" Проектирование межпредметных курсов в рамках урочной и внеурочной деятельности в начальной школе"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Тема:" Проектирование межпредметных курсов в рамках урочной и внеурочной деятельности в начальной школе".
Хочу начать свое выступление со слов известного педагога и психолога Шалвы Александровича Амонашвили: "Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими".
Новые задачи, стоящие перед школой, сегодня требуют новых подходов к обучению и воспитанию детей. Педагогическая наука и практика в творческом союзе стремятся найти новые решения осуществления учебно-воспитательного процесса, поэтому многие педагоги-исследователи и новаторы-практики начинают искать "новизну" на пути "межпредметной интеграции".
Задача современной школы - формирование выпускника нового типа, обладающего не просто предметными, а метапредметными знаниями. Невозможно всему этому обучить в рамках одного урока. Для этого требуется чередование урочной и внеурочной деятельности, которые должны дополнять друг друга. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника. Успешная реализация всего этого возможна во внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и школьников на творческий поиск, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения. Таким образом, учителя получили "инструмент", в лице внеурочной деятельности, для разностороннего развития личности ребенка.
Внеурочная деятельность нашей школы соответствует структуре и требованиям ФГОС. Аудиторные занятия сочетаются с другими видами деятельности: экскурсии, посещение музеев и театра, викторины, КВН и др. Все виды внеурочной деятельности ориентированы на воспитательные результаты и используются по желанию учащихся. Внеурочная деятельность в нашей школе осуществляется по следующим направлениям: социальное, общекультурное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное и представлена следующими курсами.
Направление внеурочной деятельности | Реализуемые курсы |
Общекультурное | «Разговор о правильном питании» |
Духовно-нравственное | «Диалог культур» |
Общеинтеллектуальное | «Интеллектуальный клуб» |
Спортивно-оздоровительное | «Уроки доктора Здоровье» |
Общеинтеллектуальное | «Хочу все знать» |
Социальное | «Уроки Милосердия» |
А сейчас я хотела бы продемонстрировать вам модель проектирования межпредметных курсов в рамках урочной и внеурочной деятельности на примере курса "Уроки доктора Здоровье". В соответствии с Законом “Об образовании” именно здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Интеграция - с уроками окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства и т.д. Данный курс рассчитан на 4 года обучения. Он направлен на развитие у младших школьников наблюдательности, умению устанавливать причинно-следственные связи и предусматривает проведение экскурсий и практических занятий, в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, театр, музей и т. п.).
Урок окружающего мира в 1 классе. Тема урока- "Будь здоров"
Цель: повторить и расширить полученные ранее сведения о правилах здорового образа жизни.
Тема курса: "Здоровый образ жизни"
Результат интеграции - проведение внеклассного мероприятия "Здоровым быть здорово!" Цель мероприятия: формирование здорового образа жизни посредством правильного питания. На данном мероприятии учащиеся рассмотрели составляющие здорового питания, посетили исследовательскую лабораторию, где заранее подготовленные консультанты - ученики рассказали о вреде самого любимого лакомства детей: чипсах, газированной воде, жвачке. Провели опыт с газированной водой и конфетами "Ментос", проанализировав его, ребята увидели, что то же самое происходит в их организме при употреблении этих продуктов. И завершающим этапом была разработка памятки здорового питания.
Окружающий мир 2 класс. Тема урока: Здоровью цены нет!"
Тема курса: "В здоровом теле, здоровый дух!"
Результат - проведение мероприятие "Цветные человечки". В ходе мероприятия ребята разбились на группы по цвету: белый- белки, оранжевый- углеводы, зеленый -витамины, желтый- жиры и доказали их значимость в нашем организме. Затем у нас "родился" оригинальный номер про этих цветных человечков. Мы назвали его "Радуга". И были приглашены выступить с ним, в качестве группы поддержки, на региональном конкурсе "Лучший повар".
Окружающий мир 2 класс. Тема урока "Школа первой помощи."
Тема курса: " Травмы"
Результат: практическое занятие "Умей оказать первую медицинскую помощь". На занятие была приглашена школьная медсестра, которая рассказала учащимся о видах травм и познакомила со способами оказания первой помощи при порезах, ушибах и переломах. Ребята попробовали себя в роль врачей и пациентов.
Окружающий мир 3 класс. Тема урока : " Отправимся на экскурсию." (цель урока: вспомнить правила поведения в театре, расширить знания о театре.)
Тема курса: " Как вести себя в театре".
Результат - посещение Мичуринского драматического театра. Просмотр спектакля. На первый взгляд, театр и здоровье друг с другом никак не связаны. Однако это не так, еще во времена наших предков театральное действие считалось могучим средством снятия эмоционального напряжения, гармонизации психики, обретения душевного и физического здоровья. Именно это являлось целью нашего посещения.
Окружающий мир 3 класс. Тема урока :"Транспорт".
Тема курса: "Транспорт и улица"
Результат - составление памятки "Правила поведения в транспорте и на улице", участие в акции "Осторожно дети! в преддверии Всемирного дня памяти жертв дорожно - транспортных происшествий. Акция проходила совместно с представителем Мичуринской и Моршанской Епархии и сотрудниками ГИБДД. Ребята вручали водителям листовки-памятки с алгоритмом действий водителей при ДТП и листовки "Скутер детям не игрушка", "Пристегни самое дорогое".
Урок изобразительного искусства 4 класс. Тема: " Мой край родной".
Тема курса: " Чистота и порядок в городе".
Так как наша школа находится на территории микрорайона Кочетовка, то ребята проводили исследование об истории возникновения Кочетовки и ее развитии. Ученики рассказывали о своих любимых местах, участвовали в трудовой акции «Чистота – залог здоровья». Итогом всей работы стал конкурс рисунков «Какой я вижу Кочетовку через 5 лет».
Урок литературного чтения 2 класс. Тема урока : "Жизнь дана на добрые дела".
Тема курса: "Воспитай себя!"
Результатом стал проект "Дорогою добра!". На первом этапе работы ребята познакомились со стихотворениями А. Барто "Очки", "Я был когда-то болен", С.Я. Маршака "Четыре глаза". Ученики проанализировали стихотворения, в результате сделали вывод, что нельзя смеяться над ребятами, с ограниченными возможностями здоровья. На втором этапе провели конкурс рисунков "Дорогою добра". Третий этап - сбор информации об истории возникновения вежливых слов, их толкование. Четвертый этап - создание словаря вежливых слов.
Урок литературного чтения 3 класс. Тема: "Устное народное творчество". Русские народные сказки.
Тема курса: "Умей организовать свой досуг". Цель: показать детям значимость чтения, по сравнению с компьютерными играми.
Результатом урока и курса стал спектакль "Теремок". Первым этапом было проведение конкурса чтецов, для отбора участников. Второй - конкурс рисунков "Любимая сказка". Третий - изготовление костюмов, масок. Итог - спектакль "Теремок".
Литературное чтение 3 класс. Тема урока: "Устное народное творчество. Пословицы и поговорки русского народа. Использование фразеологических оборотов".
Тема курса: "Неправда и ложь в пословицах, поговорках и фразеологизмах".
Неправда, ложь, грубые или насмешливые слова, сказанные в адрес другого человека, могут нанести эмоциональную травму и отрицательно повлиять на здоровье. Есть такое выражение «ранить словом», т.е. обидеть. Очень часто ребята используют в своей речи слова или выражения, не зная их значения. Поэтому основная цель данной темы: научить детей растолковывать смысл «непонятных» слов, крылатых выражений и распознавать ложь и неправду в пословицах и поговорках.
В ходе работы ребята собирали информацию, выполняли рисунки, исследовали, где и как используются фразеологизмы. Продуктом данного проекта стало изготовление сборника фразеологизмов. А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. На экране появятся работы из данного альбома, ваша задача, догадаться, какой фразеологизм зашифрован (Игра с залом) .
На примере данного урока, помимо литературного чтения, присутствует межпредметная интеграция курса с уроками изобразительного искусства, (выполнение рисунков), русского языка (когда ребятам предлагается записать фразеологизм по рисунку и растолковать его).
Я продемонстрировала несколько примеров интеграции в рамках проектирования одного межпредметного курса. Таким же образом осуществляется работа по другим курсам внеурочной деятельности.
В заключении хотелось бы сказать, что урочные и внеурочные занятия школьников в педагогическом процессе взаимосвязаны и взаимозависимы. Так как изучение любой программной темы урока может быть продолжено во внеурочной работе. Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Это осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования, как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы"
Предлагаю презентацию раскрывающую методы работы над проектом в начальной школе. Описаны этапы работы над проектом, выбор тематики проекта, формы защиты проекта, виды проектов в начальной школе....
«Здоровьесберегающая организация урочной и внеурочной деятельности в начальной школе».
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становиться первостепенной. Проблема многогранна и требует усилий специалистов, в том числе и уч...
Творческие проекты в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе
Статья о том/, как сделать учебную деятельность интересной и увлекательной...
Аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»
Приводится краткая аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»...
Открытое занятие в рамках семинара "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС" по LEGO-конструированию в 1 классе 2013г.-2014 уч.год ) (август 2017)
Разработка занятия с презентацией...
Презентация на тему «Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности».
Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности.Неоценимую роль играет способность учащегося работать в проектной или исследовательской...
Обобщение опыта по теме «Проектная и исследовательская деятельность в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе».
Значение проектной и исследовательской деятельности в начальных классах....