Представление собственного инновационного педагогического опыта
материал (4 класс) на тему
Педагогическая проблема "Гражданское образование в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_sobstvennogo_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов
МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №3»
Ястребцевой Татьяны Владимировны
Педагогическая проблема
«Гражданское образование в начальной школе»
Страница школьного сайта:
http://sc3kov.schoolrm.ru/sveden/employees/19610/236480/
- Актуальность и концептуальность
Сегодня - время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей начального общего образования.
А гражданское образование является неотъемлемой частью новой системы образования, образования компетентного и конкурентоспособного.
Проблема «Гражданское образование в начальной школе» очень актуальна на сегодняшний момент, т.к. изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, её социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса.
Гражданское образование – системная комплексная деятельность участников образовательного процесса, направленная на создание условий для усвоения учащимися специальных умений и навыков, развитие гражданских качеств личности, приобретения ими позитивного социального опыта посредством формирования у учащихся базовых социальных компетентностей, понимаемых как способность применения умений и навыков в жизненной ситуации.
Основная задача гражданского образования – расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творчества и воображения, формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их «малом» сообществе в частности.
У младших школьников необходимо сформировать представления о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции РФ, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Важную роль играет формирование понятий о своей «малой Родине» (родной город, поселок, село, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение младших школьников первичным навыкам учебной деятельности, толерантного общежития (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и т.д.), принятию решений. Этому может способствовать приобщение учащихся начальной школы к первичным формам нормотворчества (совместная работа по выработке детьми правил жизни класса). Вместе с тем, отмечается проявление интереса младших школьников не только к личностным темам (игры, любимые занятия, увлечения), но и к нравственным проблемам, к некоторым экзистенциальным понятиям (добро и зло, смысл и цель жизни, свобода и подчинение, счастье и совесть, радость и страдание и др.), а также к проблемам взаимоотношений в семье, в классе, между людьми разных национальностей, народами разных стран и др.
Дать правильное «видение добра и зла» - основная задача социогумани-тарного блока, особенно родного языка, литературы, внеурочной деятельности. Оценка добра и зла тесно связана с осознанием себя как человека и личности.
- Условия формирования опыта
Исследования уровня нравственного сознания и самосознания учащихся I-IV классов выявили неспособность большинства детей (до 70%) дать объективную оценку себе как личности, имеющей нравственные качества: гражданскую и национальную принадлежность.
В связи с этим необходимо создать условия для нравственного развития личности ребенка на основе гуманистических социально значимых ценностей, образцов гражданского поведения. Одним из средств для решения данной задачи может стать гражданское образование школьников, которое рассматривает обучение и воспитание юного гражданина в их неразрывном единстве. В нормативных документах Министерства образования РФ определено, что гражданское образование должно представлять собой овладение учащимися всей совокупностью умений и представлений, необходимых гражданину России, включая правовые, политические и нравственные основы жизни общества и государства. На формирование гражданственности младших школьников оказали влияние следующие факторы, а именно то, что гражданское образование реализует идею социализации личности. Организован процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, созданы условия для активного познания младшим школьником окружающей его социальной действительности.
Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание школьников с опорой на общечеловеческие ценности. Изучение методической литературы, активное участие в работе городских методических объединений, семинаров, вебинаров являются важнейшими условиями формирования гражданского образования младших школьников.
- Теоретическая база опыта
Гражданское образование в начальных классах опирается на принцип гуманизации, согласно которому предметной основой общечеловеческого считается ценность личности, права человека, его свобода и достоинство. Гуманизация тесно связана с осуществлением личностно-ориентированного образования в начальной школе. Это предполагает создание благоприятных условий для раскрытия и развития способностей школьника, для его самоопределения, поворот школы к ребенку, уважение и доверие к нему, построение взаимодействия с ним на принципах сотрудничества.
Гражданское образование опирается на идеи сотрудничества, в соответствии с которыми организуется совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителя. Система работы над формированием гражданственности школьников предусматривает целостность педагогического процесса, осуществление в единстве воспитания и обучения. Одним из ведущих принципов построения гражданского образования является культурологический принцип. Он ориентирован на приобщение учащихся к достижениям духовной культуры разных стран и народов и осознание родной культуры как части мировой. Такой подход с использованием элементов страноведения дает возможность сравнивать, и учит по достоинству ценить свое, родное.
Изучив литературу по проблеме: «Гражданское образование в начальных классах», мною было выявлено, что проблема привлекает к себе внимание педагогов, таких как: О.С.Богдановой, И.А.Каирова, И.С.Марьенко, В.А.Сухомлинского и известных психологов (Л.И.Божович, Т.Е.Конниковой, А.А.Люблинской, Р.С.Немова), Пройдя курсовую подготовку в 2007 году начала работу над гражданским образованием младших школьников. Данный курс разработан авторским коллективом: Светлана Константиновна Тивикова, заведующая кафедрой начального образования НИРО, доцент, кандидат педагогических наук; Тамара Яковлевна Железнова, доцент кафедры педагогики и методики начального образования НГПУ, кандидат педагогических наук; Надежда Николаевна Деменева, доцент кафедры педагогики и методики начального образования НГПУ, кандидат педагогических наук; Наталья Юрьевна Яшина, старший преподаватель кафедры начального образования НИРО. При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы, все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.
Работая 10 лет над проблемой «Гражданское образование в начальной школе», хочется сказать, что содержание материала, представлено в системе, позволяет учителю, не нарушая ее, организовать совместную с детьми творческую деятельность так, что они становятся активными участниками учебного и воспитательного процесса. На базе школы функционирует республиканская экспериментальная площадка: «Формирование гражданской идентичности личности обучающихся в условиях ФГОС». Ранее мною была разработана школьная экспериментальная площадка по формированию гражданственности младших школьников. Курс, который проводился несколько лет, так и назывался «Гражданское образование младших школьников».
- Технология опыта
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является патриотическое, правовое, нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.
Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной школы. Курс «Окружающий мир» знакомит младших школьников с бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории Российского государства, а это способствует воспитанию гражданина, любящего свою Родину и сохраняющего наследие предков. Именно в этом возрасте дети начинают усваивать доступные им ценности общества, впитывают в себя нравственные нормы поведения человека, гражданина, что является ступенькой на пути обучения школьников демократии. Также на уроках окружающего мира формируется чувство ответственности за сохранение окружающей среды.
Уроки русского языка и литературного чтения, искусства содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны. Они позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека и, в конечном счете, формируют осознанное патриотическое чувство. Изучаемые на уроках чтения произведения выступают в качестве источника знаний о добре и зле, человеке и природе, человеке и нации, о правах человека, чести и долге, совести, нравственном выборе и способствуют формированию важнейших нравственных понятий и ценностей.
Существует широкий, всесторонний порядок в реализации гражданского образования в школе, цели которого не могут быть достигнуты исключительно в рамках отдельного учебного курса. При этом более эффективным является включение компонентов гражданского образования в тематику различных школьных предметов и внешкольных мероприятий. Гражданское образование в начальных классах реализуется посредством внеурочной деятельности. С 2016 года проводятся занятия: "Растим патриотов".
Большое значение на создание благоприятных условий по социализации младших школьников и на формирование гражданственности имеют классные часы на тему:
"Я в школе"
"Правила поведения на уроке"
"Права ребенка"
"Гадкий утенок"
"Хорошие и плохие черты характера"
"Трудности в учебе"
"Имя как источник самобытности и достоинства".
В апреле этого года ребята приняли участие в республиканском семинаре по теме: "Гражданско-правовая направленность процесса обучения и воспитания в современной школе" в творческой программе "Вперед, Россия!".
Благодаря гражданскому образованию есть победители и призеры в онлайн – конкурсах, олимпиадах.
Существует несколько моделей, которые позволяют реализовывать гражданское образование:
- предметная, где основу составляют уроки окружающего мира и литературного чтения;
- межпредметная, где основное содержание гражданского образования включается в ряд предметов общего образования, таких как литература, иностранные языки, предметы естественно-математического цикла, предметы художественно-эстетического цикла, физическая культура;
- воспитательная;
- институциональная (т.е. организация школьного сообщества, в котором реализуется гражданское образование);
- проектная и другие.
Используются все модели для реализации гражданского образования, исходя из собственных возможностей и особенностей классного коллектива.
- Анализ результативности опыта
Итогом проведенной работы было то, что дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы. Работа над формированием гражданственности помогает в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться, обеспечивает повышение качества знаний.
Анализируя результативность работы над гражданским образованием, было отмечено, что дети научились:
- Различать справедливость и несправедливость, правильное и неправильное, хорошее и плохое; (уроки чтения на темы: Л. Толстой «Старый дед и внучек», Л.Толстой «Правда всего дороже», К. Чуковский «Федорино горе»; уроки окружающего мира на тему: «Неживая и живая природа»).
- Выражать личное мнение, объяснять свои взгляды; (уроки чтения на темы: В. Бианки «Музыкант», С. Михалков «Новогодняя быль»), (Окружающий мир. «Воздух и вода»), (Русский язык «Предложение»)
- Управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение; (классные часы на темы: «Я в школе», «Как пережить огорчения и страхи» и др.)
- Ставить перед собой достижимые цели; (уроки русского языка: «Отличие звука от буквы»)
- Оценивать свои поступки (классный час на тему: «Любим добрые поступки»).
- Обсуждать актуальные темы; (уроки по окружающему миру на темы: «Красная книга», «Будь природе другом», «Что такое экономика»).
- Принимать решение и делать осознанный выбор; (Русский язык. «Упражнения в переносе слов»);
- Выполнять требования школьного режима;
- Участвовать в жизни своего класса и школы; (праздник «В гостях у вежливости»);
- Слушать других, играть, учиться сообща; (классный час «Мое и наше»)
- Ответственно подходить к учебному труду;
- Испытывать удовлетворение от успешности своей учебы или поведения;
- Различать и рассуждать о несложных социальных и моральных проблемах.
Таким образом, стараюсь закладывать основные моральные ценности, нормы поведения, формирую личность, осознающую себя частью общества и гражданином своего Отечества, стараюсь развивать коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог, развиваю творческий потенциал своих детей.
За время работы над гражданским образованием повысился уровень воспитанности детей.
Уровень воспитанности
№ | Фамилия, имя | Долг и ответственность | Бережливость | Дисциплинированность | Отношение к учению | Отношение к труду | Коллективизм и товарищество | Доброта и отзывчивость | Честность и справедливость | Простота и скромность | Культурный уровень | Воспитанность | |
Ср. балл | Уровень | ||||||||||||
1 | Андреев Егор | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4,5 | хороший |
2 | Бандикян Карина | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | высокий |
3 | Горячкин Данила | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | высокий |
4 | Ежов Дмитрий | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3,5 | средний |
5 | Ежов Евгений | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | средний |
6 | Казеев Денис | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | средний |
7 | Леонтьева Анна | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | высокий |
8 | Макеева Елена | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | средний |
9 | Павкина Анна | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4,3 | хороший |
10 | Павкина Полина | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4,5 | хороший |
11 | Паламаржи Виктория | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | высокий |
12 | Попова Кристина | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4.5 | хороший |
13 | Рогачева Ирина | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4,8 | высокий |
14 | Рыженков Иван | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | высокий |
15 | Чечеткина Виктория | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4,7 | высокий |
16 | Чикирова Екатерина | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4,2 | хороший |
Итого: | 67 | 67 | 70 | 66 | 68 | 67 | 73 | 73 | 70 | 69 | 4,3 | хороший |
- Трудоемкость опыта
Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что работа над проблемой: «Гражданское образование младших школьников» играет важную роль в становлении классного коллектива. А трудности при формировании гражданственности наблюдаются с поступлением ребенка в школу, так как происходит становление его самостоятельности, гражданственности, усвоение им норм и правил общения, формирование его внутренней позиции. Входя в класс, стараюсь формировать у своих учеников не только учебные умения и навыки, но и нравственные ценности, главное, что совершенствует и развивает ребенка, делает его личностью. За годы работы в школе пришлось многое пережить, понять, осмыслить и прийти к выводу, что гражданское образование необходимо, потому что каждый ребенок, вырастая, должен знать, что он нужен своей Родине и на создание благоприятных условий по социализации младших школьников направлено именно гражданское образование.
Еще трудности при использовании гражданского образования состоят в том, что цели его не могут быть достигнуты исключительно в рамках отдельного учебного курса. При этом более эффективным является включение компонентов гражданского образования в тематику различных школьных предметов и внешкольных мероприятий.
- Адресность опыта
Данный педагогический опыт рекомендуется к использованию.
Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района, участвую в работе семинаров и секций муниципального и республиканского уровней, провожу открытые уроки. Материалы опыта выставлены на сайте: http://infourok.ru/user/yastrebceva-tatyana-vladimirovna.
Использовать гражданское образование рекомендую учителям начальных и старших классов, как в урочное, так и внеурочное время.
- Наглядные приложения
Курс по выбору
Тема занятия: «Законы, по которым мы живем»
Цели:
- дать детям первоначальное представление о морали и праве, о законах государства;
- познакомить с Конституцией РФ, с основными правами и
обязанностями граждан России, записанными в ней;
- дать первоначальное понятие о нравственной категории «справедливость» на основе представлений о справедливом (несправедливом) государстве и его законах;
- предоставить учащимся возможность поразмышлять о будущем своей страны, опираясь на понятия «справедливость», «демократия»;
- планируемые достижения учащихся на уроке (чему учащийся должен научиться, что усвоить):
- иметь представление о морали и праве, о законах государства;
- познакомиться с Конституцией РФ, с основными правами и обязанностями граждан России;
- иметь первоначальное понятие о нравственной категории «справедливость».
Планируемые результаты: предметные: умения размышлять о будущем своей страны, различать права и обязанности граждан России, прогнозировать статьи Конституции Р.Ф.; метапредметные: формулировать учебную задачу урока; личностные: формировать систему нравственных ценностей.
Оборудование:
Тивикова С.К., Деменёва Н.Н. «Жар-птица» (учебник для второго года обучения в 2-х частях); атрибуты для игры «Трон».
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний
- Самоопределение к деятельности.
Форма работы – фронтальная.
- Отгадайте ребус, записанный на доске. (Закон)
- Как вы понимаете слово «закон»?
- Какие законы и правила вам уже известны?
1) Это правила, о которых можно договориться со своими друзьями и родными. Такие законы могут быть разными для разных семей; их выполняют по собственному желанию.
2) Правила, принятые в обществе. Это законы морали; если человек их не соблюдает, то его перестают уважать.
3) Законы, принятые в государстве. За их соблюдением следит государство (для этого есть милиция, суд и т.д.). Человек, нарушивший такой закон, считается преступником.
4) Видите, какие разные значения имеет слово закон.
Тема нашего занятия: «Законы, по которым мы живем»
IV. Работа по теме:
1. Беседа по вопросам.
Форма работы – фронтальная.
- Зачем нужны законы?
- Можно ли обойтись без них?
- Для чего их нужно соблюдать?
- Зачем государству нужны законы?
- Обратимся к словам философа К.Гельвеция, вынесенным в эпиграф урока.
- Как вы понимаете эти слова?
- Представьте себе, что в обществе нет никаких законов, каждый человек делает то, что захочет, не учитывая интересы и права других людей. Сможет ли такое общество существовать?
Вывод: Итак, законы помогают организовать жизнь общества, государства, соблюдать справедливость.
2. Знакомство с Конституцией РФ, с основными правами и обязанностями граждан России.
Форма работы - фронтальная.
- Знаете ли вы, какой закон является главным в стране? (Конституция).
- 12 декабря наша страна отмечала День конституции. Почему именно этот день стал для нас праздничным?
- Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
В нашей стране много законов. Конституция России – Основной закон нашего государства, главные правила, по которым живут российские граждане. Конституция определяет наши права и обязанности.
Прочитаем о правах и обязанностях граждан, которые определены Конституцией.
- Объясните, как вы понимаете эти права.
- Как вы понимаете эти обязанности граждан?
- На уроках гражданского образования мы с вами рассматривали статьи Всеобщей декларации прав человека. О каких правах в ней говорится?
Показ слайдов литературных героев
- Права детей, в том числе и ваши права, записаны в Конвенции о правах ребенка. Какие же это права?
- А какие права есть у вас в школе?
- Какие у вас есть обязанности в школе?
Вывод: Права и обязанности взаимосвязаны между собой.
Воспользуемся правом на отдых.
V. Физминутка.
VI. Продолжение работы по теме занятия:
1. Размышления о будущем страны.
Форма работы - фронтальная.
- Сейчас мы с вами поразмышляем. Каким вы представляете себе будущее нашей страны?
- Какой бы вы хотели видеть Россию в будущем?
Вывод: Каждому народу важно построить справедливое государство. Каждый народ стремится к тому, чтобы жить по справедливым законам. Россия стремится создать демократическое государство.
- Что такое демократия? Обратимся к копилке знатока.
Демократия - политический строй, при котором власть принадлежит народу.
Демократия - это власть народа.
2. Игра «Трон».
Форма работы - индивидуальная.
- Сыграем в игру «Трон». Представь, что ты король и хочешь, чтобы твое государство было справедливым.
- Каким будет твой первый указ?
3. Игра «Государство».
Форма работы – групповая.
- Сегодня мы продолжим играть в игру «Государство». Работаем по группам. Придумайте справедливые законы, по которым будет жить ваша страна, расположенная на другой планете.
VII. Рефлексия.
- Какова значимость нашего занятия?
- Что можете сказать о работе своих одноклассников на уроке?
- Что можете сказать о своем личном вкладе в общую работу?
VIII. Подведение итогов.
Что нового вы узнали?
IX. Домашнее задание.
Написать сочинение «Моя страна в будущем», «Государство, в котором мне хотелось бы жить», «Самое справедливое государство».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
Педагогическая идея. Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий. Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Представление собственного инновационного опыта работы к аттестации педагогических работников...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий в начальной школе...
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Педагогическая проблема – гражданское образование в начальной школе...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Обобщён опыт работы...
Представление собственного инновационного педагогического опыта
В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.В статье рассматриваются технологии использования в обучении игровых методов, а кон...