Педагогический совет "Современный учитель"
учебно-методический материал на тему

Перепелюк Снежана Анатольевна
Тематический педсовет «Роль моего предмета в будущей жизни современного ученика». Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог. Лев Толстой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perepelyuk_tematicheskiy_pedsovet_sovremennyy_uchenik.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический педсовет

 «Роль моего предмета в будущей жизни современного ученика». 

  Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог. 

 Лев Толстой


  В наш век компьютеризации, информатизации и модернизации образования не говорить о роли предметов в жизни наших учеников мы не можем. Сегодня модель выпускника сводится к высоконравственной, всесторонне развитой личности, способной самоопределяться, личности, полностью подготовленной к жизни в современном обществе. И, конечно, большую роль в развитии ученика играет школа. Способствует этому учебно-воспитательный процесс, в основе которого - базисный учебный план, включающий ряд необходимых изучаемых предметов с отведенными для их изучения часами. С каждым годом количество предметов, изучаемых в школе, увеличивается. К 11 классу их уже 14. И каждый учитель считает свой предмет важным; будь то математика или история, ИЗО или физика: Но, оказывается, совсем по-другому думают наши ученики.

Цель нашего педагогического совета - выработать единые представления о целях предметного обучения в школе.

Задачи педагогического совета:

•   Осмысление      педагогами      собственной      обучающей,      развивающей      и воспитательной деятельности в современных условиях.

•   Определение уровня осознания педагогами целей и задач предметного обучения.

•   Выявление первоочередных задач предметного обучения в школе.

•   Включение в реализацию задачи формирования выпускника как компетентной личности, способной к самореализации.



 План педсовета:

1.Вступительное слово заместителя директора  по УВР «Какова роль образования в будущем современного ученика»

2
. Работа над темой педсовета:
1 этап. Роль моего предмета в будущей жизни ученика. Выступления педагогов.

 2 этап. Современный ученик - какой он? Определение портрета современного ученика (работа в группах)


Эпиграф.

“Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами, мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии… нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топтать их ногами….” (А.П.Чехов)

«Обучая учусь». 

(Сенека Старший)


«Какова роль образования в будущем ученика».


В основу концепции развития школы заложена идея о том, что непременным условием развития индивидуальности учащихся и педагогов является самореализация. Следовательно,  необходимо создать максимальные возможности для того, чтобы образовательный процесс в школе строился как поле выбора в сфере содержания, темпов, форм, методов и условий урочной и внеурочной деятельности, а ученик и учитель стали субъектами выбора сфер самореализации.

Для осуществления этого выбора и связанной,  с ним самореализации ученик и учитель должны:

  1. осознавать себя как индивидуальность, свои особенности и проблемы;
  2. обладать способностью к самостоятельной образовательной деятельности в разных сферах, т.е. сформированными информационно-коммуникативными умениями.

В современной школе специализация обучения осуществляется в основном через предметы, предметные области или – более широко – области знания (естественнонаучное, гуманитарное, техническое направление). В рамках концепции развития индивидуальности “специализация” формируется не на предметном содержании, а на способах деятельности, хотя при этом учащиеся имеют возможность реализовать свой интерес к изучению тех или иных предметов или предметных областей.

Под способами деятельности подразумевается технологии работы с информацией (поиск в различных источниках, обработка, структурирование, представление, защита) и технологии групповой, командной деятельности.

Внедрение в практику этих идей возможно при следующих условиях:

  • смыкание урочной и внеурочной работы учащихся в единую систему, стержнем которой является информационно-коммуникативная направленность образования;
  • активное использование альтернативных форм образовательной деятельности в практике обучения;
  • оптимизация форм и методов традиционного урока.

И так, кто они наши ученики? Чему мы хотим их научить?

Мы передаём свои знания ребёнку, помогаем ему стать высоконравственной, культурной, творчески активной, социально зрелой личностью, конкурентно способной на рынке труда. Это включает в себя набор интегральных характеристик: социокультурную компетентность, профессиональную направленность личности и её интеллектуальную и эмоциональную гибкость.

Указанные качества необходимо формировать задолго до момента их выпуска из стен школы. Поставленные задачи учителя-предметники решают на своих уроках.

Так, например, изучение математики формирует ясность и чёткость мысли, критичность мышления, развивает интуицию и логическое мышление, тренирует способность к преодолению трудностей.

Изучение биологии помогает грамотно выстроить ценности будущей личности (здоровый образ жизни, бережное отношение к природе, создание крепкой здоровой семьи).

Физика формирует мировоззрение. Изучив её, можно сделать вывод: мир един, всё изменяется в мире, всё развивается, и мы развиваемся вместе с ним.

Филологическое образование нацелено на формирование определённых компетенций – языковой, лингвинистической, коммуникативной и культурологической.

Занятие физической культурой даёт возможность поддерживать физическую форму. И если ребята научатся достигать высоких результатов в спорте, тогда смогут построить жизненную, карьерную лестницу, легко преодолеть любые трудности, будут способны к самореализации.

У нас есть желание передать свои знания ученикам, но всегда ли наши желания совпадают с потребностями учеников.

Среди учащихся проводилось анкетирование

“Как вы относитесь к учёбе по различным предметам?”

  1. На каких уроках бывает интересно?
  2. Какой предмет полезен для будущей профессии?
  3. каких уроках стремитесь узнать больше, чем требует учитель
  4. На каких уроках узнаете  много нового?
  5. Какие предметы заставляют думать?
  6. Какие предметы заставляют учить родители?

 


Вывод(примерный): В процессе анализа ответов на вопросы анкеты можно сделать вывод: чем больше нового и интересного, мы сообщаем на уроке, тем выше интерес учащихся к нашему предмету. Следовательно, чтобы сделать учение привлекательным, нужно проводить уроки в интересной форме. Это достигается применением разнообразных и интересных средств обучения, созданных самим преподавателем.
Задачи, которые стоят перед образовательным учреждением на современном этапе, обозначены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Они направлены на раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Решение этих задач под силу школе, соответствующей целям опережающего развития. Задача учителя – помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

2.Работа по теме педсовета

2.1. Выступления педагогов по теме «Роль моего предмета в будущей жизни ученика». 

Зачем нужна математика в жизни и в работе?

      Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку.

      Не правда ли, нам приходится в жизни считать (например, деньги), мы постоянно используем (часто не замечая этого) знания о величинах, характеризующих протяжённости, площади, объёмы, промежутки времени, скорости и многое другое. Всё это пришло к нам на уроках арифметики и геометрии и сгодилось для ориентации в окружающем мире.

Математика нужна детям для формирования духовного облика, развития необходимых черт характера (терпения, трудолюбия). Девочка может учитывать то, что математика поможет ей быть хорошей мамой (помогать своим детям, вести с ними развивающую работу). Кому-то занятие этой наукой придает уверенности в себе, кто-то рад, что узнает об интересных людях (например, об Архимеде). Некоторым математика приятна как наука, большинство осознает ее необходимость в будущей профессии.

Например, токарь, получив чертеж, должен до работы представить себе образ той детали, которую ему нужно выточить. А портниха должна обладать хорошими способностями к пространственному воображению, чтобы правильно раскроить материал. Эти же умения и способности позволяют шахматисту направлять фигуры на доске, а полководцу – войска на поле боя. Художник или писатель должен уметь детально вообразить ту ситуацию, которую он хочет описать. Высокий уровень ориентировки в пространстве является необходимым условием для спортсмена, позволяющим ему овладеть своим телом. А инженер? А оператор? А космонавт?… Нет такой области человеческой деятельности, где не нужны были бы хорошие умения и способности к пространственному воображению.

     Математику следует глубоко и серьезно изучать не только потому, что она служит основой научного познания, и не только потому, что без нее нельзя сделать ни шагу в жизни, в практической деятельности на любой работе, но и потому, что процесс ее изучения способствует развитию у человека важнейших качеств и способностей.

Мои ученики не являются победителями олимпиад и различных конкурсов, но я думаю. Что в будущем они смогут приготовить рассол для консервирования и сварить варенье, решая задачи на части; зная площадь пола, рассчитать сколько им потребуется краски для покраски.


Вывод: Выслушав мнение коллег, приходим к выводу, что каждый предмет имеет определённое значение в будущей жизни учащихся. Изучая тот или иной предмет, ребёнок приобретает, определённые знания, умения, навыки, компетентность. Каждый учитель-предметник призван воспитывать и развивать, каждый учебный предмет должен стать, прежде всего средством развития личности ученика, дать возможность реализовать свой интерес к изучению тех или иных предметов, содержание школьных предметов должно быть направленно на ознакомление с миром профессий, а характер и профессионализм учителей важным средством воспитания значимых черт характера и качеств личности.



2.2. Работа в группах (в форме «мозгового штурма»):

Современный ученик - какой он? Определение портрета современного ученика.

Продолжая дальше, возникает вопрос: Какой он современный ученик? О чём думает? Чего хочет добиться в жизни?

 Послушаем учащихся, которые изложили свои взгляды на эти вопросы:

- современный ученик это подросток, который проводит больше времени в соц. сетях, добиться в жизни своей цели;

- современный ученик - очень умный, способный, самостоятельный;

- современный ученик - это ученик, который учится в современное время и стремится узнать больше;

- современный ученик - более знающий, чем другие; он думает о своей будущей профессии; он хочет стать известным, богатым и умным;

- современный ученик - умный, целеустремленный человек, думает о своем будущем; хочет добиться успеха, хороших оценок, уважения и признания со стороны окружающих;

 

Высказывания учителей:   ------------------------------------------

 
Вывод: Наши ученики – это многогранно развивающаяся личность с особенностями характера, способностями, склонностями и увлечениями, субъекты учебного процесса.

Мы хотим, чтобы наши ученики не были похожи друг на друга, понимали друг друга и адекватно оценивали окружающий мир, умели жить полноценной жизнью в современных условиях. Это возможно при условии, что мы выпустим человека, умеющего думать, анализировать и соответственно делать выбор. Во многом от нас зависит, состоится ли как личность наш ученик, сможет ли он реализовать себя и, наконец, как сложится его судьба. Школьные предметы и помогают решить эти проблемы.

Решение(примерное): 

1. учителям - предметникам изучить ФГОС СОО по своему предмету;

2 учителям – предметникам применять активные формы обучения, привлекать обучающихся к проектной, исследовательской деятельности;

3. продолжить изучение и внедрение инновационных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок идет в школу: Педагогические рекомендации учителю и родителям будущих первоклассников

В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.Школа дает ученику очень многое, но все исходные жизненные установки ребенок получает в семье. И...

Об итогах районного семинара для учителей начальных классов «Внедрение в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогическая технология воспитания детей 7-11 лет в духе толерантного общения»

В ходе  семинара участники ознакомились с опытом работы экспериментальной площадки по внедрению в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогич...

Информационная карта участника районного конкурса педагогического мастерства «Учитель года России» в 2020 году в номинации «Лучший учитель»

Информационная карта участника районного конкурса педагогического мастерства «Учитель года России» в 2020 годув номинации «Лучший учитель»...

Конспект открытого урока участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года- 2020» в номинации «Педагогический дебют», учителя начальных классов Шакирзяновой Р.Н.

Конспект открытого урока участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства "Учитель года 2020" в номинации "Педагогический дебют"...

"Педагогическая техника учителя как элемент педагогического мастерства"

Данный материал может быть использован для выступления на педсовете, МО, а также для самообразования....