Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - армавирец"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnaya_deyatelnost.doc | 253.5 КБ |
rabochaya_programma_vneurochnaya_deyatelnost.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Я - армавирец» для 1-4 классов составлена на основе следующих нормативных и методических документов:
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в ред. приказа от 29 декабря2014г. № 1654);
-примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования, одобрены 8 апреля 2015г. № 1/5) Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию: методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного основного общего образования, разработанных Российской академией образования ( письмо Минобрнаукиот 7 августа 2015 года №08-1228);
-письма министерства образования и науки Краснодарского края от 30. 09. 2015 № 47-15091-15-14 «Об организации внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края»;
-постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 « Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(далее-СанПин);
- на основе авторской программы учебного курса «Я – армавирец» учителя высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 8 г. Армавира Царьковой И.В.
В учебном плане на изучение данного факультатива отводится 2 ч в неделю, всего 270 часов: 66 часов в 1 классе и 68 часов в 2-4 классе.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина города Армавира с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к городу, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи
Образовательные:
- знакомство с историей создания города и его наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
- выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к своей Родине.
- Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
- Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
- Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности.
Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.
Срок реализации программы 4 года, возраст обучающихся 7-10 лет.
Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне подготовить базу для изучения.
Занятия курса проводятся как в форме аудиторных учебных часов и внеаудиторных часов.
Аудиторные и внеаудиторные занятия в течение курса чередуются в зависимости от педагогических задач и личностных потребностей детей.
Методы обучения.
Реализации задач курса «История и культура Санкт-Петербурга» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.
К таким методам относятся:
1. В условиях класса – беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая мастерская.
2. При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.
Обязательным условием при проведении занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга является привлечение средств наглядности:
- цветные фотографии объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукция произведений живописи, графики; учебные иллюстрации.
- съемно-разъемные аппликации.
- карты города, области.
- Видеоматериалы, презентации
- предметы, вещи.
Формы организации.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Я-армавирец»» является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:
- лекции;
- практические занятия
- экскурсии
- опыты, наблюдения
- презентации, конкурсы
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:
- наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
- демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
- информационно-коммуникативные технологии.
Рабочая программа «Я - армавирец» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.
Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
- построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
- приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
- возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
- возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
- активизация познавательной деятельности;
- поддержка устойчивого интереса к обучению;
- формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
- развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
- создание ситуации успеха.
При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН2.4.2.282110.
2. Таблица распределения часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
аудит | внеауд | ||
1 год обучения | |||
Моя школа | 12 | 7 | |
Мой город. | 13 | 26 | |
Я и моя семья | 8 | - | |
Итогово-проектная деятельность | 2 | - | |
Итог | 35 | 31 | |
2 год обучения | |||
1 | Флора и фауна Армавира | 11 | 19 |
2 | Экологические проблемы. | 5 | 12 |
3 | Почётные люди города | 8 | 11 |
4 | Итогово-проектная деятельность | 2 | - |
Итог | 26 | 42 | |
3 год обучения | |||
Традиции Армавира | 12 | 6 | |
Архитектура Армавира | 12 | 17 | |
Экономика Армавира | 8 | 11 | |
Итогово-проектная деятельность | 2 | - | |
Итог | 34 | 34 | |
4 год обучения | |||
История Армавира | 9 | 5 | |
Археология | 6 | 8 | |
Устные источники | 8 | 7 | |
Письменные источники | 7 | 6 | |
Школьный музей | 5 | 5 | |
Итогово-проектная деятельность | 2 | - | |
Итог | 37 | 31 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п.п. | Наименование разделов, тем | Часы аудиторных занятий | Часы внеауд. занятий | Характеристика деятельности обучающихся |
1. Моя школа 19 | ||||
Введение. Что изучает краеведение? Что мы будем изучать? Техника безопасности на занятиях. | 2 | Рассказ о школе. Правила поведения в школе. | ||
Моя школа – мой дом. Из истории школы. | 2 | Экскурсия в школьный музей. Умение слушать, наблюдать. | ||
Школа –дом знаний. Ориентирование. | 2 | Правила поведения в школе | ||
Экскурсия по школе. | 2 | Знакомство с учебными помещениями. | ||
Мой класс в школе. | 2 | Знакомство с понятиями дружба, класс. Формирование толерантности и толерантного поведения. | ||
Школьные поручения. | 2 | Проектная деятельность «Мои поручения». Конкурс рисунков. | ||
Библиотека-дом книг. Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 | Правила поведения в библиотеке. Каталог. | ||
Библиотека- дом книг . Экскурсия в библиотеку Куприна | 2 | Правила поведения в библиотеке. Каталог. | ||
Кто чем занят в школе. | 2 | Беседа о людях, работающих в школе, ролевые этические игры | ||
Ими гордится школа | 2 | Рассказ о знаменитых учениках и выпускниках школы, встреча с интересными людьми | ||
2. Мой город 39 | ||||
2.1 Мой дом. Мой двор, моя улица. | 1 | Проектная деятельность учащихся: конкурс рисунков «Моя родная улица» | ||
2.2. За что люблю, что бы изменил. | 1 | Беседа. Конкурс рисунков | ||
2.3 Экскурсия по улицам | 1 | Беседа, рассказ об истории названия улиц. | ||
2.11. Армавир на карте. Деление города на микрорайоны. | 1 | Ориентирование по карте, просмотр презентации. | ||
2.12. Экскурсия по микрорайону «Мясокомбинат». | 1 | Правила поведение на улице города, закон Краснодарского края 1539. | ||
2.8.Достопримечательности города. Экскурсия. | 3 | Встречи с интересными людьми. | ||
2.4. Правила безопасного поведения на улице. | 2 | Проектная деятельность: «Новый дорожный знак» | ||
2.5. Правила поведения на проезжей части. | 1 | Умение правильно переходить проезжую часть. | ||
2.6. Правила поведения в общественных местах Экскурсия в драматический театр. | 3 | Беседа. Формирование культуры поведения | ||
Удивительный Армавир. Имя города. Возраст города. Символы Армавира: герб, флаг, гимн. | 2 | Приобретение новых знаний. Эмоциональное восприятие. Проектная деятельность «Герб города Армавира». | ||
2.9. Первые жители Армавира Экскурсия в краеведческий музей | 1 | 3 | Просмотр фильма «Мой Армавир». Формирование толерантности и толерантного поведения в условиях многонациональности города, посещение кабинета кубановедения в школе. | |
2.13 . Два вокзала нашего города. Профессия-железнодорожник. | 1 | Беседа | ||
2.14 Экскурсия на вокзал Армавир 1. | 2 | Правила поведения у железной дороги. | ||
2.15 Общественный транспорт | 1 | Знакомство с историей появления городского транспорта. | ||
2.16. Экскурсия в троллейбусный парк. | 2 | Сформировать представления о различных сторонах жизни города, населения. | ||
2.17 Проблемы моего города. | 2 | Проектная деятельность. Листовка: «Город болен!» Активизация познавательной деятельности. | ||
2.18. Экскурсия «Экологический патруль». | 3 | Экскурсии вида «Экологический патруль» на территорию совхоза «Декоративные культуры», сквера «Пушкина». | ||
2.19 Люди моего города | 2 | Встречи с родителями, рассказ о их профессиях, Выставка рисунков о профессиях родителей. | ||
2.20. Экскурсия на предприятия города. | 4 | Посещение предприятий города «Армхлеб», кондитерская фобрика «Людмила» | ||
Вариативная часть(викторины, конкурсы, экскурсии). | 2 | |||
Я и моя семья 4 | ||||
3.1. Моя семья | 2 | |||
3.2. Мои обязанности в семье | 2 | Проектная деятельность «Мои обязанности» | ||
3.3. Традиции в моей семье | 2 | Знакомство с понятием традиции. Встреча с родителями. Проектная деятельность. | ||
3.4. Итогово-проектная деятельность «Моя семья» | 2 | Защита семейных проектов. | ||
Итого за год | 35 | 31 |
2 класс
Наименование разделов, тем | Часы аудиторных занятий | Часы внеауд. занятий | Характеристика деятельности обучающихся | |
1.Растительный и животный мир. 35 | ||||
1.1 Нормы и правила поведения в природе. Растительность парков, скверов. Птицы в городе. | 3 | 5 | Познавательная беседа: Зелёный рай парков и скверов. Экскурсии в парки и скверы. Обучение проектной деятельности. Экскурсия в совхоз декоративных культур. Правила поведения в природе. Учимся наблюдать, сравнивать. | |
1.2 Окрестности Армавира. Армавир на карте. Рельеф. | 4 | 3 | Ориентирование по карте. Познавательная экскурсия на гору Фортштадт. Рисование вида города с высоты птичьего полёта. Творческая работа: составление гербария трав. | |
1.3 Река Кубань. Значение реки для растений, животных и человека. | 7 | 3 | Правила поведения у воды. Экскурсия к мосту через реку Кубань. Конкурс рисунков. Работа над проектом: Почему люди селятся у воды? | |
1.4 Цветники нашего города. Цветы дикорастущие и культурные. Первоцветы. | 5 | 3 | Беседа: Есть глаза у цветов. Экскурсия в совхоз декоративных культур. Роль человеческого труда и творчества в украшении города. Проектная деятельность. | |
1.5 Мы- защитники природы. | 2 | Виртуальная экскурсия. Творческая работа: выпуск листовки «Сохраним цветы Кубани» | ||
2.Экологические проблемы 14 | ||||
2.1 Охрана животного мира. Красная книга Кубани. Загрязнение окружающей среды. | 5 | 5 | Диспут, постановка проблемы. Экскурсия в краеведческий музей Беседа: Охрана лесов. Экскурсия в заказник. Конкурс рисунков. | |
2.2. Растения, занесённые в Красную книгу. | 4 | 2 | Работа с различными информационными источниками. Посещение библиотеки. Викторины. | |
3. Люди моего города 19 | ||||
3.1 Население Армавира | 3 | Количественный состав населения. Коллективный плакат: Толерантность. | ||
3.2 Встреча с интересными людьми. | 3 | 3 | Национальности, различные вероисповедания, культуры. Права и обязанности граждан. Экскурсия к аллее Славы «Знаменитые люди города» | |
3.3 Это – мой город! Защита фантастических проектов. | 4 | Сбор информации. Работа над фантастическим проектом «Город будущего» | ||
3.3. Моя будущая профессия. | 2 | 4 | Беседа. Экскурсия на предприятия города. Конкурс рисунков «Я в будущем» |
3 класс
Наименование разделов, тем | Часы аудиторных занятий | Часы внеауд. занятий | Характеристика деятельности обучающихся | |
1. Архитектура Армавира 30 ч | ||||
1.1. Площади и памятники Армавира | 2 | 4 | Экскурсия в центральную часть города. Строительство домов и объектов соцкультбыта, промышленных объектов Фотовыставка. | |
1.2 Фонтаны нашего города | 3 | 2 | Зачем городу фонтаны? Творческая работа: Макет фонтана. | |
1.3 Старейшие дома нашего города. Новостройки. | 1 | 4 | Кто строил дома в разные годы. Определяем возраст постройки. Учимся наблюдать и сравнивать. | |
1.4 Культурные центры | 1 | 6 | Можно ли назвать Армавир культурным городом? Кинотеатры, театр, библиотеки, храмы. | |
1.5 Спорт в моём городе. | 2 | 2 | Экскурсия на спортивные объекты города. | |
1.6 Охрана архитектурных памятников. | 3 | Почему разрушаются дома? Проектируем «Дом Дружбы» | ||
2. Традиции нашего города. | ||||
2.1 День рождения города. Праздничный салют | 2 | Зачем городу день рождения? Приобретение новых знаний. Эмоциональное восприятие. Проектная деятельность «Флаг города». | ||
Мой город в годы войны | 2 | Познакомить детей с событиями ВОВ. Рассказать о героях | ||
2.2 День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. | 3 | 3 | Просмотр документального фильма. Обсуждение. Конкурс рисунков. Возложение цветов к вечному огню. | |
2.3 Ярмарка | 2 | 4 | Чем богата земля кубанская? Казачьи песни. Разучивание песен. Посещение ансамбля казачьей песни. Встреча с казаками. | |
2.4 Кто отвечает за порядок в городе? | 2 | 1 | Знакомство с системой правоохранительных органов. Встреча с представителями правоохранительных органов. | |
3. Экономика Армавира | ||||
3.1 Ведущие предприятия города. | 1 | 4 | Поиск информации по доступным источникам. Экскурсия. | |
3.2 Торговые центры. Правила поведения в магазине, на рынке | 2 | 3 | Частная и муниципальная собственность. Правила торговли. Экскурсии. | |
3.3 Забота о детях: детские сады, школы, ГДК, ГДО, ДДЮТ… | 2 | 5 | Будущее города – его дети. Экскурсия в д/с № 25., ДДЮТ. Конкурс рисунков «Вместе поможем детям» | |
3.4. Работа над итоговым проектом: «Если бы я был мэром » | 2 | Выбор темы проекта. Защита проекта |
4 класс
Наименование разделов, тем | Часы аудиторных занятий | Часы внеауд. занятий | Характеристика деятельности обучающихся | |
Письменные источники 13 ч | ||||
Письменные источники-знания о прошлом. | 1 | 3 | Архивные учреждения, методы и приёмы работы над архивными документами. Экскурсия. Посещение библиотеки. | |
История рождения моего города в архивных документах | 3 | Посещение краеведческого музея | ||
Архив моей семьи: фотографии и письменные источники. | 4 | Поиск и обсуждение архивных документов, хранящихся в моей семье. Выбор проекта, сбор материалов | ||
История моей семьи в архивных документах. | 2 | Защита проекта | ||
2. Устные источники 15 ч | ||||
Язык -древнейшая форма общения людей | 3 | 1 | Топонимика-изучение происхождения слов, географических названий. Встреча с историком. | |
Устное народное творчество : песни, предания , праздники. | 2 | 3 | Встреча со старожилами со старейшими жителями города с целью изучения местного фольклора, исторических, географических названий. Сбор пословиц и поговорок, употребляемых в семье. | |
Моя колыбельная песня | 1 | 2 | О чем может рассказать песня? Посещение ансамбля народной песни. | |
Работа над проектом : Мои родственники и история города | 2 | 1 | Составление эссе , записанного со слов старейших родственников. | |
Археология | ||||
1-3 | Поселения и погребения. | 5 | 3 | Виды раскопок. Дольмены и курганы на территории нашего края. Презентация. Посещение краеведческого музея |
4 | Интересные находки | 2 | Рассказ археолога. Презентация. | |
5-6 | Охрана памятников. | 3 | Экскурсия по памятным местам нашего города | |
7-8 | Знакомство с экспонатами школьного музея. | 1 | 2 | Экскурсия в школьный музей. Знакомство с профессией экскурсовода. |
4. История моего города 14ч | ||||
1-2 | Армавир до революции | 1 | 3 | Экскурсия в городской краеведческий музей. Презентация. |
3-4 | Армавир и революция | 2 | Виртуальная экскурсия | |
5-6 | Армавир в годы ВОВ | 4 | 2 | Просмотр документальной хроники. Экскурсия в школьный музей. Встреча с ветеранами ВОВ. Конкурс рисунков. |
7-8 | Проектная работа : Моя семья в годы ВОВ | 2 | Работа с фотоархивом, запись рассказов очевидцев. | |
5. Работа школьного музея 10 ч | ||||
1 | Экспонаты музея. | 2 | 3 | Лекция: что называется экспонатом, его историческая ценность, сохранность. Экскурсия в краеведческий музей. |
2-4 | Школа экскурсовода. Конкурсная работа: «Я-экскурсовод» | 4 | 2 | Изучение экспонатов, составление плана экскурсии. Конкурс «Лучший экскурсовод школьного музея» |
3. Содержание программы.
1 КЛАСС (66 ч)
Моя школа (19 ч) Рассказ о школе. Правила поведения в школе. Экскурсия в школьный музей. Умение слушать, наблюдать. Ориентирование Правила поведения в школе. Беседа. Знакомство с учебными помещениями. Знакомство с понятиями дружба, класс. Формирование толерантности и толерантного поведения.Проектная деятельность «Мои поручения». Конкурс рисунков. Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Каталог. Экскурсия в библиотеку Куприна. Беседа о людях, работающих в школе, ролевые этические игры. Рассказ о знаменитых учениках и выпускниках школы, встреча с интересными людьми.
Мой город. «Что? Где? Почему?»(39 ч) Проектная деятельность учащихся: конкурс рисунков «Моя родная улица». Беседа, рассказ об истории названия улиц. Проектная деятельность: «Новый дорожный знак». Умение правильно переходить проезжую часть. Формирование культуры поведения. Приобретение новых знаний. Эмоциональное восприятие. Проектная деятельность «Герб города Армавира». Встречи с интересными людьми. Просмотр фильма «Мой Армавир». Формирование толерантности и толерантного поведения в условиях многонациональности города, посещение кабинета кубановедения в школе. Правила поведение на улице города, закон Краснодарского края 1539. Проектная деятельность. Листовка: «Город болен!» Активизация познавательной деятельности.
Я и моя семья (8 ч) Проектная деятельность «Мои обязанности» Знакомство с понятием традиции. Встреча с родителями. Проектная деятельность. Защита семейных проектов.
2 КЛАСС (68 Ч)
Растительный и животный мир.(35 ч). Нормы и правила поведения в природе.
Растительность парков, скверов. Птицы в городе. Познавательная беседа: Зелёный рай парков и скверов. Экскурсии в парки и скверы. Обучение проектной деятельности. Экскурсия в совхоз декоративных культур. Правила поведения в природе. Учимся наблюдать, сравнивать. Ориентирование по карте.
Познавательная экскурсия на гору Фортштадт. Рисование вида города с высоты птичьего полёта. Творческая работа: составление гербария трав. Река Кубань. Правила поведения у воды. Экскурсия к мосту через реку Кубань. Конкурс рисунков. Работа над проектом: Почему люди селятся у воды? Цветники нашего города. Беседа: Есть глаза у цветов. Экскурсия в совхоз декоративных культур. Роль человеческого труда и творчества в украшении города. Проектная деятельность. Виртуальная экскурсия. Творческая работа: выпуск листовки «Сохраним цветы Кубани»
Экологические проблемы.(14 ч) Охрана животного мира. Красная книга Кубани. Диспут, постановка проблемы. Экскурсия в краеведческий музей Беседа: Охрана лесов. Экскурсия в заказник. Конкурс рисунков. Работа с различными информационными источниками. Посещение библиотеки. Викторины.
Люди моего города (19ч) Сколько в нашем городе живёт людей? Количественный состав населения. Коллективный плакат: Толерантность. Национальности, различные вероисповедания, культуры. Права и обязанности граждан. Сбор информации. Работа над фантастическим проектом «Город будущего». Экскурсия к аллее Славы «Знаменитые люди города». Беседа. Экскурсия на предприятия города. Конкурс рисунков «Я в будущем».
3 класс (68 ч)
Архитектура Армавира (30 ч) Топонимика улиц и города Армавира Площади и памятники. Экскурсия в центральную часть города. Строительство домов и объектов соцкультбыта, промышленных объектов Фотовыставка. Старейшие дома нашего города. Новостройки. Кто строил дома в разные годы. Определяем возраст постройки. Учимся наблюдать и сравнивать. Экскурсия на спортивные объекты города. Почему разрушаются дома? Проектируем «Дом Дружбы».
Традиции нашего города. (19ч) Приобретение новых знаний. Эмоциональное восприятие. Проектная деятельность «Флаг города». День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Просмотр документального фильма. Обсуждение. Чем богата земля кубанская? Казачьи песни. Разучивание песен. Знакомство с системой правоохранительных органов. Встреча с представителями правоохранительных органов.
Экономика Армавира (19 ч) Ведущие предприятия города. Частная и муниципальная собственность. Правила торговли. Экскурсии. Будущее города – его дети. Забота о детях: детские сады, школы, ГДК, ГДО, ДДЮТ… Работа над итоговым проектом: «Если бы я был мэром » Выбор темы проекта. Защита проекта.
4 класс (68ч)
Письменные источники (13 ч) Письменные источники-знания о прошлом Архивные учреждения, методы и приёмы работы над архивными документами. Экскурсия. Посещение библиотеки. Посещение краеведческого музея. Архив моей семьи: фотографии и письменные источники. Поиск и обсуждение архивных документов, хранящихся в моей семье. Выбор проекта, сбор материалов. Защита проекта.
Устные источники (15 ч) Топонимика-изучение происхождения слов, географических названий. Встреча с историком. Устное народное творчество : песни, предания , праздники. Встреча со старожилами со старейшими жителями города с целью изучения местного фольклора, исторических, географических названий. Сбор пословиц и поговорок, употребляемых в семье. О чем может рассказать песня? Посещение ансамбля народной песни. Составление эссе , записанного
со слов старейших родственников.
Археология 16 (ч) Виды раскопок. Дольмены и курганы на территории нашего края. Презентация. Посещение краеведческого музея Рассказ археолога. Экскурсия по памятным местам нашего города. Экскурсия в школьный музей. Знакомство с профессией экскурсовода.
История моего города (14) Армавир до революции. Экскурсия в городской краеведческий музей. Презентация. Просмотр документальной хроники. Экскурсия в школьный музей. Встреча с ветеранами ВОВ. Конкурс рисунков. Работа с фотоархивом, запись рассказов очевидцев. Лекция: что называется экспонатом, его историческая ценность, сохранность. Экскурсия в краеведческий музей.
- Предполагаемые результаты реализации программы
1-2 класс: 1 уровень результатов внеурочной деятельности (приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни)
Личностные результаты:
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
3 класс: 2 уровень результатов внеурочной деятельности (формирование позитивного отношения школьника к основным ценностям нашего общества и к социальной реальности в нем)
Личностные результаты:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- интерес к историческому поиску.
Метапредметные результаты:
- инициативность, самостоятельность в поиске решений, способность анализировать проблему, корректировать ход решения проблемы, способность к дивергентному мышлению; навыки сотрудничества.
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
4 класс: 3 уровень результатов внеурочной деятельности (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия)
Личностные результаты:
- высокий уровень мотивации, связанной с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями, на усвоение способов приобретения знаний и т.п.); способность устанавливать, какие из задач могут быть им решены; способность находить несколько решений проблемы; готовность использовать знания в повседневной жизни; адекватная самооценка, самоуважение.
Метапредметные результаты:
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
- Формы и виды контроля
- Проектная деятельность.
- Выпуск правоведческих листовок и буклетов.
- Выставки работ в классе.
- Методические рекомендации
Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В первом классе ребенок знакомится с понятиями дружба, класс, правилами поведения в общественных местах. У него формируются представления о различных сторонах жизни города.
Особенность изучаемого курса состоит в использовании такой формы обучения, как экскурсии, так как объекты и явления природы наблюдаются в их естественной обстановке и рассматриваются не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Отличительными чертами данной программы является широкое применение краеведческого материала. Дети открывают для себя неизвестные страницы истории, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащийся сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий и развития страны.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как окружающий мир, история, биология, география, кубановедение.
- Материально-техническое обеспечение
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
| ||
1. |
| 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. |
| ||
1. 2. 3. | Карта города. Плакаты по правилам дорожного движения. Фотографии. | |
3.Технические средства обучения: | ||
1. 2.. | ПК Мультимедийное оборудование | 1 на класс 1на класс |
4.Экранно-звуковые пособия: | ||
1. 2. 3. | Видеофильмы по истории Армавира Презентации. | 2 шт. 10 шт. |
5. Игры и игрушки: | ||
1. | Настольная игра по ПДД | 1 шт. |
6. Оборудование класса: | ||
1. 2. 3 4 5 | Ученические столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала. Интерактивная доска. | По количеству учащихся в классе |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Я - армавирец» для 1-4 классов составлена на основе следующих нормативных и методических документов:
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в ред. приказа от 29 декабря2014г. № 1654);
-примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования, одобрены 8 апреля 2015г. № 1/5) Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию: методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного основного общего образования, разработанных Российской академией образования ( письмо Минобрнаукиот 7 августа 2015 года №08-1228);
-письма министерства образования и науки Краснодарского края от 30. 09. 2015 № 47-15091-15-14 «Об организации внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края»;
-постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 « Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(далее-СанПин);
- на основе авторской программы учебного курса «Я – армавирец» учителя высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 8 г. Армавира Царьковой И.В.
В учебном плане на изучение данного факультатива отводится 2 ч в неделю, всего 270 часов: 66 часов в 1 классе и 68 часов в 2-4 классе.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина города Армавира с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к городу, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи
Образовательные:
- знакомство с историей создания города и его наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
- выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к своей Родине.
- Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
- Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
- Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности.
Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.
Срок реализации программы 4 года, возраст обучающихся 7-10 лет.
Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне подготовить базу для изучения.
Занятия курса проводятся как в форме аудиторных учебных часов и внеаудиторных часов.
Аудиторные и внеаудиторные занятия в течение курса чередуются в зависимости от педагогических задач и личностных потребностей детей.
Методы обучения.
Реализации задач курса «История и культура Санкт-Петербурга» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.
К таким методам относятся:
1. В условиях класса – беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая мастерская.
2. При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.
Обязательным условием при проведении занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга является привлечение средств наглядности:
- цветные фотографии объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукция произведений живописи, графики; учебные иллюстрации.
- съемно-разъемные аппликации.
- карты города, области.
- Видеоматериалы, презентации
- предметы, вещи.
Формы организации.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Я-армавирец»» является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:
- лекции;
- практические занятия
- экскурсии
- опыты, наблюдения
- презентации, конкурсы
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:
- наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
- демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
- информационно-коммуникативные технологии.
Рабочая программа «Я - армавирец» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.
Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
- построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
- приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
- возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
- возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
- активизация познавательной деятельности;
- поддержка устойчивого интереса к обучению;
- формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
- развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
- создание ситуации успеха.
При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН2.4.2.282110.
2. Таблица распределения часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
аудит | внеауд | ||
1 год обучения | |||
Моя школа | 12 | 7 | |
Мой город. | 13 | 26 | |
Я и моя семья | 8 | - | |
Итогово-проектная деятельность | 2 | - | |
Итог | 35 | 31 | |
2 год обучения | |||
1 | Флора и фауна Армавира | 11 | 19 |
2 | Экологические проблемы. | 5 | 12 |
3 | Почётные люди города | 8 | 11 |
4 | Итогово-проектная деятельность | 2 | - |
Итог | 26 | 42 | |
3 год обучения | |||
Традиции Армавира | 12 | 6 | |
Архитектура Армавира | 12 | 17 | |
Экономика Армавира | 8 | 11 | |
Итогово-проектная деятельность | 2 | - | |
Итог | 34 | 34 | |
4 год обучения | |||
История Армавира | 9 | 5 | |
Археология | 6 | 8 | |
Устные источники | 8 | 7 | |
Письменные источники | 7 | 6 | |
Школьный музей | 5 | 5 | |
Итогово-проектная деятельность | 2 | - | |
Итог | 37 | 31 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п.п. | Наименование разделов, тем | Часы аудиторных занятий | Часы внеауд. занятий | Характеристика деятельности обучающихся |
1. Моя школа 19 | ||||
Введение. Что изучает краеведение? Что мы будем изучать? Техника безопасности на занятиях. | 2 | Рассказ о школе. Правила поведения в школе. | ||
Моя школа – мой дом. Из истории школы. | 2 | Экскурсия в школьный музей. Умение слушать, наблюдать. | ||
Школа –дом знаний. Ориентирование. | 2 | Правила поведения в школе | ||
Экскурсия по школе. | 2 | Знакомство с учебными помещениями. | ||
Мой класс в школе. | 2 | Знакомство с понятиями дружба, класс. Формирование толерантности и толерантного поведения. | ||
Школьные поручения. | 2 | Проектная деятельность «Мои поручения». Конкурс рисунков. | ||
Библиотека-дом книг. Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 | Правила поведения в библиотеке. Каталог. | ||
Библиотека- дом книг . Экскурсия в библиотеку Куприна | 2 | Правила поведения в библиотеке. Каталог. | ||
Кто чем занят в школе. | 2 | Беседа о людях, работающих в школе, ролевые этические игры | ||
Ими гордится школа | 2 | Рассказ о знаменитых учениках и выпускниках школы, встреча с интересными людьми | ||
2. Мой город 39 | ||||
2.1 Мой дом. Мой двор, моя улица. | 1 | Проектная деятельность учащихся: конкурс рисунков «Моя родная улица» | ||
2.2. За что люблю, что бы изменил. | 1 | Беседа. Конкурс рисунков | ||
2.3 Экскурсия по улицам | 1 | Беседа, рассказ об истории названия улиц. | ||
2.11. Армавир на карте. Деление города на микрорайоны. | 1 | Ориентирование по карте, просмотр презентации. | ||
2.12. Экскурсия по микрорайону «Мясокомбинат». | 1 | Правила поведение на улице города, закон Краснодарского края 1539. | ||
2.8.Достопримечательности города. Экскурсия. | 3 | Встречи с интересными людьми. | ||
2.4. Правила безопасного поведения на улице. | 2 | Проектная деятельность: «Новый дорожный знак» | ||
2.5. Правила поведения на проезжей части. | 1 | Умение правильно переходить проезжую часть. | ||
2.6. Правила поведения в общественных местах Экскурсия в драматический театр. | 3 | Беседа. Формирование культуры поведения | ||
Удивительный Армавир. Имя города. Возраст города. Символы Армавира: герб, флаг, гимн. | 2 | Приобретение новых знаний. Эмоциональное восприятие. Проектная деятельность «Герб города Армавира». | ||
2.9. Первые жители Армавира Экскурсия в краеведческий музей | 1 | 3 | Просмотр фильма «Мой Армавир». Формирование толерантности и толерантного поведения в условиях многонациональности города, посещение кабинета кубановедения в школе. | |
2.13 . Два вокзала нашего города. Профессия-железнодорожник. | 1 | Беседа | ||
2.14 Экскурсия на вокзал Армавир 1. | 2 | Правила поведения у железной дороги. | ||
2.15 Общественный транспорт | 1 | Знакомство с историей появления городского транспорта. | ||
2.16. Экскурсия в троллейбусный парк. | 2 | Сформировать представления о различных сторонах жизни города, населения. | ||
2.17 Проблемы моего города. | 2 | Проектная деятельность. Листовка: «Город болен!» Активизация познавательной деятельности. | ||
2.18. Экскурсия «Экологический патруль». | 3 | Экскурсии вида «Экологический патруль» на территорию совхоза «Декоративные культуры», сквера «Пушкина». | ||
2.19 Люди моего города | 2 | Встречи с родителями, рассказ о их профессиях, Выставка рисунков о профессиях родителей. | ||
2.20. Экскурсия на предприятия города. | 4 | Посещение предприятий города «Армхлеб», кондитерская фобрика «Людмила» | ||
Вариативная часть(викторины, конкурсы, экскурсии). | 2 | |||
Я и моя семья 4 | ||||
3.1. Моя семья | 2 | |||
3.2. Мои обязанности в семье | 2 | Проектная деятельность «Мои обязанности» | ||
3.3. Традиции в моей семье | 2 | Знакомство с понятием традиции. Встреча с родителями. Проектная деятельность. | ||
3.4. Итогово-проектная деятельность «Моя семья» | 2 | Защита семейных проектов. | ||
Итого за год | 35 | 31 |
2 класс
Наименование разделов, тем | Часы аудиторных занятий | Часы внеауд. занятий | Характеристика деятельности обучающихся | |
1.Растительный и животный мир. 35 | ||||
1.1 Нормы и правила поведения в природе. Растительность парков, скверов. Птицы в городе. | 3 | 5 | Познавательная беседа: Зелёный рай парков и скверов. Экскурсии в парки и скверы. Обучение проектной деятельности. Экскурсия в совхоз декоративных культур. Правила поведения в природе. Учимся наблюдать, сравнивать. | |
1.2 Окрестности Армавира. Армавир на карте. Рельеф. | 4 | 3 | Ориентирование по карте. Познавательная экскурсия на гору Фортштадт. Рисование вида города с высоты птичьего полёта. Творческая работа: составление гербария трав. | |
1.3 Река Кубань. Значение реки для растений, животных и человека. | 7 | 3 | Правила поведения у воды. Экскурсия к мосту через реку Кубань. Конкурс рисунков. Работа над проектом: Почему люди селятся у воды? | |
1.4 Цветники нашего города. Цветы дикорастущие и культурные. Первоцветы. | 5 | 3 | Беседа: Есть глаза у цветов. Экскурсия в совхоз декоративных культур. Роль человеческого труда и творчества в украшении города. Проектная деятельность. | |
1.5 Мы- защитники природы. | 2 | Виртуальная экскурсия. Творческая работа: выпуск листовки «Сохраним цветы Кубани» | ||
2.Экологические проблемы 14 | ||||
2.1 Охрана животного мира. Красная книга Кубани. Загрязнение окружающей среды. | 5 | 5 | Диспут, постановка проблемы. Экскурсия в краеведческий музей Беседа: Охрана лесов. Экскурсия в заказник. Конкурс рисунков. | |
2.2. Растения, занесённые в Красную книгу. | 4 | 2 | Работа с различными информационными источниками. Посещение библиотеки. Викторины. | |
3. Люди моего города 19 | ||||
3.1 Население Армавира | 3 | Количественный состав населения. Коллективный плакат: Толерантность. | ||
3.2 Встреча с интересными людьми. | 3 | 3 | Национальности, различные вероисповедания, культуры. Права и обязанности граждан. Экскурсия к аллее Славы «Знаменитые люди города» | |
3.3 Это – мой город! Защита фантастических проектов. | 4 | Сбор информации. Работа над фантастическим проектом «Город будущего» | ||
3.3. Моя будущая профессия. | 2 | 4 | Беседа. Экскурсия на предприятия города. Конкурс рисунков «Я в будущем» |
3 класс
Наименование разделов, тем | Часы аудиторных занятий | Часы внеауд. занятий | Характеристика деятельности обучающихся | |
1. Архитектура Армавира 30 ч | ||||
1.1. Площади и памятники Армавира | 2 | 4 | Экскурсия в центральную часть города. Строительство домов и объектов соцкультбыта, промышленных объектов Фотовыставка. | |
1.2 Фонтаны нашего города | 3 | 2 | Зачем городу фонтаны? Творческая работа: Макет фонтана. | |
1.3 Старейшие дома нашего города. Новостройки. | 1 | 4 | Кто строил дома в разные годы. Определяем возраст постройки. Учимся наблюдать и сравнивать. | |
1.4 Культурные центры | 1 | 6 | Можно ли назвать Армавир культурным городом? Кинотеатры, театр, библиотеки, храмы. | |
1.5 Спорт в моём городе. | 2 | 2 | Экскурсия на спортивные объекты города. | |
1.6 Охрана архитектурных памятников. | 3 | Почему разрушаются дома? Проектируем «Дом Дружбы» | ||
2. Традиции нашего города. | ||||
2.1 День рождения города. Праздничный салют | 2 | Зачем городу день рождения? Приобретение новых знаний. Эмоциональное восприятие. Проектная деятельность «Флаг города». | ||
Мой город в годы войны | 2 | Познакомить детей с событиями ВОВ. Рассказать о героях | ||
2.2 День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. | 3 | 3 | Просмотр документального фильма. Обсуждение. Конкурс рисунков. Возложение цветов к вечному огню. | |
2.3 Ярмарка | 2 | 4 | Чем богата земля кубанская? Казачьи песни. Разучивание песен. Посещение ансамбля казачьей песни. Встреча с казаками. | |
2.4 Кто отвечает за порядок в городе? | 2 | 1 | Знакомство с системой правоохранительных органов. Встреча с представителями правоохранительных органов. | |
3. Экономика Армавира | ||||
3.1 Ведущие предприятия города. | 1 | 4 | Поиск информации по доступным источникам. Экскурсия. | |
3.2 Торговые центры. Правила поведения в магазине, на рынке | 2 | 3 | Частная и муниципальная собственность. Правила торговли. Экскурсии. | |
3.3 Забота о детях: детские сады, школы, ГДК, ГДО, ДДЮТ… | 2 | 5 | Будущее города – его дети. Экскурсия в д/с № 25., ДДЮТ. Конкурс рисунков «Вместе поможем детям» | |
3.4. Работа над итоговым проектом: «Если бы я был мэром » | 2 | Выбор темы проекта. Защита проекта |
4 класс
Наименование разделов, тем | Часы аудиторных занятий | Часы внеауд. занятий | Характеристика деятельности обучающихся | |
Письменные источники 13 ч | ||||
Письменные источники-знания о прошлом. | 1 | 3 | Архивные учреждения, методы и приёмы работы над архивными документами. Экскурсия. Посещение библиотеки. | |
История рождения моего города в архивных документах | 3 | Посещение краеведческого музея | ||
Архив моей семьи: фотографии и письменные источники. | 4 | Поиск и обсуждение архивных документов, хранящихся в моей семье. Выбор проекта, сбор материалов | ||
История моей семьи в архивных документах. | 2 | Защита проекта | ||
2. Устные источники 15 ч | ||||
Язык -древнейшая форма общения людей | 3 | 1 | Топонимика-изучение происхождения слов, географических названий. Встреча с историком. | |
Устное народное творчество : песни, предания , праздники. | 2 | 3 | Встреча со старожилами со старейшими жителями города с целью изучения местного фольклора, исторических, географических названий. Сбор пословиц и поговорок, употребляемых в семье. | |
Моя колыбельная песня | 1 | 2 | О чем может рассказать песня? Посещение ансамбля народной песни. | |
Работа над проектом : Мои родственники и история города | 2 | 1 | Составление эссе , записанного со слов старейших родственников. | |
Археология | ||||
1-3 | Поселения и погребения. | 5 | 3 | Виды раскопок. Дольмены и курганы на территории нашего края. Презентация. Посещение краеведческого музея |
4 | Интересные находки | 2 | Рассказ археолога. Презентация. | |
5-6 | Охрана памятников. | 3 | Экскурсия по памятным местам нашего города | |
7-8 | Знакомство с экспонатами школьного музея. | 1 | 2 | Экскурсия в школьный музей. Знакомство с профессией экскурсовода. |
4. История моего города 14ч | ||||
1-2 | Армавир до революции | 1 | 3 | Экскурсия в городской краеведческий музей. Презентация. |
3-4 | Армавир и революция | 2 | Виртуальная экскурсия | |
5-6 | Армавир в годы ВОВ | 4 | 2 | Просмотр документальной хроники. Экскурсия в школьный музей. Встреча с ветеранами ВОВ. Конкурс рисунков. |
7-8 | Проектная работа : Моя семья в годы ВОВ | 2 | Работа с фотоархивом, запись рассказов очевидцев. | |
5. Работа школьного музея 10 ч | ||||
1 | Экспонаты музея. | 2 | 3 | Лекция: что называется экспонатом, его историческая ценность, сохранность. Экскурсия в краеведческий музей. |
2-4 | Школа экскурсовода. Конкурсная работа: «Я-экскурсовод» | 4 | 2 | Изучение экспонатов, составление плана экскурсии. Конкурс «Лучший экскурсовод школьного музея» |
3. Содержание программы.
1 КЛАСС (66 ч)
Моя школа (19 ч) Рассказ о школе. Правила поведения в школе. Экскурсия в школьный музей. Умение слушать, наблюдать. Ориентирование Правила поведения в школе. Беседа. Знакомство с учебными помещениями. Знакомство с понятиями дружба, класс. Формирование толерантности и толерантного поведения.Проектная деятельность «Мои поручения». Конкурс рисунков. Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Каталог. Экскурсия в библиотеку Куприна. Беседа о людях, работающих в школе, ролевые этические игры. Рассказ о знаменитых учениках и выпускниках школы, встреча с интересными людьми.
Мой город. «Что? Где? Почему?»(39 ч) Проектная деятельность учащихся: конкурс рисунков «Моя родная улица». Беседа, рассказ об истории названия улиц. Проектная деятельность: «Новый дорожный знак». Умение правильно переходить проезжую часть. Формирование культуры поведения. Приобретение новых знаний. Эмоциональное восприятие. Проектная деятельность «Герб города Армавира». Встречи с интересными людьми. Просмотр фильма «Мой Армавир». Формирование толерантности и толерантного поведения в условиях многонациональности города, посещение кабинета кубановедения в школе. Правила поведение на улице города, закон Краснодарского края 1539. Проектная деятельность. Листовка: «Город болен!» Активизация познавательной деятельности.
Я и моя семья (8 ч) Проектная деятельность «Мои обязанности» Знакомство с понятием традиции. Встреча с родителями. Проектная деятельность. Защита семейных проектов.
2 КЛАСС (68 Ч)
Растительный и животный мир.(35 ч). Нормы и правила поведения в природе.
Растительность парков, скверов. Птицы в городе. Познавательная беседа: Зелёный рай парков и скверов. Экскурсии в парки и скверы. Обучение проектной деятельности. Экскурсия в совхоз декоративных культур. Правила поведения в природе. Учимся наблюдать, сравнивать. Ориентирование по карте.
Познавательная экскурсия на гору Фортштадт. Рисование вида города с высоты птичьего полёта. Творческая работа: составление гербария трав. Река Кубань. Правила поведения у воды. Экскурсия к мосту через реку Кубань. Конкурс рисунков. Работа над проектом: Почему люди селятся у воды? Цветники нашего города. Беседа: Есть глаза у цветов. Экскурсия в совхоз декоративных культур. Роль человеческого труда и творчества в украшении города. Проектная деятельность. Виртуальная экскурсия. Творческая работа: выпуск листовки «Сохраним цветы Кубани»
Экологические проблемы.(14 ч) Охрана животного мира. Красная книга Кубани. Диспут, постановка проблемы. Экскурсия в краеведческий музей Беседа: Охрана лесов. Экскурсия в заказник. Конкурс рисунков. Работа с различными информационными источниками. Посещение библиотеки. Викторины.
Люди моего города (19ч) Сколько в нашем городе живёт людей? Количественный состав населения. Коллективный плакат: Толерантность. Национальности, различные вероисповедания, культуры. Права и обязанности граждан. Сбор информации. Работа над фантастическим проектом «Город будущего». Экскурсия к аллее Славы «Знаменитые люди города». Беседа. Экскурсия на предприятия города. Конкурс рисунков «Я в будущем».
3 класс (68 ч)
Архитектура Армавира (30 ч) Топонимика улиц и города Армавира Площади и памятники. Экскурсия в центральную часть города. Строительство домов и объектов соцкультбыта, промышленных объектов Фотовыставка. Старейшие дома нашего города. Новостройки. Кто строил дома в разные годы. Определяем возраст постройки. Учимся наблюдать и сравнивать. Экскурсия на спортивные объекты города. Почему разрушаются дома? Проектируем «Дом Дружбы».
Традиции нашего города. (19ч) Приобретение новых знаний. Эмоциональное восприятие. Проектная деятельность «Флаг города». День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Просмотр документального фильма. Обсуждение. Чем богата земля кубанская? Казачьи песни. Разучивание песен. Знакомство с системой правоохранительных органов. Встреча с представителями правоохранительных органов.
Экономика Армавира (19 ч) Ведущие предприятия города. Частная и муниципальная собственность. Правила торговли. Экскурсии. Будущее города – его дети. Забота о детях: детские сады, школы, ГДК, ГДО, ДДЮТ… Работа над итоговым проектом: «Если бы я был мэром » Выбор темы проекта. Защита проекта.
4 класс (68ч)
Письменные источники (13 ч) Письменные источники-знания о прошлом Архивные учреждения, методы и приёмы работы над архивными документами. Экскурсия. Посещение библиотеки. Посещение краеведческого музея. Архив моей семьи: фотографии и письменные источники. Поиск и обсуждение архивных документов, хранящихся в моей семье. Выбор проекта, сбор материалов. Защита проекта.
Устные источники (15 ч) Топонимика-изучение происхождения слов, географических названий. Встреча с историком. Устное народное творчество : песни, предания , праздники. Встреча со старожилами со старейшими жителями города с целью изучения местного фольклора, исторических, географических названий. Сбор пословиц и поговорок, употребляемых в семье. О чем может рассказать песня? Посещение ансамбля народной песни. Составление эссе , записанного
со слов старейших родственников.
Археология 16 (ч) Виды раскопок. Дольмены и курганы на территории нашего края. Презентация. Посещение краеведческого музея Рассказ археолога. Экскурсия по памятным местам нашего города. Экскурсия в школьный музей. Знакомство с профессией экскурсовода.
История моего города (14) Армавир до революции. Экскурсия в городской краеведческий музей. Презентация. Просмотр документальной хроники. Экскурсия в школьный музей. Встреча с ветеранами ВОВ. Конкурс рисунков. Работа с фотоархивом, запись рассказов очевидцев. Лекция: что называется экспонатом, его историческая ценность, сохранность. Экскурсия в краеведческий музей.
- Предполагаемые результаты реализации программы
1-2 класс: 1 уровень результатов внеурочной деятельности (приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни)
Личностные результаты:
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
3 класс: 2 уровень результатов внеурочной деятельности (формирование позитивного отношения школьника к основным ценностям нашего общества и к социальной реальности в нем)
Личностные результаты:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- интерес к историческому поиску.
Метапредметные результаты:
- инициативность, самостоятельность в поиске решений, способность анализировать проблему, корректировать ход решения проблемы, способность к дивергентному мышлению; навыки сотрудничества.
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
4 класс: 3 уровень результатов внеурочной деятельности (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия)
Личностные результаты:
- высокий уровень мотивации, связанной с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями, на усвоение способов приобретения знаний и т.п.); способность устанавливать, какие из задач могут быть им решены; способность находить несколько решений проблемы; готовность использовать знания в повседневной жизни; адекватная самооценка, самоуважение.
Метапредметные результаты:
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
- Формы и виды контроля
- Проектная деятельность.
- Выпуск правоведческих листовок и буклетов.
- Выставки работ в классе.
- Методические рекомендации
Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В первом классе ребенок знакомится с понятиями дружба, класс, правилами поведения в общественных местах. У него формируются представления о различных сторонах жизни города.
Особенность изучаемого курса состоит в использовании такой формы обучения, как экскурсии, так как объекты и явления природы наблюдаются в их естественной обстановке и рассматриваются не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Отличительными чертами данной программы является широкое применение краеведческого материала. Дети открывают для себя неизвестные страницы истории, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащийся сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий и развития страны.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как окружающий мир, история, биология, география, кубановедение.
- Материально-техническое обеспечение
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
| ||
1. |
| 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. |
| ||
1. 2. 3. | Карта города. Плакаты по правилам дорожного движения. Фотографии. | |
3.Технические средства обучения: | ||
1. 2.. | ПК Мультимедийное оборудование | 1 на класс 1на класс |
4.Экранно-звуковые пособия: | ||
1. 2. 3. | Видеофильмы по истории Армавира Презентации. | 2 шт. 10 шт. |
5. Игры и игрушки: | ||
1. | Настольная игра по ПДД | 1 шт. |
6. Оборудование класса: | ||
1. 2. 3 4 5 | Ученические столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала. Интерактивная доска. | По количеству учащихся в классе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...