Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
материал
Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_opyt.docx | 46.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Тема: «Исследовательская деятельность, как средство повышения познавательной активности учеников начальных классов»
Общие сведения | |
ФИО | Казакова Наталья Владимировна |
Должность | учитель начальных классов |
Стаж педагогической работы | 26 лет |
Квалификационная категория | высшая, 22.03.2018г. |
Учреждение, в котором работает автор опыта | МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40» |
1. Актуальность
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению. Настоящему обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди, нужен человек, критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески её решать.
Одно из наиболее перспективных направлений в новообразовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.
Федеральный компонент государственного стандарта начального образования призван обеспечить выполнение следующей основной цели: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
В настоящий момент актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала. Меняется не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приёмы. Особую значимость приобретают исследования, которые способствуют реализации познавательной и творческой активности младшего школьника в учебном процессе - исследовательская творческая деятельность. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Отсюда вытекает основная задача начального образования: начать учить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности.
В настоящее время мы видим более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Исследовательская работа ориентирована на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую дети выполняют в течение определённого отрезка времени.
Анализируя свой педагогический опыт, можно прийти к выводу, что именно исследовательская деятельность с учащимися в урочное и внеурочное время является средством формирования познавательной и творческой активности младших школьников.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, быть востребованным и успешным.
2. Основная идея
Анализируя педагогический опыт, следует отметить, что эффективность и качество образования напрямую зависит от уровня сформированности познавательной активности младших школьников.
Идеи и принципы развивающего обучения, эффективное применение проблемно – диалогического обучения, и определило мой выбор - продолжать работать по УМК «Планета знаний».
Исследовательская деятельность учащихся - главное направление моей работы. Она создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей. Дети учатся мыслить, овладевают навыками работы в парах, группах, учатся договариваться, отстаивать свою точку зрения.
Ведущая идея: организации исследовательской деятельности, способствующая развитию познавательной и творческой активности школьников, которая учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.
Цели: в аспекте обучения – развитие познавательной активности учащихся в качественном усвоении содержания учебного материала; в аспекте развития – формирование произвольности познавательных процессов, организационно – деятельностной культуры; в аспекте воспитания – осознание необходимости саморазвития.
Задачи: способствовать развитию познавательных потребностей и способностей младших школьников; создать условия для обучения детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска; развивать способности учащихся, управлять познавательными процессами (вниманием, мышлением, памятью, воображением).
3. Теоретическая база
Русский педагог, методист, профессор Б.В. Всесвятский отмечал, что в исследовательском методе в основу берётся не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные искания детей в окружающей жизни. Знание не дается как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или иным жизненным материалом.
Исследовательская деятельность, как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, строится на базе исследовательского поведения.
Исследовательское поведение – важнейший источник получения ребенком представлений о мире.
Так, значимость исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А. Зимняя, А.М. Матюшкин; психологические основы организации учебной исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А.Н. Поддьяковым, А.И. Савенковым.
Проблема развития познавательной активности в различных аспектах рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Она нашла свое отражение в трудах Б.В. Ананьева, А.Л. Леонтьева, Л.И. Божович, Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой, В.А. Крутецкого.
Наиболее полное освещение имеющиеся подходы к проблеме формирования познавательной активности получили в трудах Г.И. Щукиной, где проблема исследовалась в общедидактическом масштабе, и Шамовой Т.И.
Все авторы подчеркивают важность постановки проблем, связанных с формированием и развитием познавательной активности, т.к. они вплотную примыкают к проблемам формирования самостоятельности и творчества в познавательной деятельности, решение которых приблизит нас к цели.
В трудах ученых-педагогов была рассмотрена структура познавательной деятельности школьника, ее функции, методы и приемы активации, критерии и уровни познавательной активности и самостоятельности.
Под понятием исследовательской деятельностью – понимается активное творческое отношение личности к миру, которое выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путем практического взаимодействия с ней, к самостоятельной постановке разнообразных исследовательских целей. Понятие исследовательской деятельности связано с рядом близких понятий, образующих единое смысловое значение: интеллектуальная активность, познавательная активность, любознательность и исследовательское поведение. В этом отношении исследовательская деятельность находится в одном ряду с такими фундаментальными понятиями как интеллект, творчество, образуя с ними неразрывную связь.
В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие?
Как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
В ходе проектной работы главной задачей становится не усвоение готовых знаний, а творческая проработка и самостоятельное использование информации, развитие способности оценивать свою деятельность, что способствует формированию целостности, ответственности, развитию и обогащению собственного опыта.
Работа над проектами обогащает детей новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в них интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, делать обобщения, развивает творческий потенциал. В классе заметно повышается статус учеников, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков» и мечтателей. Проектная и исследовательская деятельность ставит каждого ребёнка в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создаёт обстановку общей увлечённости и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, становится более самостоятельным и ответственным.
4.Концептуальность опыта
1. Использование исследовательской деятельности на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную активность учащихся.
2. Обеспечивает наглядность (презентации, фотоальбомы), привлечение большого количества дополнительного материала.
3. Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
5. Новизна опыта
Данный опыт имеет репродуктивно - творческий характер. Новизна опыта состоит в том, что: определены этапы исследовательской деятельности, способствующие развитию познавательной и творческой активности у учащихся младших классов в образовательном процессе; подобраны и апробированы на практике творческие задания, коллективные и индивидуальные исследовательские работы, способствующие развитию умения и желания учиться.
В своём педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:
- принцип последовательности;
- принцип поуровневности;
- принцип временного развития;
- принцип разнообразия;
- принцип постоянного совершенствования.
Принцип последовательности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, учитывающую как определение тематики, так и возраст школьника.
Принцип поуровневности учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.
Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.
Принцип разнообразия включает в себя разнообразие тематики, разнообразие творческих коллективов, разнообразие форм подведения итогов: защита проектов, научно-практические конференции. Всё это дает школьнику широкую возможность разнообразного самопроявления и самореализации.
Принцип постоянного совершенствования связан с непрерывностью развития, совершенствованием и продолжением работы на достижение более высоких результатов всех участников научно-исследовательской деятельности школьников.
Ученик и педагог являются партнёрами по образовательному процессу. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.
Основными принципами и приёмами моего педагогического опыта является стимулирование разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе.
6. Технология опыта
Организация исследовательской деятельности учащихся остаётся важным направлением в работе, требующим большого внимания и кропотливого труда со стороны учителей и учеников. Работа эта преследует долгосрочную перспективу развития одарённого ребёнка, его способностей, а также позволяет дифференцировать процесс обучения.
Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям.
В современной школе значимость исследовательской и проектной деятельности возрастает, а проведение учебных исследований с младшими школьниками - это особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств.
Опыт участия моих учеников в олимпиадах, конкурсах и конференциях позволяет мне понимать, как развивать исследовательскую деятельность и направлять ее на разных этапах.
Особенность организации исследовательской деятельности в том, что принимать участие в ней могут все обучающиеся: и сильные, и отстающие. Уровень исследования будет разным. Процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное формирование всех компонентов исследовательской культуры.
7. Анализ результативности опыта
Неотъемлемой частью работы является ведение мониторинга знаний учащихся, что позволяет держать в поле зрения каждого ученика и его «багаж» знаний, добиваться выполнения стандарта.
По моим наблюдениям, исследовательская деятельность способствует положительной мотивации учебной деятельности, позитивным изменениям в успеваемости.
Это подтверждают следующие данные:
а) 100% успеваемость;
б) стабильный процент качества знаний;
в) успешное участие учащихся в НПК, олимпиадах, конкурсах.
Результаты итоговых административных работ:
в 2018-2019 учебном году – не аттестовывались (1 класс)
в 2019-2020 учебном году – русский язык-74%
математика-76%
в 2020-2021 учебном году -82%– русский язык-75%
математика-77%
в 2021-2022 учебном году – 84%– русский язык-80%
математика-84%
Средний показатель качества знаний- 77%
Уровни мотивации учебной деятельности
Класс | Количество уч-ся | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1 класс | 28 | 7 | 19 | 2 |
2 класс | 28 | 8 | 18 | 2 |
3 класс | 28 | 8 | 18 | 2 |
4 класс | 26 | 7 | 17 | 2 |
Качество знаний успеваемости по итогам внутреннего мониторинга учебных достижений:
Класс | Всего уч-ся | Количество отличников | Количество уч-ся, закончивших на «4» и «5» | Количество уч-ся, закончивших на «3» | Неуспевающие | Процент качества | Процент успеваемости |
1 класс 2018г. – 2019 г. | не аттестовывались | ||||||
2 класс 2019 г.-2020 г. | 28 | 4 | 22 | 2 | - | 76 % | 100 % |
3 класс 2020г.-2021г. | 28 | 2 | 22 | 4 | - | 80 % | 100 % |
4 класс 2021г.-2022г. | 26 | 3 | 21 | 2 | - | 100 % |
Учащиеся примененяют свои знания и навыки, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. За это время дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня.
Название конкурса | год | Количество уч-ся |
Муниципальная олимпиада младших школьников по русскому языку | 2018-2019 уч.год | 1 |
Муниципальная олимпиада младших школьников по математике | 2021-2022 уч.год | 1 |
Всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» | 2019-2022 уч.год | 5 |
Муниципальная многопредметная олимпиада младших школьников « Умка» | 2019-2020 уч.год | 5 |
Всероссийская онлайн-олимпиада « Учи.ру» по русскому языку | 2018-2022 уч.год | До 96% |
Всероссийская онлайн-олимпиада « Учи.ру» по математике | 2018-2022 уч.год | До 96% |
Всероссийская онлайн-олимпиада « Учи.ру» по окружающему миру | 2018-2022 уч.год | До 96% |
В конце четвертого года обучения каждый обучающийся выполнял защиту исследовательской работы в качестве переводного экзамена. Три проекта были представлены на школьную НПК. Кашкин Егор «Осторожно, плесень!» -победитель, Парамонов Максим «Можно ли всегда верить своим глазам? »-победитель, Чайникова Александра – «Как помочь бездомным животным?»- призер.
https://sc40sar.schoolrm.ru/life/news/10182/610955/
8.Адресные рекомендации по использованию опыта
1. Описание использования моего опыта дано в публикациях на моем личном сайте: https://nsportal.ru/kazakova-natalya
2. Статья «Исследовательская деятельность, как средство повышения познавательной активности» Всероссийское СМИ «Мир олимпиад» ЭЛ №ФС 77 -74651, 2022г.
9. Список литературы
- Алексеев, Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № С. 85–103.
- Архипова, Ю.И. Учебное исследование – средство познания окружающего мира./ Начальная школа.-2010. – № 7. – с. 12
- Грачева, Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников: дис. … канд. пед. наук : 100.01 / Грачева Надежда Викторовна. – Киров, 2003. – 210 с.
- Исследовательская работа школьников. Научно-методический и информационно-публицистический журнал. 200 – 98 с.
- Коркина, Е. Ю. Сущность исследовательских умений младших школьников [Электронный ресурс] // URL: https://infourok.ru/suschnost-issledovatelskih-umeniy-mladshih-shkolnikov-1410051.html (дата обращения: 15.09.2020).
- Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. — ростов на Дону: изд-во "Феникс", 2003. – 148 с.
- Обухов, А. С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2005. № 3. C. 18–38.
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова.- М.: Просвещение, 2009. - 320с.
- Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1. C. 22–32.
- Сырцева, Т.Э. Работа учителей по развитию навыков научно-исследовательской деятельности учащихся. Досуг в школе №3, 2014, с. 12-18.
10.Приложение
Предмет: окружающий мир, 1 класс. УМК «Планета знаний».
Тема урока: Времена года.
Вид урока: урок – проект с использованием компьютера, мультимедийного проектора, экрана.
Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Времена года».
Задачи:
-обобщить и систематизировать материал о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательность;
- формировать умение работать в группах;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в группах, умение общаться друг с другом.
- создать мини-проект – журнал «Времена года».
Планируемые результаты: обобщили и систематизировали знания о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности; создать журнал «Времена года».
Оборудование: раздаточный материал для работы в группах в конвертах, каждой группе свой конверт, ¼ листа ватмана, цветные карандаши, клей, тряпочка, проектор, экран.
Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний. (Дни недели)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Время |
1. Организационный момент. | Сегодня к нам пришли гости, повернитесь и улыбнитесь им. Мы гостей сегодня ждали И с волнением встречаем. Не судите очень строго, Ведь учились мы немного. На уроке будь старательным, Желаю всем успешной работы! | Эмоциональный настрой учащихся. | Личностные: мотивация учебной деятельности | 1 мин |
2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи. | Давайте вспомним, какой раздел мы начали изучать? А что такое природа? Какая бывает природа? Приведите примеры. Посмотрите внимательно на экран. Определите тему нашего урока. Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? А какие времена года вы знаете? Мы должны вспомнить всё, что знаем о временах года и месяцах. В конце урока попробуем выполнить мини-проект «Времена года». | Природа в жизни человека. Природа-это то, что нас окружает, кроме того, что сделано человеком. Живая и неживая. Высказывания детей. О временах года. Зима, весна, осень, лето. | Познавательные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Личностные: -определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно) | 4 мин |
3. Систематизации знаний по теме «Времена года» | Послушайте загадку. Четыре ковра рукодельницы ткут, Один за другим их на землю кладут . Белый, зелёный, красный, жёлтый. Ответ здесь мудрёный, его нашёл ты? Какие названия красок встречаются в загадке? Какому времени года принадлежит белый цвет? Назовите зимние месяцы? Какие природные явления чаще можно наблюдать зимой? Зелёный цвет? Назовите весенние месяцы? Какие природные явления чаще можно наблюдать весной? Красный цвет? Назовите летние месяцы? Какие природные явления чаще можно наблюдать летом? Жёлтый? Назовите осенние месяцы? Какие природные явления чаще можно наблюдать осенью? Что образуют все месяцы? Сколько месяцев в каждом времени года? Сколько месяцев в году? Назовите все месяцы по порядку. Почему так говорят: «круглый год»? Что называют явлениями в природе? | Это зима, весна, лето, осень. Белый (голубой, синий)цвет – это цвет зимы. Зимой снег. Кругом всё белым-бело. Декабрь, январь, февраль. Снег, иней, гололед, морозные узоры. Зелёный цвет – цвет весны. Весной деревья одевают зелёный наряд. Появляется зелёная молодая травка. Март, апрель, май. Таяние снега, половодье, сосульки, набухание почек. Красный – это лето. Лето красное. Летом много солнца, тепла. Июнь, июль, август. Радуга, жаркое солнце, роса, цветущие луга. Жёлтый – это осень. Листья меняют окраску, становятся жёлтыми. Сентябрь, октябрь, ноябрь. Листопад, туман, дожди, заморозки. Год. 3 12 Ответ. Месяцы идут по кругу, друг за другом, образуя круг. Это изменения в природе. | Познавательные: перерабатывать ин-формацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) . Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации. | 4 мин |
4. Физкультминутка | Игра «Бывает или не бывает» - Бывает или нет весной иней? -Бывает или нет летом снег? - Бывает или нет зимой мороз? - Бывает или нет осенью ледоход? - Бывает или нет весной капель? - Бывает или нет зимой листопад? - Бывает или нет осенью метель? - Бывают или нет весной заморозки? - Бывает или нет зимой роса? - Бывает или нет летом гроза? | Бывает- хлопаем Не бывает - топаем Бывает Не бывает Бывает Не бывает Бывает Не бывает Не бывает Бывают Не бывает Бывает | 2 мин | |
5. Обобщение и систематизация знаний по теме «Времена года». Работа в парах. | Расставьте рисунки с временами года начиная с зимы. | Ученики называют и расставляют. | 3 мин | |
6. Создание мини- проекта «Времена года». Работа в группах. | Теперь каждая группа, используя свои знания о времени года будет составлять проект. Вы знаете, как нужно работать в группе? Правила работы в группе. Вам нужно распределить обязанности и выбрать того, кто будет защищать вашу работу. Работайте по плану. 1.Прочитайте стихотворение. Наклейте его в прямоугольник 1. О каком времени года идет речь? 2. Выберите месяца, которые относятся к данному времени года. Приклейте их в правильном порядке в прямоугольники 2,3,4. 3.Подберите соответствующие картинки с природными явлениями, какие изменения происходят у животных, с занятиями людей, приклейте под месяцами в прямоугольники 5,6,7. 4. Подберите 2 пословицы о вашем времени годе. Приклейте их в прямоугольники 8,9. 5.Придумайте значок, обозначающий время года и зарисуйте его в квадрат. 7.Представьте свою страницу из книги. | Работа в группах. Дети вспоминают. Один из учеников подходит за конвертом. Учащиеся работают в группах по плану (см. раздаточный материал). | ||
7.Защита мини – проектов. | Приглашается представитель от группы защищать проделанную работу. | Представление своих страниц учащимися перед классом. | ||
8. Рефлексия. Подведение итогов. | Оцените свои достижения на уроке. | Учащиеся показывают тучку или солнышко |
Эта разработка урока размещена мною на сайте: http://nsportal.ru/kazakova-natalya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
Педагогическая идея. Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий. Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий в начальной школе...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Обобщён опыт работы...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Методическая проблема : "Языковое образование младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...