.     Иван Андреевич Крылов;

3.     Лев Николаевич Толстой;

4.     Михаил Юрьевич Лермонтов

3. Задания из конверта (Слайд 16)

1.     Закончите пословицу «Крепкую дружбу …»:
а) и топором не разрубишь.
б) водой не разольёшь.
в) всегда помнить будешь.

2.     Кто написал произведение «Приключения Незнайки и его друзей»?
а) Носов Н.
б) Драгунский В.
в) Голявкин В.

3.     Что это? Её толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот , не желая говорить; в неё прячут концы нечестные люди; иногда из неё выходят сухими.
а) Вода
б) Каша
в) Мука

4.     Какие цветы собирала падчерица в лесу в сказке С.Я. Маршака«Двенадцать месяцев»?
а) Фиалки
б) Подснежники
в) Ландыши

5.     Что значит «Работать спустя рукава»?
а) Хорошо работать.
б) Плохо работать, лениться.
в) Работать в одежде с длинными рукавами.

(Правильные ответы – а, а, а, б, б.)

4. Угадай-ка

(Угадайте автора и название произведения.)

1) Сценка из сказки В.П. Катаева «Цветик – семицветик»

Витя сидит на скамейке. Жене захотелось с ним познакомиться. Она подходит к нему.
– Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
– Витя. А тебя?
– Женя. Давай играть в салки?
– Не могу. Я хромой.
– Как жалко! – сказала Женя, – ты мне очень понравился.
– Ты мне тоже очень понравилась. И я бы с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
– Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик – семицветик. – Гляди!
Девочка бережно оторвала последний голубой лепесток, прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
В ту же минуту Витя вскочил на ноги, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать.

2) Просмотр отрывков из мультфильмов (Слайд 17-18)

5. Верно? Неверно? (Слайд 19)

(Угадайте героя и название произведения)

– Где ваше платье бальное?

 

Где туфелька хрустальная?
– Простите, я спешила…
Меня зовут Страшила. (Золушка)
Плюшек я тебе припас!
Прилети ко мне хоть раз,
Мастер всяческих проказ,
Лучший в мире Карабас! (Карлсон)
Лечит в Африке зверей
Добрый доктор Бармалей. (Айболит)
Девочка пела в тёмном лесу:
– Бабушке я пирожки принесу!
Шапочка, – словно малина!
Девочку звали Мальвина. (Красная Шапочка)
Целый день в зелёной коже,
Целый день всё «квак» да «квак»,
Но скрывается под кожей
Всех мудрей
И всех пригожей…
Кто?
Царевна Шапокляк! (Царевна-лягушка)
(И. Гамазкова)

III. Подведение итогов

(Слайд 20)

Наш марафон подошёл к концу. Молодцы, интеллектуалы! Все задания выполнены. Больше улыбок у команды… Вы получаете право оставить свой звёздный след в истории класса. (Дети прикрепляют на плакат ладошки из цветной бумаги со своими именами.)

Давайте наградим победителей аплодисментами.

– Понравился вам наш марафон?

– Что помогло вам ответить на все вопросы?

Давайте украсим наше древо познания листьями. Жёлтый листок – очень понравилось, зелёный листок – понравилось, красный листок – не понравилось. (Ученики прикрепляют на рисунок дерева бумажные листочки клёна.)

– Каких листиков больше?

Спасибо!

 

Источники:

1.     [Электронный ресурс] . URL: images.yandex.ru/yandsearch?text=герои%20мультфильмов%20анимация&nl=1&stype=image (дата обращения: 07.06.2012)

2.     Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.2 кл. – М.: Просвещение, 2000.

3.     Русаков В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М., Просвещение, 1999.

4.     Тихомирова Л.Ф, Упражнения на каждый день.: логика для младших школьников. – Ярославль, 2000.

5.     Большая книга о природе: стихи, рассказы, загадки, приметы, пословицы. – М.. Дрофа-Плюс. 2006.

6.     Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

7.     Агафонова И.Н.Учимся думать. – Спб.: МиМ – Экспресс, 1996.

8.     Аверьянова И.В. Праздник знаний. – Волгоград: Учитель, 2008.

9.     Авт.-сост.: Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. – М.: ВАКО, 2005.

10.  Дик Н.Ф. Развивающие игры на уроках и переменках в 1 – 2 классах: необычные игровые приключения для младших школьников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

11.  Картинки [Электронный ресурс] . URL: images.yandex.ru/yandsearch?text=картинки =1&stype=image (дата обращения: 10.06.2012)

12.  Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: Университет Ростова-на-Дону, 1983.

Интеллектуальный марафон в начальных классах

 

14.05.2014, 15:16

Цели и задачи

Школьный интеллектуальный марафон – это многопредметное интеллектуальное соревнование школьников, это внутришкольная учебно-воспитательная работа, которая направлена на развитие личности каждого ученика. Он является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личности, а именно: участвуя в марафоне, ученик проявляет стремление к самореализации; у него формируется навыки планирования и самоконтроля; ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления. Получение результатов своей деятельности с комментариями специалистов и соотнесение их с результатами других участников способствует формированию ученика адекватной самооценки и уровня притязаний, а также учит его брать на себя ответственность за результаты собственной работы.

Проведение интеллектуального школьного марафона даёт возможность каждому ученику:

  • продемонстрировать приобретенные ими общеучебные умения и навыки,
  • проявить интеллектуальные способности,
  • раскрыть многогранность своих интересов,
  • развить смысловую догадку,
  • обогатить словарный запас,
  • увеличить скорость чтения,
  • развивать логическое мышление,
  • пробудить интерес к решению нестандартных задач и уметь применять полученные знания на практике.

Проведение марафона является неформальным срезом уровня качества и уровня школьного обучения и поможет педагогическому коллективу и администрации школы:

  • выявить контингент одарённых детей для дальнейшей индивидуальной работы с ними,
  • способствовать обмену опытом и повышению квалификации учителей,
  • подводить итоги работы кружков, активизировать все формы внеклассной и внешкольной работы по предметам,
  • помогает выявить наиболее способных учащихся по различным предметам для дальнейшей их поддержки, оказания посильной помощи в полном раскрытии их возможностей,
  • выявить всестороннее развитие интересов и способностей учащихся.

Структура марафона

  • Подготовка заданий для учащихся.
  • Подготовка ответов и решений для проверки.
  • Составление расписания работы учащихся и учителей в день проведения марафона.
  • Объяснение учащимся правил и порядка проведения марафона.
  • Письменное выполнение учащимися заданий по предметам.
  • Проверка выполненных заданий членами жюри.
  • Обработка результатов.
  • Обсуждение с учащимися решений и ознакомление с их результатами проверки.
  • Подведение итогов.
  • Общешкольное освещение результатов и итогов.

- Награждение победителей.

Порядок проведения

В марафоне могут принимать участие все желающие ученики из 3–4 классов. Марафон включает в себя два тура. На первом туре происходит отбор наиболее успешно справившихся с заданиями олимпиад по математике, природоведению и русскому языку из всех желающих принять участие в марафоне в классе.

Второй тур выявляет из числа победителей первого тура тех, кто готов наиболее достойно отстаивать честь своего класса.

1.     Каждый ученик должен сидеть за отдельной партой. В классе не должны находиться посторонние лица. Перед началом конкурса дежурный по аудитории должен составить список всех присутствующих.

2.     Необходимо проинструктировать детей о правилах оформления работы. Затем раздать листы с конкурсными заданиями, зафиксировать время начала работы и сообщить участникам продолжительность и время окончания работы.

3.     Продолжительность работы –1ч 40 мин(100 мин).

4.     Если во время проведения конкурса кто-либо из участников захочет временно покинуть аудиторию, то он должен положить на стол дежурного свой листок с заданием. Два участника одновременно не могут покидать аудиторию. При выполнении задания разрешается пользоваться черновиком.

5.     Работы участников проверяются членами жюри.

По результатам проведения марафона определяются победители (в личном первенстве первое, второе, третье места), а также победители в предметных номинациях "Русский язык”, "Математика”, "Природоведение”.

Для успешного выполнения заданий марафона не требуются знания, выходящие за рамки школьной программы, но некоторые задания рассчитаны на общую эрудицию ученика. Задания предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации. При выполнении таких заданий ученик может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, то есть умение классифицировать, обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, "включая” интуицию, воображение и фантазию.

Школьный интеллектуальный марафон является массовым и увлекательным ученическим соревнованием!

Документации для проведения марафона

1. Интеллектуальный марафон

Дата______________

Название цикла _______________________________________________________________

 

Фамилия___________________________Имя____________________Класс_______________

2. Протокол результатов проверки работ учащихся.

 

Дата_____________

Протокол №_____________классов предмет_______________

Ф.И.О.

Выполнение заданий

Баллы

Примечание

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

3.     Итоговая таблица результатов учащихся

Итоги интеллектуального марафона в параллели_________классов

 

Место

Ф.И.О.

участника

Кл.

Сумма

баллов

Ср. балл

Математ

Природовед

Рус . яз.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Победители интеллектуального марафона в параллели______классов

Предмет_____________

 

Место

Фамилия, имя

Класс

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка для участников школьного интеллектуального марафона

Дорогие участники школьного интеллектуального марафона!

Вам предстоит проявить виртуозность в решении интереснейших задач по Математике – царице наук, Русскому языку - вдохновителю общения между всеми жителями Татарстана, Природоведению - началу всех начал и вдохновения творчеству. Дерзайте, покажите свои знания и умения, выдумки и творчество, сумейте принять и победу, и поражение. Помните: вы должны гореть, но не погаснуть, унести с собой огоньки задора, выдумки, творчества и поделиться с товарищами в классе. Пусть крылатая птица Удачи озарит вас в этот час. Пусть Победа творчества не покидает вас, Победа, к которой лежит нелегкий путь "через тернии – к звездам”. Помните, утверждение древних: "Корень учения горек, а плод его сладок”.

Друзья! В светлом начинании состязаний идите к испытанию смело, не пасуя перед трудностями! Залог успеха в терпении, в старании и в творчестве!

Будут оцениваться:

  • уровень предметных знаний и способностей по математике, природоведению и русскому языку;
  • умение принимать решения в нестандартной ситуации;
  • умение творчески мыслить;
  • грамотное и красивое оформление работ;
  • полное объяснение решений каждого задания.

Удачи вам!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marafon.docx111.33 КБ

Предварительный просмотр:

Марафон

Цели: обобщить знания учащихся по разным предметам; развивать интерес к интеллектуальному труду; способствовать развитию интеллектуальных способностей; воспитывать познавательные интересы; формировать положительную мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование для игры: конверты с заданиями для команд, рисунок древа знаний на доске с названиями предметов, плакат « Звёздный след» для подведения итогов, презентация, задания для конкурсов, фишки с улыбками и ладошки из цветной бумаги с именами детей, разноцветные листья клена из бумаги.

За каждый правильный ответ команда получает фишку с улыбкой.

Структура проведения интеллектуального марафона

  1. Вводная часть
  • Разминка
  1. Основная часть
  • Математический конкурс
  • Литературный конкурс
  1. Подведение итогов

Ход интеллектуального марафона

I. Вводная часть

(Слайд 1-3)

Дети входят в празднично оформленный класс и садятся по командам («Эрудиты», «Умники»).

(Звучит песня «Чему учат в школе», на экране фотографии участников)

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. На ней необычное дерево – древо познания.

Что висит на нём? Верно, это названия предметов, которые мы изучаем. Они помогут нам ответить на вопросы интеллектуального марафона.

1 ученик:

Что, когда, откуда взялось,
Что исчезло, что пропало,
Где кончается Земля,
Начинаются моря?

2 ученик:

Кто завёл врагов в болото?
Где ночуют бегемоты?
Кто висит ногами вверх?
Кто бежит быстрее всех?

3 ученик:

Нам ответ откроет он –
Интеллектуальный марафон.

1. Разминка (Слайд 4)

Команды готовы? Эрудиты? Умники?

Эрудиты (Блицтурнир)

  1. Что наступает после весны? (Лето)
  2. Кто жених Мухи – цокотухи? (Комар)
  3. Сколько букв в русском алфавите? (33)
  4. Большая часть суши, окружённая водой. (Материк)
  5. Самый большой материк. (Евразия)
  6. Самое большое однозначное число. (9)
  7. Кто автор басни «Стрекоза и Муравей»? (И.А. Крылов)
  8. Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? (4 октября 1957 года).

Умники (Блиц-турнир)

  1. Сколько звуков в слове мышь? (3)
  2. Когда деревья сбрасывают листья? (Осенью)
  3. Самое маленькое двузначное число? (10)
  4. Самый маленький материк на земле. ( Австралия )
  5. Часть суток с утра до вечера. (День)
  6. Когда Ю. А. Гагарин совершил первый полёт человека в космос? (12 апреля 1961 года)
  7. Девочка, появившаяся в чашечке цветка,
    И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)
  8. Что ест зимой медведь? (Он спит зимой)

http://festival.1september.ru/articles/636582/f_clip_image002.gif

II. Основная часть

Математический конкурс (Слайд 5)

Математика – царица наук

1 ученик:

Математика повсюду –
Глазом только поведёшь,
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдёшь.

1. Задачки из конверта (Слайд 6)

(Каждая команда получает конверт с задачами и выполняет их письменно)

Обведи правильный ответ:

  1. Незнайка прожил в Цветочном городе 1 неделю и 3 дня. Сколько всего дней прожил Незнайка в Цветочном городе?
    10; 9; 4
  2. 5 одинаковых мячиков и 3 одинаковых куклы стоят столько же, сколько 4 таких же мячика и 4 такие же куклы. Что дороже: мячик или кукла?
    Поровну; мячик; кукла
  3. Брату 8 лет, а сестре 13 лет. Сколько лет будет сестре, когда брату будет 10 лет?
    13; 15; 11
  4. 12 муравьёв решили полетать на стрекозах. На каждую стрекозу село по 3 муравья. Сколько было стрекоз?
    3; 4; 12
  5. Пятачок отдал Вини Пуху половину своих конфет и ещё 1 конфету. После этого у него осталось 3 конфеты. Сколько конфет было у Пятачка?
    6; 4; 8
  6. Две обезьяны нашли 8 кокосовых орехов. По пути они поссорились с крокодилом и бросили в него по ореху. Затем они помирились и несколько орехов съели. Сколько орехов съели обезьяны, если домой они принесли половину того, что у них было?
    1; 2; 3

(Правильные ответы – 10, поровну, 15, 4, 8, 2.)

2. Сообразилка (Слайд 7-9)

Умники

http://festival.1september.ru/articles/636582/f_clip_image004.gif

На красной коробочке написано: «Здесь лежит золотой ключик», на синей – «Зелёная коробочка пуста», а на зелёной – «Здесь сидит змея». Тортилла сказала:

«Действительно, в одной коробочке лежит золотой ключик, в другой – змея, а третья – пуста, но все надписи неверны»

Где лежит золотой ключик?

(В зелёной коробочке)

Эрудиты

http://festival.1september.ru/articles/636582/f_clip_image006.gif

Аня, Боря, Вера и Гена всего поймали 10 рыбок, причём каждый из детей поймал разное количество рыбок. Аня поймала больше всех, а Вера – меньше всех. Кто поймал больше рыбок, мальчики или девочки?

(Поровну)

3. Гонка за лидером (Слайд 10)

Эрудиты

  1. У Вали 3 яблока. Она съела все, кроме 2. Сколько яблок у неё осталось?
  2. Если петух закукарекает, то человек проснётся. Сколько петухов должны прокукарекать, чтобы проснулись 5 человек? (1)
  3. На что похожа половина яблока? (На другую половину)
  4. Аня старше брата на три года. На сколько лет Аня будет старше брата через 5 лет? (На 3 года)
  5. В каком слове семь букв «я»? (Семья)

Умники

  1. 3 человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 ч.)
  2. У семерых братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (8)
  3. Летели семь страусов. 1 страус присел отдохнуть. Сколько страусов полетело дальше? (Страусы не летают)
  4. В каком слове 100 букв «л»? (Стол)
  5. В теремке мышка живёт выше лягушки, но ниже зайчика. Кто живёт выше всех? (Зайчик)

4. Найди закономерность

(Слайд 11-12)

http://festival.1september.ru/articles/636582/f_clip_image008.jpg  http://festival.1september.ru/articles/636582/f_clip_image010.jpg

http://festival.1september.ru/articles/636582/f_clip_image012.jpg 

Литературный конкурс (Слайд 13)

Чтение – вот лучшее учение

1 ученик:

Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём

1. Разминка (Слайд 14)

  1. Прибаутка перед сказкой. (Присказка)
  2. Героя какой сказки все хотели съесть? (Колобка)
  3. В каком городе жил Незнайка? ( В Цветочном)
  4. Кто написал басню «Муравей и голубка»? (Л.Н. Толстой)
  5. Какое лекарство предпочитал Карлсон? (Варенье)
  6. Какое слово складывал Кай во дворце у Снежной королевы? (Вечность)
  7. Поклонник и воздыхатель Мальвины? (Пьеро)
  8. Девочка, растаявшая весной. (Снегурочка)
  9. На ней Емеля ездил к царю. (На печке)
  10. Где спрятался седьмой козлёнок? (в печке)
  11. Кто написал рассказ «Живая шляпа»? (Н.Н. Носов)
  12. Что посоветовал Муравей Стрекозе в басне И.А. Крылова? (Поплясать)
  13. От кого убежала посуда? (От Федоры)
  14. Кто придумал кота Матроскина и Чебурашку? (Э.Н. Успенский)
  15. Лучший в мире крокодил. (Гена)
  16. Сказочная скатерть. (Самобранка)

2. Угадай имя (Слайд 15)

http://festival.1september.ru/articles/636582/f_clip_image014.gif(

На экране портреты писателей под номерами 1, 2, 3, 4)

  1. Александр Сергеевич Пушкин;
  2. Иван Андреевич Крылов;
  3. Лев Николаевич Толстой;
  4. Михаил Юрьевич Лермонтов

3. Задания из конверта (Слайд 16)

  1. Закончите пословицу «Крепкую дружбу …»:
    а) и топором не разрубишь.
    б) водой не разольёшь.
    в) всегда помнить будешь.
  2. Кто написал произведение «Приключения Незнайки и его друзей»?
    а) Носов Н.
    б) Драгунский В.
    в) Голявкин В.
  3. Что это? Её толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот , не желая говорить; в неё прячут концы нечестные люди; иногда из неё выходят сухими.
    а) Вода
    б) Каша
    в) Мука
  4. Какие цветы собирала падчерица в лесу в сказке С.Я. Маршака«Двенадцать месяцев»?
    а) Фиалки
    б) Подснежники
    в) Ландыши
  5. Что значит «Работать спустя рукава»?
    а) Хорошо работать.
    б) Плохо работать, лениться.
    в) Работать в одежде с длинными рукавами.

(Правильные ответы – а, а, а, б, б.)

4. Угадай-ка

(Угадайте автора и название произведения.)

1) Сценка из сказки В.П. Катаева «Цветик – семицветик»

Витя сидит на скамейке. Жене захотелось с ним познакомиться. Она подходит к нему.
– Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
– Витя. А тебя?
– Женя. Давай играть в салки?
– Не могу. Я хромой.
– Как жалко! – сказала Женя, – ты мне очень понравился.
– Ты мне тоже очень понравилась. И я бы с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
– Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик – семицветик. – Гляди!
Девочка бережно оторвала последний голубой лепесток, прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
В ту же минуту Витя вскочил на ноги, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать.

2) Просмотр отрывков из мультфильмов (Слайд 17-18)

5. Верно? Неверно? (Слайд 19)

(Угадайте героя и название произведения)

– Где ваше платье бальное?

http://festival.1september.ru/articles/636582/f_clip_image016.gif

Где туфелька хрустальная?
– Простите, я спешила…
Меня зовут Страшила. (Золушка)
Плюшек я тебе припас!
Прилети ко мне хоть раз,
Мастер всяческих проказ,
Лучший в мире Карабас! (Карлсон)
Лечит в Африке зверей
Добрый доктор Бармалей. (Айболит)
Девочка пела в тёмном лесу:
– Бабушке я пирожки принесу!
Шапочка, – словно малина!
Девочку звали Мальвина. (Красная Шапочка)
Целый день в зелёной коже,
Целый день всё «квак» да «квак»,
Но скрывается под кожей
Всех мудрей
И всех пригожей…
Кто?
Царевна Шапокляк! (Царевна-лягушка)
(И. Гамазкова)

III. Подведение итогов

(Слайд 20)

Наш марафон подошёл к концу. Молодцы, интеллектуалы! Все задания выполнены. Больше улыбок у команды… Вы получаете право оставить свой звёздный след в истории класса. (Дети прикрепляют на плакат ладошки из цветной бумаги со своими именами.)

Давайте наградим победителей аплодисментами.

– Понравился вам наш марафон?

– Что помогло вам ответить на все вопросы?

Давайте украсим наше древо познания листьями. Жёлтый листок – очень понравилось, зелёный листок – понравилось, красный листок – не понравилось. (Ученики прикрепляют на рисунок дерева бумажные листочки клёна.)

– Каких листиков больше?

Спасибо!

Источники:

  1. [Электронный ресурс] . URL: images.yandex.ru/yandsearch?text=герои%20мультфильмов%20анимация&nl=1&stype=image (дата обращения: 07.06.2012)
  2. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.2 кл. – М.: Просвещение, 2000.
  3. Русаков В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М., Просвещение, 1999.
  4. Тихомирова Л.Ф, Упражнения на каждый день.: логика для младших школьников. – Ярославль, 2000.
  5. Большая книга о природе: стихи, рассказы, загадки, приметы, пословицы. – М.. Дрофа-Плюс. 2006.
  6. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  7. Агафонова И.Н.Учимся думать. – Спб.: МиМ – Экспресс, 1996.
  8. Аверьянова И.В. Праздник знаний. – Волгоград: Учитель, 2008.
  9. Авт.-сост.: Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. – М.: ВАКО, 2005.
  10. Дик Н.Ф. Развивающие игры на уроках и переменках в 1 – 2 классах: необычные игровые приключения для младших школьников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  11. Картинки [Электронный ресурс] . URL: images.yandex.ru/yandsearch?text=картинки =1&stype=image (дата обращения: 10.06.2012)
  12. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: Университет Ростова-на-Дону, 1983.

Интеллектуальный марафон в начальных классах

14.05.2014, 15:16

Цели и задачи

Школьный интеллектуальный марафон – это многопредметное интеллектуальное соревнование школьников, это внутришкольная учебно-воспитательная работа, которая направлена на развитие личности каждого ученика. Он является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личности, а именно: участвуя в марафоне, ученик проявляет стремление к самореализации; у него формируется навыки планирования и самоконтроля; ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления. Получение результатов своей деятельности с комментариями специалистов и соотнесение их с результатами других участников способствует формированию ученика адекватной самооценки и уровня притязаний, а также учит его брать на себя ответственность за результаты собственной работы.

Проведение интеллектуального школьного марафона даёт возможность каждому ученику:

  • продемонстрировать приобретенные ими общеучебные умения и навыки,
  • проявить интеллектуальные способности,
  • раскрыть многогранность своих интересов,
  • развить смысловую догадку,
  • обогатить словарный запас,
  • увеличить скорость чтения,
  • развивать логическое мышление,
  • пробудить интерес к решению нестандартных задач и уметь применять полученные знания на практике.

Проведение марафона является неформальным срезом уровня качества и уровня школьного обучения и поможет педагогическому коллективу и администрации школы:

  • выявить контингент одарённых детей для дальнейшей индивидуальной работы с ними,
  • способствовать обмену опытом и повышению квалификации учителей,
  • подводить итоги работы кружков, активизировать все формы внеклассной и внешкольной работы по предметам,
  • помогает выявить наиболее способных учащихся по различным предметам для дальнейшей их поддержки, оказания посильной помощи в полном раскрытии их возможностей,
  • выявить всестороннее развитие интересов и способностей учащихся.

Структура марафона

  • Подготовка заданий для учащихся.
  • Подготовка ответов и решений для проверки.
  • Составление расписания работы учащихся и учителей в день проведения марафона.
  • Объяснение учащимся правил и порядка проведения марафона.
  • Письменное выполнение учащимися заданий по предметам.
  • Проверка выполненных заданий членами жюри.
  • Обработка результатов.
  • Обсуждение с учащимися решений и ознакомление с их результатами проверки.
  • Подведение итогов.
  • Общешкольное освещение результатов и итогов.

- Награждение победителей.

Порядок проведения

В марафоне могут принимать участие все желающие ученики из 3–4 классов. Марафон включает в себя два тура. На первом туре происходит отбор наиболее успешно справившихся с заданиями олимпиад по математике, природоведению и русскому языку из всех желающих принять участие в марафоне в классе.

Второй тур выявляет из числа победителей первого тура тех, кто готов наиболее достойно отстаивать честь своего класса.

  1. Каждый ученик должен сидеть за отдельной партой. В классе не должны находиться посторонние лица. Перед началом конкурса дежурный по аудитории должен составить список всех присутствующих.
  2. Необходимо проинструктировать детей о правилах оформления работы. Затем раздать листы с конкурсными заданиями, зафиксировать время начала работы и сообщить участникам продолжительность и время окончания работы.
  3. Продолжительность работы –1ч 40 мин(100 мин).
  4. Если во время проведения конкурса кто-либо из участников захочет временно покинуть аудиторию, то он должен положить на стол дежурного свой листок с заданием. Два участника одновременно не могут покидать аудиторию. При выполнении задания разрешается пользоваться черновиком.
  5. Работы участников проверяются членами жюри.

По результатам проведения марафона определяются победители (в личном первенстве первое, второе, третье места), а также победители в предметных номинациях "Русский язык”, "Математика”, "Природоведение”.

Для успешного выполнения заданий марафона не требуются знания, выходящие за рамки школьной программы, но некоторые задания рассчитаны на общую эрудицию ученика. Задания предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации. При выполнении таких заданий ученик может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, то есть умение классифицировать, обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, "включая” интуицию, воображение и фантазию.

Школьный интеллектуальный марафон является массовым и увлекательным ученическим соревнованием!

Документации для проведения марафона

1. Интеллектуальный марафон

Дата______________

Название цикла _______________________________________________________________

 

Фамилия___________________________Имя____________________Класс_______________

2. Протокол результатов проверки работ учащихся.

 

Дата_____________

Протокол №_____________классов предмет_______________

Ф.И.О.

Выполнение заданий

Баллы

Примечание

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

  1. Итоговая таблица результатов учащихся

Итоги интеллектуального марафона в параллели_________классов

 

Место

Ф.И.О.

участника

Кл.

Сумма

баллов

Ср. балл

Математ

Природовед

Рус . яз.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Победители интеллектуального марафона в параллели______классов

Предмет_____________

 

Место

Фамилия, имя

Класс

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка для участников школьного интеллектуального марафона

Дорогие участники школьного интеллектуального марафона!

Вам предстоит проявить виртуозность в решении интереснейших задач по Математике – царице наук, Русскому языку - вдохновителю общения между всеми жителями Татарстана, Природоведению - началу всех начал и вдохновения творчеству. Дерзайте, покажите свои знания и умения, выдумки и творчество, сумейте принять и победу, и поражение. Помните: вы должны гореть, но не погаснуть, унести с собой огоньки задора, выдумки, творчества и поделиться с товарищами в классе. Пусть крылатая птица Удачи озарит вас в этот час. Пусть Победа творчества не покидает вас, Победа, к которой лежит нелегкий путь "через тернии – к звездам”. Помните, утверждение древних: "Корень учения горек, а плод его сладок”.

Друзья! В светлом начинании состязаний идите к испытанию смело, не пасуя перед трудностями! Залог успеха в терпении, в старании и в творчестве!

Будут оцениваться:

  • уровень предметных знаний и способностей по математике, природоведению и русскому языку;
  • умение принимать решения в нестандартной ситуации;
  • умение творчески мыслить;
  • грамотное и красивое оформление работ;
  • полное объяснение решений каждого задания.

Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон по окружающему миру

Интеллектуальный марафон по окружающему миру включает следующие мероприятия: Интеллектуальная игра «Три стихии», 3 класс КВН «Природа вокруг нас», 2 класс. КВН «Дом, в котором мы живём», 4 класс....

Интеллектуальный марафон "Эрудит"

Внеклассное мероприятие проводится проводится в 3 классе на Дне Науки. Весь класс делится на 2 команды. Данное мероприятие воспитывает умение работать сообща, согласовывать свои действия....

Марафон "Твои возможности"

Это матетиалы для проведения марафона "Твои возможности" в образовательной системе "Школа 2100" или подготовки к нему....

Интеллектуальный марафон 1 класс

Список вопросов и ответов 1 тура  "Интеллектуального марафона" в 1 классе...

Предновогодний саночный марафон.

Семья - это главное в жизни любого человека. Данное мероприятие способствовало сближению взрослых и детей, формированию у них положительных эмоций. ...

Материалы для проведения интеллектуального марафона

Задания для интеллектуального марафона по русскому языку, литературе, математике,окружающему миру....

Задания для проведения интеллектуального марафона в начальных классах.

Интеллектуальный марафон. 3 класс.Подготовила Сорокина Людмила Васильевна,учитель начальных классов, МОБУ СОШ № 21г. Белорецк.В представленных материалах тематически охвачены  основные дисциплины...