«Формирование универсальных учебных действий в начальной школе»
статья на тему
Когда–то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.
Согласно ФГОС универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud_prezentatsiya_.ppt | 784.5 КБ |
doklad_na_mo.docx | 42.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Великая цель образования – это не знания , а действия ». Герберт Спенсер
Виды УУД Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные
Личностные УУД Личностные УУД Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание
Личностные УУД формируются, когда: ‐ учитель задает вопросы , способствующие созданию мотивации. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»; ‐ учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».
Регулятивные УУД Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Коррекция Оценка Волевая само регу ляция
Регулятивные УУД формируются, когда: ‐ учитель учит конкретным способам действия: ставить цель, планировать, использовать алгоритм решения, оценивать свои достижения.
Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем
Познавательные УУД формируются, когда: ‐ учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…».
Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером
Коммуникативные УУД формируются, когда: ‐ ученик учится отвечать на вопросы; ‐ ученик учится задавать вопросы; ‐ ученик учится вести диалог; ‐ ученик учится пересказывать сюжет; ‐ ученик учится слушать
Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования
Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции
Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивание), коммуникативные Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
Показатель успешности формирования УУД Психологическая терминология Педагогическая терминология Язык ребенка Результат педагогического воздействия, реализуемый школьником) знаю/могу, хочу, делаю Личностные универсальные учебные действия . Воспитание личности (Нравственное развитие; и формирование познавательного интереса) «Я сам» Что такое хорошо и что такое плохо «Хочу учиться» «Учусь успеху» «Живу в России» «Расту хорошим человеком» «В здоровом теле здоровый дух!» Регулятивные универсальные учебные действия . Самоорганизация «Я могу» «Понимаю и действую» «Контролирую ситуацию» «Учусь оценивать» «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю»
Показатель успешности формирования УУД Психологическая терминология Педагогическая терминология Язык ребенка Результат педагогического воздействия, реализуемый школьником) знаю/могу, хочу, делаю Познавательные универсальные учебные действия. исследовательская культура «Я учусь» «Ищу и нахожу» «Изображаю и фиксирую» «Читаю, говорю, понимаю» «Мыслю логически» «Решаю проблему» Коммуникативные универсальные учебные действия культура общения «Мы вместе» «Всегда на связи» «Я и Мы»
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
«Формирование универсальных учебных действий в начальной школе»
Когда–то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.
Согласно ФГОС универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Характеристики универсальных учебных действий младших школьников.
В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий формируется внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники должны овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Личностные универсальные учебные действия
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные, внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке;
-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества (член семьи, член классного коллектива, горожанин, селянин), умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, признание общепринятых морально-этических норм, готовность соблюдать их, способность к самооценке своих действий, поступков;
- осознание себя как гражданина России, россиянина, как представителя одного из её народов с определённой культурой; уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
- эстетические чувства, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении, в творческом, созидательном процессе;
- основы экологической культуры, бережное отношение к природе;
- установка на здоровый образ жизни.
Личностные УУД формируются, когда:
‐ учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;
‐ учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».
Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, периодически возвращаясь к нему, оценивать и корректировать полученный результат.
Таким образом, целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных УУД, которые становятся базой для учебной деятельности.
В данной таблице определены типовые задания, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий:
Показатели (характеристики) планируемых результатов | Типовые задачи (задания) |
Целеполагание: умеет формулировать и удерживать учебную задачу. | Регулятивные целеполагания предполагают установление связи между содержанием учебного материала и целью его предоставления, выполнением заданий (ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?») |
Планирование: умеет выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи. | Регулятивные планирования. Эта группа типовых задач предполагает установление взаимосвязи между элементами (объектами) и определение последовательности при осуществлении практической задачи. Например, определить «Что сначала делал герой, что потом?», «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать герою, чтобы получился правильный результат?» |
Прогнозирование: может предвосхитить результат своей деятельности; может определить возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний. | Регулятивные прогнозирования направлены на предвосхищение результата с учётом имеющихся знаний, а также на выявление и прогнозирование причин трудностей. К этой группе принадлежат задачи с недостающими и лишними данными, а также ответы на вопросы «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?» |
Контроль и самоконтроль: умеет осуществлять пошаговый контроль выполнения действия, контроль за результатом работы по установленным правилам, установленному образцу. | Регулятивные контроля и самоконтроля. Эта группа типовых задач направлена на применение различных способов осуществления контроля за деятельностью своей и товарищей. Задания типа «Герой сказал… Проверь: прав ли он?», «Кто из героев правильно…?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю…», «Проверь вывод по…» |
Коррекция: вносит необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно воспринимает предложения взрослых и товарищей по исправлению допущенных ошибок. | Регулятивные коррекции нацелены на осуществление помощи сквозным героям в исправлении ошибок в их действиях, результатах действий, а также работа с деформированными предложениями, текстами, установление правильного порядка в следовании событий историй, явлений и т.д. Типовые задания «Помоги герою исправить ошибки», «Установи правильный порядок предложений в тексте», «Помоги восстановить правильный порядок событий сказки…» |
Оценка: умеет определить качество и уровень работы, знаний; понимает, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели; соотносит правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. | Регулятивные оценки направлены на осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности, а также процесса выполнения задания. Ученикам предлагается по уже готовым критериям или выработанным в совместной деятельности с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения. Это такие типовые задачи, как то «Герои выполнили задание. Оцени их работу...», «Правильно ли оценил выполнение своего задания герой?..», «По каким критериям герои оценивали свою работу?» |
Саморегуляция: способен сконцентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; может стабилизировать своё эмоциональное состояние для решения различных задач. | Регулятивные саморегуляции. Эти типовые задания основываются на познавательном интересе обучающихся (например, «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), а также на тренинговых упражнениях психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»), дыхательной гимнастике. |
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу до окончательного её решения;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно, в том числе и во внутренней речи) свои действия в соответствии с решаемой задачей;
- действовать по плану, а также по инструкциям учителя или содержащимся в других источниках информации – в учебнике, тетради с печатной основой и т.д.
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.
Регулятивные УУД формируются, когда:
‐ учитель учит конкретным способам действия: ставить цель, планировать, использовать алгоритм решения какой‐либо задачи, корректировать и оценивать.
Познавательные универсальные учебные действия
Начало обучения в школе вводит ребенка в новый незнакомый для него мир – мир науки, в котором существуют свой язык, правила и законы. Часто в процессе обучения учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий для осмысления закономерностей их связывающих. Осмысление текстов, заданий; умение выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ, синтез, интерпретацию текста относится к познавательным УУД.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют
Знаково-символические действия:
- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Выпускник научится:
- анализировать своё знание и незнание, умение и неумение по изучаемому вопросу (теме, разделу) и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи;
- осознавать учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу, читая учебный текст (формулировку задания), слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, тетрадей с печатной основой;
- различать основную и второстепенную информацию, под руководством учителя фиксировать информацию разными способами (словесно, схематично и др.);
- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы);
- анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных), описывать (характеризовать) их на основе предложенного плана;
- сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы.
- владеть общими способами решения учебных задач; ориентироваться на возможность решения конкретных учебных задач разными способами;
- проводить для решения учебных задач анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям;
- осуществлять подведение под понятие на основе разграничения существенных и несущественных признаков объектов;
- под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
- строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения;
- использовать рисунки, рисунки-схемы, чертежи, планы, отражающие пространственное расположение предметов, отношения между ними или их частями для решения познавательных задач;
- преобразовывать реальный объект наблюдения из чувственной формы в модель (пространственно-графическую или знаково-символическую), в которой выделены существенные признаки объекта;
- кодировать/замещать, использовать знаки и символы в качестве условных заместителей реальных объектов и явлений окружающего мира;
- декодировать/интерпретировать информацию, представленную в условных знаках.
Познавательные УУД формируются, когда:
‐ учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…».
Коммуникативные универсальные учебные действия
С самых первых уроков ребенок включается в конструктивное, предметное общение. Учитель формирует у ученика умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль, вести диалог, со временем осуществлять смысловое чтение и т.п. При этом учителю необходимо четко объяснять ученику, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое – недопустимо. В учебниках есть задания для их выполнения в парах, что позволяет ученикам использовать полученные знания в практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, сквозные герои, содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД
Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной и групповой работы (как верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных УУД (умения слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться учитывать позицию собеседника). Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
лидерство и согласование действий с партнёром -управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
построение речевых высказываний - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Выпускник научится:
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
- под руководством учителя участвовать в организации и осуществлении групповой работы: распределять роли, сотрудничать, оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Коммуникативные УУД формируются, когда:
‐ ученик учится отвечать на вопросы;
‐ ученик учится задавать вопросы;
‐ ученик учится вести диалог;
‐ ученик учится пересказывать сюжет;
‐ ученик учится слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».
Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:
Требования к уроку | Урок современного типа | Универсальные учебные действия |
Объявление темы урока | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) | Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) | Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) | Регулятивные планирования |
Практическая деятельность учащихся
| Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля
| Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Осуществление коррекции | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) | Коммуникативные, регулятивные коррекции |
Оценивание учащихся
| Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) | Регулятивные оценивания (самооценивание), коммуникативные |
Итог урока
| Проводится рефлексия | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.
Хотелось бы подчеркнуть очень важный момент:
при изучении практически всех тем можно формировать все УУД одновременно.
Развитию УУД способствуют базовые образовательные технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, ИКТ и проектная деятельность.
В заключении, хотелось бы представить таблицу, которая является показателем успешности формирования УУД,где показана ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю.
Психологическая терминология | Педагогическая терминология | Язык ребенка | Педагогический ориентир (результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником) |
Личностные универсальные учебные действия. | Воспитание личности (Нравственное развитие; и формирование познавательного интереса) | «Я сам». | Что такое хорошо и что такое плохо |
Регулятивные универсальные учебные действия. | Самоорганизация | «Я могу» | «Понимаю и действую» |
Познавательные универсальные учебные действия. | Исследовательская культура | «Я учусь». | «Ищу и нахожу» |
Коммуникативные универсальные учебные действия | Культура общения | «Мы вместе» | «Всегда на связи» |
Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.
Список литературы:
1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
2. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54.
3. О воспитании человека и организации общества: Афоризмы и поучительные изречения в мировой литературе. – Новосибирск: Издательство СО РАН. Научно – издательский центр ОИГГМ СО РАН, 1997.
4. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.
5. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе - требование времени
В 2011/12 учебном году введены ФГОС первых классов образовательных учреждений страны. Переосмыслены цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов начального обще...
Выступление на районном семинаре "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (1 класс)
В этом выступлении рассказывается о возможностях формирования УУД в 1 классе по УМК "Начальная школа XXl века"...
Программа формирования универсальных учебных действий в начальной школе.
Целью и результатом качества образования в школе должно стать целостное развитие растущего человека, его готовность к самоопределению, саморазвитию и творчеству, к самоорганизации своей жизни.Поэтому ...
«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Учитель начальных классов МАОУ "ЦО № 1", Бабкина Е.В.
Методические рекомендации разработаны с целью повышения компетентности специалистов и педагогических работников начальной школы в вопросах формирования у школьников метапредметных универсальных ...
"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)
Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...