«В мире информации. Работаем с информационными источниками» 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Максимцева Ольга Владимировна

Программа курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками»  4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА

«В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ. РАБОТАЕМ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ»

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» разработана для четвертого класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком - основной формой учебного процесса - в начальных классах школ все большее значение приобретает внеурочная работа.

Данная программа представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения и развития учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению информационной грамотности, привитию навыков самостоятельной работы.

Актуальность программы заключается в том, что знания и умения, приобретённые при изучении предлагаемого материала в начальной школе, помогут младшим школьникам увереннее чувствовать себя в информационном поле окружающей их жизни и станут опорой, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

В то же время в начальной школе работа с различными видами информации является основой развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь логических,

включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по шагам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления.

Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что курс «В мире информации. Работаем с информационными источниками» дополняет и расширяет знания, которые школьники уже имеют, и позволяет использовать полученные знания на практике.

Основной целью изучения интегрированного курса «В мире информации. Работаем с информационными источниками» является создание условий для формирования информационных компетенций обучающихся и развития у школьников информационной грамотности: способности решать учебные и практические задачи на основе сформированных универсальных учебных действий, работать с информацией, представленной в виде сплошных и несплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики.

Программа определяет ряд задач:

  • содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;
  • способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;
  • формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного характера;
  • создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

• создавать условия для развития у детей познавтельных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску.

Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и личностную заинтересованность в расширении знаний.

Особенностями построения программы «В мире информации. Работаем с информационными источниками» является то, что в неё включено большое количество заданий на развитие логического и пространственного мышления, памяти, внимания. Задания способствуют становлению у детей познавательных процессов и формированию творческих способностей.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.

Программа выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию у школьников умений работать с различными информационными источниками, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.

Характерной особенностью программы является занимательность изложения и практическая направленность материала.

Программа имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности превосходит предыдущую и опирается на ее содержание.

Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.

Значительное внимание уделяется формированию у учащихся осознанных и прочных навыков работы с инфогра-фикой и несплошными текстами, но вместе с тем программа предполагает и доступное детям обобщение материала, понимание общих способов действий, лежащих в основе работы с информационными объектами.

В соответствии с требованиями ФГОС основной начальной школы, организация деятельности в рамках данной программы способствует формированию ценностных ориентиров в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах:

  • в личностной - готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, формирование образа мира, готовность открыто выражать и отстаивать своё мнение, развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;
  • в социальной - освоение основных социальных ролей, норм и правил;
  • в познавательной - развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;
  • в коммуникативной - формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения.

В соответствии с целями и задачами формирования информационной компетентности, представленными в стандартах второго поколения начального общего образования, были выделены следующие показатели и критерии диагностики информационной компетентности выпускников начального общего образования:

1. Работа с источниками информации:

  • знание того, какие источники информации существуют;
  • умение использовать различные источники информации;
  • умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации.

2. Обработка и представление результатов:

  • умение выделять недостоверные и сомнительные элементы;
  • умение находить альтернативную и дополнительную информацию;
  • умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию, выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его;
  • умение описать и представить результаты своей работы.

Принципы проведения занятий

  1. Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.
  2. Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.
  3. Сочетание статичного и динамичного положения детей.
  4. Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.

Программа курса «В мире информации. Работаем с информационными источниками» позволяет реализовать внеурочную деятельность по направлениям: «Общеинтеллектуальное», «Общекультурное», «Социальное».

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Для реализации программного содержания используются учебные средства:

1. Рабочая тетрадь: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 4 класс: Рабочая тетрадь / Автор-составитель С.А. Шейкина, под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2016.

2. Методическое пособие для учителя: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / Автор- составитель С.А. Шейкина, под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2016.

Содержание программы

Сплошные тексты

Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Кластеры

Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.

Таблицы

Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Диаграммы

Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Графики

График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение графиков в жизни.

Инфографика

Инфографика как информационный объект. Виды инфо- графики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображенных на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Исследовательская (групповая) работа

Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов.

Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» выпускники начальной школы приобретут общие навыки работы с информацией и будут способны:

  • оценивать потребность в дополнительной информации;
  • определять возможные источники информации и способы её поиска;
  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;
  • получать информацию из наблюдений, при обобщении;
  • анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
  • организовывать информацию тематически, упорядочивать по различным основаниям;
  • наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно- следственных связях;
  • создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы);
  • использовать информацию для построения умозаключений; использовать информацию для принятия решений.

Планируемыми результатами изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации» являются следующие личностные и метапредметные результаты.

Личностные:

  • умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить.

Метапредметные

Регулятивные:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
  • планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);
  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • определять и формулировать цель деятельности;
  • работать по предложенному плану;
  • уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;
  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные:

  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
  • владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

  • адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах работы в группе;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

В результате изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» четвероклассники:

  • приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);
  • научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое - и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в устной или письменной форме;
  • научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения практической или учебной задачи;
  • приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с имеющимся жизненным опытом;
  • овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);
  • научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников.


Тематическое планирование.

№ пп/

Тема занятия

Объект изучения

Формируемые умения

1.

Информация.

Рисунок, инфографика, текст.

  • оформлять устное и письменное высказывание;
  • работать в паре, группе.

2.

По дорогам сказок

Текст, кластер, ключевые слова, столбчатая диаграмма, таблица.

  • работать со «сплошным» текстом;
  • находить в тексте информацию, представленную в явном и неявном виде;
  • подбирать ключевые слова для заполнения кластера (используя информацию, представленную в явном виде);
  • анализировать данные диаграммы и отвечать на вопросы, опираясь на полученную информацию;
  • соотносить разные виды информации и делать правильные выводы

3.

Книга - лучший друг.

Круговая диаграмма, сходство / различие в информации, исследование, инфографика.

  • читать информацию, представленную в виде круговой диаграммы;
  • находить сходства и различия в информации, представленной в неявном виде;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • анализировать нестандартную линейную диаграмму;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.

4.

Книга - лучший друг.

Столбчатая диаграмма.

  • работать в группе;
  • собирать информацию;
  • анализировать собранную информацию;
  • строить столбчатую диаграмму по результатам анализа собранной информации;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

5.

У природы нет плохой погоды.

Таблица, график, столбчатая диаграмма.

  • читать информацию в таблице;
  • работать с графиками;
  • осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания;
  • находить сходства и различия в информации, представленной в неявном виде;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

6.

У природы нет плохой погоды.

Нестандартная столбчатая диаграмма, круговая диаграмма, легенда диаграммы.

  • читать информацию, представленную в виде столбчатой диаграммы;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  •  находить сходства и различия в информации, представленной в неявном виде;
  • осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания;
  • работать с круговой диаграммой.

7.

К олимпийским вершинам.

Текст, столбчатая диаграмма, таблица, ранжирование.

  • составлять план прочитанного текста;
  • составлять вопросы по прочитанному тексту;
  • основываясь на понимании текста, подбирать к слову контекстный синоним;
  • соотносить события с предложенными в тексте датами;
  • анализировать данные столбчатых диаграмм;
  • соотносить информацию на диаграмме с табличными данными;
  •  ранжировать данные в определенном порядке.

8.

К олимпийским вершинам.

Текст, таблица, ранжирование, столбчатая диаграмма.

  • анализировать текстовую информацию и на её основе заполнять таблицу;
  • соотносить события, описанные в тексте, с данными таблицы;
  • ранжировать данные по заданному параметру;
  • строить столбчатую диаграмму по табличным данным.

9

Отправляемся в гости.

Таблица, расписание, информация на ж/д билете.

  • работать с табличными данными, самостоятельно устанавливая отношения между ними;
  • выполнять анализ и обобщение представленной информации;
  • анализировать информацию на ж/д билете и делать правильные выводы;
  • проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи.

10

Отправляемся в гости.

Таблица, цена, количество, стоимость.

  • работать с таблицами: самостоятельно устанавливать отношения между данными, выполнять анализ, обобщение представленной информации;
  • проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи.

11

На рыбалке.

Таблица, легенда диаграммы, круговая диаграмма, билет на выставку.

  • анализировать данные, представленные в виде таблицы;
  • строить круговую диаграмму;
  • восстанавливать данные таблицы;
  • работать с несплошными текстами (инфографикой);
  • находить информацию, представленную в неявном виде, и на ее основе отвечать на поставленные вопросы;
  • определять, достаточно ли данных информации для решения учебной или практической задачи.

12

Мы - математики.

Рисунок, таблица, информационная листовка, круговая диаграмма.

  • проводить измерения геометрических фигур;
  • анализировать полученные данные и на их основе производить вычисления;
  • анализировать различного рода данные, представленные в виде таблицы;
  • находить из различного рода источников ответы на вопросы;
  • анализировать данные, представленные в виде круговой диаграммы.

13

Мы - исследователи.

Таблица, столбчатая диаграмма, круговая диаграмма, линейная диаграмма.

  • анализировать данные, представленные в табличном формате, и на их основе
  • достраивать столбчатую диаграмму;
  •  дополнять легенду диаграммы;
  • достраивать круговую диаграмму;
  • анализировать данные, представленные в виде линейной диаграммы, и делать правильные выводы.

14.

О чём расскажет упаковка?

Таблица,упаковки продуктов, линейная диаграмма, график, столбчатая диаграмма.

  • интерпретировать данные, представленные в неявном виде;
  • анализировать и обобщать данные, представленные в виде таблицы;
  • ранжировать значения, события, данные в определенном порядке;
  • строить линейную диаграмму на основе проранжированных данных 
  • работать с графиками;
  •  самостоятельно строить столбчатую диаграмму по табличным данным

15.

По страницам Красной книги России.

Текст, кластер, инфогра-фика, столбчатая диаграмма.

  • находить в тексте информацию, представленную в явном виде;
  • составлять кластер на основе прочитанного текста;
  • находить необходимую информацию, представленную в инфографике;
  • строить столбчатую диаграмму на основе самостоятельно выполненных вычислений.

16.

По страницам Красной книги России.

Текст, таблица, линейная диаграмма, ранжирование, план-схема.

  • находить в тексте информацию, представленную в явном виде, и заполнять таблицу с данными;
  • строить линейные диаграммы на основе самостоятельно заполненной таблицы;
  • ранжировать объекты, используя линейные диаграммы;
  • анализировать информацию, представленную в виде плана-схемы;
  • составлять собственный информационный объект.

17

В цветочном магазине.

. Таблица, столбчатая диаграмма, инфографика, круговая диаграмма.

  • работать с табличными данными: находить ответы на поставленные вопросы;
  • строить столбчатую диаграмму на основе самостоятельно выполненных вычислений;
  • различать круговые и столбчатые диаграммы;
  • заполнять на основе инфографики таблицу;
  • самостоятельно определять, какую информацию нужно и возможно разместить в таблице;
  •  находить ошибки при выполнении заданий на построение диаграммы;
  • самостоятельно определять вид диаграммы, с помощью которой наиболее точно можно представить необходимую информацию;
  • полностью самостоятельно строить столбчатую диаграмму.

18.

В продуктовом магазине.

Инфографика, таблица,

себестоимость,

гистограмма.

  • интерпретировать данные, изображенные на рисунке, и на их основе заполнять таблицу, используя самостоятельно установленные отношения между данными;
  • соотносить информацию, представленную в таблице, с жизненной ситуацией;
  • осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания;
  • анализировать инфографику и на основе ее данных заполнять таблицу;
  • самостоятельно строить столбчатую диаграмму

19.

В продуктовом магазине.

Круговая диаграмма, таблица, инфографика, нестандартная столбчатая диаграмма, доля импорта.

  • анализировать данные круговой диаграммы и на основе полученной информации, используя самостоятельно установленные отношения между данными, заполнять таблицу;
  • находить ответы на поставленные вопросы, используя дополнительные источники информации (словари);
  • работать с готовыми столбчатыми диаграммами: осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания, находить соответствие между числовыми значениями и их обозначением в легенде диаграммы;
  •  грамотно составлять вопросы по данным диаграммы

20.

Готовим сами.

Таблица, инфографика, столбчатая диаграмма.

  • сравнивать информацию, представленную в табличном виде, и делать соответствующие выводы;
  • анализировать инфографику и определять значимую информацию для выполнения учебной задачи;
  • заполнять таблицу на основе данных инфографики;
  • работать с информацией в виде кластера и на ее основе самостоятельно строить столбчатую диаграмму.

21.

Витамины.

Нестандартная линейная диаграмма, таблица, ранжирование, столбчатая диаграмма.

  • анализировать информацию, предъявленную в виде нестандартной линейной диаграммы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • ранжировать данные по различным основаниям;
  •  грамотно составлять вопросы по изученной информации;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • находить в табличных данных ответы на поставленные вопросы;
  • находить в таблице информацию, представленную в явном и неявном видах, и на этой основе строить столбчатую диаграмму

22.

По музеям и выставочным залам.

Билет в музей, таблица, круговая диаграмма.

  • анализировать информацию, представленную в явном и в неявном видах;
  • используя проанализированную информацию, отвечать

на вопросы и производить вычисления;

  • работать с единицами измерения времени;
  •  применять математические знания для решения практических задач;
  • пользоваться дополнительными источниками информации для заполнения таблицы;
  • создавать легенду диаграммы и заполнять круговую диаграмму;

23.

По музеям и выставочным залам.

Исследование, бланк опроса, столбчатая диаграмма, рассказ.

  • работать в группе;
  • выполнять различные роли в учебном сотрудничестве;
  • проводить мини- исследование;
  • анализировать самостоятельно полученные данные и на их основе строить диаграмму;
  • строить грамотный, логически связный текст в письменной форме.

24.

Осторожно, огонь!

Информационная листовка, столбчатая диаграмма, таблица.

  • анализировать информацию, предъявленную в виде инфо- графики;
  • осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • анализировать информацию, представленную в столбчатой диаграмме;
  • по данным диаграммы называть столбцы таблицы и вносить данные;
  • анализировать данные для того, чтобы определить их достаточность для выполнения учебного задания

25

В зоопарке.

Текст, круговая диаграмма, таблица, ранжирование

  • осуществлять в тексте поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания;
  • работать с дополнительными источниками информации;
  • анализировать данные круговой диаграммы и на их основе заполнять таблицу;
  • в процессе работы ранжировать данные по указанным признакам.

26.

В зоопарке.

Графики, таблица.

  • анализировать графики;
  • по данным графиков вносить данные в таблицу;
  • давать логически обоснованные ответы на вопросы, используя данные графиков и таблицы;
  • сопоставлять табличные данные и делать выводы.

27.

К космическим далям.

Рисунок, таблица, ранжирование, нестандартная диаграмма, круговая диаграмма, билет в планетарий.

  • находить в инфографике информацию для заполнения таблицы;
  • использовать дополнительные источники с целью поиска необходимой информации для выполнения учебного задания;
  • ранжировать данные по различным основаниям;
  • дополнять высказывания, используя данные инфографики;
  • анализировать текстовую информацию и на ее основе создавать легенду и достраивать круговую диаграмму.
  • находить информацию, представленную в явном и неявном видах.

28.

Реки России.

Схема, линейная диаграмма таблица, рассказ.

  • определять вид информационного объекта;
  • пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного задания;

  • анализировать данные линейной диаграммы и на их основе заполнять таблицу (преобразовывать информацию из одной формы в другую);
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебного задания;
  • ранжировать данные по различным критериям;
  • отвечать на вопросы, самостоятельно выполняя вычисления на основе полученной информации;
  • находить информацию, представленную в неявном виде.

29.

Реки России.

Столбчатая диаграмма, нестандартная столбчатая диаграмма.

  • определять вид диаграммы;
  • реально оценивать свои возможности;
  • пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного задания;
  •  находить информацию, предъявленную в неявном виде;
  • анализировать нестандартную линейную диаграмму, сопоставлять ее данные с данными столбчатой диаграммы и делать правильный вывод;
  • задавать логически правильные вопросы по изученной информации.

30.

По морям и океанам.

Текст, круговая диаграмма, таблица, ранжирование, нестандартная линейная диаграмма.

  • находить ответы на вопросы, используя информацию, представленную в виде текста и диаграммы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • использовать дополнительные источники информации для решения учебной задачи;
  • ранжировать данные по заданным критериям; используя различные виды информации, работать с линейными диаграммами: дополнять легенду диаграммы

31.

По морям и океанам.

Таблица, план рассказа, недостающие данные, кластер.

  • для решения учебной задачи пользоваться географическим атласом или картой;
  • анализировать табличную информацию с целью определения недостающих данных;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • определять принадлежность информации, представленной с помощью кластера;
  • адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

32.

По странам и континентам.

Карта, таблица, столбчатая диаграмма, текст.

  • работать с графическими объектами;
  • интерпретировать данные, изображенные на рисунке, и на их основе заполнять таблицу;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • строить столбчатые диаграммы по табличным данным;
  • анализировать столбчатые диаграммы и делать правильные выводы;
  • находить в тексте информацию, представленную в явном виде;
  • использовать информацию для построения умозаключений;
  • использовать информацию для принятия решений.

33.

По странам и континентам.

Таблица, рисунок, ранжирование, информационный объект.

  • работать с табличными данными;
  • работать с графическими объектами;
  • интерпретировать данные, изображенные на рисунке, и на их основе заполнять таблицу;
  • определять значимость информации;
  • ранжировать данные по заданным критериям;
  • делать правильные выводы на основе проанализированной информации;
  • использовать информацию для построения умозаключений в форме вопросов;
  • создавать собственный информационный объект

34.

Проверь себя.

Тест, бланк самооценки навыков работы с информацией.

  • пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного задания;
  • анализировать свои навыки и способы выполнения учебных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с информационными источниками

В презентации показаны приёмы работы с информационными источниками на разных уроках, способствующие формированию универсальных учебных умений у младших школьников....

В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ. РАБОТАЕМ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ 3 класс

Программа курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками»...

ПРОГРАММА КУРСА «В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ. РАБОТАЕМ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ» 2 класс

1.    В мире информации. Работаем с информационными источниками. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / Автор- составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Плане...

Диагностика результативности внеурочной деятельности «Умение работать с информацией и информационными источниками»

Позволяет выявить уровень сформированности УУД учащегося к работе с информацией и информационными источниками...

Программа курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» 3 класс

Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком - основной формой учебного процесса - в начал...