Условия успешной адаптации первоклассников в школе
материал на тему
Лекция для учителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_dlya_uchiteley_usloviya_uspeshnoy_adaptatsii_1_kl.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция для учителей
Тема: «Условия успешной адаптации первоклассников в школе»
Сроки: октябрь 2014 год
Первый год обучения – один из наиболее сложных и ответственных
моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в
физиологическом плане
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих
мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Детям необходимо
успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы и
правила поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к
новым условиям режима и умственного труда.
Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими
являются физиологическая адаптация (привыкание организма к новым
условиям) и социально-психологическая адаптация (к учителям и их
требованиям, к одноклассникам).
Физиологические условия адаптации первоклассников к школе
- организовать перерывы в процессе выполнения уроков, наполняя их
- двигательной активностью;
- во время выполнения домашних заданий обращать внимание на правильную
- посадку во избежание искривления позвоночника, на освещение рабочего
- места для предупреждения близорукости;
- тренировать мелкие мышцы кистей рук;
- обязательно вводить в рацион витаминные препараты, овощи, фрукты;
- создавать условия для занятия спортом;
- воспитывать самостоятельность и ответственность ребёнка как главные качества сохранения собственного здоровья.
Психологические условия адаптации первоклассников к школе
- Недопустимо применять физические меры воздействия, запугивание,
- критику в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей.
- Желательно познакомиться с одноклассниками и пообщаться с ними после
- уроков.
- Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе,
- классу, к каждому прожитому в школе дню.
- Следует помнить, что первое условие успеха в школе – самоценность
- ребёнка для родителей.
- Создавать благоприятный климат в семье.
- Предоставлять ребёнку самостоятельность в учебной работе и вместе с тем
- обоснованно контролировать его учебную деятельность.
- Поощрять ребёнка, и не только за учебные успехи.
Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и
тяжелую.
Наблюдение за первоклассниками показали, что социально –
психологическая адаптация детей к школе может проходить по-разному.
Значительная часть детей (их обычно 50 – 60%) адаптируются в течение двух
– трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания
к новой школьной жизни. Они могу до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.
И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и прочее.
Почти у всех детей в начале школьных занятий наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции бывают тем боле выражены, чем резче переход от одного периода жизни к другому, чем меньше готов этому организм вчерашнего школьника.
Большое значение имеют такие факторы, как особенности жизни ребенка в семье (насколько резко отличался привычный для него режим от школьного). Безусловно, первоклассники, посещавшие ранее детский сад, значительно легче адаптируются к школе, чем «домашние», не привыкшие к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму дошкольного учреждения дети.
Одним из основных критериев, характеризующих протекание адаптации к систематическому обучению, является состояние здоровья ребенка и изменение его под влиянием учебной нагрузки.
Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Сочетание снижения массы тела с ухудшением функционального состояния организма детей, снижение умственной работоспособности и успеваемости свидетельствуют о низкой адаптации ребенка к школе.
Еще один очень информативный показатель – артериальное давление. Чаще всего у первоклассников отмечается значительное снижение показателей артериального давления при переутомлении. А в тех случаях, когда учебные нагрузки приводят к переутомлению, артериальное давление может значительно повыситься. Особенно часто повышение артериального давления отмечается в начале учебного года (в остром периоде адаптации) и середине третьей – самой трудной четверти. Иногда такие нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы выявляются и в конце учебного
года.
Критериями благополучной адаптации детей к школе принято считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы.
Признаки адаптации ребенка к школе:
- Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
- Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
- Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
- Но самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем. В этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес.
Таким образом, решение проблемы успешной адаптации ребенка во многом определяется характером взаимодействия школы и семьи
Беспокоиться за ребёнка во время адаптации, конечно, нужно, но некоторые родители бывают чересчур тревожны, чем только вредят ребёнку. Когда же уместна тревога?
Обычно | Опасно |
Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям | Полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность. |
Начинает время от времени говорить, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным | Ничего не интересно, безразличие ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения. |
Радуется, когда не надо делать | Делает уроки только «из-под палки». домашнее задание. |
Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки. | Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней, которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома. |
Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу. | Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию. |
Вывод: беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе. |
Несогласованность требований школы, семьи и улицы приводит ребёнка в состояние растерянности, что создаёт для него большие проблемы, которые он сам решить не может. Без семьи школа не в состоянии помочь ребёнку выйти из противоречий. А ведь именно правильные отношения в семье, взаимодействие с ровесниками, коллективные действия по определённым правилам создают психологические предпосылки для успешной адаптации ребёнка в школе.
Список использованной литературы:
1. Диагностика школьной дезадаптации./ Под ред. Беличевой С.А. М., 1995.
2. Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей. Донецк: БАО, 1998.
3. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой, М., 1988.
4. Поговорим о наших детях / Под ред. А. Е. Соловьевой, М., 1987.
5. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и
отчетность/сост. И.В.Возняк – Волгоград, 2014.
6. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия успешной адаптации первоклассника к школе
Для сохранение физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника....
Психологическая готовность к обучению в школе, как условие успешной адаптации первоклассников.
Первые месяцы пребывания в школе- очень напряженный период, так как образовательное учреждение с первых дней ставит перед детьми задачи, не связанные с их опытом, и требует мобилизации интеллект...
Совместная работа семьи и учителя для создания условий для успешной адаптации первоклассников к школе.
из опыта организации межпредметного модуля введения в школьную жизнь "В школу с радостью"...
Статья "Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе"
Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе Аннотация: в статье исследованы психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальн...
Диагностика готовности к школе как условие успешной адаптации первоклассников
Диагностика готовности будущего ученика к школе....
Презентация для родительского собрания "Условия успешной адаптации первоклассников в школе""
В презентации представленые конкретные рекомендации родителям по взаимодействию с детьми в период их адаптации к условиям школьного обучения...
Ваш ребенок идет в школу «УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ»
laquo;Адаптация»- термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaptatio»- прилаживание, приспособление.Адаптация- перестройка организма, направленная на приспособление к новым условия...