КОНСТИТУЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
классный час (2 класс) на тему
Внеклассное занятие о Конституции в Республике Татарстан
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie_parlamentskogo_uroka.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: КОНСТИТУЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Цели:
- сформировать понятия «закон, порядок, право»;
- дать представление о Конституции.
- ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном;
- воспитывать гордость за свою страну
Оборудование:
- гимн Татарстана,
- мультимедийный проектор,
- фотография президента Татарстана,
- изображения символов Татарстана.
Ход классного часа
1. Организационный момент.
-Сегодня наш классный час, посвящается основному закону государства, основному закону нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. Как называется этот закон? Но не просто конституция, а конституция Республики Татарстан.
- А что значат слова Республика Татарстан? Респу́блика (лат. res publica — «общее дело») — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающей наследственный или иной, не выборный способ передачи власти.
На ее территории живут люди многих национальностей. И все люди должны соблюдать эти законы. Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)
Правильно. Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам. Долгое время в истории человечества царил закон: «Око за око, зуб за зуб».
До наших дней дошло великолепное изречение мудрых:
- Храни порядок, и порядок сохранит тебя.
-Вы сегодня познакомитесь с основными понятиями:
Конституция, герб, флаг, гимн.
2. Основная часть.
Конституция (от лат. слова – устройство) – это основной закон государства, который определяет порядок.
Конституция страны является исходной точкой для принятия Всеобщей декларации прав Человека.
Согласно Конституции Татарстан от 6 ноября 1992 г. (с изменениями и дополнениями от 30 марта 1995 г.), суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики , состоит в Российской Федерации.
-А знаете, с чего начинается Конституция? (Нет.)
В каждой стране существует определённая государственная символика.
Значение флага Татарстана делится на три части, в полном соответствии с его окраской. Зеленая, верхняя, полоса – символ возрождения. Цвет яркой весенней зелени к тому же всегда считался цветом надежды, и этот нюанс тоже свойственен толкованию значения татарского флага.
Вторая широкая полоса – красная. И здесь она трактуется не как символ борьбы, пролитой когда-то крови или грядущей мести (такие толкования алого также очень распространены); нет, флаг республики Татарстан воплощает в этом цвете древние символы силы и жизни, могущества и энергии, а также мудрости, приходящей с осмыслением жизненного опыта. С какой-то точки зрения, это образ зрелости, взрослости и понимания.
Остается самая узкая, белая, часть. Ею флаг республики Татарстан выражает чистоту намерений, мирное настроение и стремление жить в согласии со всеми своими соседями.
Самым значимым изображением на гербе является барс. Его символика сложна и разносторонна. Прежде всего, это олицетворение плодородия, именно в таком облике в древности представлялось народом соответствующее божество. Причем это животное считается к тому же еще и покровителем татарского народа и его земли.
Обращает на себя внимание поднятая над землей лапа огромной кошки. Для начала этот жест обозначает величие высшей власти и ее признание народом. Но кроме того, символика Татарстана трактует эту лапу и как движение страны вперед, ее прогресс. При этом зверь имеет явно выраженные когти и зубы - как символ готовности и способности к защите. Крылья барса намекают на защиту не только на земле, но и в небе, а положение хвоста знаменует благорасположение и дружеское отношение.
Не менее важно изображение Солнца, на фоне которого шествует барс. Это символ жизни, причем успешной, счастья и удачи. Такой символ усиливается еще и цветом – таким же ярким, какой содержит флаг Татарстана. Недаром наше светило – прародитель и «живитель» всего, что существует на земле.
Астра, изображенная на щите (хотя некоторые толкователи называют цветок тюльпаном), в сочетании с татарским орнаментом на ободке герба символизи-рует оживание природы, проснувшейся от зимней спячки, и одновременно воз-рождение народа и страны. При этом наличие этих деталей на гербе является своеобразным пожеланием, а то и призывом к долголетию и благополучию.
Учитель. На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.
Государственный гимн Республики Татарстан
Мәңге яшә, газиз Ватаныбыз,
Халкым тели изге теләкләр!
Гомерлеккә якын туган булып
Яши бездә төрле милләтләр.
Күп гасырлар кичкән чал тарихлы
Данлы илем, үзең бер дастан!
Синдә генә безнең язмышыбыз,
Республикам минем, Татарстан!
Цвети, священная земля моя,
Да будет мирным твой небосвод!
Единый дом у нас, одна семья,
Живет в согласии наш народ.
Богатый мудростью седых веков,
Надеждой, верою ты нам стал,
И пусть хранит тебя моя любовь,
Моя Республика, мой Татарстан!
Учитель. Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права?
Учитель. Да. Имеет. Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный опыт.
-А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права? (Право учиться.)
Учитель. Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции. Вторая глава конституции самая большая…
Ребята, скажите, а человек только правами обладает? (Нет. Есть и обязанности.)
Учитель. Очень верно. И какая наша главная обязанность? (Соблюдать законы.)
Учитель. Правильно. Для этого и существует Конституция.
Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию.) Учитель. Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Человек должен исполнить в своей жизни многое.
– Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? По отношению к Родине?
Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю.
Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.)
Учитель. Правильно. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.
Есть обязанности и права,
Конституция их дала.
Все записаны они
Для людей и для страны.
- Закон главный, закон важный –
Конституция страны.
Обязан подчиняться каждый,
Выполнять его должны.
- Если кто-то без законов
Хочет жизнь свою прожить,
То его, конечно, надо
И лелеять, и хвалить.
Фотографию в газету
Поместить и подписать:
«Он советует законы
Никогда не выполнять».
- А теперь давайте поиграем.
Игра «Да! Нет!»
- Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Татарстан – наша республика? (да)
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? (да)
– Можно ли человека обращать в рабство? (нет)
– Можно ли относиться к человеку жестоко? (нет)
– Защищён ли человек законом? (да)
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? (да)
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? (нет)
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? (да)
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? (да)
– Может ли человек владеть имуществом? (да)
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? (да)
– Можно ли запретить свободный выбор труда? (нет)
– Защищает ли закон материнство и младенчество? (да)
А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.
1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)
2. Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (ответ: лягушка-путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города)
3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас-Барабас.
4. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга)
5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)
6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)
3. Заключительная часть.
Учитель. Вот и молодцы! На этом наша беседа заканчивается. Вы узнали сегодня о своих правах. А ваша главная обязанность, какая? (Хорошо учиться.)
Учитель. А право? (Бесплатно учиться.)
Учитель . В нашей стране есть Конституция, в ней очень много законов. Какие же, вспомним :
Каждый человек имеет право на свободу слова.
- Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование.
- Каждый человек имеет право на работу.
- Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь.
- Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность.
- Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование природоособразной технологии обучения чтению А.М. Кушнира в учебно-воспитательном процессе (из опыта работы школ Бугульминского муниципального района Республики Татарстан)
Чтение – это труд, и труд тяжелый. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие д...
символы Республики Татарстан
внеклассное мероприятие для начальных классов...
Государственная символика Республики татарстан
Классный час по теме ;"Государственные символы Республики татрстан"...
Государственные символы Республики Татарстан
Презентация к классному часу на тему "Государственные символы Республики Татрстан"...
Презентация: Республика Татарстан
Презентация о Республике Татарстан....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (2016-2021гг) учителя начальных классов МБОУ «Калмашская СОШ» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Кутуевой Ильсеяр Накиповны
Тема самообразования: Активация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной работе Цели: -обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся; - повышение качества учеб...
Индивидуальный план на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя МБОУ "Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан" Тимряковой Ирины Петровны.
Индивидуальная план на меажаттестационный период поможет учителю составить перечень мероприятий на 5 лет....