Программа курса "Мы - исследователи"
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_my-issledov_3_klass.docx | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Щелковская гимназия
Щелковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МБОУ Щелковской
гимназии ЩМР МО
от 29.08 2017 № 380/од
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Мы - исследователи»
3 класс
на 2017-2018 учебный год
Составитель: Петрова Ирина Борисовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2017 г.
Программа внеурочной деятельности по курсу «Мы - исследователи» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе образовательной программы начального общего образования МБОУ Щёлковской гимназии ЩМР МО, методических рекомендаций по использованию цифровой лаборатории в начальной школе, автор Игнатьева Е. Ю.М: Просвещение, 2012, методических рекомендаций «Исследование окружающего мира младшими школьниками с помощью цифрового микроскопа», авторы Ю. А. Васильева, Л. В. Гудзь, М: Просвещение, 2012.
Курс «Мы - исследователи» включен в программу внеурочной деятельности и дополняет обязательную предметную область «Окружающий мир».
В учебном плане на внеурочную деятельность по программе курса «Мы - исследователи» в 3 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Планируемые результаты освоения программы курса.
В третьем классе продолжится формирование
личностных результатов обучения:
- воспитание и развитие социально значимых личностных качеств,
- индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду,
- системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающих успешность совместной деятельности.
У обучающегося сформируется (научится):
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России»;
• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с окружающим миром.
Обучающийся получит возможность для формирования (получит возможность научиться):
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеурочную деятельности;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на окружающий мир как значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
∙ получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
∙ получат возможность осознать своё место в мире;
∙ познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
∙ получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
метапредметных результатов:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
∙ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
∙ учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
∙ осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
∙ оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи или области;
∙ адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
∙ различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
∙ в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи;
∙ проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве;
∙ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
∙ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
∙ осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
∙ строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
∙ проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
∙ устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
∙ строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Обучающийся получит возможность научиться:
∙ осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
∙ записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
∙ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
∙ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
∙ осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
∙ осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
∙ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
∙ использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
∙ адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
∙ допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
∙ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
∙ формулировать собственное мнение и позицию;
∙ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
∙ задавать вопросы;
∙ использовать речь для регуляции своего действия;
∙ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
∙ учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
∙ учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
∙ понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
∙ аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
∙ задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
∙ осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
∙ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
∙ адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание программы.
Содержание программы отражает вопросы исследовательского обучения. Исследование окружающего мира ведется с помощью цифровой лаборатории, цифрового микроскопа и компьютера. Занятия курса разделены на теоретическую и практическую части. От развития исследовательского поведения, от умелого использования этих знаний в практике во многом зависит и жизненный успех отдельной личности, и сама возможность выживания человечества в современном динамичном мире. Запланирована целенаправленная работа по развитию поисково - исследовательских способностей и коммуникативных умений. Содержание направлено на расширение кругозора обучающихся, развитие их познавательной активности, творческого потенциала, овладение навыками сбора числовых и аудио-визуальных данных в естественно-научных наблюдениях и экспериментах с использованием цифровых датчиков, формирование у обучающихся навыка самостоятельного поиска, отбора и анализа информации, проводить исследования окружающего мира с помощью цифрового микроскопа. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: познавательной, практической, социальной. Курс носит развивающий характер. Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Формы организации занятий: коллективная игра, экскурсия, наблюдения, эксперимент, опыты, исследования, проект, составление модели и таблицы, поделка, викторина, КВН, газета, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация и т.д.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения | Скорректи-рованная дата |
Работа на компьютере. Техника безопасности. Программы Paint, Word | 06.09 | ||
Работа на компьютере. Интернет. | 13.09 | ||
Наблюдение и экспериментирование. | 20.09 | ||
Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | 27.09 | ||
Правильное мышление и логика. | 04.10 | ||
Как подготовиться к защите. | 11.10 | ||
Презентация исследовательской работы (индивидуальная работа) | 18.10 | ||
Презентация исследовательской работы (индивидуальная работа) | 25.10 | ||
Исследование окружающего мира с помощью цифрового микроскопа. Правила работы. | 08.11 | ||
В гостях у полезных ископаемых. | 15.11 | ||
В гости к весне. Размножение и развитие растений. | 22.11 | ||
Чистота – залог здоровья! Здоровый образ жизни. | 29.11 | ||
Наше питание. | 06.12 | ||
Разнообразие животных. Насекомые. | 13.12 | ||
Размножение и развитие животных. Рыбы. | 20.12 | ||
Исследование окружающего мира с помощью цифровой лаборатории. Правила работы. | 27.12 | ||
Зачем нужны измерительные приборы. «Тела, вещества, частицы» | 10.01 | ||
Всё познаётся в сравнении. «Экологическое равновесие» | 17.01 | ||
Такая разная вода. «Организм человека» | 24.01 | ||
Тайны светового луча. «Здоровый образ жизни» | 31.01 | ||
Невидимый океан. «Про воздух» | 07.02 | ||
Чудо – волны. «Звук, его свойства» | 14.02 | ||
Громкость звука. «Умей предупреждать болезни» | 21.02 | ||
Ослабление громкости звука. «Здоровый образ жизни» | 28.02 | ||
Термос. «Вода» | 07.03 | ||
Здоровый образ жизни. «Да будет свет!» | 14.03 | ||
Природа вокруг нас. «Для чего «ничего»? | 21.03 | ||
Культура и образование. «Чёрным по белому» | 04.04 | ||
Учимся решать жизненные задачи. «Теплы ли тёплые вещи» | 11.04 | ||
Растения в нашем классе. «Разнообразие растений» | 18.04 | ||
Природа вокруг нас. «У природы нет плохой погоды». | 25.04 | ||
Экологический мониторинг «Мир глазами эколога» | 02.05 | ||
Творческая работа. Составление тематического альбома. | 16.05 | ||
Творческая работа. Составление тематического альбома. | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"
Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг". Подпрограмма "Тренинг" направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...
Программа "Я исследователь"(работа из интернета)
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...
Занятие № 1 по программе "Я- исследователь" по теме "Что такое исследование"
Занятие № 1 по программе "Я- исследователь" по теме "Что такое исследование" 1 класс...
Программа "Я-исследователь"
ПРОГРАММА КУРСА «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» (1–4 классы) А.И. Савенков...
Программа "Юный исследователь" внеурочная деятельность
Формировать индивидуальную и творческую личность ребенка можно на внеурочной деятельности, где полностью раскрывается ребенок....
Программа "Юный исследователь"
Цель программы развитие интеллектуально - творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Расчитана программа на 4 год...
Дополнительная образовательная программа "Я-исследователь"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"разработана на основе авторской программы А.И. Савенкова "Я - исследователь"...