Использование инновационных методов, способствующих формированию познавательной деятельности младших школьников.
статья на тему
В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие.
В решении этих проблем ведущая роль отводится учителю. Необходимо пересмотреть свою работу, освоить новые методы обучения современного младшего школьника, по-новому взглянуть на само построение урока и форму его проведения.Исследования показывают, что качество усвоения материала напрямую зависит от способов получения информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mbou_gimnaziya_6.docx | 27.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование инновационных методов, способствующих формированию познавательной деятельности младших школьников. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)
“Без стремления к новому нет жизни,
нет развития, нет прогресса”.
В.Г. Белинский
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать обычный урок необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? И это не случайно. Новое отношение к жизни предъявляет и новые требования к школе.
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний.
В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие.
В решении этих проблем ведущая роль отводится учителю. Необходимо пересмотреть свою работу, освоить новые методы обучения современного младшего школьника, по-новому взглянуть на само построение урока и форму его проведения.Исследования показывают, что качество усвоения материала напрямую зависит от способов получения информации. При обучении ученик усваивает:
-10% прочитанного,
-20% услышанного,
-30% увиденного,
-90-100% того, что сделал сам.
Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьезные затруднения в восприятии и изучении учебного материала по всем школьным предметам. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании познавательной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления через письмо и чтение.
Китайская пословица гласит: «Не дай голодному рыбу – дай ему удочку». Умение добывать нужную информацию, подходить к ней критически, фиксировать её различными способами, понимать информацию, представленную в разных формах: и изобразительных, и схематически и переводить эту информацию в словесную форму. А также проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение – это познавательные универсальные учебные действия, которые успешно могут быть сформированы при использовании технологии критического мышления.
Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов.
Технология критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии «вызова», «осмысления», «рефлексии».
Каждый этап включает в себя огромное количество различных приемов, среди которых всегда можно найти свои, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания.
Этапы технологии ЧПКМ | Задачи | Приемы |
Вызов (Приемы на этой стадии направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала. ) |
|
|
Осмысление |
|
|
Размышление (рефлексия) |
|
|
Использование на уроках приёмов развития критического мышления способствует развитию у школьников следующих умений:
- понимать прочитанное и услышанное;
- анализировать текст совместно с другими людьми;
- писать, чтобы учиться;
- вести исследовательскую работу в группе;
- доступно передавать информацию другому человеку;
- самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы;
- использовать полученные знания в жизни.
Рассмотрим, как можно использовать приёмы технологии критического мышления на уроках окружающего мира
Приём кластер («гроздь») - это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» — графический прием систематизации материала. Как составляется кластер? В центре листа записывается ключевое понятие. От него в разные стороны расходятся стрелки – лучи, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи могут ветвиться дальше и дальше. Кластер используется нами на разных этапах урока.
1.Приём «Синквейн» Синквейн в переводе на русский язык означает – «пять строк», которые выстраиваются пирамидой в определённой последовательности. Правила написания синквейна: Первая строчка-тема одним словом (существительное). Вторая строчка-описание темы в двух словах (два прилагательных). Третья строчка- описание действия (три глагола). Пятая строчка-ассоциация, синоним темы (обычно существительное). Синквейн можно использовать по любой теме, на любом уроке. Он позволяет кратко и ёмко выразить мысль, обобщить тему, подвести итог. Его можно использовать как игру и как творческое задание. С его помощью дети учатся кратко выражать свои мысли и эмоции.
Иван 4
грозный жестокий
правил, строил, казнил
истребил много людей
тиран
2. Тема «Стояние на Угре», 3 класс учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков Приём «Верю – не верю» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- Верно ли, что Дмитрий вступил на московский престол в 12 лет?
- Верно ли, что в 1385 году огромное ордынское войско двинулось на Русь?
- Верно ли, что на военном совете было решено перейти Дон и принять бой на Куликовском поле?
- Верно ли, что битва началась единоборством Дмитрия и ордынского воина?
- Верно ли, что рядом со своим войском бился и Дмитрий Донской?
- Верно ли, что тактика Дмитрия Донского помогла одержать победу над войсками Мамая?
- Верно ли, что страшное зрелище представляло собой Куликовское поле после битвы?
- Верно ли, что Куликовская битва имела громадное значение для всего русского народа?
- Верно ли, что Дмитрия прозвали Донским, как и отца?
- Верно ли, что освобождение Руси произошло в 1480 после «стояния на реке Угре»?
Следующей инновационной технологией позволяющей добиться позитивных результатов в формировании познавательной деятельности младших школьников можно назвать развивающий канон.
Развивающий канон – это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями. РК можно успешно использовать в учебном процессе для оживления творческого отношения к самым разным предметам: математике, русскому языку, окружающему миру, информатике и любым другим предметам. Его можно применять для тренинга памяти, аналитических способностей, творческого воображения. Развивающий канон может иметь различные формы:
табличную:
тяжелый | ? |
широкий | узкий |
высокий | ? |
Андерсен | ? |
? | Дениска |
сказка | ? |
Можно и усложнить табличный канон, в котором необходимо не только вставить недостающее звено вместо знака вопроса, но и увидеть закономерность в одном из столбцов таблицы.
пальто | а |
? | о |
песок | ? |
ступенчатую:
человек | ||
рука | пальцы | |
? | глаз | зрачок |
Каноны могут объединяться в так называемый каскад. Это уже комплекс вопросов, для решения которых необходимо привлекать знания из различных предметных областей и дисциплин. Например:
одуванчик | ? | колокольчик |
желтый | ? | фиолетовый |
? | земляника | ? |
фрукт | ? | овощ |
? | лес | ? |
В каскаде каждые две соседние строчки - это канон, который решается в сопоставлении с соседними.
Использование Развивающего канона как формы представления учебных заданий позволяет развивать у ученика начальной школы систему качеств, необходимых для успешной учебной деятельности, позволяет наиболее полно им самораскрываться. Думаем, что использование развивающего канона в образовательном процессе отвечает требованиям времени, а также запросам и потребностям учителей начальной школы, а поэтому будет актуальным в эпоху различных образовательных нововведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий для формирования познавательной активности младших школьников на уроках и внеурочное время
обобщение опыта...
\'\'Инновационные технологии в формировании познавательной активности младших школьников в рамках ФГОС\'\'
Инновационные технологии в формировании познавательной активности младших школьников в рамках ФГОС...
Значение практических работ для формирования познавательной деятельности младших школьников
Ведение наблюдений за предметами природы - постановка с ними опытов в связи с изучением окружающего мира вносят большой вклад в решение образовательных и воспитательных задач, поставленных перед совре...
Психолого-педагогические аспекты формирования познавательной деятельности младшего школьника
Традиционное обучение учащихся начальной школы не обеспечивает компьютерно-информационной грамотности, служащей фундаментом развития интерактивной индивидуальности – человека, свободно строящего взаим...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Активизация познавательной деятельности младших школьников на самоподготовке".
1.Актуальность опыта.2.Концептуальность опыта.3.Теоретическая база опыта.4.Ведущая педагогическая идея.5.Оптимальность и эффективность средств.6.Результативность опыта.7.Приложение....
« Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»
« Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»...
Материал для выступления по теме " Использование краеведческого материала для формирования познавательной активности младших школьников"
Данный материл будет полезен учителям начальной школы . Представленные формы и методы работы с краеведческим материалом на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе помог...