Родительское собрание
методическая разработка (3 класс) на тему
Психологические особенности ребенка младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе.
«Психологические особенности и механизмы развития ребенка младшего школьного возраста».
Тема выступления: Причины детской агрессивности. Как вести себя с агрессивным ребенком?
Дата проведения собрания: март 2015 года.
План-конспект выступления:
Цель собрания:
- Обсудить с родителями причины детской агрессивности, ее влияние на поведение ребенка.
- Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.
Форма проведения собрания: беседа.
Вопросы для обсуждения / предлагаются родителям заранее/:
- Причины детской агрессивности.
- Родительская власть и ее влияние на личность ребенка.
- Способы преодоления детской агрессивности.
Подготовительная работа к собранию:
- Анкетирование детей и родителей по теме собрания.
- Классный час « Я – личность, 10 моих «Я».
- Выставка рисунков «Мои чувства и эмоции».
- Анализ работы психолога и социального педагога по данной проблеме.
- Памятки для родителей.
Анкета для родителей № 1.
- Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
- В каких случаях он проявляет агрессию?
- Против кого он проявляет агрессию?
- Какие методы и приемы вы используете для преодоления агрессивности ребенка?
Анкета для родителей № 2.
Из перечисленных ниже качеств отметьте те, которые наиболее выражены у ребенка и пронумеруйте их по степени проявления в поведении вашего ребенка.
Доброта
Сочувствие
Покладистость
Терпение
Сопереживание
Безразличие
Упрямство
Агрессивность
Нетерпимость
Эгоизм
Анкета для учащихся.
Чаще всего я радуюсь, когда …
Чаще всего я смеюсь, когда …
Чаще всего у меня хорошее настроение, когда …
Чаще всего я плачу, когда …
Чаще всего я злюсь, когда …
Чаще всего я обижаюсь, когда…
Мне хорошо, когда меня …
Мне плохо, когда меня …
Тест для учащихся.
Перед вами 10 выражений, характеризующих человека. Выберите те качества, которые , по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно быть не более пяти.
Я – добрый Я – злой
Я – терпеливый Я – хороший друг
Я – нетерпеливый Я – умный
Я – упрямый Я – помощник
Я – равнодушный Я – обидчивый
Памятки для родителей по предупреждению и снижению детской агрессивности.
Памятка № 1.
- Сохраняйте в своей семье атмосферу открытости и доверия.
- Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний.
- Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
- Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
- Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете себе делать сами.
- Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
- Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
- Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и слабостями.
- Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.
Памятка № 2.
Уважаемые мамы и папы!
Внимательно прочтите эти рекомендации! Для этого возьмите ручку и вычеркните те пункты, которые не касаются вашей семьи. Мысленно представьте лицо вашего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что еще можно изменить. Пока еще не поздно!
Агрессивность у ребенка проявляется, если:
- ребенка бьют
- над ребенком издеваются
- над ребенком зло шутят
- ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда
- родители заведомо лгут
- родители пьют и скандалят
- родители воспитывают ребенка двойной моралью
- родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка
- родители не умеют любить одинаково всех своих детей
- ребенку не доверяют
- родители настраивают ребенка друг против друга
- родители очень мало общаются сов своим ребенком
- вход в дом закрыт для друзей ребенка
- родители живут только своей жизнью
- ребенок чувствует, что его не любят.
Ход собрания:
- Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители! Сегодняшнее собрание хотелось бы посвятить проблеме детской агрессивности. Выбор такой темы не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экрана телевизора, со страниц газет и журналов.
Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши. Агрессивными могут быть не только дети из трудных семей, но и вполне благополучных. С чем это связано? Как бороться с проявлениями детской агрессивности?
2. Обсуждение анкет учащихся.
Анализ анкет показывает, что часто младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются подчеркивать достоинства своего ребенка не только перед другими людьми, но и в собственной семье, то ребенок будет стараться проявлять те качества, которые в нем подчеркивают родители.
Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать плохо.
Проанализировав причины проявления негативных эмоций и чувств детей, можно сделать выводы, что эти проявления в первую очередь связаны с семейной атмосферой.
Ссоры родителей, особенно происходящие на глазах у детей, моральное и физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость в общении, желание постоянно видеть друг в друге только плохое и подчеркивать это – ежедневная школа агрессивности, в которой ребенок формируется и получает уроки «мастерства».
Одним из главных условий предотвращения агрессивности в поведении детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. По настоящему требовательный к себе родитель никогда не позволит себе требовать от ребенка то, что и самим не заложено. Требовательный к себе взрослый способен анализировать методы своего воспитания, корректировать их с учетом различных ситуаций.
Однако, важно помнить, что требовательность – это не тирания. Требовательность должна быть настойчивой, но разумной и доброжелате-льной.
Часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Но также не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.
Требовательность оправдана только тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, даже самого послушного. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень послушный будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.
В своих методах воспитания, в предъявлении требований к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье появляются тайны друг от друга, уходит доверие взрослых и детей друг к другу, это дает возможность ребенку лавировать между родителями, шантажировать их, обманывать, становится неуправляемым. Если ребенку все это удается в течении длительного времени, а потом вдруг оказывается под запретом, это как раз и приводит к проявлению агрессивности со стороны ребенка.
Итак, агрессивность – это предрасположенность ребенка к поведению, целью которого является причинение вреда окружающим, либо подобное эмоциональное состояние (гнев, злость ).
Истинная агрессивность как прямое стремление причинить окружающим боль и вред – самый редкий вариант развития ребенка младшего школьного возраста. Чаще речь идет о так называемой защитной агрессии, которая возникает как следствие невозможности удовлетворения тех или иных потребностей ребенка. Таким способом ребенок сигнализирует о внутреннем неблагополучии, о потребности в помощи и внимании взрослых.
Имеются исследования, свидетельствующие о том, что в семьях, где практикуется жестокое отношение к детям, физические наказания, вырастают жестокие дети. Многие родители считают, что, унижая самолюбие ребенка, можно сформировать такие качества, как умение постоять за себя, доказать свою состоятельность и т.п.
Не только отсутствие заботы и внимания со стороны близких, но и повышенная опека могут нанести вред ребенку. Протестные реакции ребенка могут быть ответом на поведение родителей, которые жестко контролируют круг общения ребенка, решают за него все возникающие проблемы, отказывают ребенку в праве на собственное мнение, навязывают им свой образ мыслей и схему действий.
Следует отметить повышенную внушаемость ребенка, особенно младшего школьника: все, что ему говорят, что он наблюдает, видит и слышит, воспринимается очень эмоционально и прочно входит в его натуру. Отрицательная оценка ребенка родителями, педагогами порождает в нем представления о своей неполноценности и ненужности, побуждает его к ухудшению успеваемости, к агрессивному поведению как способу компенсации недостатка признания и любви со стороны взрослых.
Работа по профилактике агрессивности в младшем школьном возрасте должна быть построена с учетом возможных причин данных нарушений поведения. При этом необходимо учитывать следующие рекомендации:
- не надо сразу ругать и наказывать ребенка за агрессивные поступки, обзывать его плохим ребенком, тираном и т.п.; надо показать, что вы очень расстроены, сказать, что вы не ожидали от него такого поведения;
- ребенок должен понять, что, несмотря на то, что вы не одобряете его поведение, вы все равно его любите, хотите вместе с ним решить эту проблему;
- с целью профилактики агрессивного поведения можно использовать совместное прочтение специальных сказочных историй, в которых демонстрируются альтернативные агрессии формы поведения, с их обсуждением;
- ложь, воровство и агрессивность как формы эмоциональных нарушений в большинстве случаев являются признаками семейного неблагополучия, искаженного родительского отношения к ребенку, поэтому часто бывает необходима помощь школьного психолога и социального педагога.
3. Выступление психолога или социального педагога.
Ребенок ведет себя агрессивно. Наша реакция? Чаще всего взрослые осуждают такое поведение, наказывают малыша, отчитывают, теряют контроль над собой , сами становятся агрессивными, усугубляя таким образом ситуацию.
Как уже было сказано, агрессия – враждебность по отношению к окружающим. Но надо помнить, что агрессия ребенка – это зачастую не только нападение, но и отстаивание собственных прав и интересов.
Не всегда можно увидеть явные проявления агрессии. Например, ребенок склонен действовать исподтишка: щипать, толкать других детей, когда этого не видит взрослый. В этом случае мы можем говорить о скрытых формах физической агрессии. Словесные виды агрессии тоже могут быть неявными
(сравните грубые, нецензурные слова и ироничные оценочные слова, не менее обидные, задевающие самолюбие); не говоря уже о злых мыслях и чувствах, которые удается распознать по мимике и интонации говорящего.
Выделяются следующие типы агрессивности у детей.
Гиперактивно-агрессивный ребенок.
Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными.
Для них необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами.
Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.
Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение.
Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.
Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.
Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение.
Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.
Агрессивно-боязливый ребенок.
Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения».
Работайте со страхами, моделируйте, то есть создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.
Агрессивно-бесчувственный ребенок.
Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут крыться в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в в чертах эмоциональной черствости, повышенной аффективной возбудимости, которые передаются от родителей или близких.
Такой ребенок часто раздражатся или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, то есть обиженному, плохо или больно.
Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.
Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность, «отрабатывать» свое агрессивное поведение – «А теперь пойди извинись», «погладь по голове», «пожми руку», «предложи обиженному поиграть» .
4. Итог собрания.
Подходит к концу наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызывала раздумья, желание построить в случае необходимости взаимоотношения в семье по-новому.
- учитесь слушать и слышать своего ребенка;
- постарайтесь делать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение;
- не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции;
- принимайте и любите его таким, каков он есть;
- послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно;
- к агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.
5. Решение собрания.
А) наблюдать за эмоциональным состоянием своего ребенка в различных ситуациях;
Б) делать установку на положительные эмоции;
В) использовать полученные рекомендации для профилактики или преодоления детской агрессивности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...