Работа со слабоуспевающими учащимися
учебно-методический материал на тему

Шипилова Евгения Николаевна

Программа деятельности учителя по  работе со   слабоуспевающими  детьми, рекомендации, причины неуспеваемости, план работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_so_slabouspevayushchimi_uchashchimisya.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов Шипилова Евгения Николаевна

БОУ СОШ № 29

Программа

деятельности учителя по  работе со   слабоуспевающими  детьми

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ – это работа со слабоуспевающими учащимися.

     Цель программы: ликвидация пробелов у учащихся в процессе обучения, создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

     Задачи программы: создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности; пробуждение природной любознательности; создание максимально благожелательных  отношений учителя и окружающих к слабому ученику; вовлечение учащихся в совместный поиск форм работ.

Принципы построения: приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.

     Принципы реализации: создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности, выстраивание индивидуального пути развития.  

      Необходимо помнить

 Знания формируются:     80%- начальная и основная школа;

                                                  10%-10-11 классы;

                                                  5%-вуз;

      Остальное – практика в самостоятельной жизни.

        Эту информацию должен знать каждый ученик, должен понять, что нельзя учение откладывать на потом, и лучшее время усвоения – это школьные годы, и каждый учится на свое будущее благополучие.

Планирование различных видов дифференцируемой помощи

  1. При опросе  слабоуспевающим  школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома,
  2. Больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями  и  пр.
  3. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
  4. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
  5. Периодически проверяется усвоение материала по темам уро­

   ков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

  1. В ходе опроса  и  при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
  2. В процессе изучения нового материала внимание  слабоуспевающих  учеников концентрируется на наиболее важных  и  сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
  3. В ходе самостоятельной  работы  на уроке  слабоуспевающим  школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных  работах: отмечаются положительные моменты в их  работе  для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в  работе   и  указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
  4. При организации домашней  работы  для  слабоуспевающих  школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится индивидуальная консультация, подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

  1. Можно так классифицировать слабоуспевающих:
  • те, кто имеет слабые умственные способности
  • те, кто имеет слабые учебные умения;
  • те, у кого низкие навыки устной и письменной речи;
  • те, кто не владеет нормой чтения текста;(30%)
  • те, кто не владеет техникой устного счета;(60%)
  • те, у кого низкий уровень памяти; (пусть тестированием определит школьный психолог)
  • те, у кого не сформировались навыки исполнительного труда;(30%)
  • те, у кого не сформировалось прилежание — сознательно
  • сформулированное отношение к трудному делу;(25%)
  • низкая мотивация к обучению:

     1)" не хочу и все..."- это не системно, а лишь единичные случаи в

     учебном году, возможны из-за перегрузок, эмоционального

     состояния др.;

     2) "не хочу, т. к...«- истинная причина в том, что ученик уже не

     может наверстать пробелы в знаниях.

Низкую успеваемость надо рассматривать комплексно — в рамках всей школы и семьи.

Формы  работы со слабоуспевающими:

  • Личностно – ориентированный подход: обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда — это дифференцированные тренировочные задания, инвариантные лабораторные работы, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору.
  • С новым материалом знакомить постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания.
  • Организовывать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Каждый учебный модуль завершать контролем знаний на усвоение. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю.
  • Для учёта знаний учащихся школьный журнал не достаточен. Поэтому необходим мониторинг на все годы обучения предмета, в котором по основным разделам-темам учитывать теоретические знания и практические навыки учащихся на день зачёта по теме. В дальнейшем с течением времени отмечать изменения, которые произошли в знаниях обучающегося. По этому учёту виден «рост ученика», прочность его знаний.
  • Для дополнительных занятий удобны «карточки помощи». Это образец задания с решением и аналогичное задание. К типовым задачам составить алгоритмы решения.
  • Можно использовать занятия с играми. Такие занятия дают возможность работать на уровне подсознания.

Прилежание связано с уверенностью на успех, поэтому необходимо создать ситуацию успеха.

     

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию в учебно-познавательной деятельности можно разделить по целям:

1) развивать положительную мотивацию;

2) обучать в условиях низкой мотивации.

Методы развития положительной мотивации учения:

  • интерес к предмету;
  • задания с условием, отражающим важное практическое применение;
  • материал важный для будущей жизни;

К изучению темы могут побудить:

  • желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности; поэтому на уроке от50 до70% времени можно отвести на самостоятельную дифференцированную работу в группах, в парах или индивидуально,
  • желание быть первым в соревновании, в игре, не подвести команду;
  • влияние коллектива было актуальным в советское время, но и сейчас чувство ответственности и взаимопомощи остаются нашими ценностями и входят в кодекс чести.

План работы со слабоуспевающими учащимися

п/п

Мероприятия

Сроки

проведения

Выявление слабоуспевающих учащихся. Составление индивидуального плана работы в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Сентябрь

Организация работы со слабоуспевающими учащимися.

В течение учебного года

Осуществление контроля за посещаемостью слабоуспевающих учащихся.

Ежедневно

Контроль и анализ ведения   диагностических карт учащихся.

1 раз в четверть

Организация дополнительных занятий, индивидуальных консультаций со слабоуспевающими.

в течение года

Подбор заданий базового уровня сложности для слабоуспевающих  детей.

Октябрь, ноябрь,

март

Осуществление дифференцированного и индивидуального подходов в обучении: использование разноуровневых тестов; групповая форма работы по уровням знаний учащихся.

В течение года

Сбор и систематизация материалов периодической печати по данной проблеме.

В течение года

Привлечение школьного психолога для оказания психологической помощи слабоуспевающим.

По плану

Творческая работа, привлечение к участию в игровых конкурсах.

В течение года

Вовлечение  родителей в учебно-воспитательный процесс:

- проведение индивидуальных бесед с родителями;

- посещение на дому семей слабоуспевающих учащихся

В течение года

Список слабоуспевающих 2 – а класса:

Ф И  

Причина

Низкий уровень умственных способностей, слабые учебные умения и навыки, низкие навыки устной и письменной речи

Низкий уровень развития памяти и мышления, слабые учебные умения и навыки, низкие навыки устной и письменной речи

Слабые учебные умения и навыки, отсутствие действенных мотивов, низкие навыки устной и письменной речи.

Низкая мотивация к обучению, не сформировалось прилежание — сознательно,  гиперактивность.

Работа со слабоуспевающими детьми

№ п\п

Тема

Русский язык

Звуки и буквы. Слово.

Ударение. Слоги. Перенос.

Изменение формы слова. Письмо под диктовку.

Правописание безударной  гласной в корне слова.

Правописание парных  согласных в корне слова.

Разделительные твердый и мягкий знаки.

Предложение. Главные члены предложения.

Имя существительное.

Имена собственные.

Глагол.

Имя прилагательное.

Раздельное написание слов с предлогом.

Упражнение в письме под диктовку. Алгоритм списывания текста.

Математика

Нумерация в пределах 100.

Сложение и вычитание в пределах 100, устный и письменный приемы.

Сравнение чисел.

Решение задач изученных видов.

Нахождение периметра фигуры.

Единицы измерения длины, стоимости, времени.

Конкретный смысл действия умножения, компоненты действия умножения.

Таблица умножения на 2, на 3.

Отработка навыков самостоятельной работы и самоконтроля.

Чтение

Отработка техники чтения.

Работа с текстом. Деление на части. Составление плана. Пересказ.

Упражнение в выразительном чтении.

Сравнение произведений разных жанров.


Рекомендации при работе со слабоуспевающими учащимися.

                                             Причины неуспеваемости.

Внутренние по отношению к школьнику.

Недостатки биологического развития:
а) дефекты органов чувств;
б) соматическая ослабленность;
в) особенности нервной высшей деятельности, отрицательно влияющие на учение;
г) психологические отклонения.

Недостатки психического развития личности:

а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;
б) слабое развитие воли;
в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.

Недостатки воспитанности личности:
а) недостатки в развитии моральных качеств личности;
б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.;
в) недостатки трудной воспитанности.

Внешние по отношению к школьнику

Недостатки образования личности:
а) пробелы в знаниях и специальных умениях;
б) пробелы в навыках учебного труда.

Недостатки опыта влияния школы:
а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;
б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.).

Недостатки влияния внешкольной среды:
а) недостатки влияний семьи;
б) недостатки влияний сверстников;
в) недостатки влияний культурно-производственного окружения.


РЕКОМЕНДАЦИИ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ ПРИ РАБОТЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

ОПТИМАЛЬНАЯ СИСТЕМА МЕР ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ ШКОЛЬНИКУ

С целью преодоления пробелов в знаниях, умениях и навыках система должна включать следующие виды деятельности:

1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий). Активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.

МЕРЫ ГРУППОВОГО ПОДХОДА И ВИДЫ ПОМОЩИ В УЧЕНИИ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА

1. В процессе контроля  за подготовленностью учащихся.

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

2. При изложении нового материала.

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим  с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

3. При организации и в ходе самостоятельной работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы работы со слабоуспевающими учащимися

Принципы работы со слабоуспевающими учащимися...

Планирование работы со слабоуспевающими учащимися в начальных классах

В современной школе огромное внимание уделяется работе учителя  со слабоуспевающими учениками как в старшем звене,так и начальной школе. Данный материал поможет учителю начальных классов спланиро...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.    Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умств...

Организация работы со слабоуспевающими учащимися

Рекомендации по работе со слабоуспевающими учащимися....

Работа со слабоуспевающими учащимися

Организация работы учителей начальных классов по обеспечению успешного усвоения базового уровня образования учащимися с пониженной мотивацией к обучению...

Работа со слабоуспевающими учащимися.

Презентация на тему "Работа со слабоуспевающими учащимися"....

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 2 класса...