Условия успешной адаптации первоклассника к школе
статья (1 класс) по теме
Для сохранение физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_vystuplenie_2.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
Природа хочет, чтобы дети были детьми,
прежде чем стать взрослыми.
Если мы нарушим этот порядок,
мы произведем скороспелые плоды,
которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса.
И не замедлят испортиться.
Дайте детству созреть в детях.
Руссо
Самой большой трудностью, для первоклассника является адаптация к новым условиям. Ему крайне трудно сменить свою прежнюю деятельность, на новую. В детском саду ведущий деятельностью была игра, а придя в школу он должен привыкнуть к новым условиям, новой деятельности.
Обычно период адаптации составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.
Адаптируясь к школе, первоклассник перестраивает свою эмоционально-волевую, познавательную и мотивационную сферы.
Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Цель адаптационного периода: создать психолого – педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Каковы же задачи адаптационного периода для первоклассников:
— помочь ребенку вжиться в позицию школьника (по этому важно показать различие: школьник — не школьник);
— ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;
— научить ребенка задавать вопрос (не столько в про цедурном плане, сколько в смысле решимости);
— подготовить родителей к новой роли — родителя школьника.
Психологическое обеспечение адаптационного периода.
Процесс адаптации первоклассников занимает, как правило, около двух месяцев, т.е. первую четверть. Я изучала уровень развития первоклассников, наблюдала за ними и определяла, как идет школьная адаптация.
Результат: Благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Динамика адаптационного периода первоклассников
Полученные результаты были проанализированы и представлены в виде диаграммы:
Количество детей, находящихся в зоне отсутствия адаптации, существенно снизилось (с 24% до 4%). Показатели зоны неполной адаптации также стали ниже, а количество детей, находящихся в зоне адаптации значительно возросло (с 20% до 76%).
Для того чтобы ребёнок был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, эти дети хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.
Мы все знаем о негативном влиянии тревожности на адаптацию к школе и успеваемость учащихся. Для снижения уровня тревожности с целью создания условий для успешной адаптации я стараюсь обеспечить ребёнку сферу успеха и самореализации, ввести максимально щадящий оценочный режим в сфере неуспеха, учитывать индивидуальность в процессе воспитания и обучения.
Мотивацию достижения успеха трактуют как стремление к улучшению результатов, неудовлетворённость достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало. Мотивация достижения успеха способствует успешной адаптации первоклассников к обучению.
К концу первого полугодия тревожность в классе понизилась, а самооценка и мотивация повысились. Диаграммы на слайде.
Что я делала, чтобы помочь ребятам преодолеть эти трудности?
Большинство первоклассников идут в школу с явным желанием учиться. Они непосредственны, любопытны, открыты, доверчивы. Они уверены, что школа их всему научит, ждут от нее новой интересной жизни.
Но зачастую малыш быстро понимает, что учеба – это тяжелый труд, и не всегда он приносит радость. И тут желание ребенка гаснет, а иногда и пропадает совсем. А как важно интерес к школе, с которым приходят дети в первый класс, разжечь в неугасимый огонь познания.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
- Сохранение физического, психического и социального здоровья детей.
2. Установление контактов с учащимися и учителями.
3. Формирование адекватного поведения.
4. Овладение навыками учебной деятельности.
Для сохранение физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника.
- Проведение утренней гимнастики
- Соблюдение режима проветривания классной комнаты
- Привитие гигиенических норм поведения
- Релаксация (прослушивание спокойных музыкальных произведений, хоровое пение детских и фольклорных песен)
- Рефлексия ( формирование самооценки ребенка )
- Выстраивание позитивных взаимоотношений (похвала, ориентируем на успех)
- Улыбка учителя и его доброжелательное отношение
- Организация подвижных игр на перемене
- Систематическое проведение физминуток
- Смена деятельности на уроке
- Организация разнообразных форм работы(групповая, парная, фронтальная, индивидуальная)
- Использование разнообразных типов уроков (урок-сказка, экскурсия, путешествие, игра, театрализация)
Ребенка нельзя заставить, принудить быть внимательным, организованным, активным. Если ребенок равнодушен на уроке, он может быстро и аккуратно выполнить все задания учителя, но также быстро и забыть все изученное.Надо сделать серьезное обучение занимательным, не наполнять детей знанием, а зажигать, не заставлять, а заинтересовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, взаимопонимания, самоутверждения.Достичь этого помогают уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-театрализации, уроки-импровизации и т. д. На этих уроках изучается и закрепляется программный материал. Основные усилия я направляю на организацию такой развивающей среды, которая способствовала бы сохранению здоровья ребенка и постепенному переходу от дошкольных к школьным формам деятельности детей.
Занимательность на уроке – это отнюдь не синоним развлекательности, а наоборот, напряженный труд и постоянный поиск. Включая в урок элементы игры и театрализации, я не ухожу от темы и задач урока. Игровая ситуация тесно связана с серьезной и даже сложной учебной работой, которая занимает детей не меньше, чем игра. Игра на уроке в значительной степени приближает условия обучения в школе к условиям детского сада, что крайне важно. Использование игровых форм в работе с младшими школьниками помогает решать педагогические задачи быстрее, чем другие средства. Хорошие результаты в обучении детей младших классов дают групповые формы организации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры. Становясь участником разыгрываемых событий, дети с разным уровнем учебной деятельности активно включаются в работу и способны концентрироваться на ней более длительное время. Бытовые и драматические ситуации позволяют ребенку не только заново эмоционально пережить знакомые события, но и усвоить сложный материал, испытать удовлетворенность от собственных умственных усилий. Так постепенно у младших школьников просыпается и утверждается желание работать на уроке не только потому, что это весело и занимательно. Их начинает привлекать возможность преодоления трудностей, самостоятельное нахождение правильного решения, развивается любознательность, растет познавательный интерес.
А когда учиться интересно, тогда легко учиться, хочется учиться, радостно учиться. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, а главное – вера в свои силы.
Если дети справляются с поставленными перед ними задачами, если работают с увлечением и интересом, если идут домой довольные проведенным учебным днем и ждут завтрашнего, желание учиться крепнет. Ведь успех в труде – первостепенное условие становления личности человека, его эмоциональный внутренний комфорт.
Установление контактов с учащимися и учителями.
- Организация игр на знакомство с одноклассниками и учителями
- Поддерживание здоровых контактов в разнообразных формах совместной деятельности (работа в парах и группах)
- Организация дежурства в классе
- Поздравление именинников
- Оформление страницы дневника «Мой класс»
Формирование адекватного поведения.
- Знакомство с правилами школьной жизни
- Опора на личный опыт ребенка
- Обсуждение положительных примеров из литературных произведений и из жизни
- Технология «Минуты вхождения в день»
Начальный этап обучения, какие бы для этого не создавались благоприятные условия сопровождается определенным стрессом для ребенка. Поэтому, вначале я постаралась снять тревожность, создать доброжелательную ат мосферу в классе. Некоторые ученики приходят в школу задолго до начала занятий. Я поняла, что утренние часы нужно наполнять содержательной деятельностью, чтобы они не превращались в утомительное ожидание начала уроков. Тот, кто пришел первым, как обычно, получает право помочь мне в подготовке класса к уроку, разложить на парты счетный материал, прикрепить на доску все необходимое для урока, и, главное, раньше других узнать, какой сказочный герой придет к ним сегодня. Когда все дети пришли, мы на несколько минут усаживаемся. Я назвала это минутами вхождения в день. Выбор темы для начала дня диктуется многими обстоятельствами: общим настроением класса, погодой, самочувствием детей, новостями и т.д. Важно помочь каждому ребенку почувствовать себя нужным, создать атмосферу доброжелательности и комфорта. Дети любят рисовать на доске, но она часто занята заданиями к уроку. Тогда я на последнюю свободную парту кладу большой лист ватмана, и дети рисуют на нём общую картину. Начинают ее те, кто пришел первым, остальные постепенно включаются в работу. И к первому уроку картина уже готова. Дети в течение дня могут ее дополнить. Таким образом, играя, общаясь с детьми, я создаю с утра положительный эмоциональный настрой в классе на весь день, что благоприятно влияет на процесс обучения. А его эффективность в большей мере зависти от того, как ребенок эмоционально относится к обучению, как он настроен на урок.
Овладение навыками учебной деятельности.
- Освоение организационных навыков ( внешняя и внутренняя готовность к уроку, порядок на столе, в портфеле, в тетради, контроль за наличием школьных принадлежностей)
- Умение слушать, действовать по инструкции
- Формирование мыслительных процессов: анализ, синтез, классификация
- Выполнение логических заданий
- Развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения
- Формирование школьной мотивации
Как бы ни старался учитель отбирать содержание, методы и формы работы, если они не будут приняты обучаемыми, работа не даст положительных результатов. Значит, у каждого ребенка должен быть мотив учения. Продуманная мотивация обеспечения активности познавательной деятельности ученика является движущей силой в развитии ребенка, в его деятельности. Я широко использую приемы создания социальной мотивации (поощрения: похвала, звёздочки, мы набираем «ступеньки» и др.; создание ситуации успеха в труде, использование занимательности на уроке и т.д.). Важно вовремя поддержать маленького школьника, похвалить, побудить стремление стать лучше. Считаю похвалу ведущей формой стимуляции активности учащихся. Но она должна быть обоснованной и не чрезмерной. Я заметила, что одного ребенка частая похвала побуждает к дальнейшей работе на уроке, другого ослепляет. Эмоции его настолько сильны, что внимание рассеивается, работоспособность снижается. Такого ученика хвалю в конце урока, а на уроке создаю условия для спокойной, ровной работы. В конце урока стараюсь поощрить каждого ученика: одних за быструю, правильную и четкую работу в течение всего урока, других за то, что сегодня работали лучше, чем вчера, третьих за то, что помогли товарищу и т.д. На начальном этапе обучения нельзя скупиться на похвалу, одобрение, поддержку.
По мере того, как учащиеся начинают овладевать учебными умениями, в том числе самоконтролем, постепенно перехожу к оценочной деятельности на уроке (но без отметок).
Конечно, нельзя рассчитывать на быстрый положительный результат воспитания. Не всегда бывает просто найти к детям подход. И тут нельзя обойтись без помощи родителей. Готовиться к новой роли — родителей ученика — необходимо и взрослым. Нельзя резко менять свои требования к ребенку. То, что мама с папой тоже начинают ориентироваться только на отметку («Кто же любит троечников, мой дорогой»), может травмировать малыша больше, чем сами школьные неприятности. Важно, чтобы самооценка ребенка не повисала в воздухе, не была выдуманной, идеальной, надо, чтобы она была подкреплена чем-то реальным. Он должен знать, что он многое может и многое умеет (а что-то - даже лучше, чем другие, например, рисовать, лепить, петь, петь, читать стихи).
Только вместе с родителями, общими усилиями можно добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности. Результатами этих усилий стали три проектных работы: «Устная и письменная речь», «Школа», «Одежда». Над каждым из этих проектов работали все до одного учащиеся класса.
Меня радуют результаты моей работы: дети с желанием идут в школу, делятся своими радостями и огорчениями со мной и с друзьями, стремятся помочь друг другу, учатся сочувствовать и сопереживать. Развязать запутавшийся шнурок, помочь застегнуть пуговицу на пальто – все это делается как должное, будто иначе и быть не может. Благодаря положительному эмоциональному климату мне удается сформировать у детей познавательную активность, помочь овладеть умениями и навыками в разных видах деятельности.
Главное, дети привыкли к школе, друг к другу, ко мне.
Б.Пастернак назвал детство ковшом «душевной глуби». И от того, чем будет наполнен этот ковш, часто зависят судьбы целых поколений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность к обучению в школе, как условие успешной адаптации первоклассников.
Первые месяцы пребывания в школе- очень напряженный период, так как образовательное учреждение с первых дней ставит перед детьми задачи, не связанные с их опытом, и требует мобилизации интеллект...
Совместная работа семьи и учителя для создания условий для успешной адаптации первоклассников к школе.
из опыта организации межпредметного модуля введения в школьную жизнь "В школу с радостью"...
Статья "Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе"
Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе Аннотация: в статье исследованы психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальн...
Диагностика готовности к школе как условие успешной адаптации первоклассников
Диагностика готовности будущего ученика к школе....
Условия успешной адаптации первоклассников в школе
Лекция для учителей...
Презентация для родительского собрания "Условия успешной адаптации первоклассников в школе""
В презентации представленые конкретные рекомендации родителям по взаимодействию с детьми в период их адаптации к условиям школьного обучения...
Ваш ребенок идет в школу «УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ»
laquo;Адаптация»- термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaptatio»- прилаживание, приспособление.Адаптация- перестройка организма, направленная на приспособление к новым условия...