Экологический КВН
методическая разработка (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Экологический КВН.
(3 год обучения)
Цели:
- Способствовать расширению кругозора, их знания по окружающему миру; познавательных интересов и речи учащихся;
- Проверить умения учащихся выполнять задания в условиях соревнования;
- Научить работать в группах, сплотить коллектив.
- - воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Ход соревнования
I. Вступление:
. Сегодня мы проведём экологический КВН, и победит та команда, которая заработает больше баллов. Все вы знаете, что КВН – это игра весёлых и находчивых. Сегодня мы узнаем, насколько хорошо вы знаете природу, её богатства.
Для начала каждой команде надо придумать название и выбрать капитана.
-Участникам понадобится любознательность, фантазия, знания о природе и умение работать в команде.
В игре участвуют две команды: «Экологи», «Хозяева планеты».
1-й конкурс «Представление» команды.
«Экологи»
Девиз:
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нет!
«Хозяева планеты».
Девиз:
Мы не хотим стоять в стороне.
Мы – за порядок на нашей земле!
Посмотрим, чья команда выиграет, т. е правильно и быстро выполнит все задания, проявит находчивость и смекалку. Команда, набравшая большее количество очков и будет победительницей.
Не лишним будет напомнить о дисциплине во время КВН. Обсуждаем вместе, не выкрикиваем. За нарушение дисциплины, за выкрики с команды снимаются очки.
II. Конкурсы:
- 2-й конкурс «Разминка».
-Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому мы не будем нарушать традицию. Каждая команда должна ответить на вопросы по очереди в течение 5 секунд. Если команда не сможет ответить, то можно другой команде дать ответ.
1-я команда:
1) Наука о связях живых существ с окружающей средой и бережном отношении к природе. (Экология)
2) Охраняемые государством территории, где запрещена охота, сбор ягод и трав. (Заповедник)
3) Как называется книга, где записаны исчезающие виды животных и растений? (Красная книга)
4) Ближайшая к нам звезда. (Солнце)
5) Его выделяют растения. (Кислород)
6) Назовите третий месяц осени. (Ноябрь)
7) Назовите последний месяц зимы. (Февраль)
8) Сколько цветов у радуги? (7)
9) Какой предмет может сказать о себе:
«Со мной пойдешь,
Дорогу обратно найдешь!»? (Компас)
10)В какое время года бывает листопад? (Осенью)
2-я команда:
11)В какое время года у зайчат появляются зайчата – «листопаднички»? (осенью)
12)В какое время года бывает ледоход? (весной)
13)Какие жуки носят название того месяца, в котором они появляются? (майские)
14)Красавица русского леса. (береза)
15)Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)
16)Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелетные)
17)Углубление в дереве, где живет белка. (дупло)
18)Кто круглый год серый? (волк)
19)Зеленый покров земли. (трава)
20)Какое дерево единственное в мире имеет белую кору? (береза)
3-й конкурс «Составь пословицу». (Пословица представлена разорванной, команде нужно её восстановить).
Земля заботу любит.
Много снега - много хлеба.
Без хозяина земля - круглая сирота.
Много воды - много травы.
3. Игра со зрителями
“Загадки о природе”.
- Расцветает он весной,
Только снег сойдет лесной,
И на каждом стебле в ряд
Словно лампочки висят. (Ландыш.)
- По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач,
Насекомых ест всех ... (Грач.)
- Тлю с ветвей она съедает
И в саду нам помогает.
На листок уселась ловко.
Это ... (Божья коровка.)
- Он не птицей называется,
Хоть откладывает яйца,
У него утиный нос,
Зверь не страшный ... (Утконос.)
- Поставив солнышку бочок,
Лежит на грядке. (Кабачок.)
- Он соло пел среди ветвей,
Его назвали ... (Соловей.)
- Если бы он причесался хоть раз,
Не звали б его ... (Дикобраз.)
- Он совсем не хрупкий,
Спрятался в скорлупке. (Орех.)
- Насекомых он гроза,
Смотрит – в сторону глаза,
С липким длинным языком,
Очень мало нам знаком.
Кожи цвет меняет он,
То ползет – ….(Хамелеон.)
- Небольшая пестрая птица
Не боится зимой простудиться.
Угощение наше ей снится,
Прилетает к нам часто ...(Синица.)
- Как это скучно – 100 лет без движенья.
В воду глядеть на свое отраженье.
Свесила гибкие ветви с обрыва
Нежная, тихая, грустная… (Ива.)
- Как зовут меня скажи –
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (Василек.)
4. Конкурс капитанов “Правда ли это?”
(Вопросы записаны на цветных карточках. Капитаны сами выбирают карточку.)
Красная карточка
- Чтобы спастись от врагов, крокодилы притворяются “бревном”? (Нет. Они маскируются, чтобы подкрасться поближе к жертве.)
- Большие черепахи плачут. (Да. На берегу они роняют слезы, для того чтобы избавиться от песчинок, попавших в глаза.)
- Кобра танцует под музыку факира. (Нет. Она не слышит музыку. Все её действия это подготовка к нападению.)
- Стрижи могут спать на лету. (Да. На закате стрижи взлетают на большую высоту и парят во сне, а на рассвете спускаются ближе к земле.)
- У австралийских страусов Эму яйца высиживает самец. Он же и воспитывает птенчиков. (Да.)
- Пингвины могут плавать со скоростью 40 км /час, обгоняя катера. (Да.)
Синяя карточка.
- Одинокие волки воют на луну от тоски. (Нет. Воем они предупреждают волков из других стай, чтобы те не заходили на чужую территорию.)
- После купания шотландские скворцы вытирают перья об овец. (Да. Были замечены на овцах, о шкуры которых вытирались, словно о полотенце.)
- На зебрах водятся полосатые блохи. (Нет.)
- Отправляясь на обед, самка бегемота находит “няньку” для малыша. (Да. В каждом стаде есть “детский сад”, где пасутся самки и детёныши.)
- Весной пингвины могут взлететь на высоту двух метров. (Нет. Они не летают.)
- Клесты выводят птенцов зимой. (Да.)
- 7-й конкурс. Экологические задачи. (читает учитель)
Командам предлагается обсудить и решить экологические задачи.
1задача
- Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер,- предложил Алик.
Зачем здесь? Идемте вот под дерево, там уютнее, - возразили девочки.
Мальчики пошли туда, куда девочки показали, выкопали яму, а землю откинули подальше, чтобы не мешала.
Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните.
2 задача
Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который появился после их отдыха. А Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего- либо подходящего, чтобы завернуть её и положить в рюкзак.
- Чего ты носишься с этой банкой,- услышал он. – Брось её в воду – и дело с концом.
Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните.
3 задача
Петя увидел в лесу гнездо, расположенное невысоко от земли. Ему стало интересно узнать, что в нем находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Пете взять их домой, но он этого не сделал.
Подумайте, что Петя сделал неправильно, а когда поступил верно. Объясните.
- Конкурс “Зоологический кроссворд”
По горизонтали:
- Крупное хищное животное с длинной шерстью и толстыми ногами. (Медведь.)
- У какой птицы самый красивый хвост? (Павлин.)
- Животное – символ Индии? (Кобра.)
- Самая крупная змея в мире? (Анаконда.)
- Самая маленькая птица? (Колибри.)
По вертикали:
- Самое быстрое животное суши, преодолевающее короткие расстояния? (Леопард.)
- Самая большая ящерица. (Варан.)
- Кто быстрее всех летает? (Сокол.)
- Какое животное быстрее всех преодолевает большие расстояния? (Антилопа.)
- Хищная птица с коротким клювом и длинными острыми когтями. (Ястреб.)
6. Игра “Подробности”.
1. Может ли лягушка съесть свою кожу? (Да.)
Зачем? (Она меняет кожу 4 раза в год и каждый раз съедает её для пополнения своего организма кожными пигментами.)
2. У кого самое большое сердце? (У жирафа.) Почему? (Чтобы кровь поднималась к голове. Масса сердца 9 кг, длина – 60 см)
3. Чем отличаются лягушки от жаб? (Жабы крупнее, у них сухая бугристая кожа; у лягушек – гладкая, покрыта слизью. Лапы жаб короче, чем у лягушек, поэтому они медлительнее.)
4. Зачем животным хвосты? (“Мухобойка”, индикатор настроения, средство передвижения, заметают следы, согревает и т.д.)
5. Почему насекомые ползут по травинке вверх? (Верхушки трав и полевых цветов мягче, вкуснее, полезнее.)
6. Назовите основное средство защиты зайцев от врагов. (Быстрый бег. Скорость его 80 км /час.)
7. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Муравьи, закупоривают входы в муравейник.)
8. Чем отличаются сталактиты от сталагмитов? (Сталактиты растут сверху вниз, а сталагмиты – наоборот.)
7. Конкурс “Большие гонки”
Зелёная карточка (растения).
- Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение.)
- Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
- Какую траву и слепой знает? (Крапива.)
- Какое дерево в России цветёт последним в году? (Липа.)
- Это растение замачивают, мнут, режут, бьют. (Лён.)
- Целебный цветок – предок всех роз. (Шиповник.)
- Лекарственное растение, растущее вдоль дорог. (Подорожник.)
- Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат.)
- Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята.)
- Самое высокое дерево в мире. (Эвкалипт. 100–110 м.)
- Какое растение считают “Царицей цветов”? (Роза.)
Красная карточка (животный мир).
- Какая рыба названа человеческим именем. (Карп.)
- У какой птицы всего два пальца? (Страус.)
- Как называется лошадиное молоко? (Кумыс.)
- Какие ноги у жирафа длиннее? (Одинаковые.)
- Бывают ли у животных молочные зубы? (Да. У львов, лошадей.)
- У кого каждый день растут зубы? (У бобров и зайцев.)
- Каких животных называют “санитарами леса”? (Волков.)
- Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
- Какая птица является символом мира? (Голубь.)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)
- Кто ни на шаг не отходит от собственного дома? (Улитка.)
- Как называется наука, которая занимается изучением собак? (Кинология.)
- Какие животные спят с открытыми глазами? (Зайцы, т. к. у них короткие веки.)
- Их называют “слугами” земли. (Черви.)
- У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (Пингвины.)
Синяя карточка (география).
- На каком материке нет рек? (Антарктида.)
- Родина бадминтона. (Япония.)
- Родина волейбола? (США.)
- Земля – что это звезда, планета или комета? (Планета.)
- Что есть Солнце? (Звезда.
- С помощью чего люди наблюдают за звездами? (Телескоп.)
- Назовите крупнейший материк Земли. (Евразия.)
- Самое глубокое озеро? (Байкал.)
- По каким горам проходит граница между Европой и Азией? (Уральские горы.)
- Какую реку в России называют “Матушкой – рекой”? (Волгу.)
- Как называется прибор для определения сторон света? (Компас.)
- Уменьшенная модель Земли? (Глобус.)
- Воображаемая точка на земной поверхности, через которую проходит земная ось? (Полюс.)
- Место, из которого вытекает река? (Исток.)
- Место, впадения реки. (Устье.)
III. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики"
Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики ...
Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.
В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...
«Экологическое ассорти» СБОРНИК методических разработок внеклассных экологических мероприятий для учащихся 1-4 классов
Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, учителям экологии, биологии, воспитателям детского сада, занимающихся ...
«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».
В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»....
Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса
Игра – путешествие на экологическом поезде для 4 классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...
«На экологической тропе» (экологический КВН)
Моя методическая разработка...
Конспект занятия кружка "Юный эколог".Экологический марафон"Планета Земля - наш общий дом", посвященный общероссийским дням защиты от экологической опасности.
Занятие проводится с целью привлечения внимания обучающихся к проблемам охраны окружающей природы.В ходе занятия обучающиеся реализуют социально-значимый проект.Детям предлагается совершить путе...