РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
консультация на тему

Важнейшим условием развития умственных способностей младшего школь­ника является овладение правильной речью. Чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. В семье родители понимают ребёнка с полуслова. Даже если он имеет недостатки в развитии речи, дома он не испытывает от этого неудобств. В школе, с посторонними людьми, товарищами, такая речь затрудняет общение и может способствовать развитию у младшего школьника чувства замкнутости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Т.И.Лобанева

МБОУ СОШ №29

с углублённым изучением

отдельных предметов, Смоленск

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 (рекомендации родителям первоклассников)

Важнейшим условием развития умственных способностей младшего школьника является овладение правильной речью. Чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. В семье родители понимают ребёнка с полуслова. Даже если он имеет недостатки в развитии речи, дома он не испытывает от этого неудобств. В школе, с посторонними людьми, товарищами, такая речь затрудняет общение и может способствовать развитию у младшего школьника чувства замкнутости.

При развитии коммуникативных способностей ребёнка, формировании культуры речи пример родителей имеет особенно большое значение. Красота родного языка, его гибкость и многообразие познаются прежде всего в семье. Даже дошкольник способен прислушиваться к речи родителей, чтобы затем выражать свои мысли и желания при общении со сверстниками. Произнося слова, которые ребёнок слышит в семье, он довольно точно копирует даже интонации. Об этом надо помнить и особенно следить за своей речью, как матери, так и отцу. Недопустимо в общении либо в их присутствии младшего школьника в разговорах с другими людьми употреблять в речи жаргонные и устаревшие слова, диалектизмы, неправильные ударения.

Обогащение словаря – важнейшая задача обучения и воспитания ученика начальных классов. Родители должны знать, что осуществляется оно не просто посредством механического заучивания слов. Нужно помочь ребёнку понять сущность того, что слово выражает, научить его пользоваться словом в процессе изложения заданного урока, в быту, в общении с окружающими.

Дети любят делиться с близкими своими впечатлениями. Они с удовольствием по просьбе родителей будут рассказывать о том, что узнали нового в школе, чем занимались на уроке, что интересного встретилось по пути домой. Наиболее эффективной и доступной для организации в семье формой развития коммуникативных способностей ребёнка является беседа. В процессе беседы со взрослыми дети узнают много нового, расширяют и систематизируют представления об окружающем, учатся логично излагать свои мысли, приобретают навык регулирования громкости и тона голоса. Беседа развивает связную, правильную и выразительную речь детей. Всякое рассуждение, сравнивание, вывод, вопрос требуют чётких словесных формулировок. Ребёнок в разговоре с родителями, бабушками и дедушками учится доказывать своё мнение, выражать его.

Хорошо. Когда беседы с ребёнком ведутся на самые разнообразные темы. Это могут быть: деятельность самих детей в школе, дома, во дворе, труд взрослых, события общественной жизни, беседы на морально – этические темы, о природе, прочитанной книге, просмотренной телепередаче, взаимоотношениях с товарищами, играх. Внимательно выслушивая ребёнка, задавая ему вопросы, родители учат употреблять распространённые предложения, логично излагать свою мысль.

Помимо бесед, темы которых могут быть заранее продуманы, очень важны и просто разговоры, часто происходящие между детьми и взрослыми. Такие беседы – разговоры нередко носят интимный характер и не только развивают коммуникативные способности младшего школьника, но и способствуют нравственному развитию. Привычка быть откровенным и искренним в разговорах со взрослыми – основа формирования таких качеств, как правдивость, честность, доброжелательность.

Для закрепления у детей умения рассказывать можно предложить им придумать или пересказать сказку, короткий рассказ, текст. Но надо иметь в виду, что рассказывать и пересказывать дети учатся постепенно. При этом необходимо учитывать и индивидуально – личностные особенности и возможности каждого ребёнка, уникальность и неповторимость его речи. Если младший школьник затрудняется начать беседу, можно помочь ему: задать наводящие вопросы, предложить продолжить рассказ, начатый взрослым, потом самостоятельно придумать рассказ на заданную тему.

На развитие коммуникативных способностей, эстетического вкуса ученика начальной школы благотворно влияет выразительное чтение стихов. Упражняя детей в выразительном чтении, следует учитывать как уровень развития их речи, так и свойства характера. Если ребёнок застенчив, не надо настаивать на том, чтобы он декламировал стихи в присутствии посторонних, и наоборот, нельзя запрещать декламировать их, если ребёнок сильно картавит. Часто такие дети делают это очень эмоционально и забывают о своём недостатке. Возбудить интерес к выразительному чтению, стремление подражать лучшему образцу, помочь понять смысл того или иного произведения родители могут, организуя для детей семейные поэтические вечера, прослушивание звукозаписей с доступными для детей их возраста текстами.

Необходимо отметить, что роль художественной силы велика. С помощью искусства возможно обогатить словарный запас, развивать  грамотную речь, включить ребёнка в творческую деятельность, эмоциональную сферу, следовательно, расширить умственный кругозор младшего школьника, а значит и круг его общения. Первые шаги в мире прекрасного ребёнок делает в своей семье, опираясь на близких людей. Поэтому для него очень важны ценностные ориентиры родителей. Огромное значение приобретают произведения народной культуры (былины, считалки, скороговорки, потешки, частушки, колыбельные песни, сказки). Дети очень легко воспринимают фольклорную поэзию, которая знакомит с красотой и разнообразием родного языка, делает речь более выразительной, эмоциональной. Их употребление в повседневной жизни способствует развитию логического мышления, находчивости. Родители могут пользоваться ими в быту, приучать детей искать и находить ситуации, которые можно охарактеризовать с помощью той или иной пословицы, поговорки, прибаутки.

Особое место в жизни младшего школьника продолжает занимать сказка. Не все родители понимают это, считая сказки забавой. Это неверно. Чтение сказок – это кладовая для развития речи, обогащения духовного мира ребёнка в отличии от телевидения или компьютерных игр. К сожалению, об этом родители стали забывать. А ведь, слушая сказки с волшебными превращениями и поучительной моралью, ребенок начинает жить жизнью героев, сопереживая им. Проявляя с ними такие чувства как смелость, благородство, доброту, грусть и т.д. Но необходимо учитывать, что именно пересказ сказки, а не чтение усиливает ее эмоциональное воздействие на ребенка, так как во время пересказа идет прямой контакт с ребенком.

Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов, должно стать семейной традицией, ритуалом, которого ребенок очень ждет. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, учить различать отрицательное и положительное, сопоставлять сказочные события с реальной действительностью, обсуждать поступки героев, преломляя через собственный опыт.

Дети, родители которых сами творят, вовлекая в процесс всю семью: читают вслух, лепят, устраивают концерты, сочиняют сказки, поют хором, получают больше шансов для развития полноценного общения. Таким детям будет легче общаться с другими детьми в дальнейшем.

Задачи родителей - расширить круг общения ребенка. При совместном времяпровождении ребенок должен получить радость от общения с близкими людьми, которые должны принимать активное участие в культурной жизни ребенка.

Очень важно, чтобы в момент становления речи ребенка рядом с ним были любящие, понимающие, заботливые родители, умеющие и желающие общаться с ним. Для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и сформировать конкретные речевые умения и навыки, которые помогут ребенку в развитии коммуникативной сферы при дальнейшей социализации.

Список литературы

  1. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых7 лет жизни// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В.Давыдова.- М.,1978
  2. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
  3. Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка (Электронный ресурс)// http://www.minikids.ru/articles/?art=19

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня"

Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня...

Программа. Развитие коммуникативных способностей младших школьников «Я и мои друзья».

Программа. Развитие коммуникативных способностей младших школьников "Я и мои друзья". Данная программа позволяет создать дружный и сплочённый коллектив, без чего невозможно организовать успешный образ...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕТСКИЙ РИСУНОК МЕТОДОМ ПРОЕКТА

Духовное богатство человечества, отраженное в культуре, осознается обществом, как особо ценное, а культура личности становится социально-значимым качеством. В связи с этим особенно остро встает вопрос...

Развитие коммуникативных способностей младших школьников.

В статье рассматриваются вопросы о развитии коммуникативных способностей младших школьников. Представлены фрагменты уроков направленные на развитие коммуникативных способностей обучающихся четвёртых к...

Развитие коммуникативных способностей младших школьников.

В статье рассматриваются вопросы о развитии коммуникативных способностей младших школьников. Представлены фрагменты уроков направленные на развитие коммуникативных способностей обучающихся четвёртых к...

«Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроках русского языка в условиях модернизации школы».

Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в начальной школе...