Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Логоритмика"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа для занятий внеурочной деятельности "Логоритмика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika.docx | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена и адаптирована на основании:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 06 октября 2009 г. N373)
Основная образовательная программа образовательного учреждения «начальная школа» (составители Е.С . Савинов, М. Просвещение 2010. Стандарты 2 поколения.)
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, направленной на преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптацию человека в условиях внешней и внутренней среды. В результате выполнения специальных упражнений укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.
Цель программы: создать условия для эффективного коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи, направленного на ликвидацию или смягчение дефекта и развития личности в целом.
Задачи программы:
- Развитие слухового внимания
- Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха
- Развитие фонематического слуха
- Развитие пространственной организации движений
- Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики
- Формирование и развитие кинестетических ощущений
- Развитие выразительности и грации движений
- Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое
- Формирование, развитие, коррекция слухо-зрительно-двигательной координации
- Развитие физиологического и фонационного дыхания
- Развитие певческого диапазона голоса
- Развитие чувства ритма
- Воспитание умения перевоплощаться
- Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков
- Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением
- Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения
Курс логопедической ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий.
Согласно учебному плану на изучение внеурочной деятельности «Логоритмика» в 1 классе отводится 33 часа из расчета: 1час в неделю (33 учебные недели)
Содержание курса
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
1. Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
2. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
3. Артикуляционные упражнения. Полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
4. Дыхательная гимнастика. Корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
5. Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла. Развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки.
6. Упражнения на развитие внимания и памяти. Развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
7. Чистоговорки. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
8. Речевые игры: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
9. Ритмические игры. Развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
10. Пение песен и вокализов. Развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
11. Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
12. Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах. Развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
13. Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
14. Коммуникативные игры. Формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
15. Подвижные игры, хороводы, физминутки. Тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Планируемые результаты
Личностные результаты
• осознание языка как основного сред¬ства человеческого общения;
• понимание того, что правильная устная есть показатель индивидуальной культуры человека;
• способность к самооценке на основе наблюде¬ния за собственной речью и движениями
Метапредметные результаты
• умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
• способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
• стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
Предметные результаты
В результате изучения логоритмики в 1 классе ученик получит возможность :
- Различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
- Воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;
- Четко прекращать движение по сигналу
- Петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения;
- Ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания;
- Хорошо открывать рот, правильно артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки;
- Ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу;
- Согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе.
- Отличать начало и конец звучания музыкального произведения;
- Развитие зрительного и слухового внимания.
- Правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием;
- Определять звучание отдельных инструментов; петь выразительно; определять характер музыки, различать на слух низкие, высокие и средние звуки;
- Определять марш, танец, песню, запев и припев в песне;
Литература:
- Волкова Г,А. «Воспитание и обучение детей с расстройствами речи», М., 1968
- Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика», М,. Просвещение, 1985
- Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М., Просвещение, 1968
- Правдина О.В. «Логопедия», М., 1973
- Цвытарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», Н.Новгород, 1995
- Музыкальные инструменты ( бубен, шум. игрушки, треугол, трещотки, ложки, металлофон).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Сроки | Тема занятия | |
План. | Факт. | ||
02.09 | Динамическая пауза. Игры на внимание « Ласковые слова». | ||
09.09 | Динамическая пауза. Игры на четкое проговаривание звуков. | ||
16.09 | Исполнение на слух несложного ритмического рисунка. Музыкально-ритмические движения. | ||
23.09 | Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Ритмичная ходьба по кругу. | ||
30.09 | Упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой. | ||
07.10 | Ориентирование в пространстве. Ритмичность и координация движений. | ||
14.10 | Музыкально-ритмические игры для развития общих движений рук, ног, туловища. | ||
21.10 | Упражнения на развитие мелкой моторики « Пальчики». Мышечная релаксация. | ||
28.10 | Театрализованные представления под музыку. | ||
11.11 | Движения под музыку с хлопками. Игра « Поезд» | ||
18.11 | Исполнение на слух несложных ритмических рисунков. Упр. связан.с речью и музыкой «Снежинки». | ||
25.11 | Движение в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки. Выполнение игровых упражнений. | ||
02.12 | Упр.на развитие и формирование основных движений. Игра « Изобрази». | ||
09.12 | Упр.на развитие речевого дыхания и мимической выразительности. | ||
16.12 | Упр.на развитие четкости и подвижности артик.аппарата. Работа над дикцией. | ||
23.12 | Игры на развитие речевого дыхания, мимической выразительности на материале р.н.с. «Заячьи слезы». | ||
13.12 | Упраж.на развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений. | ||
20.12 | Упр.на формирование чувства муз. темпа, размера восприятия ритм. рисунка. | ||
27.12 | Согласование движений с пением | ||
03.02 | Согласование движений с музыкой. | ||
10.02 | Упр. на развитие имитационно-подражательных выразительных движений без музыки, под музыку. | ||
24.02 | Упр. на развитие ориентировки в пространстве через движения. Счетные упражнения. | ||
02.03 | Упр.на развитие пространственных представлений: выполнение действий на основе вербальной инструкции. | ||
09.03 | Воспроизведение ритмического рисунка на инструментах ( бубен, ложки, погремушки, барабан, трещотки) | ||
16.03 | Правильная передача ритмич.рисунка на муз. инструментах. | ||
30.03 | Воспроизведение неслож.муз.рисунка с использование инструментов ( бубен, шум. игрушки, треугол, трещотки, ложки). Оркестр. | ||
06.04 | Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. | ||
13.04 | Счетные упражнения. | ||
20.04 | Упражнения на расстановку ритмических акцентов. Стихи о природе. | ||
27.04 | Упражнения на расстановку ритмических акцентов. Стихи о детях и людях. | ||
04.05 | Упражнения на синхронизацию речи и движений. Упражнение «Мои умелые руки»», «Ёжик». | ||
11.05 | Упражнения на синхронизацию речи и движений. Упражнения « Пильщики», « Интересно всё вокруг». | ||
18.05 | Упражнения на расстановку ритмических акцентов. Стихи о спорте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...