КАЧЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО
статья (4 класс) на тему
в статье раскрывается понятие «внеурочная деятельность», а также дается характеристика типов организационных моделей внеурочной деятельности. Автором приводится пример реализации модели «Школа полного дня» в рамках обучения младших школьников в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении школе №10 «Успех» г.о. Самара и организации кружковой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
372.4
КАЧЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО
© 2016
И.А. Шмачина, учитель начальных классов
МБОУ Школа №10 «Успех» г.о. Самара,
Самарская область (Россия)
Аннотация: в статье раскрывается понятие «внеурочная деятельность», а также дается характеристика типов организационных моделей внеурочной деятельности. Автором приводится пример реализации модели «Школа полного дня» в рамках обучения младших школьников в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении школе №10 «Успех» г.о. Самара и организации кружковой работы.
Ключевые слова: внеурочная деятельность младших школьников, ФГОС НОО, типы организационных моделей внеурочной деятельности, модель «Школа полного дня».
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге и их участии в самоуправлении, общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Как показывает практика, внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, а также развитию желания у детей активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет и выстраивает модель внеурочной деятельности для начальной и основной школы. Анализ литературы показал, что выделяют следующие типы организационных моделей внеурочной деятельности:
- Модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей).
- Модель «Школа полного дня» (реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня).
- Оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения, включая школу полного дня).
- Инновационно-образовательная модель (опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении) [1].
Подробное описание моделей внеурочной деятельности представлено в письме департамента общего образования Минобрнауки РФ N" 03-296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [1].
В нашей школе реализуется модель «Школа полного дня». Основой для данной модели является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.
Данную модель характеризует:
- создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;
- содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
- создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
- создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
- построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;
- опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня (включая питание), сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.
В рамках данной модели нами охвачены все направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Используются следующие виды деятельности: игровая; познавательная; досугово-развлекательная (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество; трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
Воспитательная парадигма нашей школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных творческих возможностей личности ребёнка, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
В нашем классе в рамках спортивно-оздоровительного направления действуют кружки «Подвижные игры» (2 часа) и «Футбол. Хоккей» (1 час). Программа кружка «Подвижные игры» ориентирована на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством комплекса оздоровительных мероприятий, развития здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.
В рамках познавательного направления функционирует интеллектуальный клуб «Умники и умницы» (1 час). Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Программа разработана на основе методического пособия «Юным умникам и умницам» и программы курса «РПС» под редакцией О.А. Холодовой [5].
Общеинтеллектуальное направление представляет кружок «Занимательная информатика» (1 час). Цель программы: формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности). Кружок «Я – исследователь» (1час). Цель: развивитие познавательных способностей младших школьников; формирование умений и навыков исследовательского поиска. Программа составлена на основе авторской программы исследовательского обучения младших школьников А.И. Савенкова [3; 4].
Духовно-нравственное направление реализуется в рамках кружка «Мы живем в России» (1 час). Целью данной программы является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, мотивами деятельности и поведения, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своей малой Родине, своему народу, своей семье, заботящегося о своем здоровье.
Социальное направление связано с работой кружка «Дорожная азбука» (1 час). Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма [2].
На наш взгляд, такое количество кружков оптимально и способствует достижению целей внеурочной деятельности:
- создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время; развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" [Электронный ресурс] URL: http://zakonbase.ru/content/base/177079. (Дата обращения: 26.08.2016)
- ЛобашкинаВ.А., МасловМ.В., Хренников Б.О., ЯковлевД.Е. Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения»/ Под ред. П.В.Ижевского - М.: Просвещение,2009.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников – Самара: Издательский дом «Федоров», 2006.
- Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/ Методическое пособие, 1-4 классы. Курс «РПС». - М.: РОСТ, 2012-2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и содержание внеурочной деятельности младших школьников в условиях введении ФГОС НОО
Выступление МО....
Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС
Презентация "Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС."...
Теоретические основы развития социализирующего потенциала внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования.
Материал поможет педагогам в организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС и заставит взглянуть на внеурочную деятельностьучащихся как на социально-пе...
Организация урочной и внеурочной деятельности младших школьников на основе ТРИЗ-педагогики как средство реализации ФГОС второго поколения
Статья посвящена проблемам внедрения современных образовательных технологий в начальное образование. Представлены теоретические и практические аспекты применения педагогической системы ТРИЗ для р...
Организация и содержание учебной деятельности младших школьников с применением ИКТ на уроках окружающего мира
Современный мир отличается динамичным развитием во всех социально-значимых областях, и ребёнок находится в центре этого процесса. Активное внедрение новых информационных технологий и в нашей стране на...
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Им необходим...