«Развитие математической памяти у младшего школьника»
статья на тему

Елена Николаевна Куркина

Развитие памяти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие математической памяти у младшего школьника»

Память – это процессы запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретённого опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности.

          Под математической памятью надо понимать способность человека запомнить математические объекты, понятия, отношения, рассуждения, действия и т.п. и воспроизводить их в необходимый момент. Без достаточно развитой памяти не может быть успешного изучения математики. Мышление на уроках математики как функция мозга предполагает оперирование математическими понятиями, представлениями, отношениями и т.д. А  это возможно только в случае,  если последние сохранились в памяти. В противном случае нечем оперировать, следовательно, не будет и должного мышления.

ДЛЯ  ПАМЯТИ  ХАРАКТЕРНЫ:

  • Скорость запоминания, т.е. количество повторений, нужное для  удержания информации в памяти.  Объём запоминания – характеристика количества материала,   доступного для воспроизведения через некоторое время после его усвоения.
  • Скорость забывания – время, в течение которого запомнившееся хранится в памяти.
  • Длительность сохранения.
  •  Точность.

ВИДЫ ПАМЯТИ. Память классифицируется по:

Времени сохранения материала:                                                                           - мгновенная ( связана с удержанием точной и полной картины    только что воспринятого органами чувств)  

- кратковременная( для сохранения в памяти на короткий срок)

-долговременная (Хранение в памяти информации на неограниченный срок)  

- генетическая ( информация передаётся по наследству)

Материалу, преобладающему в процессах запоминания:

- двигательная ( запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений)

- слуховая ( это хорошее запоминание  и точное воспроизведение разнообразных звуков, например речевых)

- обонятельная

- осязательная

- эмоциональная

Характеру участия воли в процессах  запоминания и воспроизведения материала:

- непроизвольная ( запоминание происходит автоматически, без усилий со стороны человека

- произвольная ( процесс запоминания требует волевых усилий)

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА:

  • Память постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
  • Преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к её эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных мнемических задач (задач на запоминание), возникающих в ходе учебной деятельности.
  • Хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ученика события его жизни.
  • Эмоциональная память постепенно оказывается недостаточной.
  • Заинтересованность ученика в учёбной деятельности – главное условие для развития памяти.
  • Опора на мышление, использование различных способов и средств запоминания ( группировка материала, смысловое соотнесение, опоры, составление плана) превращает память младшего школьника в высшую психологическую функцию, память ученика из опосредованной и эмоциональной становится логической, смысловой.
  • Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры и средств запоминания
  • Ученики овладевают опосредованным запоминанием, используя письменную речь как знаковое средство.

ФОРМЫ ЗАПОМИНАНИЯ:

- Запечатление.

- Непроизвольное запоминание.

- Произвольное запоминание.

      Зная это, учителю в процессе обучения необходимо учитывать некоторые закономерности запоминания:

  •  запоминание зависит от цели, которую поставил перед собой ученик;
  •  запоминание зависит от способа и средства предъявления материала ( в начальной школе использование наглядности);
  •  запоминание зависит от логической структуры изучаемого материала. Иногда изучение вопроса в той последовательности, как он изложен в учебнике, может оказаться менее эффективным, чем вариант изложения вопроса самим учителем;
  •  запоминание зависит от рациональной организации повторения материала;
  • в запоминании должны участвовать все виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная;
  •  в процессе запоминания большую роль играет самоконтроль;
  •  для улучшения запоминания важно применять различные приёмы.

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ:

  • Приём мысленного составления плана – это составление плана в устной форме в процессе изучения материала. Это может быть составление плана решения задачи, примера и т.д.К данному приёму относится повторение перед решением примеров правил нахождения неизвестных компонентов действий, порядка действий, алгоритма вычислений и т.д.
  • Приём соотнесения – это соотнесение ранее изученного материала с новым материалом. Например: новый материал – 40+20 , а известный материал – 4+2.
  • Приём реконструкции – это преднамеренное равносильное, т.е. без искажения, изменение необходимого запоминания материала. Это может быть изменение порядка объяснения темы урока, изменение решаемой задачи, примера и т.д.
  • Приём выделения смысловых опорных пунктов – в ходе чтения текст мысленно делится на логические части, каждая получает краткое заглавие в виде отдельных слов, выражений. Такие заглавия называют смысловыми опорными пунктами.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

  • «Математические слова». Учитель называет несколько слов: треугольник, отнять, восемь, столько же, пример, математика, четыре, получится – и просит учащихся запомнить из них как можно больше слов. При проверке один ученик произносит слова, другие добавляют. Анализируя количество названных слов, выясняют причины запоминания одних и не запоминания других.
  • «Цепочка слов».Учитель называет три слова, связанных по смыслу: круг, треугольник, квадрат; плюс, минус, равняется; шесть, четыре, два и т.д. Затем учитель снова называет первое слово, а второе и третье слово называют ученики. При анализе подчеркивается, что слова, связанные по смыслу запоминаются легче.
  • «Повтори-ка!» Учитель называет слово(например, пять).Ученик повторяет это слово и добавляет своё другое слово(пять, квадрат). Следующий ученик, перечислив ранее сказанные слова, добавляет своё(пять, квадрат, больше).Тот, кто не может повторить слова, выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется, т.е. у кого лучше память.
  • Зрительный диктант. В течение одной минуты учитель показывает фигуры, числа и т.д. и просит их запомнить. Затем ученики должны повторить эти фигуры, числа и т.д.

     В зависимости от класса все задания имеют разную степень трудности. Все они в основном предназначены для развития внимания, восприятия, зрительной и слуховой памяти.

    Таким образом, развитие математической памяти должно быть целью работы учителя. Учитель должен не только фиксировать умение запоминать. Он прежде всего должен обучать учащихся рациональной технологии запоминания и убедить их в том, что результаты будут получены не сразу, а постепенно.

Литература: Волкова С.И. «Развитие  познавательных способностей детей на уроках математики»

Груденков Я.И. «Совершенствование методики работы учителя на уроках математики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей у младших школьников

Материал будет интересен учителям начальных классов....

Статья развитие математических способностей у младших школьников во внеурочной деятельности

Изучение математических способностей школьников и условий их развития и воспитания является очень значимым для практики обучения в школе, поскольку математика – это один из самых важных предмето...

Развитие математического мышления у младших школьников в процессе изучения задач

Одним из средств организации целенаправленной и систематической работы над развитием младших школьников, формированием математической культуры в процессе изучения начального курса математики есть учеб...

Развитие математического мышления у младших школьников в процессе изучения задач

Одним из средств организации целенаправленной и систематической работы над развитием младших школьников, формированием математической культуры в процессе изучения начального курса математики есть учеб...

Мнемотехника как способ развития произвольной памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Коррекционная работа учителя-дефектолога должна быть направлена на качественные преобразования мнемической функции детей с интеллектуальной недостаточностью, а также на формирование умения использоват...

Проверка уровня развития математической речи у младших школьников

Проведение методики описанной Р. С. Немовым для определения уровня знания математической речи младших школьников...

Проверка уровня развития математической речи у младших школьников

В данном документе проводилась примерная работа уровня развития математической речи на примере моей группы....