Программа внеурочной деятельности "Мир лекарственных растений"
рабочая программа на тему

Каменщикова Олеся Николаевна

Программа внеурочной деятельности "Мир лекарственных растений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_mir_lekarstvennyh_rastniy.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Пояснительная записка
   
Рабочая программа «Мир лекарственных растений» разработаны на основе Примерной программы внеурочной деятельности начального образования «Мир Лекарственных растений»( Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.  Под редакцией В. А.Горского, М: «Просвещение», 2010 год,) в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Цели программы:
 формирование интереса к наукам о растениях и их практическом использовании в различных сферах жизни человека.


Задачи программы:
Образовательные задачи:

- формирование представлений о растительном мире своего населенного пункта и края ;

- ознакомление с историей становления фитотерапии как науки;

- изучение методики исследовательской, фондовой. культурно - образовательной и экспозиционной работы;

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- формирование личностно-ценностного отношения к природе, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- формирование бережного отношения к своему здоровью

- укрепление семейных связей:

- заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;

- наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

- изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

- общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;

- совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

- стимулирование стремления знать как можно больше о лекарственных растениях

- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

- воспитать убежденность в правильном использовании лекарственных средств в жизни современного человека

Для реализации программы предлагаются следующие  методы : наглядный, словесный, практический.  
Наглядный метод   

• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в лес ; наблюдения; 
• экскурсий по селу, целевые прогулки; 
Словесный метод  

• чтение стихотворений; 
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; 
• сообщение дополнительного материала; 
• загадывание загадок; 
• рассматривание наглядного материала; 
• разбор житейских ситуаций; 
• проведение викторин, конкурсов, выставок; 
Практический метод  

• подготовка гербариев
• сбор лекарственных растений,; 
• проведение экскурсии различной направленности; 
• организация выставки; 


Направление программы
: общекультурное

Особенность программы. Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьного ресурса окружающий мир.

В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность — самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.


Программа составлена по трём основным видам деятельности:

 1. Обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице.
2. Творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной безопасной ориентации в дорожной среде).
3. Практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).


 Место учебного предмета в учебном плане:
 На изучение курса «Мир лекарственных растений» отводится 1 час в неделею 34 часа в год.


 Сроки реализации программы: 4 года ( 135 часов – 1 час в неделю)

                                                      33 часа–    первый год обучения
                                                      35 часов – второй год обучения

        35 часов – третий год обучения
              35 часов – четвертый год обучения

Содержание учебного предмета:
   
                    Содержание программы отражает комплексно-системный подход к изучению лекарственных растений. Личные впечатления, которые появляются у обучающихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.              

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета:
       

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;   освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;   формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;   формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;  использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные: учащиеся должны знать: основные признаки представителей Царства живой природы; природные зоны нашей планеты; растительный мир, основные экологические проблемы; правила поведения в опасных ситуациях. Должны уметь сравнивать различные среды обитания; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; работать с лупой и световым микроскопом; соблюдать правила поведения и работы с приборами; работать с гербариями; объяснять роль растений и в жизни человека; вести здоровый образ жизни.

Содержание учебной программы 1 год обучения

№п\п

Содержание курса 1 года обучения

Кол-во часов

1.


Дикорастущие лекарственные растения

2

2.

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах

8

3.

Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста                                                              

8

4.

Освоение примеров профилактических и ремонтных работ велосипеда

8

5.

Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта


8

                                                                              Итого:

33

ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА.

Знать/понимать:

  1. Свойства веществ, входящих в состав лекарственных растений;
  2. Правила сбора лекарственных растений;
  3. Какие части растения используются в приготовлении лекарственных сборов.
  4. Классификацию растений
  5. Растительный покров родного края

Уметь:

  1. описывать и объяснять результаты наблюдений;
  2. применять полученные знания в повседневной жизни без вреда для здоровья;
  3. проводить самостоятельный поиск дополнительной информации о лекарственных растениях с использованием различных источников;
  4. оценивать влияние веществ, входящих в состав растений, на здоровье человека;
  5. определять растения.
  6. работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проведения самостоятельного поиска информации
  • понимания причин и значений трав в повседневной жизни
  • узнавать и определять растения
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы и защите людей в случае стихийных бедствий
  • высказывания собственных суждений о роли лекарственных растений в жизни
  • использовать знания в приготовлении соков, отваров и настоев

Календарно – тематический план:
    2 класс – 34 часа

№п\п

     Наименование темы

Кол-во часов

Дата плану

Дата факту

Вводное занятие (3 часа)

Группы лекарственных растений.

1

Травянистые лекарственные растения.

1

Полукустарники.Кустарники

1

Дикорастущие лекарственные растения (6 часов)

Лекарственные растения леса:ландыш майский

1

Лекарственные растения леса: медуница, кипрей

1

Лекарственные растения луга: тысячелистник обыкновенный

1

Лекарственные растения луга: полынь горькая, одуванчик

1

Лекарственные растения луга: череда, девясил

1

Лекарственные растения луга: мать-и-мачеха

1

Культурные  лекарственные растения (6 часов)

Плодовые культуры: смородина, земляника, малина

1

Полевые культуры: овес, кукуруза

1

Эфиромасличные культуры: кориандр, мелиса

1

Цветочно-декоративные растения:календула, сирень,боярышник

1

Комнатные растения:герань, алоэ

1

Комнатные растения:каланхоэ

1

Сбор и хранение лекарственного сырья (6  часов    )

Выборочный сбор растений

1

Правила сбора: почек, побегов

1

Правила сбора: цветков

1

Правила сбора: корней, коры

1

Обработка лекарственного сырья: корней, побегов

1

Обработка лекарственного сырья: листьев, почек

1

Использование лекарственного сырья (5 часов)

Состав пяти-шести сборов

1

Состав пяти-шести сборов

1

Состав пяти-шести сборов

1

Правила приготовления соков

1

Правила приготовления соков

1

Подготовка итоговых работ. Консультации (3 часа)

Правила расфасовки,упаковки и хранения готовой продукции

1

Правила расфасовки,упаковки и хранения готовой продукции

1

Правила расфасовки,упаковки и хранения готовой продукции

1

Итоговая конференция и выставка ( 4 часа)

Подготовка выставки образцов

1

Подготовка выставки образцов

1

Подготовка выставки образцов

1

Подготовка выставки образцов

1

Подготовка выставки образцов

1

                                                                                                                               
CОГЛАСОВАНО                                                                                  СОГЛАСОВАНО                                                                                                            

Председатель ШМО нач.классов                                                       Зам.директора(ВР)

                                                             

______О.Н./Каменщикова/                                                          ______/М.М.Андронова/

_______________________                                                            ______________________

                                                       

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекарственные растения - замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений Владимирской области.

Цель данного мероприятия - познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений....

Конспект по внеурочной деятельности "Лекарственные растения Крыма"

Конспект по внеурочной деятельности "Лекарственные растения Крыма" 2класс...

«Путешествие в мир растений (о лекарственных растениях)».

Цели: познакомить детей с лекарственными растениями нашего региона. Задачи: - развивать познавательный интерес, - расширять представления о лекарственных растениях: название, ...

внеурочная программа "Мир лекарственных растений"

внеурочная программа "Мир лекарственных растений"...

Рабочая программа 1 класс окружающий мир "Гармония" с ВПМ "Лекарственные растения на нашей грядке"

Рабочая программа 1 класс окружающий мир "Гармония" с ВПМ "Лекарственные растения на нашей грядке"...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Лекарственны растения"

рабочая программа по внеурочной деятельности "Лекарственны растения"...

Кубановедение. 2 класс. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений.

Урок кубановедения для 2 класса. На уроке дети познакомятся с некоторыми видами лекарственных растений, произрастающих в Краснодарском крае, правилами их сбора и использование....