Конкурсное испытание "Педагогический совет"
методическая разработка на тему

Лось Ирина Иосифовна

РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  СОВЕТА НА ТЕМУ: «Современные подходы в работе с одаренными детьми».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Управление образования и молодежной политики администрации г.Рязани

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 40» г. Рязани

390010 г.Рязань, ул.Дачная, д.2-А, тел. 33-21-72, 38-82-82, факс 33-21-72

РАЗРАБОТКА

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  СОВЕТА НА ТЕМУ:

 «Современные подходы в работе с одаренными детьми».

        Автор:

Лось Ирина Иосифовна

Учитель начальных классов

2017 год

Обоснование выбора темы педсовета.

Профессиональный Стандарт «Педагог» требует от учителя умения работать с разными категориями  обучающихся, а именно:

  • Работа с одаренными детьми;
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • Работа с детьми мигрантами;
  • Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.

Следовательно, необходимо проводить анализ деятельности, в том числе, учитывая состав учащихся, среди которых , несомненно , есть и одарённые дети. В этом учебном году администрация школы планирует цикл педагогических советов, освященных одарённым детям.

Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность может быть интеллектуальная, социальная, творческая и т.д. Каждая из представленных групп учащихся требует внимательного к себе отношения со стороны педагогов. При этом существуют базовые определяющие понятия одаренности, методики ее выявления и классификация. Поскольку данный педагогический совет является первым из планируемых, мы начнем его с теоретической части, где будут обозначены основные понятия, а далее обратимся к приоритетному для нашей школы направлению творческой одаренности.

К.Хеллер дает такое определение одаренности: « Под одаренностью понимается не только высокие способности человека, но и наличие определенных личностных характеристик (мотивация, контроль, самооценка) и внешние факторы (микроклимат семьи и школы)». Рассмотрим его более подробно.

Цель педсовета:

совершенствование работы   педагогов с одаренными детьми

    Задачи:

  • обсудить теоретические проблемы одаренности;
  • акцентировать внимание педагогического коллектива на необходимость  отбора содержания, форм, методов обучения в работе с творчески одаренными детьми;
  • привлечь внимание педагогического коллектива к современным  педагогическим технологиям, способствующим развитию  детской одаренности.

Форма проведения педсовета: выездной педагогический совет в Рязанском областном театре кукол.

Участники: педагогический коллектив, сотрудники театра.

Этапы подготовки:

1.Создание творческих групп, их инструктаж, определение заданий

   для   групп.

2. Анализ материалов, выявление тенденций.

3. Разработка сценария педсовета,  компьютерной презентации,  

    оформления педсовета.

          4.Объявление к педсовету.

Оборудование: компьютер, конверты с заданиями.

План проведения педсовета

1. Вступление директора школы.

    (организационный момент: цели и задачи педсовета).

2. «Одаренность. Классификация. Методы и приемы работы с одаренными детьми»

    (основное выступление заместителя директора по УВР по теме педсовета).

3. « Творческая одаренность учащихся как приоритетное направление работы школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»    (выступление руководителя МО ХЭЦ).

4. Практическая часть. Мастер-класс по работе с творчески одаренными детьми от специалистов театра кукол и учителей школы:

«Театрально-творческая лаборатория»

Мастер-класс «Художественное слово»

Мастер-класс «Актерское мастерство»

Мастер-класс «Отзыв и рецензия»

5. Проект решения педсовета.

6. Подведение итогов

Ход педагогического совета

1. Выступление директора ОУ.

Организационный момент.

   Уважаемые участники педсовета, сегодня мы собрались в Рязанском областном театре кукол не случайно, здесь все пронизано творчеством. Тема нашего педсовета: «Современные подходы в работе с одаренными детьми».

 Цель педсовета:

совершенствование работы   педагогов с одаренными детьми

    Задачи:

•        обсудить теоретические проблемы одаренности;

•        акцентировать внимание педагогического коллектива на необходимость  отбора содержания, форм, методов обучения и воспитания с творчески одаренными детьми;

•        привлечь внимание педагогического коллектива к современным  педагогическим технологиям, способствующим развитию  детской одаренности.

 

  1. Основное выступление по теме педсовета. «Одаренность. Классификация. Методы и приемы работы с одаренными детьми»

   Завуч:  Миссия любой школы может быть реализована только в условиях личностного подхода в образовании. Мы понимаем его с позиций следующих принципов:

  • Ученик – не средство, а цель образования, основной объект заботы учителя.
  • Ученик – субъект образовательного процесса, имеющий право на участие в нём, на его изменение, на собственную позицию, на выбор путей, обеспечивающих продвижение его к желаемому результату.
  • Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку, если каждый ребенок самореализуется, чувствует себя успешным.

Профессиональный стандарт педагога требует от нас умение работать с разными  категориями учащихся, с одаренными детьми в том числе.

Принципы обучения одарённых учащихся:

– Принцип развивающего и воспитывающего обучения означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

– Принцип индивидуализации и дифференциации обучения состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

– Принцип учета возрастных возможностей  предполагает соответствие  содержания образования и методов обучения  специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможно­сти могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может при­вести к отрицательным последствиям.

Стратегии обучения одарённых учащихся:

Ускорение обучения
(«перепрыгивание» через класс).

Углубление обучения  
(курсы с углубленным изучением предметов).

Обогащение обучения
(исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; элективые, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.)

Формы работы с одаренными детьми:

  • работа по индивидуальным планам;
  • занятия в классах с углубленным изучением предметов;
  • сотрудничество с другими школами;
  • проведение фестивалей творчества;
  • тематические конкурсы, выставки;
  • смотры художественной самодеятельности;
  • творческие отчеты;
  • проведение общешкольных проектов;
  • спортивные соревнования разных уровней;

     

      Методика «Карта одарённости», разработанная А.И. Савенковым, предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка следующих видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. Методика выполняет две функции:

Диагностическая. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости.

Развивающая. Утверждения, по которым оценивается ребёнок, можно рассматривать как основание для маршрута его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.

      Опросник креативности Дж. Рензулли в адаптации Е.Е. Туник, состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над опросниками можно быстро (за 10-20 минут) справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчёты. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений за социальными взаимодействиями ребёнка в окружающей среде (во время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности младшего школьника педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется уровень креативности.

    3. «Творческая одаренность учащихся как приоритетное направление работы школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»    (выступление руководителя МО ХЭЦ).

 

    Руководитель МО: Уважаемые коллеги!  Неслучайно мы обратили ваше внимание именно на выявление творческой одаренности учащихся.

          В условиях изменений образовательной среды, требований, диктуемых новыми образовательными стандартами, каждое образовательное учреждение выбирает для себя путь развития, сообразно его представлениям, традициям и существующему опыту функционирования. Исходя из многолетнего развития школы, сильной её составляющей такой, как наличие предметов художественно- эстетической направленности , можно говорить о создании в школе уникальной системы обучения детей, построенной  на внедрение в практику педагогов  школы разнообразных форм организации учебного и воспитательного процессов, направленных на развитие творческих способностей детей.

Художественно- эстетическая составляющая образовательного процесса, наличие классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, сложившаяся система кружков и студий дополнительного образования позволяет администрации и педагогическому коллективу школы ставить перед собою следующую цель: создание в школе комфортного  развивающего интеграционного полихудожественного пространства, позволяющего реализовываться творчески (художественно, музыкально, хореографически, актерски одаренным) учащимся, развитие  и формирование социокультурных компетенции, способствующих повышению качества образования.

Это связано, прежде всего, с введением творчески одаренных обучающихся в мир человеческой культуры, максимальное использование возможностей общего и дополнительного образования в области ХЭЦ. В нашей школе в течение долгого времени существует система, способствующая самореализации данной категории обучающихся, основанная на интеграции основного, дополнительного образования  и внеурочной деятельности.

Возможность самореализации творчески одаренных детей может быть представлена следующим образом:

Внутри школы

класс

Общее образование(дополнительные

часы за счет школьного компонента)

Дополнительное образование (кружки и студии данной направленности)

2-8 классы

Ритмика и танец

Хореографическая студия (младшая и старшая группа)

2-4 классы

театр

Школьная театральная студия

5-9 классы

Словесное действие

Школьная театральная студия

7-9 классы

МХК

Кружок «Современные виды искусства»

Совместные проекты школы, учреждений дополнительного образования и др.

Проект «Детская школа искусств»

класс

Вид деятельности

продукт

1-5 классы

Филармония школьников

отзыв

6-7 классы

Мастер-класс по ИЗО

рисунки

8-9 классы

Музыкально-литературные гостиные

Представление работы

Проект «Школа и библиотека»

класс

Вид деятельности

продукт

1-4 классы

Урок в библиотеке

рисунки

5-6 классы

Круг моего чтения (беседа в библиотеке)

Отзыв о прочитанном

7-9 классы

Родительское собрание «Читаем вместе»

 4.Практическая часть. Мастер-класс по работе с творчески одаренными детьми от специалистов театра кукол и учителей школы:

    «Театрально-творческая лаборатория» Проект «Театр и школа»

Учитель театра и словесного действия:  Говоря о творческой реализации одаренных детей, нельзя не упомянуть о проекте «Театр и школа», который уже второй год успешно реализуется нашим ОУ и Рязанским областным театром кукол.

       В этом учебном году в его рамках была создана «Театрально-творческая лаборатория».

      В результате её  реализации  планируется дать новый импульс  творчеству детей в условиях общеобразовательной школы и  в сотрудничестве с театром кукол - в этом основная  миссия Лаборатории.

     Цели Лаборатории далеко не ограничиваются собственно образовательной деятельностью по традиционным дополнительным образовательным программам.

      Театрально-творческая лаборатория предполагает использовать в своей деятельности, с одной стороны, накопленный опыт программно-проектного обеспечения образовательного процесса предметов  художественной направленности школы, с другой стороны, опыт совместной деятельности нашего учебного заведения и Рязанского областного театра кукол в рамках проекта «Театр и школа», реализованном в 2015-2017 гг.  

      Несомненно, проект «Театр и школа» способствует творческой реализации учащихся, развитию их индивидуальных способностей.

     Проект  «Театрально-творческая лаборатория» формирует  пространство сотворчества юных зрителей, артистов театра, педагогов, родителей.

     Далее мы представляем вашему вниманию мастер-классы сотрудников театра, направленные на создание условий творческой реализации одаренных детей:

Мастер-класс «Художественное слово» Валерий Скиданов, актер театра кукол;

Мастер-класс «Актерское мастерство» Василий Уточкин, актер театра кукол;

Мастер-класс «Отзыв и рецензия», Светлана Федяева , заведующая педагогической частью театра.

  Решение педсовета:

1.Проводить психолого- педагогический мониторинг  учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса, используя предложенные методики.

2.Используя представленный опыт, создать максимально благоприятные условия для творческой реализации  одаренных детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время.

3.Стимулировать творческую деятельность одаренных детей.

4.Оказывать содействие классным руководителям и учителям-предметникам, систематически работающим с одаренными и талантливыми детьми.

6.Подведение итогов.

Задачи, которые решались в ходе нашего педсовета, были направлены на совершенствование работы   педагогов с одаренными детьми. Учитывая специфику нашего  ОУ, на данном заседании мы рассматривали возможности помощи в самореализации именно творчески одаренным обучающимся. Но поскольку  помочь в творчестве может только творчески работающий учитель, мы предлагаем вам оценку полезности полученных знаний дать в форме синквейна:

первая строка – ОДАРЕННОСТЬ

два прилагательных (какая?)

три глагола (что делает?)

афоризм (допускаются цитата, пословица, поговорка)

одно существительное, отражающее твое отношение к первой строке

Лучшие 3 синквейна будут использованы для работы проекта  «Театр и школа» и в качестве приза авторы получат два билета в театр кукол, для совместного его посещения со своим творчески одаренным учеником.

Для объявления результатов конкурса синквейнов слово художественному руководителю театра В.Н. Шадскому.

Литература.

1.Омарова В.К.

Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова

// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.

2.Афанасьева В.Н.

Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев

// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.

3.Нурахметова К.С.

Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-127.

4.Ляшко Л.Ю.

Развитие системы поддержки талантливых детей / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 8-15.

5.Редикульцева А.В.

Одаренные дети - кто они? / А. В. Редикульцева

// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 74-83. - Библиогр.: с. 83.

6.Антонова Е.Е.

Теоретические подходы к построению структуры одаренности / Е. Е. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 47-55. - Библиогр.: с. 55.

7.Каракоскина Н.Л.

Работа с одаренными детьми - важное направление работы образовательного учреждения / Н. Л. Каракоскина

8.Савина Л.В.

   Система работы с одаренными детьми через интеграцию урочной и внеурочной деятельности / Л. В. Савина

// Учитель в шк. - 2011. - № 5. - С. 94-96.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Родителям четвероклассников - советы классного руководителя" здесь можно найти советы и для родителей с 1 по 3 класс

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расс...

Советы родителям "Пять отдельных советов родителям"

Пять отдельных советов родителям...

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ»«Введение  ФГОС:  10 важных вопросов и ответов»Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену ЗУН пришли федеральные государс...

выступление на педагогическом совете конкурсная работа

выступление на педагогическом совете : Введение ФГОС : 10 важных вопросов и ответов...

Конкурсное задание «Педагогический совет».

Конкурсное задание «Педагогический совет»....

Конкурсное задание «Педагогический совет»

laquo; Зачем современному школьнику внеурочная деятельность?»В России в настоящее время актуализируется проблема детской безнадзорности, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, б...

Выступление на методическом совете "Совершенствование педагогического мастерства через участие в конкурсном движении"

Выступление на методическом совете "Совершенствование педагогического мастерства через участие в конкурсном движении"...