Теория развивающего обучения
презентация к уроку на тему

Туркова Елена Сергеевна

Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова.Исторический экскурс, задачи, цели , принципы, сходство идей развивающего обучения, по Л. В. Занкову и В. В. Давыдову – Д. Б. Эльконину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Теория развивающего обучения2.76 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теория развивающего обучения

Слайд 2

Исторический экскурс -проблема развивающего обучения интересует педагогов многих поколений: Я. А. Коменского и Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта , К. Д. Ушинского и др. - в советское время её интенсивно разрабатывали психологи и педагоги Л. С. Выготский, Л. В. Занков , В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин , Н. А. Менчинская , а также А. К. Дусавицкий , Н. Ф. Талызина и др.

Слайд 3

Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. ( Гамезо М.В. словарь по педагогической психологии, 2001г.) -особая образовательная технология. Направлено на формирование механизмов мышления у учащихся, в ходе обучения учащийся «проживает» весь познавательный цикл. ( Новокшонова Г.А. словарь социального педагога, 2000 г .)

Слайд 4

Автор системы Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984 гг.) с гордостью говорил о том, что он является учеником выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского. Развивая идеи школы Выготского, Д. Б. Эльконин создал собственное научное направление в детской и педагогической психологии. Ему принадлежат теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению.

Слайд 5

«Деятельность ребенка должна быть желанной и радостной» Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998 гг.) – выдающийся отечественный педагог и психолог, последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина .

Слайд 6

В 1959 году на базе школы 91 г. Москвы была открыта лаборатория Д.Б. Эльконина « Психология младшего школьника ». В 1991 году образовательная система Эльконина -Давыдова вошла в массовую педагогическую практику. В 1994 году по инициативе и непосредственном участие В.В.Давыдова была создана Международная Ассоциация «Развивающее обучение», которая объединила вокруг общих идей учителей, руководителей школ, специалистов и ученых развивающего обучения. В 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина -Давыдова была признана одной из трех государственных систем наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В. Занкова .

Слайд 7

Принципы развивающего обучения Л. В. Занкова : -обучение на высоком уровне трудности; - ведущая роль теоретических знаний; - высокий темп изучения материала; - осознание учащимися процесса учения; - целенаправленная работа над развитием всех учащихся.

Слайд 8

Принципы развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В.В. Давыдова: -универсальный принцип решения задач; - развитие абстрактно – теоретической формы мышления ученика; - развитие теоретического мышления; - метод восхождения мысли от абстрактного к конкретному; - присвоение образовательного продукта.

Слайд 9

Сходство идей развивающего обучения, по Л. В. Занкову и В. В. Давыдову – Д. Б. Эльконину , сводится к следующему: - цели их – общее развитие ученика, не только познавательных процессов; - ученик – активный субъект учебной деятельности; - учитель – организатор коллективной поисковой деятельности; - знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство общего развития.

Слайд 10

Различие между названными направлениями развивающего обучения заключается в том, что оно, по Л. В. Занкову , идет от частного к общему, в то время как по Давыдову В.В. – от абстрактных понятий к конкретному.

Слайд 11

Педагогические цели в развивающего обучени я : - дети должны научиться ставить собственные учебные цели и на примере немногих задач осваивать универсальные способы; - дети должны научиться содержательному общению друг с другом – слушать, слышать, выражать свою мысль…, т.е. культурным способам коммуникации; - дети должны освоить важнейшие способы мыслительной деятельности - способы моделирования.

Слайд 12

Учебная задача в технологии развивающего обучения Похожа на проблемную ситуацию, но решение ее состоит не в нахождении конкретного выхода, а в нахождении общего способа действия, принципа целого класса аналогичных задач.

Слайд 13

Сравнение традиционного и развивающего обучения

Слайд 17

Система развивающего обучения ЭльконинаД.Б .– ДавыдоваВ . В. в школах РФ Особенности обучения по данной программе: - введение научных знаний с первого дня обучения в школе; - организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний; - открытие в детях невидимого мира потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.

Слайд 18

Урок постановки учебной задачи Урок решения учебной задачи Урок моделирования и преобразования модели Урок решения частных задач с применением открытого способа Урок контроля и оценки Типология уроков

Слайд 19

В системе Эльконина -Давыдова урок – понятие вневременное, он может занимать от 10 до 40 минут. Каждый тип урока является важным звеном в формировании учебной деятельности учащихся. « Актом учебной деятельности можно назвать отрезок времени от постановки одной учебной задачи до следующей через систему промежуточных тактических задач». (А.Б. Воронцов) Особенности организации урока

Слайд 20

Эффективность развивающего обучения - дети, обучающиеся по этой системе, составляют наибольший процент среди участников и победителей олимпиад; - уровень развития интеллекта учащихся по этой системе существенно выше, чем у школьников с традиционной формой обучения (выпускники показывают высокие результаты по ЕГЭ даже в заданиях, рассчитанных на нестандартное мышление); - развитие у детей способностей к глубокому анализу и миросозерцанию, умению аргументированно рассуждать и излагать свою точку зрения; - развитие и реализация скрытых возможностей, заложенных в ребенке;

Слайд 21

коэффициент усвояемости нового материала существенно выше, поскольку сама форма обучения н предполагает пассивного восприятия информации от педагога, а приводит к её усвоению путем серии последовательных логических рассуждений самим учеником. Фактически сам ученик формирует следующую ступень знаний; развитие способности нестандартно мыслить и находить нестандартные решения; активная форма обучения по этой системе развивает самооценку учащихся и снижает фактор закомплексованности;

Слайд 22

- реализация и развитие всех индивидуальных природных данных каждого учащегося, заложенная возможность к принятию нестандартных решений , развитие аналитических способностей и умения аргументированно излагать свою точку зрения позволяют детям, прошедшим обучение по этой системе, достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей жизни.

Слайд 23

Заключение На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина -Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения, выявлению и формированию творческих способностей детей. В основе этой программы лежит системно- деятельностный подход в обучении. По данной системе у детей есть возможность исследовать, рассуждать, ошибаться, анализировать, доказывать, где-то отстоять своё мнение, открывать новое, копаться в заданиях, чувствовать себя первооткрывателями. Ребята постоянно «включены» в работу, где требуется сообразительность, логика, они с большим удовольствием и желанием решают определённую задачу, радуются найденному правильному решению не только за себя, а за удачи своих товарищей, не боятся отвечать, каждому хочется высказать свою точку зрения.

Слайд 24

Список литературы: Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Аннотация Электронный учебник «Педагогическая психология» (РУДН) — 9.1.1. Содержание понятия развивающего обучения Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. — С. 374. Перейти к: 1 2 Электронный учебник «Педагогическая психология» (РУДН) — 9.1.2. Проблема отношения обучения и развития Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. — С. 386. Занков.ru | Система развивающего обучения | История Коджаспирова Г. М. Педагогика. — М., 2003. Перейти к: 1 2 Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина . — М., 2004. Система учебников «Перспектива»: Людмила Георгиевна Петерсон . // Сайт издательства «Просвещение». Проверено 23 октября 2015. Борта, Юлия. Закрытые книжки. Минобрнауки запретило учебники, получившие мировое признание // Аргументы и факты. — 2014. — № 15 (1744) за 9 апреля. — С. 27. (Проверено 23 октября 2015)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Развитие школьников возможно только в условиях их поисковой деятельности, в ходе которой и воспитывается человек, способный к самостоятельным, смелым решениям, к эффективным действиям в соврем...

Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения

Представляю Вашему вниманию статью на тему:  Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения....

ИДЕЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ АДОЛЬФА ДИСТЕРВЕГА

  Основные правила развивающего обучения, сформулированные А. Дистервегом:Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту.Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта.Правила обучения ...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...

Урок в системе развивающего обучения. Типология уроков в развивающем обучении. ФГОС. (Презентация)

Урок в системе развивающего обучения. Типология уроков в развивающем обучении. ФГОС....