Программа внеурочной деятельности "Мир лекарственных растений"
рабочая программа на тему
Программа внеурочной деятельности "Мир лекарственных растений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_mir_lekarstvennyh_rastniy.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа «Мир лекарственных растений» разработаны на основе Примерной программы внеурочной деятельности начального образования «Мир Лекарственных растений»( Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В. А.Горского, М: «Просвещение», 2010 год,) в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цели программы:
формирование интереса к наукам о растениях и их практическом использовании в различных сферах жизни человека.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
- формирование представлений о растительном мире своего населенного пункта и края ;
- ознакомление с историей становления фитотерапии как науки;
- изучение методики исследовательской, фондовой. культурно - образовательной и экспозиционной работы;
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- формирование личностно-ценностного отношения к природе, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование бережного отношения к своему здоровью
- укрепление семейных связей:
- заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;
- наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
- изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
- общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;
- совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
- стимулирование стремления знать как можно больше о лекарственных растениях
- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
- воспитать убежденность в правильном использовании лекарственных средств в жизни современного человека
Для реализации программы предлагаются следующие методы : наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в лес ; наблюдения;
• экскурсий по селу, целевые прогулки;
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• сообщение дополнительного материала;
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, выставок;
Практический метод
• подготовка гербариев
• сбор лекарственных растений,;
• проведение экскурсии различной направленности;
• организация выставки;
Направление программы: общекультурное
Особенность программы. Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьного ресурса окружающий мир.
В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность — самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Программа составлена по трём основным видам деятельности:
1. Обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице.
2. Творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной безопасной ориентации в дорожной среде).
3. Практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Место учебного предмета в учебном плане:
На изучение курса «Мир лекарственных растений» отводится 1 час в неделею 34 часа в год.
Сроки реализации программы: 4 года ( 135 часов – 1 час в неделю)
33 часа– первый год обучения
35 часов – второй год обучения
35 часов – третий год обучения
35 часов – четвертый год обучения
Содержание учебного предмета:
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к изучению лекарственных растений. Личные впечатления, которые появляются у обучающихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета:
Личностные: формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные: учащиеся должны знать: основные признаки представителей Царства живой природы; природные зоны нашей планеты; растительный мир, основные экологические проблемы; правила поведения в опасных ситуациях. Должны уметь сравнивать различные среды обитания; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; работать с лупой и световым микроскопом; соблюдать правила поведения и работы с приборами; работать с гербариями; объяснять роль растений и в жизни человека; вести здоровый образ жизни.
Содержание учебной программы 1 год обучения
№п\п | Содержание курса 1 года обучения | Кол-во часов |
1. |
| 2 |
2. | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах | 8 |
3. | Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста | 8 |
4. | Освоение примеров профилактических и ремонтных работ велосипеда | 8 |
5. | Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта |
|
Итого: | 33 |
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА.
Знать/понимать:
- Свойства веществ, входящих в состав лекарственных растений;
- Правила сбора лекарственных растений;
- Какие части растения используются в приготовлении лекарственных сборов.
- Классификацию растений
- Растительный покров родного края
Уметь:
- описывать и объяснять результаты наблюдений;
- применять полученные знания в повседневной жизни без вреда для здоровья;
- проводить самостоятельный поиск дополнительной информации о лекарственных растениях с использованием различных источников;
- оценивать влияние веществ, входящих в состав растений, на здоровье человека;
- определять растения.
- работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- проведения самостоятельного поиска информации
- понимания причин и значений трав в повседневной жизни
- узнавать и определять растения
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы и защите людей в случае стихийных бедствий
- высказывания собственных суждений о роли лекарственных растений в жизни
- использовать знания в приготовлении соков, отваров и настоев
Календарно – тематический план:
2 класс – 34 часа
№п\п | Наименование темы | Кол-во часов | Дата плану | Дата факту |
Вводное занятие (3 часа) | ||||
Группы лекарственных растений. | 1 | |||
Травянистые лекарственные растения. | 1 | |||
Полукустарники.Кустарники | 1 | |||
Дикорастущие лекарственные растения (6 часов) | ||||
Лекарственные растения леса:ландыш майский | 1 | |||
Лекарственные растения леса: медуница, кипрей | 1 | |||
Лекарственные растения луга: тысячелистник обыкновенный | 1 | |||
Лекарственные растения луга: полынь горькая, одуванчик | 1 | |||
Лекарственные растения луга: череда, девясил | 1 | |||
Лекарственные растения луга: мать-и-мачеха | 1 | |||
Культурные лекарственные растения (6 часов) | ||||
Плодовые культуры: смородина, земляника, малина | 1 | |||
Полевые культуры: овес, кукуруза | 1 | |||
Эфиромасличные культуры: кориандр, мелиса | 1 | |||
Цветочно-декоративные растения:календула, сирень,боярышник | 1 | |||
Комнатные растения:герань, алоэ | 1 | |||
Комнатные растения:каланхоэ | 1 | |||
Сбор и хранение лекарственного сырья (6 часов ) | ||||
Выборочный сбор растений | 1 | |||
Правила сбора: почек, побегов | 1 | |||
Правила сбора: цветков | 1 | |||
Правила сбора: корней, коры | 1 | |||
Обработка лекарственного сырья: корней, побегов | 1 | |||
Обработка лекарственного сырья: листьев, почек | 1 | |||
Использование лекарственного сырья (5 часов) | ||||
Состав пяти-шести сборов | 1 | |||
Состав пяти-шести сборов | 1 | |||
Состав пяти-шести сборов | 1 | |||
Правила приготовления соков | 1 | |||
Правила приготовления соков | 1 | |||
Подготовка итоговых работ. Консультации (3 часа) | ||||
Правила расфасовки,упаковки и хранения готовой продукции | 1 | |||
Правила расфасовки,упаковки и хранения готовой продукции | 1 | |||
Правила расфасовки,упаковки и хранения готовой продукции | 1 | |||
Итоговая конференция и выставка ( 4 часа) | ||||
Подготовка выставки образцов | 1 | |||
Подготовка выставки образцов | 1 | |||
Подготовка выставки образцов | 1 | |||
Подготовка выставки образцов | 1 | |||
Подготовка выставки образцов | 1 |
CОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Председатель ШМО нач.классов Зам.директора(ВР)
______О.Н./Каменщикова/ ______/М.М.Андронова/
_______________________ ______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекарственные растения - замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений Владимирской области.
Цель данного мероприятия - познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений....
Конспект по внеурочной деятельности "Лекарственные растения Крыма"
Конспект по внеурочной деятельности "Лекарственные растения Крыма" 2класс...
«Путешествие в мир растений (о лекарственных растениях)».
Цели: познакомить детей с лекарственными растениями нашего региона. Задачи: - развивать познавательный интерес, - расширять представления о лекарственных растениях: название, ...
внеурочная программа "Мир лекарственных растений"
внеурочная программа "Мир лекарственных растений"...
Рабочая программа 1 класс окружающий мир "Гармония" с ВПМ "Лекарственные растения на нашей грядке"
Рабочая программа 1 класс окружающий мир "Гармония" с ВПМ "Лекарственные растения на нашей грядке"...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Лекарственны растения"
рабочая программа по внеурочной деятельности "Лекарственны растения"...
Кубановедение. 2 класс. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений.
Урок кубановедения для 2 класса. На уроке дети познакомятся с некоторыми видами лекарственных растений, произрастающих в Краснодарском крае, правилами их сбора и использование....