Программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Мой мир" 1-4 класс
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Топкинская общеобразовательная школа
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Мой мир»
1-4 классы
Составитель:
Антонова Светлана Борисовна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная работа
С. Топки 2016 г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Мой мир» Н. И. Хоровининой и Л. И. Блудовой (2012 г.) и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития учащихся обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия учащегося с другими детьми, учителем, взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого человека к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Мой мир».
При разработке содержания программы, основных её разделов учитывались положения личностно-ориентированной педагогики В.А. Петровского и др., идеи Л.С. Выгодского о связи между развитием и деятельностью, особенно в отношении психических функций, педагогики Рудольфа Штейнера. Учитывались возрастные интересы.
Данная программа состоит из 2 модулей:
- Искусство общения (1-4 класс) - 67 часов
- Познай себя (1-4 класс) - 68 часов
Цель программы: формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Задачи:
- Формировать у детей представления о биполярных качествах личности
и нравственных нормах поведения.
- Знакомить учащихся с основными моделями коммуникативного
поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.
- Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.
- Развивать внутреннюю убежденность в востребовании ученика
обществом.
- Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
- Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.
- Результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Мой мир»
В области личностных результатов будут формироваться УУД:
- готовность и способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- установка на здоровый образ жизни;
- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- определять общую цель и пути её достижения;
- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- сбор, обработка и передача информации различными способами;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
- осознанно и произвольно строить сообщения
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием.
- Содержание курса внеурочной деятельности, с указанием форм организации и видов внеурочной деятельности
1 модуль
1 класс
Название раздела | Кол-во часов | Содержание | Основные виды внеурочной деятельности учащихся | Формы организации занятий |
общения | 4 | Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! Дом, в котором я живу. Мальчик и девочка. Самое удивительное чудо на свете. | Знакомство с правилами речевого этикета. Разыгрывание ситуаций знакомства, ролевых ситуаций при общении. Проводится экскурсия по школе. В библиотеку. Проигрывание игр «Покажи не называя», «Кто скорее соберет» , «Кто, где живет». | Занятие-путешествие Экскурсия в природу Творческая деятельность Практическая работа Экскурсия в библиотеку |
| 2 | Моё любимое имя.
| Знакомство с историей возникновения имен. Упражнения на построение диалога. Использование логических упражнений, схем, предметных картинок, описательных рассказов. | Практическая работа с элементами творчества |
| 7 | Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?) Как хорошо быть вместе! Внимательный ли ты слушатель? Наш весёлый дружный класс много разных в нём ребят. Винтики конфеточки - мальчики и девочки. Ссоры и споры. | Знакомство с правилами речевого общения. Разыгрывание ролевых ситуаций. Использование мини- диалогов. Знать о том, что речь-это средство воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Этюды на выражение эмоций, жестов. Игры «Будь внимателен». «Всё в порядке», «Внимательный ли ты слушатель?» Упражнения на развитие диалогической и монологической речи. Дать понятие, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Задание «Расшифруй пословицу», схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению Дать понятие, что речевая ситуация имеет свои компоненты. Разыгрывание ситуаций, игра«Слово - творчество». Дидактическая игра «Мы разные», упражнение: «Что не так». Знакомство с понятием культуры общения между девочками и мальчиками. Правила социального поведения. Упражнения на развитие речевой памяти. Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную выразительность. Пальчиковый театр. | Практическая работа с элементами творчества Игра Кинозал |
| 3 | Волшебные помощники. Что такое хорошо и что такое плохо. Ежели вы вежливы. | Знакомство с волшебными словами. Игры«Подскажи волшебное словечко». «Выполни просьбу, если услышишь волшебное слово». Дидактические игры, этюд, игровая ситуация. Просмотр и обсуждение ситуаций (презентация). От чего зависит сила волшебных слов.Употребление слов благодарности в зависимости от ситуации. Разыгрывание ролевых ситуации. | Практическая работа с элементами творчества Кинозал Игра |
2 класс
Название раздела | Кол-во часов | Содержание | Основные виды внеурочной деятельности учащихся | Формы организации занятий |
| 5 | Вежливость- основа воспитанности. Мои умные помощники. Умеет ли разговаривать природа. Слова из сказки. | Знание вежливых слов. Способы приветствия и прощания. Обращение к другому человеку с просьбой? Как можно поздороваться. Знакомство с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Упражнения в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. Словесные игры. Развитие творческой инициативы. Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Разыгрывание речевой ситуации. Правила поведения, общения с природой. Упражнения на развитие воображения, пантомимических навыков, на произнесение фраз с определённой интонацией и с разной силой голоса. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима. Инсценировка отрывков сказок.Упражнения на развитие воображения. | Практическая работа с элементами творчества Игра |
2.Волшебные слова | 6 | Всё начинается со слова «Здравствуйте» . Это слово говорят, если вас благодарят . Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?) Когда без извинения не обойтись? Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора). | Понятие о форме вежливого приветствия. Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи. Выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово.Употребление слов благодарности в зависимости от ситуации. Знакомство с правилами общения, которые используются при извинении. Нахождение выхода из конфликтных ситуаций, использовать речевые формулы извинения. Словесная игра, обыгрывание ролевой ситуации. Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость». Понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. | Практическая работа с элементами творчества Игра |
3.Диалог | 2 | У меня зазвонил телефон. (поговорим по телефону) В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя) .
| Понятие, что телефон -это важное средство короткого общения. Правила общения по телефону. Разыгрывание ролевой ситуации, словесная игра «Испорченный телефон». Игра «Опиши предмет» Моделирование ситуации «Покупатель - продавец». Словесная игра «Назови одним словом» | Практическая работа с элементами творчества Игра Кинозал Творческая работа |
4.Гостевой этикет | 3 | К нам гости пришли! Пригласи на день рожденья. Твои подарки. | Знакомство с правилами гостевого этикета. Разыгрывание ролевой ситуации Приглашение к себе на день рождение. Импровизация «Игра в гостей». Анализ ситуации « Ко мне пришли гости». Просмотр мульфильма « Малыш и Карлсон» Продумывание подарка.Какой подарок можно сделать своими руками. | Практическая работа с элементами творчества Игра Кинозал Творческая работа |
5.Помоги беде
| 1 | Помоги в беде. | Разбор ситуаций и решение проблем. | Практическая работа |
3 класс
Название раздела | Кол-во часов | Содержание | Основные виды внеурочной деятельности учащихся | Формы организации занятий |
| 5 | Азбука общения. Волшебная палочка - это речь. Гостям всегда мы рады. Применение волшебных слов. | Определение понятия общения.Этапы умения хорошо слушать: услышать, понять и повторить. Признаки плохого умения слушать. Изображение (невербально), как слушаешь: приятеля, воспитателя, учителя. Упражнения «Телефон», «Повтори», «Инопланетянин», «Интервью», «Сидя, стоя» (на выбор), сказка- притча «Голова и хвост змеи». Интонация и решение проблем: тон, темп, громкость речи. Пояснение этих понятий и упражнение на художественном материале. Передача речью настроения, чувства, состояние говорящего. Ситуации, в которых ты говоришь (темп, тон, громкость). Чистоговорки, скороговорки. Умение вести беседу. Приглашение к себе в гости? Чтение и анализ художественных произведений. Импровизация «Игра в гостей». Анализ ситуации « Ко мне пришли гости». Правила приема гостей в доме и правила поведения для гостей. Практикум «К нам гости пришли» Употребление слов благодарности в зависимости от ситуации. Разыгрывание ролевой ситуации. | Практическая работа с элементами творчества Игра |
| 2 | Если с другом вышел в путь. Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья. | Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». Стихотворение «Дружный класс». Сюрпризный момент «Пожелания другу». Обсуждение ситуаций на мультимедийном проекторе. Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно». Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Выработка правил крепкой дружбы. Что ты знаешь о своем друге? Кого можно называть своим другом? Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Как ты выбираешь друзей? Что тебя привлекает в них больше всего? Ты хорошо знаешь своих друзей? Ситуация « Перед днем рождения ты поссорился со своим другом. Пригласишь ли ты друга?», « У тебя сеть сладости. Поделишься ли ты с другом?», «Твой друг заболел. Что ты будешь делать?» | Игра Практическая работа с элементами творчества
|
3.Конфликтные ситуации | 2 | Почему люди ссорятся? | Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли их избежать ? Чтение притчи «Трудно угодить всем»,« Сюжет», Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука», «Порядок», «Наоборот», «Трио», «Отгадай» | Практическая работа с элементами творчества |
3.Поведение в общественных местах | 7 | Культурный человек: кто он такой? Правила поведения в столовой. Как мы ведем себя на улице . Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в транспорте.
| Кого называют культурным человеком? Как выглядит культурный человек? Чтение и анализ ситуаций. Игры « Кот и мыши», «Мозговой штурм» « Доскажи словечко»,«Угадай героев книг». Загадывание загадок о предметах ухода и быта. Кого бы вы назвали культурным человеком и почему? Показ и рассматривание иллюстраций, репродукций, художественных произведений с изображением различного поведения людей (презентация). Анализ поведения за столом героев сказки А.Толстого «Золотой ключик». Формулирование правил поведения за столом. Анализ поведения за столом героев сказки А. Милна «Вини- Пух и все-все». Экскурсия в столовую. Формулирование правил поведения на улице. Просмотр презентации. Рассказ о библиотеке. Правила поведения в библиотеке. Конкурс «Лучший читатель года». Стихотворение « Как мы жили бы без книг?» Экскурсия в библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Просмотр и разбор видеоситуаций. | Практическая работа элементами творчества Кинозал Игра Экскурсии Творческая работа |
5.Правила этикета
| 1 | Как дарить подарки? | Правила этикета при получении и дарении подарка. Поздравление и пожелание. Упражнение « Подарок». | Практическая работа с элементами творчества |
4 класс
Название раздела | Кол-во часов | Содержание | Основные виды внеурочной деятельности учащихся | Формы организации занятий |
| 2 | Культура общения . | Инсценировка отрывка сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Где нельзя громко разговаривать и почему? Чтение стихотворения. « В музее, кинотеатре и трамвае…» Игра « Моя кошка делает вот так…». Формулирование правил речевого поведения. Разыгрывание ситуаций. | Практическая работа с элементами творчества Игра Исценирование |
| 3 | Волшебные слова . Да здравствует вежливость! Вежливый отказ . . | Знакомство с волшебными словами. Игры «Подскажи волшебное словечко», «Выполни просьбу, если услышишь волшебное слово», «Волшебные слова»,«Не ошибись!» Повтор всех волшебных слов в игре. Просмотр и обсуждение ситуаций (презентация). От чего зависит сила волшебных слов? Что значит вежливость? Отгадать рассказ – загадку. Разыгрывание ситуаций и анализ ситуаций. « Вставь слово». Разучивание пословиц. Употребление вежливых слов. Чтение и анализ стихотворений « Не выучил» А.Шибаев, «Подарите крокодила» Э.Мошковская, С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы». Знакомство с речевыми ответами: вежливыми отказами. | Игра Практическая работа с элементами творчества Кинозал |
| 7 | Как вести себя в гостях. Если с другом вышел в путь. Правила общения с окружающими. Правила поведения на уроке и на перемене. Беседа по телефону. Язык, мимика и жесты. | Разыгрывание сценки прихода гостей на день рождения с подарками. Правила приема гостей, поведения в гостях Просмотр и обсуждение слайдов на тему «Хорошо-плохо». «Игровая» передача по телевизору (дети обыгрывают слова «диктора»). Стихотворение А. Хайт «В квартире нашей все блестит…»,«Дружный класс», Я. Аким «Идут гурьбою школьники…»,М.Танич. «Урок поведения». Поочередное чтение стихотворений С.Я.Маршака о правилах поведения в школе, Б. Заходер «Перемена», «Звенящий в доме телефон…» Н.Песков, «Говори короче» А. Шибаев. Инсценировки отрывка из сказки С.Маршака « Кошкин дом», отрывка К.Чуковского «Телефон», отрывка из произведения Н.Носова « Телефон». Инсценировка и анализ сказки Л.Мурра «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». Сюрпризный момент «Подарок другу». Просмотр отрывков мультфильма «Волшебник изумрудного города». Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно». Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Игра «Узнай эмоцию по фотографии», « В кругу симпатий», «Ласковушки», «Вежливый телефонный разговор», «Актер». От чего зависит наше настроение? Басня « Птичий двор» (инсценировка) Практическое задание: «Положительные и отрицательные качества личности человека». Составление «Дерева вежливости». Анализ фотовыставки « Наш класс на перемене». Загадка о телефоне. История возникновения телефона. Демонстрация детьми импровизированных разговоров по телефону. Истории древней Греции и баснописце Эзопе. | Игра Практическая работа с элементами творчества Кинозал |
| 5 | Отправляемся в музеи. Какова культура других стран. «Поездка» в чужую для тебя страну. (Презентация) | Презентации. Обсуждение данных презентации. Ознакомление с культурой других стран. Разыгрывание и обсуждение ситуаций, которые могут возникнуть при посещение другой страны. | Кинозал Практическая работа с элементами творчества |
Содержание курса внеурочной деятельности, с указанием форм организации и видов внеурочной деятельности
2 модуль
1 класс
Название раздела | Кол-во часов | Содержание | Основные виды внеурочной деятельности учащихся | Форма организации занятий |
| 5 | Я – неповторимый человек. Оцени других и себя. Что в имени моем? Откуда пришли фамилии. | Рассматривание разных предметов. Упражнение « Горка». Задание « Кленовые листочки» . Рисование «Какой я привлекательный?». Задание «Сравни рисунок линий на ладошках». Задания: дай характеристику поведения сказочных героев с учетом нравственных оценок, продолжи предложение, как вы понимаете смысл пословиц? Игра « Скажи наоборот», «Ласковушки». Упражнение «Как ты поступишь в этой ситуации?», « На кого бы вы хотели быть похожими», «Изобрази свое имя движением», «Подбери правильное обращение». Тестовое задание «А что сказали бы вы?» «Происхождение имен» Как обратиться к незнакомому человеку, к взрослому? Кто такие «Тезки»? Сказка о том, как мальчик или девочка забыли свое имя и что из этого вышло. Аппликация « Ромашка». «Происхождение фамилий», как их давали в старину.Знаешь ли ты, историю своей фамилии. Чтение и обсуждение историй о фамилиях. | Практическая работа с элементами творчества Игра Творческая работа |
2.Черты характера | 10 | Мальчики и девочки. Дружить или ссориться? Посеешь характер - пожнешь судьбу. Как стать прилежным и старательным .Жадность и жадины. Доброта и отзывчивость. Моя внимательность и внимание. Ответственность и я . Зависть. . | Игра « Найди сходства и различия», «Закончи предложение»,«Претензии», «Сказочное путешествие». Упражнения «Найди свой круг», «Волшебное ожерелье», «Он и она», «У меня есть характер!», «Каким я себе нравлюсь». Сказка «Серебрины и Серебрята». Дать определение характера, что такое характер? Кто сидит внутри меня? Черты и свойства характера. Общительность, как черта характера. Все ли имеют одинаковый характер? Правило: избавляться от вредных качеств и развивать лучшее. Знакомство с новыми понятиями «прилежный», « старательный» через русские пословицы. Какими вы представляете прилежного, старательного человека. Опишите. Что значит «старайся»? Чтение рассказа В.Осеевой «Сыновья»,чтение и анализ стихотворения С.Баруздина «О человеке и его часах», стихотворение Ю.Друниной «Стираются лица и даты…» басни Л.Н.Толстого «Собака и кость». Чтение сказок «Жадный Вартан», «Два жадных медвежонка». Я.Аким «Жадина». Чтение и анализ произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Практическая работа : рисование, обсуждение понятия «Жадность». Как выглядит жадный человек? К чему он может проявлять жадность? Анализ русских народных пословицСоставление правил нравственного поведения. Что такое внимание? Что такое внимательность? Значение внимания и внимательности в жизни человека, влияние на успехи в учебе. Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? О какой ошибке вам труднее вспомнить и говорить? Почему? Что понимаете под словом «ответственность»? Инсценировка и анализ рассказа «Молния и солнце». Знакомство с понятием «зависть» на примере «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Белка и волк» (Просмотр мультфильмов) | Практическая работа с элементами творчества Игра Кинозал |
3. Дружба | 2 | В дружбе сила. На чем основано взаимопонимание .
| Чтение стихотворения « Совершите чудо», « Все живут не тужат, а со мной не дружат…». Игра« Найди друга», « Закончи предложение» (друг - это тот, кто…) Психогимнастика « Я желаю тебе…» Знакомство с понятием « дружба» ( работа в группах).Составление пословиц о дружбе. Комментирование ситуаций. Формирование правил, законов дружбы. Что нужно делать для того, чтобы налаживалось взаимопонимание? Задание «Словесный портрет», «О чем говорят глаза». Игры-ситуации (проигрывание). | Практическая работа с элементами творчества Игра |
2 класс
Название раздела | Кол-во часов | Содержание | Основные виды внеурочной деятельности учащихся | Форма организации занятий |
| 7 | Правда и ложь. Добро и зло . Волшебники добра . На чем основано взаимопонимание. О лени и лентяях. «Терпенье и труд все перетрут». Какими в жизни следует быть? | Обсуждение понятий «правда» и « ложь». Как вы понимаете слово « ложь»? Какие близкие по значению слова можно подобрать? Когда человек прибегает ко лжи? Зачем? Обсуждение и анализ пословиц. Чтение и анализ басни Л.Н. Толстого « Лгун», рассказа Л.Н. Толстого «Правда всего дороже», стихотворения «Эх!». Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко «Доброта», « Чтобы стало в этом мире завтра…», « Дарите радость людям», «Если добрый ты». Чтение рассказа К.Д. Ушинского « Сила – не право», С.Я.Маршака «Кот и лодыри», коллективное обсуждение. Чтение стихотворения В.Брюсова «Единое счастье - работа…»,анализ текстов литературных произведений: Л.Н.Толстого «Хотела галка пить…», притча о строительстве Шартрского собора во Франции, И. Токмакова «Букваринск». Что такое добро? Решение проблемных ситуаций. Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью». Какие поступки нравятся – добрые или злые? Почему? Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо – плохо». Объяснение смысла пословиц, комментирование. Инсценировка и анализ рассказа В.Сухомлинского «Рассказ», сказки « Сказка про лентяя Ваню». Выставка рисунков по теме. Практическое задание: «Письмо маме…». Как ты налаживаешь взаимопонимание с близкими людьми? Какие поступки ты для этого совершаешь? «О чем говорят глаза». Игры-ситуации (проигрывание). Путешествие в страну Лентяйдия. Составление и чтение памятки, как выполнять домашнее задание. Знакомство с пословицами о труде, их анализ. Дать представление о плохих и хороших поступках. Оцени поступок с точки зрения соблюдения моральных норм. | Практическая работа с элементами творчества Игра |
2.Эмоции и мое поведение | 10 | Я и мое настроение. Где же живут волшебники. Я могу управлять своим настроением. Эмоции и мое поведение. Узнай настроение человека. Путешествие в страну чувств. Почему люди злятся. Мое отношение к окружающим. | Как справиться с раздражением, плохим настроением. Наши чувства, настроения, желания, когда они помогают, или мешают нам. Как они соотносятся между собой. Умение выражать свои чувства и умение управлять ими. Рисование « Я- веселый, я- хмурый», «Мое настроение». Чтение и обсуждение произведения Осеевой «Волшебное слово», рассказов с разными жизненными ситуациями, обсуждение их Я могу чувствовать разное настроение. Тренинг. Пояснить, что такое эмоции. Как связано поведение и эмоции? Какие бывают эмоции? Упражнение в сознательном управлении своими эмоциями « Ваза», « Мои чувства», « Моя поляна», « Мир чувств». Задание « Рассмотри картинки и скажи, что на этих картинках изображено неправильно» .Как управлять своими эмоциями? Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Рассматривание фотографий, чем они отличаются? Почему бывает так грустно? Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь? Если у твоего друга плохое настроение, как ты это заметишь? Каким бывает лицо у этого человека? Как ты можешь поднять настроение? Как можно спросить о причине плохого настроения? Как ты узнаешь, что у человека хорошее настроение? От чего оно бывает? Что такое чувства? Какие бывают чувства? Зачем они нужны человеку? Все ли чувства надо испытывать человеку? Как надо проявлять чувства? Разыгрывание сценок и обсуждение их. Рассказы детей о отношении к окружающим. | Практическая работа с элементами творчества Игра Творческая работа |
3 класс
Название раздела | Кол-во часов | Содержание | Основные виды внеурочной деятельности учащихся | Форма организации занятий |
1.Жизнь дана на добрые дела | 3 | Добрые дела. «Доброе дело два века живет». Жизнь дана на добрые дела . | Чтение и анализ ситуаций из жизни ребят. Инсценировка рассказа или иллюстрации «Плохо» В.Осеева. Анализ качеств человека. «Как Маша стала большой», «Старик и яблоня» Л.Толстой.. Добро и зло в человеке. Что значит добрый человек? Почему люди бывают злыми? Чтение и обсуждение сказки «Бобовое зернышко», пословиц и поговорок о добре. Русская народная игра «Птицы летают», хоровод «Воробышек». Упражнение « Я могу победить зло». | Практическая работа с элементами творчества Игра |
2.Качества человека | 14 | Быть скромным - это хорошо или плохо? Это просто хвастунишки. Быть честным хорошо или плохо? Учись смело говорить правду. Чем отличается фантазия от лжи? Учитесь быть щедрыми. Быть щедрым – это хорошо или плохо? Что выбираешь ты? Зло или добро? Кто такие русские богатыри. Я должен быть опрятен. Кто такой джельтмен. | Пояснить понятия «скромность», «хвастовство», «зазнайство». Почему люди ценят скромные поступки? Игра « К нам гости пришли» (ситуации), « Доверие и поддержка». Чтение и анализ художественных произведений. Практическое задание «Хочу быть тоже красивым», « Забытый зонтик», «Кто взял карандаш?», «Плохие деньги» (ситуации), «Что необходимо сделать, чтобы избежать лжи», « Глупая мышь», «Как быть большому зайцу?». Упражнение « Жадный – щедрый», « Скромный - хвастливый стульчик», « Лживый – честный стульчик», « Мне не жалко». Конкурс «Фантазеров» «Поступки хвастунов» (продолжи рассказ). Обсуждение рассказов. Пояснение, чем хвастовство отличается от шутки -преувеличения. Конкурс клоунов-хвастунов. Этюд «Веселый клоун» . Что значит быть честным? Говорить правду это хорошо или плохо? Почему люди обманывают? Что такое ложь? Чем отличается фантазия от лжи? Проигрывание ситуаций «Поступки лжецов». Умение говорить правду? Отличие фантазии от лжи. Основные правила для фантазеров. Шутка про лживого мальчика (диалог). «Поступки лжецов» (продолжи рассказ). Что необходимо делать, чтобы не быть жадным? (правила). Пояснить понятия (щедрость, жадность, бережливость). Что значит быть щедрым? Кого называют щедрым? Примеры собственного щедрого поступка или поступка сверстников. Чтение былин. Просмотр мультфильмов и отрывков из детских фильмов о русских богатырях . Анализ прочитанного.Сопоставление с реальным миром. Быть опрятным – это хорошо или плохо? Просмотр мультфильмов, анализ увиденных ситуаций. Каким вы представляете джельтмена. Нарисовать рисунок. | Практическая работа с элементами творчества Игра Кинозал Творческая работа |
4 класс
Название раздела | Кол-во часов | Содержание | Основные виды внеурочной деятельности учащихся | Форма организации занятий |
| 2 | Быть трудолюбивым - это хорошо или плохо? Учитесь быть трудолюбивыми. | Что значит трудолюбие? Быть трудолюбивым – это хорошо или плохо? Что такое лень? Упражнение «Что делать, если я ничего не хочу делать». « Трудолюбивый - ленивый стульчик», «Мне не трудно…». Игра « К нам гости пришли…»(ситуации). Практическое задание: « Покупка молока» (ситуация), «Любишь – не любишь». Чтение и анализ художественных произведений «Блестящие ботинки», стихотворения С.Я.Маршака «Считалка», пословиц и поговорок. Что необходимо делать, чтобы не быть ленивым? Разыгрывание и анализ ситуаций. | Практическая работа с элементами творчества Игра |
2.Вредные привычки | 4 | Поговорим о воровстве. Вредные привычки. Ты и твои друзья. | Практическое задание « Кто взял деньги». Рассказы « Поступки детей». Что необходимо сделать, чтобы избежать воровства? Знакомство с понятием «вредные привычки». Игра «Достоинства и недостатки». Слушание сказки «Привычки» .Чтение и анализ стихотворения Б.Заходера «Буква Я». Знакомство с понятием «хороший друг», «Хорошие товарищи» С. Михалкова, « Лисица и журавль», «Три товарища» В.Осеева. Какие вы знаете пословицы о привычках? Разыгрывание ситуаций из жизни детей. Какое поведение считается культурным? Над какими вредными привычками вы решили поработать, чтобы избавиться от них? Что значит эгоист? | Практическая работа с элементами творчества Творческая работа |
3.Мои настроения, чувства и эмоции | 11 | Я и мое настроение. Я могу управлять своим настроением. Учись сдерживать свои эмоции. Эмоции и поведение. Как можно узнать настроение человека? В стране чувств. Где сидит доброта. Кто такие холерики, флегматики, сангвиники, меланхолики. | Как справиться с раздражением, плохим настроением. Наши чувства, настроения, желания, когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Умение выражать свои чувства и умение управлять ими. Рисование « Я- веселый, я- хмурый». «Мое настроение». Я могу чувствовать разное настроение. Тренинг. Пояснение, что такое эмоции. Как связано поведение и эмоции? Какие бывают эмоции? Упражнение в сознательном управлении своими эмоциями. Задание « Рассмотри картинки и скажи, что на этих картинках изображено неправильно» Как управлять своими эмоциями? (правила) Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Рассматривание фотографий, чем они отличаются? Почему бывает так грустно? Как ты можешь поднять настроение? Как можно спросить о причине плохого настроения? Как ты узнаешь, что у человека хорошее настроение? От чего оно бывает? Что такое чувства? Какие бывают чувства? Зачем они нужны человеку? Все ли чувства надо испытывать человеку? Как надо проявлять чувства? Игра «Найди лишнее слово». Стихотворение А.Барто « Вовка- добрая душа». Просмотр презентации. Творческое задание «Дерево Добрых Дел» Темперамент человека. Виды темпераментов. Презентация «Зачем это нужно. Что с этим делать» Просмотр фрагментов мультфильмов, где герои проявляют черты определенного вида, темперамента | Практическая работа с элементами творчества Творческая работа Кинозал |
- Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Название разделов | Кол-во часов |
1 | Искусство общения | 4 |
2 | Мое имя | 2 |
3 | Азбука вежливости | 7 |
4 | Волшебные слова | 3 |
5 | Я-человек | 5 |
6 | Черты характера | 10 |
7 | Дружба | 2 |
Итого: | 33 |
2 класс
№ п/п | Название разделов | Кол-во часов по темам |
1 | Искусство общения | 5 часов |
2 | Волшебные слова | 6 часов |
3 | Диалог | 2 часа |
4 | Гостевой этикет | 3 часа |
5 | Помоги беде | 1 час |
6 | Качества человека | 7 часов |
7 | Эмоции и твое поведение | 10 часов |
Итого: | 34 часа |
3 класс
№ п/п | Название разделов | Кол-во часов по темам |
1 | Искусство общения | 5 часов |
2 | Я и мои друзья | 2 часа |
3 | Конфликтные ситуации | 2 часа |
4 | Поведение в общественных местах | 7 часов |
5 | Правила этикета | 1 час |
6 | Жизнь дана на добрые дела | 3 часа |
7 | Качества человека | 14 часов |
Итого: | 34 часа |
4 класс
№ п/п | Название разделов | Кол-во часов по темам |
1 | Искусство общения | 2 часа |
2 | Волшебные слова | 3 часа |
3 | Правила поведения | 7 часов |
4 | Культура других стран | 5 часов |
5 | Трудолюбив ли ты | 2 часа |
6 | Вредные привычки | 4 часа |
7 | Мои настроение, чувства, эмоции | 11 часов |
Итого: | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование 1 модуля
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 класс (16 часов) | |||
1 | Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! | 1 | |
2 | Дом, в котором я живу. | 1 | |
3 | Мальчик и девочка. | 1 | |
4 | Самое удивительное чудо на свете. | 1 | |
5 | Моё любимое имя. | 2 | |
6 | Моё любимое имя. | ||
7 | Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?) | 1 | |
8 | Как хорошо быть вместе! | 1 | |
9 | Внимательный ли ты слушатель? | 1 | |
10 | Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят. | 2 | |
11 | Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят. | ||
12 | Винтики – конфеточки , мальчики и девочки. | 1 | |
13 | Ссоры и споры. | 1 | |
14 | Волшебные помощники. | 1 | |
15 | Что такое хорошо и что такое плохо. | 1 | |
16 | Ежели вы вежливы. | 1 | |
2 класс (17 часов) | |||
1 | Вежливость - основа воспитанности. | 1 | |
2 | Мои умные помощники . | 2 | |
3 | Мои умные помощники. | ||
4 | Слова из сказки. | 1 | |
5 | Умеет ли разговаривать природа. | 1 | |
6 | Всё начинается со слова «Здравствуйте». | 1 | |
7 | Это слово говорят, если вас благодарят. | 2 | |
8 | Это слово говорят, если вас благодарят. | ||
9 | Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?) | 1 | |
10 | Когда без извинения не обойтись? | 1 | |
11 | Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора) . | 1 | |
12 | У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону) . | 1 | |
13 | В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя) . | 1 | |
14 | К нам гости пришли! | 1 | |
15 | Пригласи на день рожденья. | 1 | |
16 | Твои подарки. | 1 | |
17 | Помоги в беде. | 1 | |
3 класс (17 часов) | |||
1 | Азбука общения. | 1 | |
2 | Волшебная палочка - это речь. | 1 | |
3 | Гостям всегда рады. | 2 | |
4 | Гостям всегда рады. | ||
5 | Применение волшебных слов. | 1 | |
6 | Если с другом вышел в путь. | 1 | |
7 | Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья. | 1 | |
8 | Почему люди ссорятся? | 2 | |
9 | Почему люди ссорятся? | ||
10 | Культурный человек: кто он такой? | 1 | |
11 | Правила поведения в столовой. | 2 | |
12 | Правила поведения в столовой. | ||
13 | Как мы ведем себя на улице. | 1 | |
14 | Правила поведения в библиотеке . | 2 | |
15 | Правила поведения в библиотеке . | ||
16 | Правила поведения в транспорте. | 1 | |
17 | Как дарить подарки? | 1 | |
4 класс (17 часов) | |||
1 | Культура общения. | 2 | |
2 | Культура общения. | ||
3 | Волшебные слова . | 1 | |
4 | Да здравствует вежливость! | 1 | |
5 | Вежливый отказ | 1 | |
6 | Как вести себя в гостях . | 2 | |
7 | Как вести себя в гостях. | ||
8 | Если с другом вышел в путь. | 1 | |
9 | Правила общения с окружающими. | 1 | |
10 | Правила поведения на уроке и на перемене. | 1 | |
11 | Беседа по телефону. | 1 | |
12 | Язык, мимика и жест . | 1 | |
13 | Отправляемся в музеи. | 2 | |
14 | Отправляемся в музеи. | ||
15 | Какова культура других стран. | 2 | |
16 | Какова культура других стран. | ||
17 | «Поездка» в чужую для тебя страну. (Презентация) | 1 | |
Итого: | 67 часов |
Календарно-тематическое планирование 2 модуля
МОДУЛЬ II «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 класс (17 часов) | |||
1 | Я – неповторимый человек. | 1 | |
2 | Оцени других и себя. | 1 | |
3 | Что в имени моем? | 2 | |
4 | Что в имени моем? | ||
5 | Откуда пришли фамилии. | 2 | |
6 | Откуда пришли фамилии. | ||
7 | Мальчики и девочки. Дружить или ссориться? | 1 | |
8 | Посеешь характер - пожнешь судьбу. | 1 | |
9 | Как стать прилежным и старательным. | 1 | |
10 | Жадность и жадины. | 1 | |
11 | Доброта и отзывчивость. | 1 | |
12 | Моя внимательность и внимание. | 1 | |
13 | Ответственность и я. | 2 | |
14 | Ответственность и я. | ||
15 | Зависть. | 1 | |
16 | В дружбе сила. | 1 | |
17 | На чем основано взаимопонимание. | 1 | |
2 класс (17 часов) | |||
1 | Правда и ложь. | 1 | |
2 | Добро и зло. | 1 | |
3 | Волшебники добра. | 1 | |
4 | На чем основано взаимопонимание. | 1 | |
5 | О лени и лентяях. | 1 | |
6 | Терпенье и труд все перетрут. | 1 | |
7 | Какими в жизни следует быть? | 1 | |
8 | Я и мое настроение. | 2 | |
9 | Я и мое настроение. | ||
10 | Где же живут волшебники? | 1 | |
11 | Я могу управлять своим настроением. | 1 | |
12 | Эмоции и мое поведение. | 2 | |
13 | Эмоции и мое поведение. | ||
14 | Узнай настроение человека. | 1 | |
15 | Путешествие в страну чувств. | 1 | |
16 | Почему люди злятся. | 1 | |
17 | Мое отношение к окружающим. | 1 |
3 класс (17 часов) | |||
1 | Добрые дела. «Доброе дело два века живет». | 1 | |
2 | Жизнь дана на добрые дела. | 2 | |
3 | Жизнь дана на добрые дела. | ||
4 | Быть скромным - это хорошо или плохо. | 1 | |
5 | Учитесь быть скромным. | 1 | |
6 | Это просто хвастунишки. | 1 | |
7 | Быть честным – хорошо или плохо? | 1 | |
8 | Учись смело говорить правду. | 1 | |
9 | Чем отличается фантазия от лжи? | 1 | |
10 | Учитесь быть щедрыми. | 1 | |
11 | Быть щедрым – это хорошо или плохо? | 1 | |
12 | Что выбираешь ты? Зло или добро. | 1 | |
13 | Кто такие русские богатыри. | 2 | |
14 | Кто такие русские богатыри. | ||
15 | Я должен быть опрятен. | 2 | |
16 | Я должен быть опрятен. | ||
17 | Кто такой джельтмен? | 1 | |
4 класс (17 часов) | |||
1 | Быть трудолюбивым - это хорошо или плохо? | 1 | |
2 | Учитесь быть трудолюбивым. | 1 | |
3 | Поговорим о воровстве. | 1 | |
4 | Вредные привычки. | 1 | |
5 | Ты и твои друзья. | 2 | |
6 | Ты и твои друзья | ||
7 | Я и мое настроение. | 1 | |
8 | Я могу управлять своим настроением. | 2 | |
9 | Я могу управлять своим настроением. | ||
10 | Учись сдерживать свои эмоции. | 1 | |
11 | Эмоции и поведение. | 1 | |
12 | Как можно узнать настроение человека? | 1 | |
13 | В стране чувств. | 2 | |
14 | В стране чувств. | ||
15 | Где сидит доброта? | 1 | |
16 | Кто такие холерики, флегматики, сангвиники, меланхолики. | 2 | |
17 | Кто такие холерики, флегматики, сангвиники, меланхолики. | ||
Итого: | 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению для 1 класса "Нам птицы просигналили подъём!"
Эта аторская программа составлена для занятий с учащимися 1 класса. Цель программы: формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом. Деятельность программы предполагает включе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Моя первая экология» 3 класс
Рабочая программа по социальному направлению для работы во внеурочной деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Моя первая экология» 3 класс
Рабочая программа по социальному направлению для работы во внеурочной деятельности....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Город мастеров" для начальных классов по ФГОС
Программа составлена для обучающихся 1 - 4 классов общеобразовательных школ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа общения» для обучающихся 1 «И» класса (вариант 2)
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Данная программа ориентирована ...