Конспект по внеурочной деятельности "Лекарственные растения Крыма"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Конспект по внеурочной деятельности "Лекарственные растения Крыма" 2класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekarstvennye_rasteniya_kryma.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект по внеурочной деятельности « Умники и умницы»

Лекарственные растения Крыма

Разработала учитель начальных классов Янаева Н.В.МБОУ «СОШ №4»г.Красноперекопска

Цели:

- Познакомить со знаменитыми и интересными травяными растениями нашего края, с их лечебными свойствами;

- расширить знания учащихся о лекарственных растениях нашего края;

- установление причинной связи  между отдельными элементами природы;

 - развитие познавательные способностей обучающихся, коммуникативные навыки общения, любознательность;

- воспитание чувства патриотизма к родной природе,

бережного отношения к ней,  охрана  и разумное использование её богатств.

Введение в тему.  

I. Выходят бабка и дед.

Бабка.

Вот уже и устала,

А раньше, бывало,

Я этих слов и вовсе не знала.

Дед.

А меня, видать, продуло —

Знобит так, что мочи нету.

То ноги, то живот, то голова.

Что поделаешь, старость пришла.

А таблетки аптечные

Мне пить непривычно...

Мне отвары растений целебных

Помогают отлично.

Бабка.

Нету меня сил за травами идти.

Ты, старик, лечись, чем есть.

И не ворчи.

Учитель

Негоже нам без дела отдыхать,

Нужно деду и бабушке лечиться помогать.

Что нужно знать, чтобы помочь бабке с дедом? Знать какими растениями можно им  помочь.

У:       Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в заколдованный, удивительный мир природы Крыма, мир Флоры.        Слайд (Флора)                                                          В нём нет ни единого бесполезного растения.

Тема  (читаем хором)- «Лекарственные растения Крыма».  Слайд)

Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные растения здоровью человека.    

2.     Работа в группе.

- А путешествовать будем под девизом….-Собери пословицу и узнаете.

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.       (Слайд)

- Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавались лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали спец. люди. Как же их называли?

Разгадайте слово        кинварт

 (Появл. на слайде слово травник)

3.   «Из мира истории » (рассказывает учитель)

-    Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогают им лечиться.  

Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Первое сочинение о лек. травах принадлежит выдающемуся врачу Древней Греции Гиппократу, который жил до н. э. Он описал более 200 видов растений. ( слайд)

Учитель  Чтобы познать секреты леч. трав, нужно очень  много знать об               окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции  в доме природы.

-О каком доме идёт речь – угадайте!

Чтение стихотворения

Крым, как сказочное царство,

В нём кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить

Я могу вас  научить.

Нужно только не лениться,
Нужно только научиться

Находить кругом растения,

Что пригодны для лечения!

Учитель:   С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

4. Знакомство с лекарственными растениями .

Учитель.-Отгадайте загадку.

Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка,

В середине золотая, кто это такая?

появляется Ромашка.Слайд. (С фото и текстом)

- Это я, Ромашка. Ромашка – переводится как «милая простота». Родина моя Америка. Давным- давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травой. Так я попала в Россию.

Учитель.  Ромашка лекарственная растет на лугах, полях, возле дорог как сорняк, предпочитает песчаные почвы.

Учитель:         Милая Ромашка, а чем ты полезна?

Ромашка:         Оторвите лепесточек и узнаете, чем я полезна

1 –ый –Лечит кашель

2 – ой – Снимает жар

3 – ий – Используют при мытье волос
4 – ый – Умываясь крепким отваром, кожа делается бархатистой и нежной.

5 – ый – Лечит зубную боль

Ромашка:     Запомните простое народное средство.

Если болит горло.

Возьми 1 стакан молока, 1 стакан воды и по одной щепотке ромашки, мёда. Смешай всё вместе, вскипяти, процеди и пей вместо чая.

Учитель.Следующий гость .Угадайте, кто это

Загадка

 - Тонкий стебель у дорожки , н а конце его серёжки.

На земле лежат листки – маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг, лечит ранки ног и рук.

Подорожник. (Слайд)

   Подорожник:                                                                                                                       

  Это я- Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега, Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.

Учитель:     Дорогой Подорожник, а чем ты полезен?

П:                А это я хочу спросить у ребят.

Вывод делает учитель:

Заболел зуб, глаз воспалился, сердце болит, дёсны кровоточат, поранился, порезался, заболел желудок   – срочно беги ко мне!

Послушайте моё народное средство.

Вы натёрли ногу – о несчастье.

!Нужно сорвать лист подорожника, обернуть им больное место. Листок приятно холодит и боль постепенно проходит.

 Появляются Шиповник, Тысячелистник, Мать- и мачеха.

У: Вы кто? Зачем вы к нам пришли?

Все. Мы пришли к своим друзьям! Мы тоже лекарственные растения!

Шиповник.

Где – то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки

Развешаны на ветке.

Меня зовут царем кустов

За цвет и за запах

Моих лепестков.

Хот куст мой зеленый

Вас ранить готов,

Но я помогу всем больным

И тем, кто здоров.

Учитель. Знаем, ты Шиповник! Но как ты можешь помочь?

Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный. В нем содержится  витамин С. И тогда  гриппом вы болеть не будете!

Мать – и – мачеха.

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой

Учитель. Знаем, ты Мать – и – мачеха!

Мать – и – мачеха. Если кашель вас замучил,  воспаленье началось,

Подружитесь со мной скорее, и, обещаю, все пройдет.

Тысячелистник.

Белый щит на тысяче  листьев, расту на бугре, помогу в беде.

Учитель. А  как ты можешь

помочь, Тысячелистник?

 

Тысячелистник. Я, как и подорожник, людям помогаю:

раны заживляю, аппетит улучшаю, разные воспаления снимаю.

У. все эти растения Растут у нас в Крыму.

 5.    Попробуйте угадать и запомнить лечебные свойства этих растений.

Работа в группе.    (картинки на столе)

1. Растения, которым сводят бородавки. ( Чистотел)

2.Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто.( Полынь)

3.Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый... 
(Одуванчик)

Рекомендуют при заболеваниях печени, при камнях в желчном пузыре, при воспалительных процессах в почках.

4. Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? ( Крапива)

5.Используют ее, чтобы остановить кровотечение, при гнойных ранах и мелких язвах, так как она обладает обеззараживающими качествами.

6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята)

Чай с мятой снимает нервное напряжение, помогает расслабиться и забыть о проблемах.

Вывод.

- Ну, молодцы, настоящие целители!

Учитель.А теперь подойдите к плакату. В Крыму растут растения которые могут быть ядовиты. Давайте рассмотрим и постараемся запомнить эти растения. А сейчас игра. Все встают в круг .Я называю растение. Если оно ядовитое, приседаем, если нет, встаём качаем ручками. Проверим вашу память!

Игра

6. Правила сбора лекарственных растений( Слайд)

7.Итог.

Учитель. Мне хочется проверить как вы запомнили лекарственные растения, которые приходили к нам в гости. Перевернуть картинку, назвать растение и его пользу.

-А теперь кто может посоветовать нашим бабушке и дедушке лекарственную травку?

А сейчас я предлагаю вам собрать лекарственные травы в свой мешочек-саше. Этот мешочек вы можете повесить рядом с кровать. Или положить в шкаф среди одежды.

Дети выбирают траву и кладут в мешочек. (На столе в тарелосках ароматные травы на выбор учителя)

Увидел молодой росток,

Не трогай и не  рви.

Пройди – ка мимо, улыбнись.

Пройдут года и вырастет там

Целебная трава.

Край любимый охраняй,

Никого не обижай!

Не губи деревья ты,

Сохрани  для всех цветы!

Ты пришел за помощью к природе?

Добрым будь и береги её.

Ветки не ломай, не трогай

Помни, нужно много лет,

Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Ты, дружок,

Смотри, не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!                      

Люби цветы, леса,

Простор степей –

Все, что зовется Родиной твоей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Легенды о животных и растениях Крыма"

Проект "Легенды о животных и растениях Крыма"...

Презентация "Лекарственные растения Крыма"

Презентация лекарственные растения Крыма" для 2 класса....

Конспект внеурочного мероприятия "Растения в домашней аптечке"

Тема: «Растения в домашней аптечке»Цель: Формирование знаний о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Мой Крым

Программа «Мой Крым» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной прогр...

конспект воспитательного мероприятия День Республики Крым

конспект воспитательного мероприятия...

Конспект классного часа по теме "Крым и Севастополь: 10 лет в родной гавани." - 4 класс

Форма мероприятия: классный час.Тема мероприятия: "Крым и Севастополь: 10 лет в родной гавани."Цель мероприятия: Актуализировать знания обучающихся о Дне воссоединения Крыма и...

Конспект классного часа по теме: "Крым и Севастополь. 10 лет в родной гавани"-4 класс

Форма мероприятия: классный часТема: «Крым и Севастополь: 10 лет в родной гавани»Цель: актуализировать знания обучающихся о Дне воссоединения Крыма и Севастополя с Россией (18 марта), расш...