Марафон "Твои возможности"
методическая разработка (3,4 класс) по теме
Это матетиалы для проведения марафона "Твои возможности" в образовательной системе "Школа 2100" или подготовки к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
MARAFON_po_Shkole_2100.rar | 345.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МАРАФОН (4 класс, школьный тур)
Задание 1
Проверяем умение самостоятельно предполагать, какая информа_
ция нужна для решения учебной задачи.
Задача.
От аэропорта до дома двое друзей ехали на автобусе 2 часа. Дос_
таточно ли у нас информации утверждать, что расстояние от аэро_
порта до дома составляет 130 км?
Ответ: _________________________________________________
Задание 2
Проверяем умение отбирать источники информации, необходимые
для решения задачи.
Вы хотите узнать значение слова
"картечь". У вас есть книги на выбор:
1. Орфографический словарь 5. История России
2. Этимологический словарь 6. М.Лермонтов
"
Бородино"
3. Л.Успенский "Слово о словах" 7. Словарь ударений
4. Толковый словарь
В каких из них вы можете найти нужные сведения? Заполни таблицу,
расставив номера книг.
Задание 3
Проверяем умение сверять свои действия с целью, находить и исп_
равлять ошибки.
Перед тобой таблица, которую заполнила Таня по заданному плану.
45 20 15
61 11 47
План:
1. Прочитай число.
2. Раздели число на 5.
3. Умножь число на 10.
4. Если результат больше 50, то отними 29. Если результат меньше
50, то прибавь 17.
5. Запиши полученный результат в таблицу.
1
Книги, в которых я
скорее всего найду
ответ
Нужно посмотреть
содержание
Книги, в которых я
скорее всего не найду
ответ
Твое задание: Найди и исправь ошибку Тани. Для этого:
1) Исправь ошибки: зачеркни неправильный результат и напиши пра8
вильный.
2) Запиши номера пунктов плана, выполненных неправильно: ______
Задание 4
Проверяем умение составлять план действий для достижения цели.
Тебе нужно разобрать слово по составу. Составь план своих
действий. Для этого выбери только необходимые действия и расставь
их по порядку (В окошках выбранных тобой пунктов плана поставь но8
мера в правильном порядке).
Предлагаемые действия:
Найди и обозначь приставку и суффикс, если они есть.
Подчеркни в слове безударные гласные.
Прочитай слово.
Раздели слово по слогам и для переноса.
Измени слово (устно) и выдели окончание.
Обозначь окончание и отдели окончание от основы.
Дай характеристику звуков.
Найди корень: подбери несколько однокоренных слов.
Задание 5
Проверяем умение извлекать информацию из текстов, таблиц, схем,
иллюстраций.
Прочти текст и отметь
"
+" все верные ответы, а
"
++" только те из
них, о которых говорится именно в этом тексте.
Пресмыкающиеся – первые настоящие наземные позвоночные жи_
вотные. У них сухая кожа, яйца имеют плотный покров, и поэтому
пресмыкающиеся в отличие от земноводных могут жить вдали от
воды и населять засушливые области. Пресмыкающиеся особенно
разнообразны в жарких странах.
Пресмыкающиеся – животные холоднокровные.
У пресмыкающихся сухая кожа.
Пресмыкающиеся живут вдали от воды.
Пресмыкающиеся откладывают яйца для размножения на суше.
В тропиках пресмыкающихся очень мало.
Пресмыкающиеся дышат только легкими.
МАРАФОН (4 класс, школьный тур) 2
МАРАФОН (3 класс, школьный тур)
Задание 1
Проверяем умение действовать по плану.
Твоя цель заполнить таблицу по указанному плану.
План:
1. Прочитай число.
2. Раздели число на 5.
3. Умножь число на 10.
4. Если результат больше 50, то отними 29. Если результат меньше
50, то прибавь 17.
5. Запиши полученный результат в таблицу.
Ответ: 45 20 15
Задание 2
Проверяем умение оценивать результат выполнения работы.
Ученик 38го класса выполнял упражнение:
Определи границы предложений в тексте. Расставь точки в конце
предложения. Начни каждое предложение с заглавной буквы. Помни,
что имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Текст, данный ученику
Кухарка Прасковья хлопочет у плиты на кухне тепло и уютно в
углу свернулся калачиком котенок Пушок лежит он и тихо урчит
медленно касается его шерстки луч солнца
Твое задание:
Оцени работу ученика. Для этого выясни:
1. Сколько предложений ученик выделил верно: _____ из 5.
2. Сколько из выделенных предложений он начал с заглавной буквы:
____ из ____.
1
Правильно выполненное упражнение
выглядит так:
Ученик выполнил упражнение так:
Кухарка Прасковья хлопочет
у плиты. На кухне тепло и
уютно. В углу свернулся кала_
чиком котенок Пушок. Лежит
он и тихо урчит. Медленно ка_
сается его шерстки луч солнца
Кухарка Прасковья хлопочет
у плиты на кухне. Тепло и
уютно в углу. Свернулся кала_
чиком. Котенок пушок лежит
он и тихо урчит медленно. Ка_
сается его шерстки луч солнца
3. Сколько имен собственных ученик начал с заглавной буквы:
Верно: ___
Неверно: ____
Нельзя установить однозначно: ____
4. Дай общую оценку работы ученика (подчеркни нужное)
1) Ученикумеет находить границы предложений в тексте:
– полностью
– частично правильно (с ошибками)
– полностью неправильно
2) Ученик умеет применять правило о написании заглавной
буквы в начале предложения:
– полностью
– частично (с ошибками)
– не умеет применять это правило
3) Ученик умеет применять правило правописания имен собственных:
– полностью
– частично (с ошибками)
– не умеет применять это правило
Задание 3
Проверяем умение вычитывать информацию, данную в явном и не_
явном виде.
Укажите только то, о чем говорится в этом предложении. Верные
суждения отметьте галочкой.
Надя, вероятно, обиделась бы, разозлилась на своих друзей, но
вдруг одноклассница предложила пойти с ними в кино.
Надя хотела пойти в кино.
Надя обиделась и разозлилась на своих друзей.
Надя – это школьница.
Надя думала, что одноклассники пойдут в кино без нее.
У одноклассников было хорошее настроение.
Надя решила, что пойдет с друзьями в кино.
Надя очень обрадовалась, что ей предложили пойти
в кино.
2 МАРАФОН (3 класс, школьный тур)
Задание 4
Проверяем умение определять причины явлений, событий.
Соедини каждую причину с ее следствием.
Причина Следствие
Весной снег тает. Долина.
Работа реки. В засушливых районах вода
испаряется.
Соленая вода в озере. Начинается половодье.
Скапливается и застаивается Образуются болота.
вода на равнинах.
Задание 5
Проверяем умение самостоятельно формулировать цель деятель_
ности, т.е. определять результат, который ты хочешь получить.
Ситуация: представь картину: дети весело играют в футбол, а маль_
чик из окна грустно наблюдает за игрой. Он не может выйти на
улицу, потому что не сделал домашнее задание.
Задание: Какую цель ты бы поставил перед собой на месте героя?
Варианты ответа:
А) Посмеяться над ребятами, которые плохо играют.
Б) Поплакать, чтобы пожалели.
В) Научиться соблюдать режим дня, чтобы хватало
времени на всё.
Г) Никогда больше не играть в футбол.
3 МАРАФОН (3 класс, школьный тур)
МАРАФОН (3 класс, районный тур)
Задание 1
Проверяем умение объяснять свою позицию, чтобы быть понятым.
Тебе необходимо убедить своих родителей отпустить тебя на День
рождения к товарищу. Но завтра учебный день, а ты сделалне все
уроки, не выполнил кое_что из домашних обязанностей.
Задание: Найди не менее трех убедительных аргументов и запиши их.
Дорогие родители!
Мне очень нужно, чтобы ___________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________.
Задание 2
Проверяем умение отбирать источники информации, необходимые
для решения задачи.
Вам необходимо найти сведения о персонаже античной мифологии.
У вас есть книги на выбор:
1. Н.М. Шанский, Т.А. Боброва
"
Этимологический словарь русского
языка".
2. М.Н. Ботвинник, М.А. Коган
"
Мифологический словарь".
3. Словарь8справочник по русской фразеологии.
4. Энциклопедия
"
Мифы мира".
5. Хрестоматия по литературе для 5–7 классов.
6. История древнего мира.
7. Словарь синонимов русского языка.
В каких из них вы можете найти интересующую вас информацию.
Заполните таблицу, расставив номера книг.
1 МАРАФОН (3 класс, районный тур)
Книги, в которых я
скорее всего найду
ответ
Нужно посмотреть
содержание
Книги, в которых я
скорее всего не найду
ответ
Задание 3
Проверяем умение анализировать причины явлений и событий.
Постарайся схематично изобразить, как энергия Солнца может прев8
ратиться в игру детей.
Задание 4
Проверяем умение представлять информацию в виде текста, табли_
цы, схемы.
Построй столбчатую диаграмму по таблице. Единичный отрезок в ди8
аграмме должен обозначать 5 пирожков.
Продавец пирожков продавал пирожки с мясом и повидлом.
Ответ: _________________________________________________
Задание 5
Умение отличать древние времена от современных времен.
Задание: Нарисуй или запиши названия не менее трех предметов, ко8
торые могли быть в далеком прошлом, и трех предметов, которые
появились в современном мире.
2 МАРАФОН (3 класс, районный тур)
Энергия солнца
Расход энергии на игры
Дни недели
Понедельник
Пирожки
Вторник Четверг Среда
Пирожки с мясом
Пирожки с повидлом
15
26
34
20
25
10
30
20
Ответ:
Задание 6
Умение оценивать поступки с позиции общечеловеческих и нрав_
ственных ценностей как
"
хорошие",
"
плохие" и те, которые нельзя
однозначно оценить.
Задание: Оцени данные в списке поступки. Запиши номера поступков
в колонках таблицы.
Список поступков
1. Писать на стене в подъезде и лифте
2. Объяснять младшим братьям или сестрам, как поступать в различ8
ных ситуациях
3. Высказывать свое мнение вслух во время театрального спектакля
4. Перебивать собеседника
5. Помочь старому человеку или малышу перейти дорогу
6. Стрелять из рогатки в местах, где много народу
7. Дать списать домашнюю работу своему однокласснику
8. Рассказать взрослому о плохом поступке своего товарища
В спорных случаях аргументируй свое мнение__________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
3 МАРАФОН (3 класс, районный тур)
Так можно
делать всегда
Так можно
делать иногда
Так делать
нельзя ни в коем
случае
Чаще всего так
делать нельзя
МАРАФОН (4 класс, районный тур)
Задание 1
Проверяем умение понимать позицию (точку зрения) другого чело_
века.
Прочитай диалог композитора Эдварда Грига и Дагни Педерсен.
(К. Паустовский
"
Корзина с еловыми шишками"
– Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ.
– Дагни Педерсен, – вполголоса ответила девочка.
Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться
она не смогла, потому что глаза у Грига смеялись.
– Вот беда! – сказал Григ. – Мне нечего тебе подарить. Я не но_
шу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.
– У меня есть старая мамина кукла, – ответила девочка. – Когда_
то она закрывала глаза. Вот так!
Девочка медленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то
Григ заметил, что зрачки у неё зеленоватые и в них поблескивает
огоньками листва.
– А теперь она спит с открытыми глазами, – печально добавила
Дагни. – У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь крях_
тит.
– Слушай, Дагни, – сказал Григ, – я придумал. Я подарю тебе
одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.
Дагни даже всплеснула руками.
– Ой, так долго!
– Понимаешь, мне нужно её еще сделать.
– А что это такое?
– Узнаешь потом.
– Разве за всю свою жизнь, – строго спросила Дагни, – вы може_
те сделать всего пять или шесть игрушек?
Григ смутился.
– Да нет, это не так, – неуверенно возразил он. – Я сделаю её,
может быть за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким
детям. Я делаю подарки для взрослых.
– Я не разобью, умоляюще сказала Дагни и потянула Грига за
рукав. – И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная
лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже
самого маленького кусочка.
Укажи, кто из участников диалога мог бы так сказать. Впишиномера
суждений в пустой квадратик рядом с именем героя.
1. Как жаль, что у меня с собой нет никакой игрушки.
2. У меня мало игрушек.
3. В этом взгляде и в этой душе живёт музыка.
1 МАРАФОН (4 класс, районный тур)
2
4. Так медленно работать нельзя.
5. Я всегда бережно отношусь к вещам.
6. Только взрослые люди могут оценить мою работу.
Григ
Дагни
Задание 2
Проверяем умение представлять информацию в виде текста, табли_
цы схемы.
Задание: Из предложенных правил выдели понятия и запиши в нуж8
ную графу таблицы.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки
языка, ударение, слоги.
Графика – это все особые знаки, с помощью которых устная речь
передаётся на письме: буквы, дефис, пробел, черточка, знаки пре_
пинания. Наука о письме.
Физиология – это наука о жизнедеятельности организма, его кле_
ток, органов, функциональных систем
Разделы науки о языке Понятия
Фонетика
Графика
Физиология
Задание 3
Проверяем умение самостоятельно предполагать, какая информа_
ция нужна для решения учебной задачи.
Задание:
В книге 164 страницы. Первые 4 дня Катя читала по 18 страниц
в день. В последующие дни она стала читать на несколько страниц
в день больше. Достаточно ли у нас информации утверждать, что
всю книгу Катя прочитает за 8 дней?
Ответ: _________________________________________________
МАРАФОН (4 класс, районный тур)
Задание 4
Проверяем умение составлять план действий для достижения цели
Задание: К сожалению, люди любят рвать цветущие растения
и собирать в букеты. Многие растения становятся редкими. Подумай
и составь план действий, как убедить людей не истреблять лесные
и полевые цветы. Для этого выбери только необходимые действия и
расставь их по порядку.
Предлагаемые действия:
Выяснить, какие растения люди собирают в букеты.
Собрать семена редких растений.
Придумать к плакатам краткие тексты о важности охраны этих
растений.
Вызвать милицию.
Записывать всех прохожих, которые несут букеты с цветами.
Составить краткое описание этих растений и узнать их названия.
Нарисовать плакаты, которые могли бы убедить людей бережно
относиться к этим растениямя.
Задание 5
Проверяем умение объяснять с позиции общечеловеческих нрав_
ственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как
хорошие или плохие
Задание: Определи, плохими или хорошими являются поступки лю8
дей. Подбери для каждого поступка объяснение, почему он является
плохим или хорошим. Запиши объяснение
3 МАРАФОН (4 класс, районный тур)
Поступки
Объяснение, почему этот поступок
считается плохим или хорошим
Дразнить заикающегося человека
___________________________,
Вечером громко включать музыку
и танцевать _________________,
Принести соседке8пенсионерке
продукты из магазина _________,
Подарить человеку вещь, о кото8
рой он долго мечтал __________,
потому что _______________
потому что _______________
потому что _______________
потому что _______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования
В презентации кратко представлены документы трёх уровней(международного, федерального и регионального), регламентирующие право получения образования детям с ОВЗ...
Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для учащихся общеобразовательных школ проводятся различные предметные конкурсы и олимпиады, а в системе специального (коррекционного) образования этот вопрос остается открытым....
Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Розова Юлия Евгеньевна, Коробченко Татьяна Васильевна Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как систем...
Потенциальные возможности самообразования для повышения мастерства учителя в работе с детьми с ограниченными возможностями:"Как сделать учение увлекательным?"
Я работаю в данной школе с 2000 года.В своей деятельности стремлюсь к тому, чтобы обучение было увлекательным для детей, помогало их самоутверждению и нравственному становлению. Важной зад...
Возможности применения методики ТИКО – моделирования при дистанционном обучении детей с особыми возможностями здоровья.
Что может помочь учителю создать условия обучения в соответствии с особыми возможностями и потребностями ребёнка? Возможности дистанционного обучения по...
статья Развитие потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассмотрены индивидуальные подходы к обучению и развитию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также развитие их потенциальных возможностей через создание ситуации успеха....
Презентация "Дерево возможностей методом перебора, найдя все возможные варианты решения"
Презентация "Дерево возможностей методом перебора, найдя все возможные варианты решения"...