Защита опыта по теме: "Развитие личности ребёнка на основе ди-дактической системы Л.В.Занкова"
материал на тему
Развитие личности ребёнка на основе дидактической системы Л.В.Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
apo.doc | 187 КБ |
prilozhenie_no2.doc | 45 КБ |
prilozhenie_no2.1.doc | 45.5 КБ |
prilozhenie_no3.3.doc | 19.5 КБ |
prilozhenie_no4.doc | 60.5 КБ |
prilozhenie_no_2.2.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Гавшина Людмила Александровна
Управление образования администрации муниципального района
«Волоконовский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1
Волоконовского района Белгородской области»
Развитие личности ребёнка на основе дидактической системы Л.В.Занкова
Автор опыта:
Гавшина Людмила Александровна
учитель начальных классов
МОУ «Волоконовская СОШ№1»
Волоконовка
2011
Содержание
I Информация об опыте……………………………………………………3
II Технология опыта…………………………………………………………7
- Результативность опыта ………………………..14
- Библиографический список………………………………………………17
- Рецензия на опыт работы………………………………………………………18
- Приложение к опыту………………………………………………………20
- Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта. Педагогический стаж работы в МОУ «Волоконовская СОШ№1» 26 лет. За это время учителями накоплен богатый опыт работы по обучению и воспитанию учащихся. Методическая система школы и весь педколлектив постоянно находятся в поиске новых наиболее эффективных технологий, методов и приёмов организации учебно-воспитательного процесса, повышающих качество знаний.
Автора опыта заинтересовала проблема достижения оптимального общего развития личности ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья на основе дидактической системы Л.В. Занкова. Особый педагогический интерес представляют методика преподавания, использование новейших технологий, так как они направлены на развитие и реализацию способностей, дарований ребенка, его личностной природы. Владение этим инструментарием позволяет расширить представление о том, что педагогический процесс творческий и многогранный, проявлять смелость и неординарность мышления, формировать ярко выраженный мотивационный подход в обучении, развивать творческое мышление у школьников.
Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию. Личностью человек становится в процессе развития. Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидума.
Результаты диагностики интеллектуального развития обучающихся, мотивации к учёбе показали, что обучающиеся имели средний и ниже среднего уровень развития личности.
Актуальность опыта. Л.В. Занков более 50 лет назад выстроил систему развивающего обучения, цель которой – оптимальное общее развитие каждого ребёнка, что полностью совпадает с целью, поставленной сегодня перед российским образованием разработчиками Концепции нового ФГОС: «целью и смыслом современного образования является развитие личности».
Сегодня государственная образовательная политика во главу угла ставит развитие личности обучаемых: «Развитие личности - смысл и цель современного образования», что абсолютно совпадает с целью обучения, сформулированной Л.В. Занковым: достижение оптимального общего развития каждого ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья.
Основная особенность системы заключается в согласовании ведущей роли обучения, а следовательно, и руководящей роли учителя с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребёнка, с предоставлением простора его индивидуальности, то есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития личности.
Исходя из того, что материальной основой общего развития является содержание, представляющее факты и явления в их существенных связях, Л.В. Занков определил основную задачу обучения: представить ребёнку широкую целостную картину мира средствами науки, искусства и непосредственного познания.
Ведущей педагогической идеей опыта является повышение творческой активности обучающихся в приобретении знаний, развитие общеучебных умений и навыков, усиление самостоятельности в учебной деятельности через внутренние процессы саморазвития школьников.
Необходимо выстроить процесс обучения, направленный на развитие личности ребёнка уже с первых дней пребывания в школе. Именно такой подход в организации учебно-воспитательного процесса позволяет осуществить система развивающего обучения Л.В. Занкова, по которой работаю в течение 8 лет. Первое знакомство с этой системой убедило меня в том, что она открывает путь успешности в педагогическом творчестве, возможность получения положительных результатов.
Длительность опыта. Работала над опытом в течение пяти лет.
Диапазон опыта представлен методической системой работы учителя во внеурочной деятельности, в системе уроков по учебным дисциплинам
на основе дидактической системы Л.В. Занкова.
Теоретической базой опыта являются основополагающие педагогические теории: система развивающего обучения Л.В. Занкова (обучение на индивидуальном максимально посильном уровне трудности: "… под общим развитием подразумевается разностороннее развитие психической деятельности"), технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова (воспроизведение в собственной деятельности обучающихся логики научного познания, осуществление восхождения от абстрактного к конкретному); гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили (личная направленность учебно–воспитательного процесса, гуманизация педагогических отношений).
Стремлением к развитию личности каждого ребенка, как индивидуальности – одна из главных проблем создания личностно-ориентированной системы обучения, всей педагогической деятельности учителя. Она порождает противоречия, разрешение которых пронизывает всю систему работы.
Основные противоречия | Пути их разрешения |
1. Организация нового содержания образования, направленного на развитие собственной личности ребенка и традиционной системой обучения. | Переход традиционной школы обучения в современную развивающую систему Л. В. Занкова. |
2. Противоречие между социальной средой и участниками образовательного процесса в условиях обновленной среды. | Преодоление стереотипов мышления педагогов, родительской общественности - по отношению к базовому содержанию обучения; - к подаче знаний через систему развивающего обучения; - отказа от авторитаризма и принятие личностно-ориентированной, гуманной педагогики. |
3. Противоречие между средой и личностью ребенка в условиях модернизации образования. | Система развивающего обучения позволяет: - формировать мировоззрение ориентации через развитие личностного потенциала ребенка на основе общечеловеческих ценностей; - находить возможность самореализации каждой личности. |
4. Противоречие между нарастающим объемом информации, включаемым в образовательное пространство и возможностью организации его усвоения. | В соответствии с основными идеями Л. В. Занкова, следует ориентировать учащихся стремиться добывать, открывать, получать знания, выдвинув определенные гипотезы, решая проблемные задания и задачи; учить использовать знания, преодолевая знанием свое незнание. |
5. Противоречие между обновленным содержанием образования и системой оценок достижений учащихся или измерителями. | Ориентация учителя на изучение не только хода усвоения детьми знаний, умений, навыков, но и их развития, причем не только интеллектуального, а общего развития. Изучению общего развития придается приоритетное значение. Чтобы удовлетворять этим требованиям изучение результативности должно осуществляться на двух уровнях: 1 – уровень непосредственных наблюдений за участниками педагогического процесса без применения специальных методик; 2 - уровень более глубокого, детального изучения результативности. Осуществляется с применением специальных методик, приемов, заданий. Осуществление психолого- педагогического скрининга в классе. |
Разрешение противоречий пронизывает всю систему работы, осуществляется в процессе преподавания, обновления содержания, форм и методов работы.
Степень новизны. В последние годы значительные изменения происходят в системе начального образования. Расширено содержание начального образования. На каждом новом этапе обучения изученное понятие обогащается новым содержанием. Богатство содержания, разнообразие методов работы, базирующиеся на особых дидактических принципах и типических методических свойствах системы, дают возможность обеспечивать многообразие видов деятельности обучающихся, позволяют мне наблюдать успешность продвижения каждого школьника в развитии, обучении и воспитании.
II. Технология опыта
Цели написания работы – систематизировать теоретические положения технологий развивающего обучения и показать на примере собственных наработок по системе развивающего обучения Л. В. Занкова, как теоретические аспекты можно применять на практике.
В ходе написания данной работы пыталась раскрыть общетеоретические аспекты темы, имеющие место в отечественной науке.
Считаю, что целесообразно будет остановиться на понятии «развивающее обучение», т. к. одна из задач, выдвигаемых сегодня перед современной школой, - это превращение ее в развивающую.
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. Технология Л. В. Занкова направлена на общее, целостное развитие личности; теория Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова акцентирует развитие СУДов (способов умственных действий); технологии творческого развития отдают приоритет СЭНам (сфере этических и нравственных качеств личности); технология Г. К. Селевко ориентируется на развитие СУМ (самоуправляющие механизмы личности); И. С. Якиманской – на СДП (действенно-практической сфере личности).
Так какой же смысл ученые вкладывают в понятие «развивающее обучение»? «Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития».
Следовательно, и содержание, и методы организации развивающего обучения в первую очередь обусловлены представлениями исследователя (или группы исследователей) о развитии. Та или иная система развивающего обучения характеризуется, прежде всего тем, какого типа содержание и мышление она развивает (В. В. Давыдов). В качестве цели развивающего обучения, указывается целостность и максимальная эффективность обучения (Л. В. Занков), развитие теоретического мышления (Д. В. Эльконин, В. В. Давыдов), формирование субъекта учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему (Репкин В. В.), всестороннее развитие, развитие познавательных потребностей, формирование интеллектуально активной личности (М. И. Махмутов).
Таким образом, вряд ли можно сформировать единые подходы к трактовке, принципам развивающего обучения. Они различны в зависимости от представлений о развитии и задачах развивающего обучения.
И все же можно выделить ряд принципиальных положений, в соответствии с проводимыми формулировками Г. К. Селевко, данными в учебном пособии «Современные образовательные технологии».
1. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
3. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
4. В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности.
5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.
В течение пяти я работаю над темой «Развитие личности ребёнка на основе дидактической системы Л. В. Занкова.»
Обучение по системе Л. В. Занкова основано на следующих принципах:
1. Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности базируется на учении Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития и зоне актуального развития и предусматривает организацию такой коллективной учебной деятельности на уроке, которая ведет к решению той задачи, с которой каждый ребенок в отдельности не может справиться самостоятельно, но оказывается в состоянии решить ее в сотрудничестве с учителем и с учениками.
Но изначально каждый ученик должен столкнуться с познавательной трудностью, следовательно, имеется в виду трудность, заключающаяся в осознании необходимости нового знания, нового способа деятельности.
2. Принцип ведущей роли теоретических знаний. Сущность принципа – в характере трудности, очерченной познанием закономерностей, взаимозависимостей явлений, их внутренней связи.
3. Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала предусматривает отсутствие многократных однообразных повторений; постоянное движение – вот основной смысл принципа.
4. Принцип осознания школьниками прогресса учения. Обучение строится так, чтобы школьники осознали закономерность последовательности изучения материала и взаимосвязь понятий, изучаемых на различных
уроках, необходимость заучивания отдельных правил и понимания источни ков ошибок. Данный принцип развивает рефлексию, самоанализ.
5. Принцип достижения возможного наивысшего результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых. Он предполагает, что продумывание каждого урока, каждого его этапа должно быть ориентировано на детей разного уровня, должно способствовать включению каждого ребенка в активную познавательную деятельность.
Методическая система Л. В. Занкова обладает следующими свойствами:
- Многогранность развития у детей не только интеллекта, но и ума, вои, чувств.
- Процессуальный характер, то есть познание идет не только последовательно вперед, но и может возвращаться назад, каждый новый материал усложняет изученное.
- Коллизии, то есть столкновение противоречий.
- Вариативность.
- Универсальность.
- Способность к развитию.
Учитывая рекомендации Л.В. Занкова мною разработаны уроки
- по русскому языку (Приложение № 1, № 1.1)
- по литературному чтению (Приложение № 2, № 2.1)
- по математике (Приложение № 3, № 3.1)
- по окружающему миру (Приложение № 4)
Содержание образования (традиционного или обновленного)
осваивается учащимися по общим закономерностям: восприятие — понимание (осмысление) - применение (репродуктивная деятельность) -использование в новых условиях.
В условиях развивающего обучения главным является субъективная позиция ученика, когда им осуществляется активная самостоятельная деятельность по внедрению в неосвоенную область (проблему) - сравнение, сопоставление, выявление закономерности, поиск различных способов решения поставленной проблемы; практическое освоение выбранного, оптимального для ученика способа - и в конце, как результат деятельности, ребенок не только усваивает информацию, но и переживает чувство сопричастности к коллективному поиску и удовлетворению от его результатов.
Обучение строю на целенаправленном использовании моделирующей деятельности, применяю систему игр с правилами, которая развивает инициативность, мышление, внимание, умение рассуждать, думать. В структуре уроков отражены новые подходы к развитию контролирующей деятельности учащихся (рубрика «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки» и другие).
Для развития логического мышления предусматриваю специальные методические приёмы. Так рубрика «Скажи своё мнение» ставит учащихся перед необходимостью выдвинуть гипотезу, поспорить, порассуждать, сравнить своё мнение с мнением других и с текстом учебника.
Важной особенностью уроков является создание условий для развития поисково-исследовательской деятельности. Школьники осваивают принципиально новую роль - не просто «ученик», «слушатель», а исследователь. Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания, ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика «Выскажи предположение»), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задание « Выскажи своё мнение»). В этом случае меняется место и роль образца (правила, способа, вывода). Он не предъявляется учителем, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает её, что даёт возможность каждому ученику «открыть» для себя и сознательно принять научное знание
В практике моей работы я опираюсь на выше перечисленные принципы
образовательного процесса. Система Л.В. Занкова является концептуальной основой моего повседневного труда, которая на протяжении всех лет работы в школе по этой системе стала смыслом моей деятельности, жизни, отношения к детям, так как она направлена на общее, целостное развитие личности ребёнка. Использую в своей работе методы, направленные на развитие личности ребёнка. Эти методы при определённом применении стимулируют познавательную деятельность учеников. Метод познавательной игры, метод учебных дискуссий, метод поощрения, метод создания ситуаций успеха в учёбе направлены на обеспечение интереса школьников к учению, повышение их ответственности к учёбе.
Большое значение для успешного обучение имеет контроль и самоконтроль, осуществляемый методами устного, индивидуального фронтального контроля.
Применяю проблемно-поисковые методы с целью развития навыков творческой познавательной деятельности.
Особое внимание уделяю творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе самостоятельности каждого ученика. Это достигается в применении заданий проблемного и развивающего характера.
Например, при изучении темы: « Спряжение глаголов» перед учащимися становится проблемная ситуация: «Давайте подумаем, можно ли дальше глаголы распределить в две группы - по спряжениям? Почему?»
Свои уроки планирую так, чтобы ученик прочно овладевал знаниями, решал доступные познавательные задачи, вырабатывал навыки внимательного восприятия учебной информации, умел без затруднений выполнять учебные упражнения, проводил опыты, а также преодолевал встречающиеся
затруднения. Проблемное обучение развивает личность ребёнка. К каждому уроку подбираю упражнения, которые направлены на развитие творческого мышления, памяти, речи.
Уроки «Литературного чтения» развивают оценочные суждения учащихся, умение анализировать эмоциональное состояние, вызванные чтением конкретного произведения, а также ведут к осознанию учеником значения читательской деятельности как средства успешного обучения и развития человека(Приложение № 2.3).
Перед чтением ученики знакомятся с творчеством писателя. Они разгадывают кроссворд, где находится зашифрованное имя писателя (Приложение № 2)
После чтения ученики получают задание придумать свою концовку к произведению или составить вопросы к прочитанному.
На уроках использую ролевые игры, кроссворды составленные учащимися.( Приложение № 2.2)
На уроках «Окружающий мир» развивается общая культура учащихся, эрудиция, творческие способности. Ведущей идеей уроков является отбор наиболее актуальных для ребёнка знаний, преобладает поисковая и творческая деятельность, дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть (Приложение № 4- разработка урока по окружающему миру)
Даю тестовые задания по изученным темам (Приложение № 4.1)
На уроках математики предъявляю материал дискуссионного характера, когда учащиеся в процессе учебного диалога определяют способ построения учебной задачи, обсуждают, доказывают алгоритм её решения. Такой способ позволяет существенно проверить уровень математического образования школьников, развить их мышление, инициативность и воспитывать устойчивый интерес к занятиям математикой(Приложение № 3, №3.1)
Моим ученикам нравится принимать участие в игре «Кто больше решит примеров за день или неделю». Игра привлекает детей, и они с удовольствием включаются в неё.
В своей работе использую карточки по уровню их трудности. Карточки отличаются друг от друга по цвету( карточки красного цвета рассчитаны для сильных учеников, зелёного цвета для средних , а синего для слабых.) (Приложение № 3.4).Ученики любят сами составлять задания, которыми обмениваются друг с другом и выполнение которые самостоятельно друг у друга проверяют.
Большое внимание уделяю на уроках математики устному счёту, чтобы ясно представить себе роль, которая отводится устному счёту в занковской системе. Рассмотрим, какие функции он может выполнять в учебном процессе:
- формирования умения работать в коллективе в заданном и достаточно быстром темпе;
- развитие такого свойства мыслительной деятельности как гибкость ума, быстрота переключения с одной проблемы(задачи, аспекта) на другую;
- совершенствование вычислительных навыков в пределах простых (в основном табличных) случаев выполнения арифметических действий.
Уже простое перечисление показывает, что занковская система отнюдь не отвергает этот вид учебной деятельности, но предъявляет к ней особые требования ( Приложение № 3.2).
При решении уравнений у учащихся формируется умение выполнять логическую операцию «подведи под определение»- это важно для развития логического мышления детей. При нахождении значения выражения ставится проблема: «Вычисли значение выражения разными способами и сформулируй вывод о полученных результатах на основе наблюдений» ( Приложение № 3.3).
На уроках русского языка учащиеся знакомятся с основными лингвистическими знаниями. На каждом уроке работаю над развитием орфографической зоркости. Работа с таблицами, тренировочные упражнения формируют у учащихся навыки грамотного письма.
Комментированное письмо помогает предупредить ошибочные написания, повторить и закрепить учебный материал не только предыдущего урока, но и материал, пройденный ранее, что способствует переходу материала из кратковременной памяти в долговременную.
Изучая темы: «Изложение», «Сочинение» у учащихся развивается речь, творческие способности, инициативность, самостоятельность.( Приложение № 1.7)
Использование на уроках различного дидактического материала позволяет не только дать доступные для каждого в данный момент упражнения, но и дифференцировать помощь школьникам в их выполнении. При этом применяю карточки, перфокарты, схемы, разъясняющие рисунки, упрощённые задания ( Приложения № 1.5).
Дидактическим стержнем урока русского языка в системе Л.В.Занкова является деятельность самих учащихся. Ученики не просто решают, обсуждают, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. С учащимися из урока в урок проводится такая работа: «Найди лишнее», «Разбей на группы».( Приложение №1.6)
Занимательным средством на протяжении всего курса русского языка является специальная рубрика « Секреты речи».
На этапе актуализации опорных знаний провожу работу в группах, парах, где учащиеся имеют возможность общаться, получать помощь, где без обоюдного контроля трудно прийти к общему результату.
При работе со словами из словаря использую загадки, при этом добиваюсь понимания учеником значения изучаемого слова как результат знания его этимологии, связи с изученными ранее словами и активного включения в речевую практику (Приложение № 1.4).
На этапе закрепления включаю в учебный процесс работы с таблицами, схемами, графами ( Приложение № 1.3).
При обобщении и систематизации знаний предлагаются вопросы разного уровня. Поэтому ученик, отвечая (или не отвечая) на них, может самостоятельно оценить свои знания.
Во время контроля знаний, предлагаю задания, построенные по принципу самоконтроля, когда проверку ученик осуществляет без помощи учителя (выполнил быстро, правильно, самостоятельно; правильно, но медленно; правильно, но с помощью других; сомневаюсь в правильности решения и т. д.)
Контроль, оценку и самооценку учебной деятельности учащихся на уроках провожу через рефлексию. Рефлексия-процесс, познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей, переживаний, размышления о самом себе.
Осуществляю рефлексию разными способами (Приложение № 5.).
Благодаря рефлексии учебная деятельность учащихся и ответственность учителя за свой труд становятся более осознанными.
Плодотворно влияет на общее развитие обучающихся проектная деятельность. Ученики 4 «А»класса активно принимали участие в школьных научно-практических конференциях «Я- исследователь» с проектами : «Хлеб- всему голова», «Сколько весит здоровье ученика?», а с проектом «Земля,мы за тебя в ответе !» выступили на региональном этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я- исследователь», где стали лауреатами конкурса (Приложение № 5.1. )
Дидактическая система, направленная на общее развитие школьников, разработанная под руководством Л.В. Занкова, является альтернативной той системе обучения, которая действовала и действует сейчас в практике.
III. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
К концу обучения в начальной школе у младших школьников должны быть сформированы основные компоненты: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.
Используя данную систему обучения, удаётся сохранить и поддержать индивидуальность ребёнка, его физическое и психологическое развитие, формирование умения учиться.
Организация обучения с учётом деятельности учащихся в зоне ближайшего развития, а также его интересов позволяет развивать инициативность и самостоятельность, предоставляет возможность каждому ребёнку работать в собственном темпе, в соответствии со своими силами, сохраняет устойчивый интерес к учению, чтобы оно приносило радость, удовольствие и чувство успеха, чтобы вызвало эмоционально-положительное отношение учеников (удивление, сопереживание, радость открытия) и желание поработать с текстом, иллюстрациями, заданиями, разобраться в задаче, запомнить.
Мои ученики научились самостоятельно организовать свою деятельность планировать и регулировать её, находить средства для решения учебных задач, действий, сравнивать выполненную работу с эталоном.
Качество их знаний за последние три года составляет:
2008-2009 г - 63, 6 %
2009-2010 г - 64 %
2010- 2011г - 65 %
На успешность развития ребёнка в условиях школьного образования влияет много факторов, среди которых важнейшим является развитие учебной инициативы и самостоятельности. От самостоятельности зависит факт успешной адаптации детей, как в начальной, так и в средней школе. Это подтверждают результаты психолого-педагогической диагностики.
По данным диагностики, проводимой во 2 классе (используя методы беседы, наблюдения), уровень развития учащихся был ниже среднего, в 3 и 4 классах он повысился и продолжает расти.
Уровень развития | 2 класс 2008 - 2009 | 3 класс 2009 - 2010 | 4 класс 2010 - 2011 |
низкий | 19% | 31% | 50% |
средний | 39% | 50% | 27% |
высокий | 42% | 19% | 23% |
В результате проведённой работы уровень развития обучающихся повысился в 3 классе на - 12%, в 4 классе на - 19%.
Исследование внимания обучающихся
Исследования уровня школьной мотивации
Дети 4 "А" более адаптированы, мотивация к учению повышена, высокий познавательный интерес у учащихся в классе развивающего обучения.
Выводы:
- на основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что уровень развития познавательных процессов у обучающихся 4 «В» класса высокий. Происходят позитивные изменения в учебной деятельности и развитии;
- ученики имеют высокий уровень школьной мотивации;
- наблюдается устойчивая склонность к переживанию позитивных эмоций, что способствует поддержанию интереса к учению, быстрому росту умений, формированию знаний и выработке творческого отношения к познанию;
- обучающиеся имеют разностороннюю направленность интересов;
- по показателям нравственной воспитанности можно сказать о том, что воспитательная работа в классе организована таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть личность каждого учащегося и способствовать ее самореализации.
IV. Библиографический список
1.Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992 (с изменениями и дополнениями 2004 г.) М. 1997.
2. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2006-2010 годы. Постановление Правительства РФ от 03.10.2002 №732 Официальные документы в образовании.
3. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова. Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова. М ЗАО «Центр общего развития».
4. Избранные педагогические труды Амонашвили Ш. А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования,основанного на принципах гуманно- личностной педагогики. М, Издат. дом Шалвы Амонашвили, 2000.
5.Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М. Педагогика,2009.
6.Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии».Учебное пособие 2009 год.
7.Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Л. В. Занкова. Начальная школа, 2010 №12, с. 57-62.
V. Приложение
1. Приложение№1 Урок русского языка Тема: «Неопределённая форма глагола» 4 класс
2.Приложение №1.2 Урок русского языка Тема: «Правописание окончаний имён прилагательных» 3класс
3.Приложение №1.3 Дидактический материал. Схема основных орфограмм.3-4класс
4.Приложение №1.4 Загадки на уроках русского языка при изучении темы: «Непроверяемые безударные гласные»2-3 класс
5.Приложение№1.5 Использование перфокарт на уроках русского языка по теме: «Части речи» 4класс
6.Приложение№1.6 Игра «Составь слова и найди лишнее» Грамота 1класс.
7.Приложение №2 Урок литературного чтения В.Драгунский « Девочка на шаре»3класс
8.Приложение№2.1 Урок литературного чтения . Новгородская былина «Садко» 4класс
9.Приложение№2.2 Литературное чтение. Кроссворды. 3 класс
10. Приложение № 2.3 Отзыв по прочитанному произведению . Работы учащихся. 4класс
11. Приложение№3 Урок математики на тему: «Устные приёмы умножения трёхзначных чисел на однозначные» 3класс
12. Приложение №3.1 Урок математики на тему: «Округление чисел с заданной точностью» 4 класс
13. Приложение № 3.2Устный счёт на уроке математики по теме: « Внетабличное умножение и деление чисел» 3 класс
14. Приложение №3.3 Математика . Дидактический материал . Тема: «Решение уравнений» 4 класс
15.Приложение№3.4 Математика. Дидактический материал. Разноуровневые задания.
Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел» 1 класс
16. Приложение № 4 Окружающий мир Тема: «Полезные ископаемые»4 класс
17.Приложение №4.1 Тестовые задания по предмету «Окружающий мир» по темам: «Мы – жители Земли» 2 класс, «Я и время» 2 класс, «Термометр» 3класс.
Задания направленные на исследование общеинтеллектуальных умений и навыков.
18. Приложение№ 4.2 Работы учащихся на тему: « Полезные ископаемые» 4 класс
19. Приложение№ 5. Использование рефлексии на уроках.
20 Приложение№5.1.Проектная деятельность
Предварительный просмотр:
Гавшина Людмила Александровна Приложение №2
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1
Волоконовского района Белгородской области»
В. Драгунский « Девочка на шаре»
/литературное чтение 3 класс/
Учитель начальных классов:
Гавшина Людмила Александровна
Волоконовка
2011
Тема: Драгунский « Девочка на шаре»
Цели: способствовать осознать главную мысль рассказа;
содействовать развитию навыков выразительного беглого, правильного чтения;
создать обстановку для воспитания интереса к предмету.
Тип урока: изучение новых знаний способов деятельности.
Оборудование: портрет В. Драгунского; выставка книг В. Дра гунского.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение текста учащимися (с. 138-139).
3. Подготовка к восприятию.
- Вычеркните повторяющиеся буквы, а из оставшихся сло жите фамилию детского писателя.
Д | Б | Р | А |
В | Г | Е | У |
Н | С | К | Ж |
Е | И | В | Й |
Ж | 3 | Б | 3 |
(Драгунский)
- Что вы можете рассказать об этом писателе?
- Какие книги Виктора Драгунского вы читали?
(Работа с выставкой книг писателя.) - Смешные или грустные рассказы пишет Драгунский?
- Вспомните, кто обычно главный герой его рассказов
(Моль чик Дениска.)
- Знаете ли вы, что Дениской звали сына В. Драгунского?
Слово учителя.
Виктор Драгунский по профессии был актером. Когда окон чилась Великая Отечественная война, он, к удивлению всех друзей, ушел из театра и стал работать Рыжим клоуном на манеже Московского цирка. Он очень любил детей: «Ни одного дня без работы для детей, ни одного ребенка без радости...». И только в 40 лет В. Дра гунский начал писать. Всего он написал около 90 рассказов для де тей, Героем его произведений стал младший сын писателя Дениска.
Драгунского нет с нами уже много лет, но книги его продол жают выходить.
- Сегодня мы познакомимся с его рассказом «Девочка на ша ре». Откройте учебники на странице 140.
4. Чтение и анализ текста (с. 140-145).
1. Выразительное чтение текста учащимися по це почке.
По ходу чтения идет словарно-лексическая работа.
2. Беседа по содержанию прочитанного (с. 145).
- Какое впечатление на Дениса произвело цирковое пред ставление? Он воспринял цирк также, как и в первый раз? (У Де ниса есть чуткость к восприятию красивого. Он отмечает то, на что другие дети, возможно, даже не обращают внимания. Все дальнейшее представление для Дениса делится на очень красивое - девочка на шаре, и либо глупо уродливое - клоун с петухом, либо неинтересное и неестественное - львы.)
- Как вы думаете, если бы артист-жонглёр выступал не до девочки на шаре, а после нее, он понравился бы Денису? (С девоч кой на шаре ничто не может сравниться для Дениса, все осталь ное кажется глупым, фальшивым, неестественным. Поэтому, возможно, выступление жонглёра, если бы оно следовало за вы ступлением девочки, понравилось бы ему много меньше, а может, и вовсе не понравилось.)
- А если бы девочка на шаре не выступала в тот день, Дени су понравился бы клоун с петухом? А львы? (Клоун с петухом мог бы ему и понравиться. Что касается львов, то представление со львами никогда не могло бы понравиться Денису. Мальчик с огром ной любовью относится к животным, ему не нравится насилие над животными, то, что их таскают за хвосты, и то, что по ним ходят, как по ковру.)
- Так что же случилось с Денисом? (Денис, потрясенный красотой циркового номера, героиней которого была девочка на шаре, влюбился. Он любуется не только красотой представления, но и красотой самой девочки.)
- Найдите в тексте длинную и чуть-чуть смешную фразу, из которой ясно, как тщательно Денис анализирует малейшие знаки внимания со стороны девочки, как он ценит то, что девочка именно его выделила из всех остальных зрителей. («И в эту минуту эта девочка посмотрела на меня, и я увидел, что она увидела, что я ее вижу, и что я тоже вижу, что она видит меня, и она помахала мне рукой и улыбнулась».)
- То, что Денис влюбился, подтверждается и тем, что после выступления девочки он не может ни о чем думать, - все остальные выступления кажутся ему глупыми и неинтересными. Это подтверждается и тем, что Денис хочет показать девочку отцу и мечта ет снова попасть в цирк.
5. Итог урока.
- Как вы думаете, а что любит В. Драгунский?
6 Домашнее задание.
Дочитать рассказ до конца (с. 145-150).
7. Рефлексия.
Продолжите предложения:
-Мне понравилось…
-Я хотел(а) знать….
-Мне было грустно…
-Я узнал больше …..
Предварительный просмотр:
Гавшина Людмила Александровна Приложение №2.1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1
Волоконовского района Белгородской области»
Новгородская былина «Садко».
/литературное чтение 4 класс/
Учитель начальных классов:
Гавшина Людмила Александровна
Волоконовка
2011
Тема: Новгородская былина « Садко»
Цели: создать условия для работы с былиной «Садко»;
способствовать умению находить в былине «Садко» черты собственно- былинного жанра и жанра сказки;
содействовать развитию умений правильно и выразительно читать былину
Тип урока: урок закрепления и способов деятельности.
Оборудование: иллюстрации к былине «Садко», макет новгородского храма.
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания(выразительное чтение)
3.Актуализация субъектного опыта
Беседа.
— Сегодня на уроке мы продолжим чте ние произведений устного народного творче ства, а именно — былин.
Давайте вспомним, что характерно для этого фольклорного жанра. (Ответы детей.)
Былина — это поэтическое произведение. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей былины правдивы, ибо передают народное понимание истории, народные представления о долге, че сти, справедливости. Былина — это песня-сказание. Но эта песня особая. В ней повест вуется о событиях, объединенных между со бой одними и теми же персонажами. В были нах много исторически достоверных примет. Кто знает, например, старинное вооружение воинов: меч, копье, шлем, кольчугу? Все это обязательно есть у былинного богатыря. В бы линах упоминаются и воспеваются древние города: Киев, Великий Новгород, Чернигов, Муром и т.д. Былины достоверно описывают реальную жизнь наших предков, многие пер сонажи былин — крупные исторические дея тели нашей Родины (взять хотя бы, к примеру, великого князя киевского Владимира — Крас ное солнышко). При всем том, что былины до несли до нас детали жизни, они удивляют и восхищают нас своей фантазией и вымыслом. Кто является главным действующим ли цом прочитанных нами былин? Расскажите, каким вам представляется Илья Муромец.
4. Сообщение темы урока. Постановка
учебной задачи.
Слово учителя.
— Илья Муромец — главное действую щее лицо героических былин, относящихся к Киевскому циклу. А сегодня на уроке мы про читаем отрывок из новгородской былины о Садко. Он и Василий Буслаев — главные ге рои былин древнего Новгорода. События, участниками которых становятся Василий Буслаев и Садко, рисуют жизнь Великого Новгорода во всей его красе. В ходе урока по пытаемся ответить на два вопроса, записан ных на доске:
Что мы узнали из былин о прошлом нашей Родины?
Что ценил русский народ в характере че ловека?
Я просила вас дома прочитать целиком былину «Садко». Что вы узнали из былины о ее главном герое?
5. Чтение отрывка из былины «Садко», помещенного в учебнике. Вопросы для работы с учащимися. Кто является главными героями этого отрывка? О каком эпизоде из жизни Садко в нем рассказывается? Как можно было бы озаглавить этот отры вок? («Садко у Морского царя».)
6. Перечитывание отрывка и размышле ние над его содержанием.
Беседа в ходе выборочного чтения.
— Откройте начало отрывка. Прочитайте, как Садко оказался у Морского царя.
Какие чувства испытывал Садко? Какое слово подчеркивает его глубокую печаль? (Пекучись.)
О чем же горевал Садко? Скажите своими словами.
Прочитайте обращение Морского царя к Садко. О чем он его просит?
Что произошло на море, когда заиграл Садко? Прочитаем, как в былине описывается страшная буря, разыгравшаяся в это время на море. (Играет Садко на гуслях, море волнует ся, гибнут люди. А это большая беда! И по этому молятся люд и господа святому Миколе Можайскому — защитнику мореплавателей.) Услышаны ли мольбы народа? Посмот рите на первую иллюстрацию в учебнике, найдите и прочитайте отрывок, ей соответст вующий. Что просит сделать старик Садко, когда тот окажется на земле? (Построить храм в честь Миколы Можайского.) Как поступает Садко, выслушав старика? (Он выполняет все слово в слово.)
Заметьте, что мы снова встречаемся с од ной из главных особенностей былин — по втором действия.
А какой совет дает старик Садко при вы боре невесты? Найдите и прочитайте отры вок, подходящий ко второй иллюстрации.
Вспомните имя невесты Садко. (Чернавушка.)
Прочитайте про себя следующие строки былины. Кто из вас обратил внимание, какое волшебное превращение произошло с Чернавушкой в былине? (Она превратилась в реку Чернаву.)Отметьте, что такие волшебные превраще ния — еще одна особенность русских былин.Исполнил ли Садко волю старика на зем ле? (Да, конечно, он выстроил храм в честь святого Миколы.) (Удивительно, но в летописях Новгорода от 1171 года говорится, что некий Сотко Сытинич в 1167 году заложил в Великом Нов городе церковь в честь этого святого. Кто знает, может, этот Сотко Сытин и был ле гендарным Садко, побывавшим в подводном царстве?)
— Прочитайте концовку былины. Изме нилась ли жизнь Садко на земле, когда он вер нулся? Как?
Что же заставило Садко вернуться на зем лю, хотя Царь морской сулил ему все подвод ные сокровища? (Огромная любовь к родной земле, к своему Новгороду.)
А что привозит из своего путешествия Садко в Новгород? (Он привозит бессчетную казну, несметные богатства, и этим делает свой город еще богаче и могущественнее. Зна чит, прославить свою Родину можно не только героическими подвигами, но и желанием уви деть ее богатой, сильной и величавой.)
Как вы думаете, чем прославился сам Садко? Почему он остался в памяти народ ной? (Садко прославился своим талантом. Люди во все времена ценили талант!)
А чем прославился в памяти народной Илья Муромец? Что же ценил русский народ в характере человека? (Богатырскую силу, от вагу, честь, щедрость души, готовность к по двигу во имя своих идеалов, а еще смекалку, удачливость и талант.)
7. Обобщающая беседа.
— Воспевая богатырей земли русской, былины звали народ на подвиг во имя Отече ства, поднимали дух народный в минуту тяжких испытаний, укрепляли чувство долга
и чести. Чем же похожи все былинные герои, в том числе и Илья Муромец, и Садко? Можно ли их назвать патриотами земли Русской? Вернемся к нашим вопросам, записанным на доске. На какой из них мы уже ответили? А теперь ответьте на первый.
8. Подведение итогов урока.
— Чем обогатило нас, современных людей, чтение русских народных былин?
9. Домашнее задание.
— Найдите и прочитайте ещё одну новгородскую былину. Подготовьтесь к уроку внеклассного чтения по былинам.
10. Рефлексия «Барометр настроения».
Предварительный просмотр:
Гавшина Людмила Александровна Приложение №3.3
Тема: «Решение уравнений» (4 класс)
1) Найди корни уравнений:
х+198=485 х:(36:6)=36:4
857-е=523-196 е:(501-496)=187
48:р=64:8 (45+27):х=63:7
2)Подчеркни уравнение, для решения которого потребовалось выполнить наибольшее число действий.
3)Соедини линией уравнения, для решения которых пришлось выполнить одинаковое число действий.
Предварительный просмотр:
Гавшина Людмила Александровна Приложение №4
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1
Волоконовского района Белгородской области»
Полезные ископаемые. Главный металл.
/окружающий мир 4класс/
Учитель начальных классов:
Гавшина Людмила Александровна
Волоконовка
2011
Тема: Полезные ископаемые. Главный металл.
Цели:
1. Создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления, диалогической и монологической речи.
2. Побудить интерес к познанию окружающего мира.
3. Помочь осознать важность открытия человеком железа и его роль в развитии цивилизации.
4. Воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование:
Индивидуальные карточки, глобус, карта РФ, карта Белгородской области, карточки-аппликации, компасы, коробочки с кусочками железной руды, магниты, плакаты «Чугун и сталь», «Полезные ископаемые», сборники «Родное Белогорье»; учебник «Мы и окружающий мир» для 4 класса, часть I, Изд-во «Учебная литература» Корпорации «Федоров», 2003.
Тип урока: изучение нового материала
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети: Да!
Учитель: Тогда вперед!
Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома - замечательной планеты Земля.
А что же мы о ней уже знаем? И о чем будем говорить сегодня?
Учитель открывает запись на доске (табл. №1).
Это планета Солнечной системы.
Имеет шарообразную форму.
Окружена воздушной оболочкой.
Поверхность ее - горы, равнины, овраги.
На поверхности - вода, почва, растительность, животные, люди.
Внутри (в недрах) - ?
II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Прочитайте внимательно текст с доски. Как вы думаете, о чем идет речь?
Дети: О нашей планете; о планете Земля…
Учитель: Как вы озаглавите текст?
Дети: Земля.
Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «Земля».
Учитель: Что же нам предстоит выяснить сегодня?
Дети: Что находится в недрах Земли; как она устроена; что у нее внутри есть ядро, о ее богатствах…
Учитель: А что является ее богатствами?
Дети: Полезные ископаемые.
Учитель: Верно.
Учитель прикрепляет карточку со словами «Полезные ископаемые».
В результате работы на доске появляется таблица.
Это планета солнечной системы.
Имеет шарообразную форму.
Окружена воздушной оболочкой.
Поверхность ее - горы, равнины, овраги.
На поверхности - вода, почва, растительность, животные, люди.
Внутри (в недрах) - ?
Учитель: Обратимся к словарю.
Дети читают термины по карточкам на доске.
железо | мел | медь | ртуть |
алмазы | геолог | нефть | каменный |
золото | олово | песок | уголь |
Учитель: Все ли слова вам знакомы?
Дети: Да.
Учитель: Какое слово вы считаете лишним и почему?
Дети: Геологи - люди, остальное - полезные ископаемые.
Учитель: Оставшиеся слова распределите на две группы. Догадались, по какому признаку?
Дети: Да, можно распределить на металлы и неметаллы.
В результате работы на доске получается такая таблица (табл. №2):
железо песок
золото мел
олово лмазы
медь нефть
ртуть каменный уголь
Учитель: Какие металлы вы еще знаете?
Дети: Алюминий, свинец, цинк, серебро.
Учитель: Откройте учебник на стр. 96 и рассмотрите образцы руд.
Дети выполняют задание.
Учитель: Как вы думаете, о каком главном металле пойдет речь сегодня на уроке?
Дети: Наверное, о железе, мы его часто встречаем; может быть, о золоте, потому что оно дорогое.
Учитель прикрепляет карточки со словами «железо» и «золото» под карточку «полезные ископаемые» (к табл. №1).
? полезные ископаемые
железо ? золото
III. Постановка целей и задач урока.
Учитель: Что же мы хотим сегодня с вами выяснить? Посмотрите, какой у нас первый вопрос.
Дети: Что находится в недрах земли?
Учитель: Какой еще вопрос мы с вами выделили?
Дети: Какой металл люди считают главным: железо или золото? И еще нужно определить, почему он главный.
За детьми учитель записывает на доске три вопроса:
Что находится в недрах Земли?
Какой металл люди считают главным?
Почему он главный?
Учитель: Из каких же источников мы можем получить нужные сведения?
Дети: Из учебника; научной литературы; можно спросить у родителей; у одноклассников; найти в интернете.
IV. Включение домашнего здания в ход урока.
Дома дети читали и иллюстрировали рассказ В. Грузинской «Магнит и компас».
Учитель: Сейчас мы перенесемся в далекое прошлое, чтобы посмотреть, как люди открывали для себя металл, и оказаться рядом с пастухом Магнитом - героем древнего сказания, с которым вы уже познакомились дома. Какие замечательные иллюстрации к произведению вы нарисовали дома!
На обратной стороне доски - выставка рисунков. Слева: сюжетные (пастух в горах); справа - предметные (компас, магнит).
Учитель: Что интересного вы заметили в тексте?
Дети: Этот текст можно разделить на две части.
Учитель: Какие?
Дети: Первая часть - это сказание, легенда, сказка, это художественный стиль, а вторая часть написана в научном стиле.
Учитель: Почему в названии текста автор поставил рядом слова «магнит» и «компас»? Какая между ними связь?
Дети: В компасе используется намагниченная стрелка.
Учитель: Давайте возьмем этот замечательный прибор - компас. Он поможет нам найти нужное направление и дорогу домой.
V. Практическая работа. Знакомство с железной рудой и ее свойствами.
Учитель: Что нужно сделать, чтобы определить по компасу направление на север?
Дети: Сначала положить компас на ровную поверхность; потом снять стрелку с предохранителя и поворачивать корпус, пока синий конец стрелки не совпадет с буквой «С».
Учитель: Положите корпус на коробочку, которая лежит у каждого на
парте. Она же имеет ровную поверхность?
Дети: Да!
Учитель: Выполните необходимые действия.
Дети выполняют задание.
Учитель: Что вы заметили?
Дети: Стрелка качается; прыгает; не останавливается; наверное, компас сломался…
Учитель: Что же происходит? Ведь мы с вами уже определяли направление С-Ю и все было нормально!
Дети затрудняются объяснить.
Учитель: Какой новый предмет находится на вашем столе? Может быть, причина в нем?
Дети: Коробочка.
Учитель: Попробуйте убрать коробочку.
Дети: Стрелка успокоилась. Компас работает нормально.
Учитель: Как вы думаете, почему такое произошло?
Дети: Надо посмотреть что там: может, там магнит?
Дети разглядывают содержимое коробочек и узнают в нем кусочки железной руды.
Учитель: Попробуйте определить свойства руды.
Идет работа в группах. Дети обсуждают свойства. Учитель записывает на доске ответы.
На доске:
Твердая холодная тяжелая ржавая
притягивается магнитом
VI. Работа с картой.
Учитель: Такое же непонятное поведение стрелки компаса наблюдал Иван Михайлович Губкин - руководитель геологов-разведчиков на территории Белгородской области у города Старый Оскол. Так компас помог ученому обнаружить подземные залежи богатой железом руды - КМА, так называется Курская магнитная аномалия. Первые несколько килограммов железной руды были подняты из шахты в 1933 году. Сейчас же Стойленский рудник дает стране ежегодно по 4 млн тонн отличной железной руды.
Учитель на карту Белгородской области прикрепляет опорную схему.
Губкин Ст. Оскол КМА 1933 г. 4 млн тонн
70 лет было в 2003 г.
Учитель: В Губкине, Старом Осколе и Белгороде есть необычные памятники: на невысоких постаментах – тяжелые глыбы, огромные осколки железной руды, железо, добытое из родной земли белгородскими горняками. Это памятники трудовым свершениям рабочего народа.
Откройте в учебнике физическую карту России «Полезные ископаемые», рассмотрите, каким знаком изображают железные руды, где они залегают.
В результате учитель наносит на карту Российской Федерации опорную схему:
Магнитогорск Урал
VII. Работа с текстом.
Учитель: Интересно, какой же металл мы нашли, главный или нет? Давайте прочитаем текст О. Корякова «Главный металл» и тогда точно ответим на этот вопрос.
Дети читают.
Учитель: Можем ли мы теперь ответить на вопросы, которые сами сформулировали?
Учитель обращает внимание детей на вопросы, записанные на доске.
Учитель: Какой же металл люди называют главным?
Дети: Железо. Потому что железо есть у нас в организме, еще оно может содержаться в пище; из железа много всего делают, например, станки, ножницы…
Учитель: А может быть, все-таки золото? Ведь это - драгоценный металл.
Дети: Мне папа говорил, что золото - это мягкий металл, он очень быстро стирается, а железо - очень прочное! Да, железо сейчас основной материал… Я знаю, что наш век называют железным…
Учитель: А раньше?
Дети: А раньше был каменный век, медный век и бронзовый.
Учитель: Верно. А с первого тысячелетия до нашей эры по настоящее время - железный век. Теперь вы знаете, почему железо называют главным металлом.
Найдите в тексте ответы на вопросы. Помните, вы можете выбрать себе любой вопрос.
Детям предлагаются разные по уровню сложности вопросы, что дает возможность активно работать всем ученикам класса.
На доске:
1. Где можно обнаружить железо?
2. Найди в тексте пословицу и объясни ее смысл.
3. Какие железные предметы, перечисленные в тексте, на твой взгляд, не нужны?
Дети отвечают на вопросы.
Дети: Железо можно обнаружить в земле, в воде, почти везде.
- Я нашел такую пословицу «Железом и золото добуду».
- Я отвечал на третий вопрос, мне кажется, что не нужны танки, пушки, пулеметы и винтовки, чтобы люди не убивали друг друга…
VIII. Поисково-творческая работа.
Учитель: Дома вы готовили материал.
Каждая группа заранее получила текст и вопросы, на которые надо было ответить. Работа выполнялась детьми дома.
На уроке каждая группа получила следующие задания:
1 группа Как добывают руду?
Как руду превращают в металл?
2 группа Из чего делают железо?
Сколько железа в куске хлеба, который ты съел за завтраком? Скажешь - нисколько? А вот давай сообразим…
3 группа Подготовьте выразительное чтение стихотворения о Белгородчине:
БЕЛЫЕ ЛЕБЕДИ
От земли святой
В народе сила,
Все богатство наше - от труда,
Древнюю легенду сохранила
Резедой Донца пропахшая вода.
Сказка о мече, зарытом богатырском,
Оказалась явью: в Белых Лебедях
Будто кони мощные там рыскают,
Поезда с рудой магнитною гудят.
И ее Руси в избытке хватит,
Чтоб ковать орала и мечи,
Белгород - России белый факел
Над степями светится в ночи.
И. Пашков
Учитель: Итак, первая группа готова нам ответить на вопросы.
Дети используют материал, который они подготовили дома. Показывают иллюстрации рудника, рассказывают о водяной пушке и мощной технике, работающей там.
Используя таблицу «Чугун и сталь», ученики из первой группы рассказывают о работе доменной печи.
Вторая группа отвечает на свои вопросы. Дети отмечают, что железо не делают, а добывают из земных недр. Отвечая на второй вопрос, дети сообщают, что немного железа содержится в разных продуктах питания и в воде, значит, и в хлебе - тоже.
Ученики третьей группы выразительно читают предложенное им стихотворение.
Учитель: Как здорово, что мы с вами белгородцы!
IX. Домашнее задание.
Учитель: Подробная информация о домашнем задании есть в ваших индивидуальных карточках:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Определи свойства железа (железных предметов). Результаты запиши в рабочую тетрадь.
2. Подбери интересный материал по теме «Железо».
3. Сочини легенду о сказочном богатыре, потерявшем свой чудо-меч в окрестностях Старого Оскола.
4. Составь кроссворд на тему «Железо».
5. Разузнай, что называют «черным золотом».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР
1. Вспомни свои впечатления на уроке.
2. Закончи предложение:
Я чувствовал себя .
Я работал с настроением.
Я доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда .
Я бы хотел стать более .
Дети берут индивидуальные карточки.
Учитель: Вы можете выполнить то задание, которое вам наиболее интересно.
Х. Итоги урока.
Учитель: А сейчас - заключительный разговор. Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились со всеми заданиями? Где вы испытали затруднения? Закончите предложения, которые есть в ваших индивидуальных карточках.
Дети: Я работал с хорошим, веселым настроением; я очень доволен собой; я испытал затруднение, когда настраивал компас для работы; разыскивал в тексте лишние предметы из железа; мне бы хотелось быть более уверенным; а мне более догадливым…
Учитель: Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились. Ответили на все поставленные вопросы.
Дети перечисляют основные вопросы и еще раз отвечают на них.
Учитель: Вы все были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!
Предварительный просмотр:
Гавшина Людмила Александровна Приложение №2.2
Литературное чтение. Кроссворды.
I. В. Губарев. «Королевство кривых зеркал»
- Что произошло с Олей к концу сказ ки? (Изменилась.)
- Что помогло Оле попасть в сказку? (Зеркало.)
- Какой урок дала Оля королю? (Мате матики.)
- Препятствием к чему могут стать не достатки? (Цели.)
- Кто был хозяином всех зеркальных мастерских? (Нушрок.)
- Как звали будущую королеву? (Анидаг.)
- Что нужно было иметь, чтобы отме нить казнь? (Ключ.)
- Кем была Яло для Оли? (Отражение.)
- В какую башню проникли Оля и Яло? (Смерти.)
- Что сделали подруги на прощание? (Обнялись.)
II. А. Гайдар. «Тимур и его команда»
- Как называлось движение, в котором участвовали все ребята? (Тимуровцы.)
- На чем Женя с Тимуром приехала в Москву? (Мотоцикл.)
- Что решили отправить ребята шайке Квакина? (Ультиматум.)
- Как звали главного героя произведе ния? (Тимур.)
- Как звали (кличка) вождя хулиганов? (Фигура.)
- Во что играли ребята, когда им при несли письмо от команды Тимура? (Карты.)
- Что ребята помогли сложить Нюркиной бабушке? (Дрова.)
- Где закрыли шайку Квакина? (Ча совня.)
- Кого играл в театре дядя Тимура? (Старца.)
- Что ребята рисовали на домах ушед ших в армию красноармейцев? (Звезды.)
III. Дж. Родари. «Приключения Чиполлино»
1. Чьим сыном был Чиполлино? (Чиполлоне.)
- На чем возили живот барона Апельси на? (Тачка.)
- Кто управлял богатыми поместьями графинь Вишен? (Помидор.)
- За Помидором следил адвокат Го рошек. А за адвокатом Горошком? (Пет рушка.)
- Какое знамя повесили друзья Чиполлино на башню? (Свободы.)
- Из какой семьи Чиполлино? (Лу ковая.)
- Кто в зоосаде терпеть не мог медведя? (Тюлень.)
- Кто помогал Чиполлино проклады вать подземные ходы и выручать друзей? (Крот.)
- Кто заплатил штраф за Чиполлино и выручил его друзей? (Вишенка.)
- С кем познакомился и подружился в лесу Чиполлино? (Медведь.)
IV. Х.К. Андерсен. «Дюймовочка»
- На какой лист посадили жабы Дюй мовочку? (Кувшинки.)
- Кем был эльф, который предложил Дюймовочке замужество? (Король.)
- Кто обхватил Дюймовочку лапками и взвился с ней в воздух? (Жук.)
- Что посоветовала ласточка выбрать Дюймовочке для дома? (Цветок.)
- Кто жил в норке на поле? (Мышь.)
- Во что завернулась Дюймовочка от холода? (Лист.)
- К чему протянула руки девочка и ста ла прощаться? (Солнышко.)
- За кого хотела мышь выдать замуж Дюймовочку? (Крот.)
- Что произошло с ласточкой, когда она согрелась? (Ожила.)
- Что произошло с волшебниками на семьдесят седьмом обороте стрелок? (Про пали.)
V. Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»
- На чем надо было повернуть стрелки, чтобы стать снова молодым? (Ходики.)
- Как звали главного героя сказки? (Петя.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита опыта по теме: "Развитие личности ребёнка на основе ди-дактической системы Л.В.Занкова"
Развитие личности ребёнка на основе дидактической системы Л.В.Занкова...
Защита опыта по теме: "Развитие личности ребёнка на основе ди-дактической системы Л.В.Занкова"
Развитие личности ребёнка на основе дидактической системы Л.В.Занкова...
Защита опыта по теме: "Развитие личности ребёнка на основе ди-дактической системы Л.В.Занкова"
Развитие личности ребёнка на основе дидактической системы Л.В.Занкова...
Обобщение опыта по теме "Развитие связной речи и формирование личности с опорой на индивидуальные особенности слабослышащих учащихся"
Данный опыт отражает формы, методы и приёмы обучения по грамматике слабослышащих учащихся....
Оценка развития личности ребёнка как основа управления качеством образования в начальной школе
Методическая статья о различных видах оценки развития личностных качеств учащихся начальной школы. Качество образования подразумевает не только анализ качества знаний, но и сформированость у ученика ...
Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие речевых навыков у младших школьников на основе системы индивидуальных заданий на уроках литературного чтения"
Началом работы по теме опыта стало проведение педагогической диагностики по методике О.С. Ушаковой и ее сотрудников (школа Ф.А. Сохина) [18,170-283], в которой разработаны материалы, направлен...
Обобщение опыта по теме "Развитие познавательного интереса на образно-эмоциональной основе"
Обобщение опыта по теме "Развитие познавательного интереса на образно-эмоциональной основе"...