КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ»
методическая разработка на тему
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ»
«Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов»
Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену ЗУН пришли федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в основе которых лежит формирование УУД. При переходе к ФГОС нового поколения в начальной школе мы, конечно, столкнулись с множеством проблем. Какие вопросы требовали чётких и понятных ответов?
Вопрос 1
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Ответ.
Это совокупность требований, которые обязательны к выполнению каждой
школой в процессе организации обучения и воспитания.
Вопрос 2
Каковы отличительные особенности ФГОС НОО?
Ответ.
Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ. Если предыдущее поколение общеобразовательных стандартов являлось, прежде всего, стандартом содержания образования, то ФГОС НОО нормирует результаты освоения основных образовательных программ и условия их реализации, определяет все важнейшие стороны работы школы, уклад школьной жизни в целом.
Именно во ФГОС НОО идея ценностного, содержательного единства урочной и внеурочной деятельности получила нормативное закрепление: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Вопрос 3
На что ориентирован новый стандарт?
Ответ.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, которые отражены в «портрете выпускника начальной школы» (п.8ФГОСНОО):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Вопрос 4
Какова главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО)?
Ответ.
Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) - повышение качества образования.
Вопрос 5
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Ответ.
Стандарты первого поколения | Стандарты второго поколения |
Формировать, давать знания | Развивать умения |
Развивать знания, умения, навыки. | Целью школы становятся не только знания, но и умения: · ставить цель и добиваться ее; · самостоятельно добывать и применять знания; · составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия; · задавать вопросы; · ясно выражать свои мысли; · заботиться о других, быть нравственным человеком, сохранять и укреплять своё здоровье. |
Вопрос 6
Что такое внеурочная деятельность?
Ответ.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООПНОО).
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
-снизить учебную нагрузку обучающихся;
-улучшить условия для развития ребенка;
-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики (п.16 ФГОС НОО).
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение (п.19.3 ФГОС НОО).
Вопрос 7
Как будут учитываться при введении ФГОС особенности коррекционных классов (школ)?
Ответ.
В специальных коррекционных классах (школах) при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на годы реализован проект, предусматривающий разработку федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В то же время в утверждённых ФГОС начального и основного общего образования определено, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС, можно заложить все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования и др.
Вопрос 8
Каковы механизмы, обеспечивающие реализацию воспитательной составляющей ФГОС?
Ответ.
В качестве базовой для реализации внеурочной деятельности может быть использована следующая модель, которая, исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, включает следующие компоненты:
- учебный план образовательного учреждения, а именно, часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования и т. д.);
- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
- организацию деятельности групп продленного дня;
- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т. д.).
Вопрос 9
Каковы результаты образования в начальной школе, согласно ФГОС Начального Общего Образования нового поколения?
Ответ.
Основными результатами образования в начальной школе, согласно ФГОС Начального Общего Образования нового поколения, должны стать:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться, способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Вопрос 10
Какие положительные изменения произойдут в образовательном учреждении с введением ФГОС ООО?
Ответ:
- внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности;
- поворот от школы «передачи знаний» к школе, проектирующей творческие способности личности;
- преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы;
- воспитательная функция школы ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса по сравнению со ступенью начального общего образования. Впервые он позиционируется как стандарт подростковой школы, что предполагает максимальный учет особенностей детей подросткового возраста.
Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя. Новый стандарт зафиксировал обязательства школы. Школа обязана обеспечить по окончании ступени образования достижение ребенком результатов не только в предметных областях, как это было раньше, но и метапредметных и личностных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie_fgos_10_voprosov_i_otvetov.docx | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ»
«Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов»
Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену ЗУН пришли федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в основе которых лежит формирование УУД. При переходе к ФГОС нового поколения в начальной школе мы, конечно, столкнулись с множеством проблем. Какие вопросы требовали чётких и понятных ответов?
Вопрос 1
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Ответ.
Это совокупность требований, которые обязательны к выполнению каждой
школой в процессе организации обучения и воспитания.
Вопрос 2
Каковы отличительные особенности ФГОС НОО?
Ответ.
Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ. Если предыдущее поколение общеобразовательных стандартов являлось, прежде всего, стандартом содержания образования, то ФГОС НОО нормирует результаты освоения основных образовательных программ и условия их реализации, определяет все важнейшие стороны работы школы, уклад школьной жизни в целом.
Именно во ФГОС НОО идея ценностного, содержательного единства урочной и внеурочной деятельности получила нормативное закрепление: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Вопрос 3
На что ориентирован новый стандарт?
Ответ.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, которые отражены в «портрете выпускника начальной школы» (п.8ФГОСНОО):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Вопрос 4
Какова главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО)?
Ответ.
Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) - повышение качества образования.
Вопрос 5
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Ответ.
Стандарты первого поколения | Стандарты второго поколения |
Формировать, давать знания | Развивать умения |
Развивать знания, умения, навыки. | Целью школы становятся не только знания, но и умения:
|
Вопрос 6
Что такое внеурочная деятельность?
Ответ.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООПНОО).
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
-снизить учебную нагрузку обучающихся;
-улучшить условия для развития ребенка;
-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики (п.16 ФГОС НОО).
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение (п.19.3 ФГОС НОО).
Вопрос 7
Как будут учитываться при введении ФГОС особенности коррекционных классов (школ)?
Ответ.
В специальных коррекционных классах (школах) при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на годы реализован проект, предусматривающий разработку федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В то же время в утверждённых ФГОС начального и основного общего образования определено, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС, можно заложить все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования и др.
Вопрос 8
Каковы механизмы, обеспечивающие реализацию воспитательной составляющей ФГОС?
Ответ.
В качестве базовой для реализации внеурочной деятельности может быть использована следующая модель, которая, исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, включает следующие компоненты:
- учебный план образовательного учреждения, а именно, часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования и т. д.);
- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
- организацию деятельности групп продленного дня;
- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т. д.).
Вопрос 9
Каковы результаты образования в начальной школе, согласно ФГОС Начального Общего Образования нового поколения?
Ответ.
Основными результатами образования в начальной школе, согласно ФГОС Начального Общего Образования нового поколения, должны стать:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться, способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Вопрос 10
Какие положительные изменения произойдут в образовательном учреждении с введением ФГОС ООО?
Ответ:
- внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности;
- поворот от школы «передачи знаний» к школе, проектирующей творческие способности личности;
- преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы;
- воспитательная функция школы ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса по сравнению со ступенью начального общего образования. Впервые он позиционируется как стандарт подростковой школы, что предполагает максимальный учет особенностей детей подросткового возраста.
Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя. Новый стандарт зафиксировал обязательства школы. Школа обязана обеспечить по окончании ступени образования достижение ребенком результатов не только в предметных областях, как это было раньше, но и метапредметных и личностных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на педагогическом совете конкурсная работа
выступление на педагогическом совете : Введение ФГОС : 10 важных вопросов и ответов...
Конкурсное задание «Педагогический совет».
Конкурсное задание «Педагогический совет»....
Конкурсное испытание "Педагогический совет"
РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА НА ТЕМУ: «Современные подходы в работе с одаренными детьми»....
Конкурсное задание «Педагогический совет»
laquo; Зачем современному школьнику внеурочная деятельность?»В России в настоящее время актуализируется проблема детской безнадзорности, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, б...
"Мой педагогический опыт". Конкурсное задание II тура (муниципального) конкурса «Учитель года России» в 2019 году
Обобщение опыта работы по теме: «Проектная деятельность ребенка – один из эффективных путей развития его творческих способностей»....
Конкурсное задание.Эссе "Моя педагогическая философия"
Задание для заочного этапа регионального конкурса "Я в педагогике нашёл своё призвание..." ....
выступление на педагогическом совете - «Домашнее задание в современной школе» на тему: «Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики»
Педагогический совет «Домашнее задание в современной школе»30.12.2019выступление учителя Очеретовой О.А.на тему:«Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики» В...